ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2275
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
создает условия правоохранительной деятельности, которая может быть успешной лишь тогда, когда она опирается на справедливые законы, принимаемые органами власти, когда политика государства направлена на развитие общества и всех его членов, что, в свою очередь, ведет к снижению уровня преступности, когда обеспечиваются материальные и духовные условия деятельности правоохранительных органов;
обеспечивает контроль за правоохранительной деятельностью, но всякий контроль становится действенным тогда, когда контролируемый признает нравственное право осуществления этого контроля со стороны контролирующего, т.е. если сами политики нарушают правовые и нравственные нормы, вряд ли они способны наладить работу правоохранительных органов, поэтому только политика, опирающаяся на мораль, в состоянии направлять и корректировать правоохранительную деятельность;
формирует в обществе положительное отношение к правоохранительным органам и их деятельности — никакими политическими требованиями или заявлениями нельзя вызвать у населения уважение к правоохранительным органам, если сама политика государства и деятельность этих органов не отвечают нравственным чувствам масс; нравственная политика всегда найдет отклик у населения и сможет оказать влияние на формирование его положительного отношения к правоохранительным органам.
Нравственное сознание и вообще нравственное формирование личности осуществляется на трех уровнях:
Необходимость изучения нравственных норм и принципов для нравственного формирования личности сотрудника правоохранительных органов всеми признается бесспорной. Это первый уровень формирова
2. Мораль в системе социальной регуляции
105
ния нравственного сознания, который обеспечивается изучением этики в учебных заведениях, на занятиях в системе служебной подготовки, а до этого этические знания приобретаются стихийно из окружающей среды: в семье, в школе, в кругу друзей и знакомых и т.д. К сожалению, довольно широко распространено мнение о том, что этих знаний вполне достаточно для приобретения человеком нравственной культуры. На самом деле здесь закладывается только основа, создаются лишь предпосылки для должного нравственного формирования личности.
По-настоящему подлинное формирование нравственности начинается на втором уровне, когда приобретенные знания преобразуются в нравственные убеждения, когда человек поступает нравственно не потому, что он знает, «что такое хорошо и что такое плохо», а потому, что он убежден, что иначе поступать нельзя, когда он просто не может поступить безнравственно. И именно здесь, на втором уровне нравственного воспитания, огромную роль играет искусство.
Искусство — великий воспитатель, в том числе и воспитатель нравственности. Конечно, на всех уровнях главным воспитателем является жизненный опыт: те жизненные ситуации, в которых мы участвуем, тот нравственный пример, который мы наблюдаем, те ошибки, из которых мы извлекаем уроки. Однако при всем том личный опыт человека узок, ограничен, субъективен. И лишь искусство, в произведениях которого аккумулируется нравственный опыт всех времен и народов, соединенный с высшими духовными идеалами и через них получающий оценку, дает нам всестороннее представление о нравственности. И этот опыт преподносится не умозрительно, не дидактически-наставительно, а проходит через наше сердце, через яркое эмоциональное переживание и именно поэтому остается в нашей душе как свой собственный. Читатель, зритель, слушатель как бы сам становится одним из героев произведения искусства, переживает все ситуации, постигает все краски и звуки так, как будто это приключилось с ним самим, и все пережитое становится навсегда частью его биографии.
Достаточно убедительно показывает связь, существующую между нравственной и эстетической культурой, великий русский критик В.Г. Белинский: «Знание искусства, развитое эстетическое чувство есть условие человеческого достоинства: только при нем возможен ум, только с ним ученый возвышается до мировых идей... только с ним гражданин может сделать из жизни подвиг и не сгибаться под его тяжестью. Без него, без этого чувства нет гения, нет таланта, нет ума — остается один пошлый «здравый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчетов эго
106
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
изма... Эстетическое чувство есть основа добра, основа нравствен-
ности... Где нет владычества искусства, там люди не добродетельны,
а только благоразумны, не нравственны, а только осторожны; они
не борются со злом, а избегают его, избегают не по ненависти ко
злу, а из расчета»1.
Искусство является великим учителем жизни, учителем нравствен-
ности. Его воздействие на человека несопоставимо ни с чем другим,
ибо оно сочетает в себе идеи, право, мораль, религию и политику,
умноженные на гигантскую силу эстетического переживания.
Пожалуй, наиболее ярко описал это замечательное свойство ис-
кусства великий немецкий поэт, драматург и соф-эстетик Фридрих
Шиллер, который так охарактеризовал театр (сказанное можно с
полным основанием отнести ко всем видам искусства): «Когда
справедливость слепнет, подкупленная золотом, и молчит на служ-
бе у порока, когда злодеяния сильных мира сего издеваются над ее
бессилием и страх связывает десницу властей, театр берет в свои
руки меч и весы и привлекает порок к суровому суду. Театр карает
тысячи пороков, оставшихся безнаказанными; тысячи добродете-
лей, о которых умалчивает правосудие, прославляются сценой...
Какими чудесными впечатлениями, решениями, страстями пере-
полняет она душу, какие божественные идеалы выставляет перед
нами для подражания!»2
Остается лишь добавить, что в силу вышеперечисленных свойств
искусство является одним из наиболее эффективных «противоядий»
против профессионально-нравственной дефор-
мации сотрудника.
Характернейшим явлением современной
эпохи, возникающим в качестве прямого следст-
вия демократизации общества, является посте-
пенное умаление командно-административного
принципа в управленческой деятельности и за-
мещение его предприимчивостью и инициатив-
ностью каждого работника, ориентацией прежде
всего на интересы дела, а отсюда резкое повы-
шение значимости такого профессионального
Шшмер
качества, как творческое мышление. Способность
к творческому мышлению стала одним из определяющих критериев
профессиональной ценности специалиста. И особенное значение
1 Белинский В.Г. Ничто о ничем // Собр. соч.: В 9 т. М., 1976. Т. 1. С. 254—255.
2 Шиллер Ф. Театр, рассматриваемый как нравственное учреждение // Собр. соч.: В 7 т. М., 1957. Т. 6. С. 17-18.
2. Мораль в системе социальной регуляции
107
это качество приобретает в тех профессиях, которые по самому своему характеру связаны с возникновением в процессе служебной деятельности нестандартных, нестереотипных, экстремальных ситуаций. Именно такой характер носит практически любая служба в правоохранительных органах, где «нестереотипность» ситуации распространяется и на нравственный компонент.
Наиболее сложным является третий уровень, где вырабатывается умение грамотно осуществлять нравственный выбор в условиях нестандартной, тем более экстремальной ситуации, т.е. в такой ситуации, которая является зачастую типичной в правоохранительной деятельности. Одна из главных трудностей здесь в том, что происходит «конфликт нравственных норм» и «конфликт нравственных приоритетов», как между самими нормами и приоритетами, так и между стереотипными нормами и идеалами и интересами общества, что вынуждает личность самостоятельно, без опоры на известные ему общепринятые нравственные модели поведения, выбирать, какой из нравственных норм отдать предпочтение.
Одним из древнейших кодексов нравственности, нормы которого практически не изменились на протяжении многих веков, являются десять заповедей, содержащихся в Библии. Почти все они сохранили свое значение и до наших дней: не убивай, не кради, не лги, не прелюбодействуй, не будь завистлив и т.д. Но всегда ли им можно следовать в конкретных ситуациях? Еще древние философы- софисты ставили собеседников в тупик, когда те настаивали на аморальности убийства, вынуждая их признать, что убийство чуже- земца-агрессора, стремящегося захватить и поработить Родину, и нравственно и должно. То же и с другими нормами-заповедями. Возьмем кражу — она не только безнравственна, но и преступна. Но разве является безнравственной работа разведчика, вся основанная на краже чужих секретов, если она делается во имя идеалов свободы и прогресса, если она противостоит посягательствам агрессоров на мир и счастье народов? И даже наука этика в иных случаях, как это делает, например, медицинская деонтология — врачебная этика, обязывает переходить к антинормам. Так, в частности, в соответствии с ее канонами, если врач знает, что правда о состоянии больного может навредить ему, врач обязан солгать.
Поэтому в случаях нестандартных ситуаций, когда нет возможности следовать общепринятым нормам, когда при решении нравственной коллизии исключаются стереотипные нравственные модели, человек встает перед необходимостью переходить в систему «других измерений», где ему приходится прибегать к самостоятель
108
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
ному, творческому разрешению данной коллизии. В подобных ситуациях нравственные убеждения, этические знания оказываются недостаточными. И не случайно, когда речь заходит о высокой нравственной культуре, о нравственном воспитании, сразу же вслед за этим встает вопрос о воспитании эстетическом, об искусстве.
Искусство играет огромную, пожалуй, даже исключительную роль в развитии способности творческого мышления. Оно учит не только творчески мыслить, но и вносить элемент творчества в любую человеческую деятельность. Непременным требованием искусства является отражение и анализ еще непознанных явлений и процессов действительности, их специфическое выражение в произведениях искусства.
Благодаря способности художественного осмысления действительности, приобретаемого знанием искусства, развитой художественной культурой, человек получает возможность (наиболее ярко это качество проявляется, конечно, у художника) интуитивно схватывать сущность явлений и процессов, которые еще не получили логического объяснения, которые не познаны наукой. И в этом смысле всякое художественное произведение можно рассматривать как практическое упражнение в раскрытии новых, доселе непознанных принципов, законов, связей реальной действительности, присущих общественным явлениям и человеческим отношениям.
Выше уже говорилось о сложности применения простых норм нравственности в практической деятельности людей, особенно когда идет речь о нестереотипных или экстремальных ситуациях. Искусство является самым интересным учебником подлинно нравственного применения этих норм. Прежде всего потому, что оно учит соотносить поведение не с формальными правилами, а с нравственным идеалом общества. И кроме того, каждое художественное произведение неизбежно содержит нестандартные ситуации и решение этих ситуаций с позиций истинно нравственных. История искусства изобилует случаями, когда нравственное решение ситуации, содержащееся в произведениях искусства, становилось в дальнейшем общей нравственной нормой (возьмем для примера такое произведение, как «Тимур и его команда» А. Гайдара, которое вызвало к жизни тимуровское движение школьников).
Развитию творческого мышления, умению при его посредстве вырабатывать подлинно нравственное решение той или иной проблемы способствует и еще одна специфическая особенность искусства: оно развивает у человека такое необходимое качество, как эстетический вкус.
обеспечивает контроль за правоохранительной деятельностью, но всякий контроль становится действенным тогда, когда контролируемый признает нравственное право осуществления этого контроля со стороны контролирующего, т.е. если сами политики нарушают правовые и нравственные нормы, вряд ли они способны наладить работу правоохранительных органов, поэтому только политика, опирающаяся на мораль, в состоянии направлять и корректировать правоохранительную деятельность;
формирует в обществе положительное отношение к правоохранительным органам и их деятельности — никакими политическими требованиями или заявлениями нельзя вызвать у населения уважение к правоохранительным органам, если сама политика государства и деятельность этих органов не отвечают нравственным чувствам масс; нравственная политика всегда найдет отклик у населения и сможет оказать влияние на формирование его положительного отношения к правоохранительным органам.
-
Мораль и искусство
Нравственное сознание и вообще нравственное формирование личности осуществляется на трех уровнях:
-
изучение нравственных норм и принципов; -
превращение этих «простых норм нравственности» в нравственные убеждения личности; -
приобретение умения творчески применять эти знания и убеждения на практике, т.е. формировать нужную модель поведения применительно к конкретной коллизии, возникшей в процессе жизнедеятельности личности, иными словами, воспитание культуры нравственного мышления.
Необходимость изучения нравственных норм и принципов для нравственного формирования личности сотрудника правоохранительных органов всеми признается бесспорной. Это первый уровень формирова
2. Мораль в системе социальной регуляции
105
ния нравственного сознания, который обеспечивается изучением этики в учебных заведениях, на занятиях в системе служебной подготовки, а до этого этические знания приобретаются стихийно из окружающей среды: в семье, в школе, в кругу друзей и знакомых и т.д. К сожалению, довольно широко распространено мнение о том, что этих знаний вполне достаточно для приобретения человеком нравственной культуры. На самом деле здесь закладывается только основа, создаются лишь предпосылки для должного нравственного формирования личности.
По-настоящему подлинное формирование нравственности начинается на втором уровне, когда приобретенные знания преобразуются в нравственные убеждения, когда человек поступает нравственно не потому, что он знает, «что такое хорошо и что такое плохо», а потому, что он убежден, что иначе поступать нельзя, когда он просто не может поступить безнравственно. И именно здесь, на втором уровне нравственного воспитания, огромную роль играет искусство.
Искусство — великий воспитатель, в том числе и воспитатель нравственности. Конечно, на всех уровнях главным воспитателем является жизненный опыт: те жизненные ситуации, в которых мы участвуем, тот нравственный пример, который мы наблюдаем, те ошибки, из которых мы извлекаем уроки. Однако при всем том личный опыт человека узок, ограничен, субъективен. И лишь искусство, в произведениях которого аккумулируется нравственный опыт всех времен и народов, соединенный с высшими духовными идеалами и через них получающий оценку, дает нам всестороннее представление о нравственности. И этот опыт преподносится не умозрительно, не дидактически-наставительно, а проходит через наше сердце, через яркое эмоциональное переживание и именно поэтому остается в нашей душе как свой собственный. Читатель, зритель, слушатель как бы сам становится одним из героев произведения искусства, переживает все ситуации, постигает все краски и звуки так, как будто это приключилось с ним самим, и все пережитое становится навсегда частью его биографии.
Достаточно убедительно показывает связь, существующую между нравственной и эстетической культурой, великий русский критик В.Г. Белинский: «Знание искусства, развитое эстетическое чувство есть условие человеческого достоинства: только при нем возможен ум, только с ним ученый возвышается до мировых идей... только с ним гражданин может сделать из жизни подвиг и не сгибаться под его тяжестью. Без него, без этого чувства нет гения, нет таланта, нет ума — остается один пошлый «здравый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчетов эго
106
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
изма... Эстетическое чувство есть основа добра, основа нравствен-
ности... Где нет владычества искусства, там люди не добродетельны,
а только благоразумны, не нравственны, а только осторожны; они
не борются со злом, а избегают его, избегают не по ненависти ко
злу, а из расчета»1.
Искусство является великим учителем жизни, учителем нравствен-
ности. Его воздействие на человека несопоставимо ни с чем другим,
ибо оно сочетает в себе идеи, право, мораль, религию и политику,
умноженные на гигантскую силу эстетического переживания.
Пожалуй, наиболее ярко описал это замечательное свойство ис-
кусства великий немецкий поэт, драматург и соф-эстетик Фридрих
Шиллер, который так охарактеризовал театр (сказанное можно с
полным основанием отнести ко всем видам искусства): «Когда
справедливость слепнет, подкупленная золотом, и молчит на служ-
бе у порока, когда злодеяния сильных мира сего издеваются над ее
бессилием и страх связывает десницу властей, театр берет в свои
руки меч и весы и привлекает порок к суровому суду. Театр карает
тысячи пороков, оставшихся безнаказанными; тысячи добродете-
лей, о которых умалчивает правосудие, прославляются сценой...
Какими чудесными впечатлениями, решениями, страстями пере-
полняет она душу, какие божественные идеалы выставляет перед
нами для подражания!»2
Остается лишь добавить, что в силу вышеперечисленных свойств
искусство является одним из наиболее эффективных «противоядий»
против профессионально-нравственной дефор-
мации сотрудника.
Характернейшим явлением современной
эпохи, возникающим в качестве прямого следст-
вия демократизации общества, является посте-
пенное умаление командно-административного
принципа в управленческой деятельности и за-
мещение его предприимчивостью и инициатив-
ностью каждого работника, ориентацией прежде
всего на интересы дела, а отсюда резкое повы-
шение значимости такого профессионального
Шшмер
качества, как творческое мышление. Способность
к творческому мышлению стала одним из определяющих критериев
профессиональной ценности специалиста. И особенное значение
1 Белинский В.Г. Ничто о ничем // Собр. соч.: В 9 т. М., 1976. Т. 1. С. 254—255.
2 Шиллер Ф. Театр, рассматриваемый как нравственное учреждение // Собр. соч.: В 7 т. М., 1957. Т. 6. С. 17-18.
2. Мораль в системе социальной регуляции
107
это качество приобретает в тех профессиях, которые по самому своему характеру связаны с возникновением в процессе служебной деятельности нестандартных, нестереотипных, экстремальных ситуаций. Именно такой характер носит практически любая служба в правоохранительных органах, где «нестереотипность» ситуации распространяется и на нравственный компонент.
Наиболее сложным является третий уровень, где вырабатывается умение грамотно осуществлять нравственный выбор в условиях нестандартной, тем более экстремальной ситуации, т.е. в такой ситуации, которая является зачастую типичной в правоохранительной деятельности. Одна из главных трудностей здесь в том, что происходит «конфликт нравственных норм» и «конфликт нравственных приоритетов», как между самими нормами и приоритетами, так и между стереотипными нормами и идеалами и интересами общества, что вынуждает личность самостоятельно, без опоры на известные ему общепринятые нравственные модели поведения, выбирать, какой из нравственных норм отдать предпочтение.
Одним из древнейших кодексов нравственности, нормы которого практически не изменились на протяжении многих веков, являются десять заповедей, содержащихся в Библии. Почти все они сохранили свое значение и до наших дней: не убивай, не кради, не лги, не прелюбодействуй, не будь завистлив и т.д. Но всегда ли им можно следовать в конкретных ситуациях? Еще древние философы- софисты ставили собеседников в тупик, когда те настаивали на аморальности убийства, вынуждая их признать, что убийство чуже- земца-агрессора, стремящегося захватить и поработить Родину, и нравственно и должно. То же и с другими нормами-заповедями. Возьмем кражу — она не только безнравственна, но и преступна. Но разве является безнравственной работа разведчика, вся основанная на краже чужих секретов, если она делается во имя идеалов свободы и прогресса, если она противостоит посягательствам агрессоров на мир и счастье народов? И даже наука этика в иных случаях, как это делает, например, медицинская деонтология — врачебная этика, обязывает переходить к антинормам. Так, в частности, в соответствии с ее канонами, если врач знает, что правда о состоянии больного может навредить ему, врач обязан солгать.
Поэтому в случаях нестандартных ситуаций, когда нет возможности следовать общепринятым нормам, когда при решении нравственной коллизии исключаются стереотипные нравственные модели, человек встает перед необходимостью переходить в систему «других измерений», где ему приходится прибегать к самостоятель
108
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
ному, творческому разрешению данной коллизии. В подобных ситуациях нравственные убеждения, этические знания оказываются недостаточными. И не случайно, когда речь заходит о высокой нравственной культуре, о нравственном воспитании, сразу же вслед за этим встает вопрос о воспитании эстетическом, об искусстве.
Искусство играет огромную, пожалуй, даже исключительную роль в развитии способности творческого мышления. Оно учит не только творчески мыслить, но и вносить элемент творчества в любую человеческую деятельность. Непременным требованием искусства является отражение и анализ еще непознанных явлений и процессов действительности, их специфическое выражение в произведениях искусства.
Благодаря способности художественного осмысления действительности, приобретаемого знанием искусства, развитой художественной культурой, человек получает возможность (наиболее ярко это качество проявляется, конечно, у художника) интуитивно схватывать сущность явлений и процессов, которые еще не получили логического объяснения, которые не познаны наукой. И в этом смысле всякое художественное произведение можно рассматривать как практическое упражнение в раскрытии новых, доселе непознанных принципов, законов, связей реальной действительности, присущих общественным явлениям и человеческим отношениям.
Выше уже говорилось о сложности применения простых норм нравственности в практической деятельности людей, особенно когда идет речь о нестереотипных или экстремальных ситуациях. Искусство является самым интересным учебником подлинно нравственного применения этих норм. Прежде всего потому, что оно учит соотносить поведение не с формальными правилами, а с нравственным идеалом общества. И кроме того, каждое художественное произведение неизбежно содержит нестандартные ситуации и решение этих ситуаций с позиций истинно нравственных. История искусства изобилует случаями, когда нравственное решение ситуации, содержащееся в произведениях искусства, становилось в дальнейшем общей нравственной нормой (возьмем для примера такое произведение, как «Тимур и его команда» А. Гайдара, которое вызвало к жизни тимуровское движение школьников).
Развитию творческого мышления, умению при его посредстве вырабатывать подлинно нравственное решение той или иной проблемы способствует и еще одна специфическая особенность искусства: оно развивает у человека такое необходимое качество, как эстетический вкус.