Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 479

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 1. Психология как профессия
41
– неразличении уровней проблематизации ситуации (выделение главного, отсечение второстепенного, возможные версии развития ситуации во времени);
– примитивизации описания ситуации (выделение малого количе- ства признаков; игнорирование других, зачастую более важных; уста- новление «странных» каузальных связей; игнорировании проблемы количественной несоизмеримости различных параметров ситуации);
– некритичном (нерефлексивном, эклектичном) применении язы- ков описания эмпирических данных. Более того, имеют место затруд- нения в применении соответствующего теоретического багажа. Это приводит к утрате значимых параметров ситуации.
3. Неразличение типов аргументирования – общетеоретического, эм- пирического, формально-логического. Часто имеет место непонимание различий между объяснением как видом каузального утверждения (кото- рое может быть верифицировано «позитивистски» – на основе норм естественных наук) и интерпретацией как поиском, нахождением, «вкла- дыванием» смысла в какую-то ситуацию. При этом не учитывается, что любой «вложенный» смысл имеет право на существование.
4. Неразличение типов и способов логики интерпретации. В частно- сти, логика, задающая рамки применения процедур интерпретации, не отличается от логики самой интерпретации. Игнорируется необходи- мость связывания смысла ситуации с прагматическими (выходящими за рамки этой ситуации) целями, запросами клиента. (Смысл каждой ситуации всегда лежит вне ее, поскольку сама ситуация возникает из запросов, предопределяемых прагматическими целями клиента.)
5. Игнорирование принципиального различия между гуманитар-
ным и естественно-научным знанием. Многие студенты к концу обу- чения становятся «естествоиспытателями», стремящимися анализиро- вать поведение человека на основе причинно-следственных отноше- ний, которые, по их мнению, задаются эмпирической фактологией и проверяются посредством формально-логических процедур. Смысло-
вая детерминация поведения, ценностная причинность, требующие для своего понимания рациональной реконструкции внутреннего ми- ра (в частности, ценностно-смысловой сферы) человека, остаются лишь знаемыми характеристиками поведения другого.
6. Игнорирование необходимости учета «гетерогенности» созна-
ния, двух принципиально различных способов его функционирова-

Введение в профессию (Клиническая психология)
42
ния – аналитического и синтетического. При аналитическом способе имеет место дискретизация – разложение ситуации на элементы, по- следующее построение линейных цепей каузальных связей. При син- тетическом способе понимание ситуации обусловлено выделением определяющих ее характеристик, которые задают как ее тотальное видение, так и последующее выделение других характеристик, их ранжирование по степени значимости. Не учитывается происходящее в этот момент скачкообразное изменение ранга значимости парамет- ров ситуации. Эта гетерогенность не учитывается ни у себя, ни у дру- гих людей, так как субъект соотносит свое видение текущей ситуации со всем содержанием своего сознания (жизненными ценностями, иерархией потребностей, глубинными смыслами и т.д.), что делает очевидными для него и логику рассуждений, и выводы, и способы аргументации. Извлечение же психологом содержаний сознания из сугубо индивидуального, во многом непознаваемого контекста рас- суждений, осмысление происходящего лишь во внешнем смысловом пространстве, каковым является сознание психолога, приводят по- следнего к убеждению, что человек действует совершенно алогично.
Такого рода ошибки приводят к непониманию происходящего, невер- ному приписыванию признаков, домыслам.
1.4. Образ психолога в представлении общества
В определении профессионально значимых качеств психолога наряду с профессиональной компетентностью необходимо учитывать его личностные особенности. Клиент, зачастую не замечая професси- ональности психолога, обращает внимание в первую очередь на пози- цию, занимаемую психологом относительно него, проявление лич- ностных качеств консультанта. Таким образом, личностные характе- ристики психолога становятся важным профессиональным звеном его деятельности, и определение места той или иной особенности прини- мает роль ведущей исследовательской задачи.
Данные, полученные студентами Томского государственного уни- верситета в рамках курса «Основы акмеологии», показали особенно- сти восприятия разными группами населения (выпускники общеобра- зовательных школ, студенты непсихологических специальностей –


Глава 1. Психология как профессия
43
гуманитарные и технические, взрослое население разного уровня об- разования и социального положения) специалистов психологических профессий. Значимость для общества профессии психолог связана с непосредственной заинтересованностью в решении собственных про- блем. Однако возможность принятия поддержки со стороны профес- сионального психолога рассматривают менее половины опрошенных, большинство которых девушки и женщины. Невозможность решения возникающих проблем без участия специалиста обозначила четверть опрашиваемых, отмечая при этом конфиденциальность помощи. При- знание профессии психолог отмечено испытуемыми, имеющими высшее образование или получающие его. Психологическое знание как средство улучшения качества жизни принимается более чем 70% респондентов, но «для личного пользования». Только четверть взрос- лой выборки не станут отговаривать детей от профессии психолог.
Таким образом, несмотря на то что, по данным Всемирной органи- зации здравоохранения, на сегодняшний день теми или иными рас- стройствами психической деятельности в России страдают 20 милли- онов человек (не считая их близких, так или иначе втянутых в данные проблемы), психолог, а тем более клинический психолог, по- прежнему вызывает у населения настороженность.
Член Всероссийского общества психологов, заведующий отделом клинической психологии Научного центра психического здоровья
Российской академии медицинских наук С.Н. Ениколопов объясняет этот факт: история нашей страны была такой, что психология вообще долгие годы не развивалась. Достаточно сказать, что факультеты пси- хологии в Москве и в Петербурге были открыты лишь в 1966 г. Был большой перерыв (больше 30 лет) даже в производстве психологов.
Можно сказать, что «психолог» как профессия – это очень молодая профессия. А «клинический психолог» – еще моложе. Поэтому у большей части наших сограждан нет правильного понимания того, чем занимаются психологи, в чем их отличие от психиатров, кто они, чем занимаются отдельные виды психологов – инженерные, клиниче- ские, спортивные, педагогические и т.д. Единственная, по- настоящему сейчас развернутая большая служба – это служба психо- логов в школе. И, на наш взгляд, как раз эта школьная служба должна была бы сотрудничать с клиническими психологами, потому что именно они выявляют всевозможные психологические проблемы и у


Введение в профессию (Клиническая психология)
44
школьников, и у их родителей, и у учителей. Поэтому они могли бы в школьной ситуации очень сильно продвинуть профилактическую об- разовательную программу, чтобы подрастающее поколение знало, куда обращаться в случае необходимости.
Представления о значимости клинической психологии как об осо- бой специальности доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Чувашского государственного университета
В. Фоминых поясняет простым примером: «…Недавно я пошел в стоматологическую поликлинику. Женщина – доктор наук, професси- онал высокого класса, хирург-стоматолог. Я говорю: «Как вы думае- те, допустим, я очень трушу идти к врачу вырывать зуб или с какой- то другой хирургической проблемой, кто должен оказать пациенту помощь?». «Конечно, – говорит, – я». Я спрашиваю: «А психолог?».
«А я сама – психолог». То есть даже не понимает, о чем речь идет.
Человек испытывает страшный стресс, а она говорит: «Я все сделаю сама…». Депрессия, стрессы, фрустрации. Это же прямые функции психологов – технология снятия стрессов. Клиническая психология как специальность по образованию официально утверждена совсем недавно. И по этой причине, действительно, очень многие обыватели и даже врачи не всегда понимают сути профессиональной деятельно- сти психолога…».
Одной из проблем является непонимание отличий профессий психолог, клинический психолог, психотерапевт, психоаналитик, психиатр.
Сфера деятельности клинического психолога – коренным образом отличается от деятельности врача-психиатра и врача-психотерапевта.
Это две разные вещи. Врач лечит больного. Психолог занимается не лечением. Психолог-клиницист рассматривает пограничные рас- стройства и осуществляет процесс коррекции, регуляции и т.д.
В этом – самое коренное отличие. Врач лечит, психолог корректиру- ет, направляет здорового человека. Психолог чаще всего работает со здоровыми людьми, а врачи – с больными. Кто такой психолог? Это инженер человеческой души. Он лечит тончайшие ее отклонения.
Многие просто не понимают этого и думают, что врач-психотерапевт или врач-психиатр означает психолог. На самом деле врачи- психиатры и психотерапевты имеют недостаточное психологическое образование. Такой специальности, как психотерапевт, вообще нет.

Глава 1. Психология как профессия
45
Есть психиатры. И психиатр уже начинает специализироваться в пси- хотерапии. Это только на Западе базовое медицинское и психологи- ческое образование дается одновременно. В рамках специальности
«клиническая психология» студенты проходят значительный цикл медицинских дисциплин, которые читаются на старших курсах на медицинском факультете. С самого начала они сдают те же базовые дисциплины, что и на медицинском факультете: анатомия ЦНС, фи- зиология ЦНС, физиология анализаторов, психофизиология, нейро- хирургия.
Давно известно, что большинство человеческих несчастий и труд- ностей, такие как болезни, неудачи, одиночество, возникают из-за неверного понимания человеком своей собственной природы, и вследствие этого – ошибочного подхода к самому себе и окружаю- щим людям. Именно психолог помогает преодолеть это непонимание.
Одна из основных задач любого психолога (не только клиническо- го) – чтобы человек осознал не только свои желания или сиюминут- ные проблемы, с которыми он сталкивается, но и смысл своего суще- ствования, свои истинные мотивы поведения. Чтобы он осознал те проблемы, с которыми он сталкивается, решаемы они или нет. Одна из функций психолога – помочь человеку в ориентации в этом жиз- ненном пространстве и в себе самом. Проблемы клинических психо- логов – это во многом помощь в реализации своих жизненных планов и устремлений, в том числе и больных людей. И очень часто, когда говорят о клиническом психологе, используют слово «психотера- певт», но забывают о такой огромной области клинической психоло- гии, как нейропсихология. Это психологи, которые работают с людь- ми после тяжелых черепно-мозговых травм, инсульта, онкологиче- ских заболеваний или заболеваний головного мозга. Например, врачи прооперировали пациента с черепно-мозговой травмой и выясняется, что он частично или полностью потерял речь. Как ее восстановить, как восстановить те функции, которые утеряны человеком, – работа клинических психологов.
Если верить статистике, клинические психологи составляют боль- шинство среди психологов. Так, например, в США около 150 тысяч психологов вообще, из них более 90 тысяч – клинические психологи.
В России профессия «клинический психолог» была узаконена прика- зом Минздрава только в 2000 г. И пока мы, безусловно, очень сильно


Введение в профессию (Клиническая психология)
46
отстаем от западной структуры психологического сообщества. Не только в США, а практически во всех странах Западной Европы кли- нические психологи составляют более 50 процентов психологическо- го сообщества. Они работают и в психиатрических, и в соматических, и в неврологических клиниках, т.е. практически во всех медицинских учреждениях. Также многие клинические психологи становятся су- дебными психологами. Это лучшая подготовка для судебных психо- логов, как экспертов, как людей, которые оказывают помощь полиции в розыске, в работе с жертвами. И плюс к этому – область, о которой очень часто говорится, но у нас она пока никак законодательно не закреплена для клинических психологов, это психотерапия.
Психиатр – это человек с высшим медицинским образованием, врач, в обязанности которого входит помочь человеку через, прежде всего, медикаментозное лечение. Психологическое консультирование в данном случае очень вторично. Психолог и психоаналитик не лечат медикаментозными препаратами. Они лечат словом, советом, идеей, анализом ситуаций. Если разграничить этих представителей профес- сии, то в психологии существует очень много направлений. Напри- мер, психоаналитик принадлежит к психоаналитическому направле- нию. Существует много других направлений, которые опытный пси- холог использует в своей работе в зависимости от проблемы клиента.
Психолог – вне зависимости от направления – должен прежде всего уметь слушать и через определенные наводящие вопросы направлять своего клиента. Психолог не исследует ценности и резоны клиента, не пытается их обсуждать или пересматривать, он стремится лишь к углубленному пониманию и сопереживанию. Ведь Человек всегда нацелен вперед, к росту и развитию, и задача психолога – поддержи- вать это стремление к самоактуализации, все большей независимости и свободе. Психолог способствует самостоятельности в принятии ре- шений, пробуждает чувство ответственности, он личностно причастен к процессу трансформации и роста человека, помогает клиенту изме- нить свои реакции на внешние или внутренние стимулы, снимая нега- тивную проблему.
Существуют болезни, в которых психологический фактор является дополняющим к физиологическому: например, та же язвенная бо- лезнь желудка. В этиологии лежит стресс, но также и нарушение функционирования желудочно-кишечного тракта. Когда мы справля-


Глава 1. Психология как профессия
47
емся со стрессом, язва не уходит, потому что нужно лечить еще и же- лудок. Психологи так же это понимают. Врачи разводят руками – они не могут найти соматическую причину страдания человека.
Еще Фрейд описывал одну из своих первых пациенток: это была молодая женщина, страдающая парезом правой стороны тела и высы- паниями, которые покрывали ее кожу в виде коросты. Когда Фрейд стал с ней работать, он ввел ее через гипноз в состояние детства и об- наружил, что в пятилетнем возрасте, когда шла война и семья должна была эвакуироваться, эту девочку положили в поезде рядом с мальчи- ком, и она увидела, что кожа мальчика покрыта коркой. Она звала маму, но в переполненном вагоне ее не было слышно; девочке при- шлось долго оставаться рядом с больным ребенком. Война заставила ее переключиться на воспоминание, нежели на переживание этой психотравмы. Через несколько лет после стрессовой ситуации про- блема подсознания вышла с застывшим ощущением (парезом) правой половины тела и необъяснимыми проблемами с кожей. Фрейд, по- вторно введя ее в гипноз, заставил ее пережить ситуацию по-другому.
Очень часто на нашу психику действует не столько ситуация, сколько ее интерпретация. Фрейд заставил изменить ситуацию и психотравмы не произошло. Женщина выздоровела. Это хрестоматийный пример, приведенный в книгах, но существует и много других случаев, когда физические страдания человека обусловлены исключительно психо- логическими проблемами. Многие замечают, что когда мы счастливы, влюблены, мы можем порезать руку и даже не заметить этого. А в других случаях маленькая царапина вызывает катастрофическую боль, хочется все забинтовать, посадить себя на больничный и т.д.
Помощь психолога, психотерапевта, психоаналитика полезна практи- чески каждому человеку! Разобраться в себе, освободиться от груза прошлого, найти и развить в себе лучшие человеческие качества.
Всех специалистов-практиков в области психологии и психиатрии можно разделить на две основные категории: специалисты с гумани- тарным образованием и специалисты с образованием медицинским.
Специалисты с гуманитарным образованием – это психологи раз- личных специализаций. Сюда относятся: психолог-консультант, пси- холог-тренер, клинический психолог и многие другие. Все они в обя- зательном порядке должны иметь базовое высшее психологическое образование, а после него – закончить соответствующие курсы повы-