ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2279
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
114
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
Таким образом, понятие нравственного не противоречит насилию, а взаимодействует с ним. Иными словами, насилие, так же как и всякое другое деяние, может носить как нравственный, так и безнравственный характер. Этот подход позволяет нам перейти к рассмотрению нравственного содержания правоохранительной деятельности.
Люди, далекие от подлинного представления о деятельности правоохранительных органов, как правило, не задаются вопросом о нравственном содержании этой работы. С точки зрения обывателя, эти подразделения используют лишь средства устрашения и прямого насилия — правового и физического. И, как они полагают, существующие в этой сфере требования — это требования к умению применять эти средства. Они не знают, что в работе сотрудников правоохранительных органов громадную значимость имеют нравственные качества: честность, любовь к людям, справедливость, самоотверженность, смелость, доброжелательность и многие другие, в том числе и чувство высокой ответственности за свои действия перед обществом. Наличие этих качеств у сотрудника служит обязательным мерилом его профессионализма, и на воспитание этих качеств направлены значительные усилия руководителей, работников воспитательных и кадровых аппаратов, служебных коллективов. Требования к этой стороне службы предъявляются как обществом, так и служебными документами, в частности ст. 58 (п. «л») «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», согласно которой работник за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел, увольняется со службы.
Поэтому вполне естественно, что сотрудникам правоохранительных органов постоянно приходится задаваться вопросом, насколько справедливы те или иные их поступки и действия. И по- настоящему профессиональным оказывается тот, кто оценивает свои действия не только с точки зрения закона, но и по чести, и по совести, тот, кто, по выражению В.Г. Белинского, «не хочет счастья и даром», если не может быть уверенным в справедливости своих действий (вспомним, что справедливость — одна из основных категорий и нравственности, и права).
Не хлебом единым жив человек, не только материальными благами, но прежде всего правдой и свободой, совестью и честью, нравственностью и гуманизмом. И те свойства человеческого характера, которые традиционно рассматривались как высокоморальные устои личности, являются неотъемлемой стороной служебной деятельности сотрудника правоохранительных органов, показателем
3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности
115
совершенства его профессионального мастерства, уровня его нравственного и культурного развития.
-
Нравственная сущность служения обществу и государству
Любой человек живет и трудится в обществе, и это не только деятельность живущих ныне людей, стремящихся достичь своих целей. Это и система отношений, сложившихся веками, и принципы общественной нравственности, которые человек обязан учитывать и уважать, и господствующие в этом обществе идеи, теории и взгляды, сопровождающие каждый трудовой процесс. Именно потому положительное мнение о личном составе правоохранительных органов, об их служебной деятельности может получить положительную реакцию, уважение, одобрение и поддержку народа, когда она будет соответствовать духу национальных традиций, нормам нравственности, укоренившимся в обществе, иными словами, если, применительно к реалиям нашей страны, она будет органической частью российского образа жизни, русского менталитета.
Вспомним, на каких началах закладывался российский народный характер. Он формировался на обширных, свободных просторах восточноевропейских равнин. Россияне издревле владели землями, изобильно богатыми. В отличие от западноевропейских и восточных завоевателей, беспрестанно посягавших на российское богатство, Россия на протяжении своей более чем тысячелетней истории почти не вела захватнических войн. Из 538 лет, прошедших после Куликовской битвы до окончания Первой мировой войны, Россия провела в боях 334 года. За это время ей пришлось воевать против различных антирусских союзов, причем одну войну она вела с девятью врагами сразу, две — с пятью, 25 лет — с тремя и 37 — с двумя противниками.
И вместе с тем территория России расширилась не только за счет завоеваний. Молдавские господари и грузинские цари, украинские гетманы и владыки народов Средней Азии, многочисленные народности Сибири и Дальнего Востока не раз просили принять их под высокую руку русского царя. Но на протяжении всей своей истории наш народ не выпускал из рук оружия, отстаивая свою независимость, свои национальные богатства, свой уклад жизни. Да, он был вынужден создать сильное государство, но у его истоков лежало «мирное призвание». И главной ценностью россиянина всегда был мирный труд.
Вот почему одной из господствующих идей национального самосознания в России всегда был патриотизм, любовь к Родине, гордость
116
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
своей страной, ее историей, культурой, глубокое уважение к человеку,
находящемуся, как раньше говорили, на «государевой службе», а ныне —
на службе обществу и государству. И в первую очередь эти чувства
относятся к тем, кто является гарантом мирного образа жизни, га-
рантом общественного спокойствия — армии и правоохранитель-
ным органам. Работники правоохранительных органов должны по-
стоянно помнить, что их деятельность питает одно из высших нрав-
ственных чувств народа — российский патриотизм и что население
нашей страны совершенно справедливо предъявляет к ним повы-
шенные нравственные требования.
Представляя себе правоохранительные
органы как прямое воплощение государст-
венной воли, наши люди совершенно право-
мерно хотят видеть в деятельности сотрудни-
ков этих органов образец государственного
патриотизма, воплощение лучших принципов
общественной нравственности. Д.И. Писарев
писал в статье «Генрих Гейне»: «Готовых
убеждений нельзя ни выпросить у добрых
знакомых, ни купить в книжной лавке. Их
надо выработать процессом собственного
мышления, которое непременно должно со-
вершаться самостоятельно, в нашей собст-
венной голове»1.
В связи с этим следовало бы заметить, что представители прессы, писатели, поэты, художники, артисты не вправе пасовать перед воинствующей пошлостью и цинизмом. Когда на обложке одного из журналов публикуют коллаж — свалку из погон, звезд, орденов, медалей, других знаков воинского отличия — это позор для всех нас, неуважение к людям, несущим государственную службу, неуважение к государству, которое присваивало человеку звание, награждало. И человек имеет право гордиться своими погонами, своими наградами. А глумиться над этим — крайняя степень нравственного падения.
В IV в. до н.э. Аристотель писал, как происходит становление гражданина. В 18 лет юноша приходит на Народное собрание и дает клятву: я буду соблюдать законы, чтить отеческие святыни, буду сражаться за Отчизну, если это необходимо. А потом идет на два года в армию. И лишь после этого становится полноправным гражданином. Уже в древности люди понимали, на чем стоит держава. А сегодня мы видим, как многие упорно отказываются от любых обязанностей перед своим государством: невыгодно, трудно, опасно.
1 Писарев Д.И. Соб. соч. М., 1956. Т. 4. С. 197.
3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности
117
Во всем мире государственная служба менее выгодна, чем пред-
принимательство. Но сознание того, что общество наделило тебя
властью, высокий престиж государственной службы (не говоря уже
о гарантированной пенсии и многочисленных льготах) компенси-
руют определенные материальные издержки. Уважение общества,
почитание «людей государственных» — важнейший показатель ду-
ховного и нравственного здоровья общества, прочности и стабиль-
ности государства.
Конечно, патриотизм не есть исключительное национальное качест-
во россиян. Однако патриотизм в России имеет свою специфику,
которая была зафиксирована и научно разработана в российской фи-
лософской мысли. В отличие от многих стран Запада, где в нацио-
нальном менталитете преобладают логическое связывание понятий,
принципы рационализма, нашедшие в наше время наиболее яркое
воплощение в философии позитивизма и прагматизма, в России по-
лучает преимущество стремление к истине путем понимания цельно-
сти бытия, внутреннего и внешнего, умозрительного и житейского.
В трудах выдающихся русских философов И.В. Киреевского,
К.С. Аксакова, B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева и других подробно
анализируется российское национальное осмысление общественных
отношений. Большое место в их трудах занимает духовный, нравст-
венный, чувственный аспект постижения истины,
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 74
сочетание свободы
и единства людей на основе их любви к одним и тем же абсолютным
ценностям.
Не случайно в трудах русских философов
громадное внимание уделяется попыткам фило-
софского осмысления общества и человека с
позиций православного христианства, которое,
как мы знаем, основано на возвеличивании любви
к ближнему.
Голому рационализму целого ряда предста-
вителей западной философии они противопос-
тавляли концепцию «умного, духовного дея-
ния», определяя духовную сущность русского
человека как стремление к общему благу, к тис-
кам всеобщего добра. «Русский человек, — писал
известный философ Н.О. Лосский, — обладает особенно чутким
различием добра и зла; он зорко подмечает несовершенство всех
наших поступков, никогда не удовлетворяясь ими и не переставая
искать совершенство добра»1. Поэтому именно русской философ-
Н.О. Лосский
1 Лосский И.О. Условия абсолютного добра: основы этики; характер русского народа. М., 1991. С. 241.
118
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
ской мысли присуще обязательное соединение таких категорий, как
«истина» и «справедливость», с категорией «совесть», и именно в
русской духовной культуре, в частности в художественной культуре,
нашло видное место рассмотрение таких проблем, как совесть и
благоразумие, совесть и долг, совесть и правда.
Хотелось бы отметить еще одну черту, присущую российскому на-
циональному самосознанию, русскому патриотизму, — это стремле-
ние к коллективизму. Сейчас, в эпоху проникновения в русскую
культуру чужеродных для русского духа западных идей, многие на-
чинают с усмешкой воспринимать когда-то даже в песне воспетый