Файл: Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (мгюа) и понимая степень преемственности образовательного процесса по дисциплине Теория государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 563

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Предмет и функции теории государства и права

2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук

3. Методология теории государства и права

4. Теории происхождения права

5. Теории происхождения государства

6. Власть и социальные нормы первобытного общества

7. Предпосылки и особенности возникновения государства

8. Предпосылки и особенности возникновения права

9. Власть и ее виды. Государственная власть

10. Понятие государства

11. Сущность и социальное назначение государства

12. Понятие тип государства. Историческая типология

13. Формационный подход

14. Цивилизационный подход

15. Понятие форма государства

16. Форма правления: понятие и классификация

17. Монархическая форма правления

18. Республиканская форма правления

19. Форма государственного устройства: понятие и классификация

20. Унитарное государство

21. Федеративное государство

22. Понятие региональное государство

33. Политическая система общества: понятие и структура

34. Государство в политической системе общества

35. Глобализация и государство

36. Социальные нормы: понятие и классификация

37. Социальные и технические нормы. Юридико-технические нормы

38. Право в системе социальных норм

39. Понятие права

40. Сущность и социальное назначение права

41. Понятие «тип права». Историческая типология

42. Функции права: понятие и классификация

43. Концепции понимания права: исторические версии

44. Правопонимание и теория государства и права15

45. Основные концепции современного правопонимания

46. Источник (форма) права: понятие и классификация

47. Норма права: понятие, структура и классификация

48. Система права: понятие и основные элементы

49. Система законодательства и систематизация законодательства

50. Нормативно-правовой акт: понятие и виды. Изложение норм права в статьях нормативно-правовых актов

51. Предмет и метод правового регулирования

52. Правовой институт

53. Материальное и процессуальное право

54. Публичное и частное право

55. Национальное и международное право

56. Правотворчество: понятие, принципы и стадии

57. Понятие юридической техники

58. Правоотношение: понятие, содержание, виды

59. Юридические факты: понятие и виды

60. Реализация права: понятие и формы

61. Применение права: понятие, субъекты, виды

62. Акты применения права

63. Пробелы в праве и способы их восполнения

64. Правовые коллизии и способы их разрешения

65. Толкование права: понятие, способы, виды. Акты толкования права

66. Понятие правомерного поведения

67. Правонарушение: понятие, виды, юридический состав

68. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания юридической ответственности

69. Правосознание и правовая культура

70. Законность и правопорядок

71. Правовая система: понятие и виды

72. Романо-германская правовая система: исторические основания, признаки и структура

73. Англо-саксонская правовая система: исторические основания, признаки и структура

74. Религиозно-правовые системы: понятие и виды

75. Этико-правовые системы: понятие и виды

76. Системы (обычного) традиционного права: история и современность

77. Механизм правового регулирования

78. Действие нормативно-правовых актов

79. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных актов

80. Права человека

81. Теория правового государства

82. Социальное государство: понятие и функции

83. Модели социального государства: история и современность

85. Проблемы обеспечения государственного суверенитета в условиях глобализации

86. Развитие концепции прав и свобод человека: исторические версии и современные подходы

87. Основные тенденции развития государства

88. Основные тенденции развития права

89. Общество и государство: цензовое государство, кастовое государство, сословное государство, классовое государство

90. Гражданское общество и государство



В-третьих, суверенна, обладает верховенством и единством внутри страны и независимостью вовне. Верховенство государственной власти проявляется прежде всего в том, что выше нее в стране нет другой власти и все обязаны подчиняться власти государства. Она полновластна и самостоятельна. Но в условиях демократии государственному суверенитету предшествует суверенитет народа. Народный суверенитет первичен по отношению к государственному суверенитету. Что касается независимости государственной власти, то она сама решает, вступать ли ей в какие-либо межгосударственные союзы, ассоциации, заключать ли какие-либо договоры, соглашения и др.;

В-четвертых, универсальна, она распространяется на всю территорию страны и все ее население;

В-пятых, обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юридического характера. Государственная власть подкрепляется силой закона, и это позволяет ей делать свои веления обязательными для всех, в том числе и для самой себя. Тем самым государство связывает свою волю издаваемыми им нормами права;

В-шестых, призвана реализовать общественные интересы, консолидировать общество, соблюдать и защищать права и свободы человека.

Таким образом, государственная власть имеет политический характер, так как общество дифференцировалось по интересам, потребностям, которые не одинаковы у различных групп населения, и, чтобы регулировать эти интересы и потребности,государственная власть должна проявлять определенное искусство управления, т. е. осуществлять политику.

10. Понятие государства


Государство-властно политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, социальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающая правовой порядок на определенной территории.

Признаки государства:

1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения

2) территориальная организация населения

3) государственный суверенитет

4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства

5) наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взимание налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и разнообразные нужды государства.

11. Сущность и социальное назначение государства


Сущность государства — главное, основное, определяющее в этом явлении, совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых оно теряет свои особенности, своеобразие. Существует несколько подходов к исследованию этого вопроса.

Существует два основных подхода к трактовке сущности государства.

Первый подход- классовый- состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксисткому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти и осуществляет организационное насилие в отношении других классов общства. Следовательно, государство трактуется, как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура ( господство) экономически господствующего класса.

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно, сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса. Поскольку любое общество состоит из различных групп и слоев населения, которые имеют нередко противоположные и даже антагонистические потребности и интересы, государство обязано всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, опираясь в первую очередь на средства соглашения и компромисса. Такой компромисс не может удовлетворить всех и учесть все интересы. Но он способен устранить противостояние групп и слоев населения и предполагает демократические средства управления обществом взамен насилия и подавления. Рассматриваемый подход к сущности государства обладает несомненными достоинствами по сравнению с классовым.



Во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом.

Во-вторых, он ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия.

В-третьих, подчеркивает ценность для общества государственной организации, поскольку человечество до сих пор не придумало более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей.

Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить, в чем состоит полезность государства для общества. Как справедливо указывается в юридической литературе, «государство – это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом» (проф. В.И. Червонюк). Это организация всего общества, его институт, обслуживающий интересы общества и призванный действовать во имя всеобщего блага. Отсюда вытекает, что главное предназначение государства – служить обществу. В этих целях государство должно:

1) устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до

применения принуждения;

2) обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, умерять эти столкновения и добиваться определенного социального компромисса;

3) обеспечить безопасность общества от преступных посягательств внутри страны, а также от внешних врагов и агрессии;

4) защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве благ, заботиться о социально слабых слоях и группах населения, т. е. быть социальным;

5) выступать интегрирующей общество силой, т. е. добиваться мира и согласия в обществе, заботиться о развитии культуры, образования, искусства, здравоохранения, т. е. быть, по словам И.А. Ильина, «духовной общиной».


Социальное назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой.

12. Понятие тип государства. Историческая типология


Тип государства – общие, системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Типология представляет собой один из видов классификации и вместе с тем ее высшую форму, поскольку в основе типологии лежит группировка государств по одному из самых крупных и высших классификационных критериев – типу государств.

Типология государств – не абстрактная умозрительная конструкция. Она базируется на обобщении большого фактического материала исторического, социологического, правового и иного характера, на выявлении объективных процессов и связей, существующих в конкретном обществе, на анализе особенностей функционирования государственно-правовых явлений и систем.

13. Формационный подход


1. Формационный подход

Формационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.

С позиций формационной теории, тип государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому экономическому базису. То есть тип государства – это тесно взаимосвязанные черты государства, соответствующие определенной классовой структуре общества, которая обусловлена экономическим базисом.

Формационный подход выделяет 4 типа государств:

• рабовладельческое -

• феодальное -

• буржуазное -

• социалистическое –

В современных условиях обнаружилась недостаточность формационного подхода для типологической характеристики ряда государств. В связи с этим формационный подход подвергся критике. Главная его ущербность, как подчеркивается в литературе, состоит в том, что:

1) теория социально-экономических формаций была разработана главным образом на материале европейских стран. Восточные же государства отличались большим своеобразием развития и спецификой экономической и политической организации, поэтому не укладывались в рамки формационной теории;