Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2278

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




2. Мораль в системе социальной регуляции


109


Не надо думать, что развитый эстетический вкус позволяет че­ловеку лишь более точно и более тонко определять художественную ценность произведения искусства, извлекать из него более широ­кую художественную информацию и испытывать более яркое эсте­тическое переживание (что само по себе, конечно, очень сущест­венно) — его значение гораздо шире. Благодаря развитию вкуса человек обретает способность определять каждое явление действи­тельности, каждый факт человеческого поведения как красивые или некрасивые, как прекрасные или безобразные. Эстетическая оценка является наиболее общеупотребительной, ибо любой человек в каж­дом поступке, даже в каждом жесте, в каждом движении, в каждой произнесенной фразе не хочет показаться некрасивым. Именно по­этому, как показано в главе 1, эстетическая оценка и самооценка предшествуют моральной и служат своеобразным барьером, препят­ствующим личности доводить свои действия до таких форм, когда возникает необходимость в их нравственной оценке. Укажем и на такое свойство развитого вкуса, как возможность интуитивного по­стижения определенной закономерности, гармоничности, «правильно­сти» или же незаконосообразности, дисгармоничности, «неправильно­сти» любого явления —
в нашем случае моральности или аморальности того или иного действия или поступка, когда его невозможно опре­делить, руководствуясь логикой, нормами или правилами. В этих случаях человек обращается к эстетическому идеалу, и, чем более развит его эстетический вкус, тем более точной оказывается его нравственная оценка.

Таким образом, искусство развивает вкус, культуру воображения личности, способность интуитивного постижения сущности явле­ний, переосмысления устаревших принципов, лежащих в основе взглядов и убеждений личности, — словом, всего того, что состав­ляет необходимые условия формирования способности творческого осмысления специфических сторон профессиональной деятельности и окружающей нас социальной действительности. И это свойство искусства благодаря силе его эмоционального воздействия, ясности и простоте усвоения, массовости аудитории не имеет себе равных в преобразовании формального, стереотипного, неразвитого мышле­ния в творческое, продуктивное мышление, способное противостоять давлению на наше сознание и поведение устоявшихся нравствен­ных воззрений и догм, как ложных, так и утерявших право на су­ществование.


Искусство оказывает громадное влияние на формирование эмо­ционально-чувственной сферы сотрудников, на развитие у них куль-



110


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


туры чувств, т.е. способности реагировать на окружающие их явления не только разумом, но и душой, учит их сочувствию, воспитывает в них способность к состраданию, сопереживанию, содействию.
«Как происходит совершенствование знаний, — писал Л.Н. Толстой, — т.е более истинные, нужные знания вытесняют знания ошибочные и ненужные, так точно происходит совершенствование чувств по­средством искусства, вытесняя чувства низкие, менее добрые и ме­нее нужные для блага людей высшими, более добрыми, более нуж­ными для этого блага. В этом назначение искусства»1.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: взаимосвязь искусства и нравственности является
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   74

одной из основных закономерностей на всех исторических этапах духовной культуры об­щества. Искусство оказывает мощное влияние на все сферы дея­тельности человека, но прежде всего на формирование личности, ее нравственных гражданских и профессиональных качеств. И в каж­дой общественно значимой сфере профессиональной деятельности искусство всегда служило эффективным средством формирования конкретного типа личности, ее определенных нравственных устоев, необходимых для успешного выполнения тех или иных служебных задач. Вот почему для каждого сотрудника правоохранительной сферы важно выработать четкую установку на постоянное освоение того художественного богатства, которое накопило человечество за всю историю своего существования.


1 Толстой Л.Н. Поли. собр. соч. М., 1956. Т. 78. С. 67.



Глава О Нравственное содержание правоохранительной деятельности

  1. Нравственная характеристика методов органов правоохраны

Сущность деятельности правоохранительных органов непосредст­венно обнаруживается в их названии: это исполнение важнейшей конституционной обязанности государства — охрана и защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Все остальные их функции — охрана общественного порядка, собственности, борьба с преступностью, пресечение анти­общественных проявлений и др. являются элементами этой важ­нейшей обязанности. И сами правоохранительные органы — одна из главных структур государства, т.е. та властная структура, которая является гарантией права как системы социальных норм и отноше­ний, организующей нормальную жизнедеятельность того или иного общества.

Основными методами
, посредством которых правоохранительные органы осуществляют свою деятельность, являются профилактика правонарушений (т.е. воспитательная работа с гражданами) и прину­дительные санкции, принимающие в крайних случаях форму прямого насилия.
Причем, как это видно из вышеприведенного определения, понятие «властная сила» (т.е. действия, опирающиеся на принужде­ние, на насилие) является основной характеристикой деятельности правоохранительных органов.

Здесь возникает вопрос: может ли быть принуждение, тем более прямое насилие, нравственным? В том, что оно необходимо на данном уровне развития общества, а следовательно, целесообразно и неизбежно, сомнений в принципе не возникает (дискуссии ведут­ся лишь по поводу сфер применения, степени и форм насилия), но что касается моральности насилия, то позитивное или негативное решение этого вопроса уже длительное время и по сегодняшний день разделяет ученых и практиков на два направления: моралист­ское и реалистическое.

Моралистическое направление хорошо известно всем еще со школьной скамьи, когда благодаря творчеству Л.Н. Толстого мы






112


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


познакомились с концепцией «непротивления злу насилием» (ве­рующие знакомятся с ней даже раньше, поскольку она изложена в Нагорной проповеди Иисуса Христа). Эта же концепция лежит в основе движения пацифистов и ряда других, основанных на прин­ципах гуманизма. Подобной точки зрения придерживаются и мно­гие современные ученые, такие как, например, выдающийся фило­соф, социолог и историк XX века Макс Вебер, который утверждает: «С моральной точки зрения принуждение всегда оценивается отри­цательно, даже в тех случаях, когда оно, пожалуй, единственное средство для политики».

Реалистическое направление
исходит из прин- Л ’• ципиального единства права и морали как отра­

жения и выражения всеобщих интересов или же общих интересов тех или иных социальных групп fci . * и классов, которые в этих двух формах приобре­тают нормативное, регулятивное и императивное значение и, следовательно, отличаются друг от друга не по сути, а по механизмам их реализации. В отечественной мысли получило широкое рас­пространение именно реалистическое направле- НН ние, которое полагает принуждение и насилие М. Вебер необходимым компонентом любой формы соци­альной жизнедеятельности. С этой точки зрения говорить о безнравственности насилия — значит оторвать нравст­венность от социальной практики и переместить ее в сферу пустых абстракций. Предельно четко эта позиция сформулирована совре­менным русским философом В.В. Денисовым: «Свое конкретное выражение социальное насилие находит в применении или угрозе применения определенной группой, классом, государством, обще­ственной системой различных форм, методов и средств прямого или косвенного принуждения и подавления (политических, эконо­мических, военных, юридических и т.д.) в отношении других групп, классов, государств, общественных систем... с целью навязывания кому-либо своей воли. Таким образом социальное насилие практи­чески применяется во всех сферах общественной жизни — эконо­мической, политической и духовной».


Однако приведенное определение требует некоторого уточнения. Вся деятельность правоохранительных органов базируется на про­тивостоянии агрессивному злу. Это противостояние осуществляется в двух основных формах: в виде насильственного сопротивления и ненасильственного сопротивления, которое рассматривается в прак­тике служебной деятельности как предпочтительное.


3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности


ИЗ


Если первая форма представляется более или менее ясной, то вторая требует некоторых пояснений. Суть ненасильственного со­противления (которое также в определенной степени является при­нуждением, ибо направлено на навязывание кому-либо своей воли) заключается в переубеждении оппонента, в стремлении заменить его поведенческую установку нравственной и правопослушной. Ра­зумеется, речь в данном случае идет не о свершившемся преступле­нии, а о преступном намерении, о ликвидации конфликтной ситуа­ции, о переориентации личности на социально полезное поведение. Иными словами, речь идет лишь о таких ситуациях, которые нахо­дятся в сфере морали и не перешли еще в сферу права. Для осуще­ствления ненасильственного сопротивления существуют определен­ные правила и приемы. Назовем основные:

  1. следует отказываться от претензии на абсолютную истину и быть готовым к диалогу и компромиссу;

  2. самокритично относиться к своим доводам и поведению, ста­раться обнаружить, что в них могло бы вызвать враждебное отно­шение оппонента;

  3. следует мысленно поставить себя на место оппонента и про­анализировать ситуацию его глазами — это даст возможность по­нять его и помочь ему найти благопристойный выход из ситуации, сохранив свое лицо;

  4. ни в коем случае не выказывать оппоненту своей неприязни, но, наоборот, всячески подчеркивать свое дружелюбие;

  5. быть предельно искренним, не применять никакой лжи, скры­тых намерений, тактических хитростей и т.п.

Конечно, эта форма гораздо сложнее, чем первая. Гораздо проще надеть на человека наручники, чем переубедить его. Тем более, что для этого нужно обладать знанием и логики, и психологии, и культу­ры речи, да и самому надо являться образцом нравственного поведе­ния и общения. Однако нет, наверное, нужды доказывать, насколько эта форма принуждения, которую и принуждением-то можно назвать только условно, эффективнее формы непосредственного насилия.

О насилии можно сказать, что само по себе оно ни нравственно, ни безнравственно. В абстрактном виде оно внеморально.

Его в такой форме можно уподобить ножу: ножом можно убить человека, но можно и вылечить (если он, например, в руках хирур­га). Критерием моральности или аморальности насилия являются цель, во имя которой оно совершается, и средства, при помощи которых оно осуществляется. Цель, направленная на благо, даже если оно достигается насилием, — нравственна при том условии, что и средства будут оптимальны и будут более или менее точно соответствовать характеру этой цели.