Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2251

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Категории нравственных отношений. К ним можно отнести такие, как нравственное взаимодействие, нравственный конфликт, моральный авторитет, моральная репутация и др. По своей функ­циональной роли нравственные отношения есть выражение взаимо­



1. Научные основы этики


57


действия моральных субъектов. Эти отношения и оцениваются как нравственные потому, что они характеризуются теми или иными моральными оценками: дружественными, товарищескими, довери­тельными, уважительными, лицемерными, злобными, враждебны­ми и т.п.

  1. Категории моральной практики, или функционально-поведен­ческие.
В них находит выражение процесс реализации личностью тех или иных нравственных качеств на практике, в обыденном, по­вседневном поведении. К такого рода категориям, например, отно­сятся: моральный (или аморальный) поступок, моральное воздаяние, моральные последствия и санкции. Через них материализуются такие категории нравственного сознания, как моральный долг, честь, дос­тоинство, героизм или трусость, справедливость или несправедли­вость, верность или измена, благородство или низость, великодушие или жестокость и т.п. В категориях данной группы раскрывается в конечном счете назначение морали как регулятора человеческих отношений.

Рассмотренные особенности, классификация и сущность этиче­ских категорий имеют не только теоретическое, но и общеметодо­логическое значение. Без них, в частности, невозможен анализ профессионально-этических категорий, ибо они по сути дела явля­ются конкретизацией категорий общей этики. Набор этих катего­рий достаточно велик, но мы остановимся только на анализе самых существенных из них, поскольку они занимают большое место в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

  1. Профессиональный долг, честь и совесть — основа нравственных отношений в правоохранительной деятельности

Категория долга — одна из важнейших в этике вообще и среди ка­тегорий профессиональной этики в особенности. Долгэто обще­ственная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носи­тель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности.
Сферу морали с дос­таточным основанием именуют сферой должного. Будь добрым, будь честным, будь справедливым. Будь! В долге, как ни в какой другой категории, силен обязательный побудительный момент. Он не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелитель­ный характер: зовет, требует, настаивает на ее претворении в жизнь.



58


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


Быть человеком долга — значит не только знать его сущность, его
требования, но и следовать этим требованиям на практике.

Многие из великих высоко ценили чувство долга. И. Кант пи-
сал, что долг — это именно то великое, что возвышает человека над
самим собой. «Не забывай долга, — вторит ему А. Блок, — это
единственная музыка. Жизни и страсти без долга нет»1.

Областью, в которой категория долга по-
лучила особенно большое признание, издавна
были сферы военной и правоохранительной
деятельности. Именно там долг, действитель-
ный или мнимый, использовался и использу-
ется как крайне действенная сила, движущая
людьми. Поэтому нередко при преследовании
узкопрагматических или карьеристских целей
возникает соблазн демагогического манипули-
рования этой категорией. Разобраться, где
долг истинный и где ложный, — дело не такое

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   74

А.А. Блок простое.

Служебный долг сотрудника правоохрани­тельных органов, будучи составной частью общественного долга, является нравственным в его объективном и субъективном выраже­нии. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой за­дачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том слу­чае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осоз­наются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

Долг сотрудника правоохранительных органов — это высокая и почетная обязанность, вытекающая из объективных потребностей защиты личности, общества и государства, освященная государст­венно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.

Совпадение доминирующего желания с долгом есть своеобраз­ный апофеоз нравственности. Соотношение объективных требова­ний долга и желаний рассматривается разными учеными по- разному. Некоторые считают, что вообще между должным и желае­мым нет противоречий. Однако каждый человек даже эмпириче­





1 Цит. по: Воронцов В.П. Указ. соч. С. 114.



1. Научные основы этики


59


ским путем приходит к выводу, что это далеко не всегда так. Ко­нечно, личное осознание общественно должного как собственное требование сокращает дистанцию между должным и желаемым, между должным и сущим. Это сближение может быть несомнен­ным, но оно никогда не бывает абсолютным и никогда не стирает определенные противоречия между должным и желаемым.

Вместе с тем неверна и другая крайность, когда долг и желаемое рассматриваются как вечные противоположности, как два полюса, как два взаимоисключающих стремления. Такой крайний взгляд возможен тогда, когда долг выступает как нечто внешнее, чуждое, внутренне невоспринятое. Истина, как это часто бывает, лежит по­средине. Долг и желание — не исключающие друг друга противопо­ложности. Они могут очень сильно сближаться или расходиться, но никогда практически не исключают друг друга.

Задача руководителей, воспитателей и состоит в том, чтобы со­трудники правоохранительных органов видели эту диалектическую связь между долгом и желанием. Долг — это требование общества, коллектива, желаемое — атрибут личности. Важно осознать, что в конечном счете долг работает на достижение желаемого, а желаемое при его правильном понимании ведет к более успешному выполне­нию долга. Человек с высокоразвитым чувством долга может под­няться над своими субъективными желаниями и страстями, под­чинить всего себя требованиям долга, которые как бы растворяют в себе все личное. И таким образом должное становится могучим, несокрушимым желанием, превращается из внешнего во внутрен­нее побуждение личности.

Разлад между долгом и устремлениями и соблазнами личности, между долгом и чувством самосохранения ведет не только к прова­лу порученного дела, но и к самым серьезным последствиям для сотрудника правоохранительных органов, вплоть до собственной гибели. Исковерканная жизнь может стать ценой минутного сомне­ния в необходимости исполнения служебного долга, в справедливо­сти порученного дела.

Категория долга абсолютно несовместима с такими качествами личности, как эгоизм, лживость, жадность, высокомерие, чванство, лицемерие, ханжество и т.п. Они ослабляют моральные силы лич­ности, ее стремление к идеалу, героическому и могут подтолкнуть даже к измене Родине, к предательству, к преступлениям.

Именно так случилось с бывшим офицером ГРУ Пеньковским. Будучи человеком неглупым, обладая организаторскими качествами, он в то же время был тщеславен и честолюбив, а добиваясь постав­ленной цели, мог заискивать и лгать. Не отличался Пеньковский и




60


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


супружеской верностью: свободное время проводил в основном вне дома, имел многочисленные связи на стороне1.

Конечная цель как руководителя-воспитателя, так и самих вос­питываемых, подчиненных — добиться органического взаимодейст­вия между долгом и желаемым.

Нравственность охватывает практически все отношения между людьми, их отношения к государству и обществу. Те же требования, которые предъявляются государством и обществом к человеку в его повседневной жизнедеятельности, нравственность отражает и за­крепляет в нормах общежития, соответствующих определенному идеалу. Нормы морали, воспринятые личностью, становятся ее внутренним побуждением, овладевают чувствами, приобретают силу привычки. Общественная мораль способствует дальнейшему укреп­лению общественного и государственного строя, формирует актив­ную личность.

В процессе формирования личности на нее оказывает влияние оценочная и нормативная сторона морали. Если оценочная сторона сконцентрирована в добре и справедливости, то нормативная — главным образом в долге. Долг — это фокус, через который вся со­вокупность моральных норм непосредственно связывается с прак­тической деятельностью людей. В этом фокусе соединяются в единое целое исходное и производное, оценочное и нормативное, достиг­нутое и перспективное.

В нем теория преобразуется в практику, идея добра и справедли­вости — в могучую материальную силу, моральные принципы и нормы — в реальные действия и поступки. В долге непосредственно проявляется активная природа морали. Она не только придает чет­кую оформленность идее и целям, но и побуждает, требует их дости­жения. Общественный долг, следовательно, можно назвать дейст­вующим сознанием. Он позволяет лучше всего охарактеризовать нравственность личности, так как о людях и их нравственных досто­инствах и недостатках судят, прежде всего, по действиям, поступкам.

Отношение к общественному долгу характеризует не только личность, но и коллектив, и духовные силы общества в целом. В правоохранительных органах придается первостепенное значение долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудни­ков. Механизм поведения сотрудников правоохранительных орга­нов, суть нравственных отношений в их коллективах основывается на трех важнейших факторах:

  • зависимости сотрудника от коллектива, государства и обще­ства, его заинтересованности в общественной поддержке и



1 См.: Кандауров Л. Обвиняется Олег Пеньковский. М., 1993. С. 4—5.



1. Научные основы этики


61


одобрении, находящей эмоциональное выражение в чувстве и муках совести;

  • определенной свободе, независимости сотрудника, которая выражается в возможности выбора той или иной линии пове­дения в пределах объективно определенного спектра возмож­ностей;

  • ответственности сотрудников за результаты и возможные по­следствия «свободы» своих действий, т.е. обязанности каждо­го отдельного сотрудника быть готовым ответить за свой мо­ральный выбор в рамках нравственных норм, формируемых коллективом и обществом.

Нравственный
долг сотрудников правоохранительных органов имеет объективную и субъективную стороны. Объективная определяется потребностью защиты безопасности государства и общества, обес­печения прав и свобод его граждан. Субъективная представляет чет­ко сформированные задачи, поставленные государством перед пра­воохранительными органами: сознательность и ответственность со­трудников при выполнении возложенных на них задач по укреплению правопорядка, защите безопасности государства и об­щества, прав и свобод его граждан; готовность и способность каж­дого сотрудника осознать требования нравственного долга, свое место и роль в общем деле, определить свое внутреннее отношение к долгу, предъявить высокие требования к самому себе.

Определенные задачи правоохранительных органов становятся добровольной и целенаправленной деятельностью, так как они вос­принимаются сотрудниками как справедливые и истинные. Внут­ренний побудительный мотив органически входит в самую суть нравственного долга каждого сотрудника правоохранительных орга­нов как источник его нравственных сил.

Следует заметить, что требования общественного долга едины для всех членов общества. Однако труд сотрудников правоохрани­тельных органов особый. Специфика требований долга обусловлена характером задач, стоящих перед сотрудниками, особенностями организации, своеобразием условий, в которых протекает их дея­тельность. Эта организация требует особой ответственности, орга­низованности и напряжения нравственных и физических сил.