Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2279

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



114


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


Таким образом, понятие нравственного не противоречит наси­лию, а взаимодействует с ним. Иными словами, насилие, так же как и всякое другое деяние, может носить как нравственный, так и безнравственный характер. Этот подход позволяет нам перейти к рассмотрению нравственного содержания правоохранительной деятельности.

Люди, далекие от подлинного представления о деятельности правоохранительных органов, как правило, не задаются вопросом о нравственном содержании этой работы. С точки зрения обывателя, эти подразделения используют лишь средства устрашения и прямо­го насилия — правового и физического. И, как они полагают, су­ществующие в этой сфере требования — это требования к умению применять эти средства. Они не знают, что в работе сотрудников правоохранительных органов громадную значимость имеют нравст­венные качества: честность, любовь к людям, справедливость, са­моотверженность, смелость, доброжелательность и многие другие, в том числе и чувство высокой ответственности за свои действия пе­ред обществом. Наличие этих качеств у сотрудника служит обяза­тельным мерилом его профессионализма, и на воспитание этих ка­честв направлены значительные усилия руководителей, работников воспитательных и кадровых аппаратов, служебных коллективов. Требования к этой стороне службы предъявляются как обществом, так и служебными документами, в частности ст. 58 (п. «л») «Поло­жения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», согласно которой работник за совершение проступков, несовмести­мых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным ка­чествам сотрудника органов внутренних дел, увольняется со службы.

Поэтому вполне естественно, что сотрудникам правоохрани­тельных органов постоянно приходится задаваться вопросом, на­сколько справедливы те или иные их поступки и действия. И по- настоящему профессиональным оказывается тот, кто оценивает свои действия не только с точки зрения закона, но и по чести, и по совести, тот, кто, по выражению В.Г. Белинского, «не хочет счастья и даром», если не может быть уверенным в справедливости своих действий (вспомним, что справедливость — одна из основных кате­горий и нравственности, и права).

Не хлебом единым жив человек, не только материальными бла­гами, но прежде всего правдой и свободой, совестью и честью, нравственностью и гуманизмом. И те свойства человеческого харак­тера, которые традиционно рассматривались как высокоморальные устои личности, являются неотъемлемой стороной служебной дея­тельности сотрудника правоохранительных органов, показателем






3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности


115


совершенства его профессионального мастерства, уровня его нрав­ственного и культурного развития.

  1. Нравственная сущность служения обществу и государству

Любой человек живет и трудится в обществе, и это не только дея­тельность живущих ныне людей, стремящихся достичь своих целей. Это и система отношений, сложившихся веками, и принципы об­щественной нравственности, которые человек обязан учитывать и уважать, и господствующие в этом обществе идеи, теории и взгля­ды, сопровождающие каждый трудовой процесс. Именно потому положительное мнение о личном составе правоохранительных ор­ганов, об их служебной деятельности может получить положитель­ную реакцию, уважение, одобрение и поддержку народа, когда она будет соответствовать духу национальных традиций, нормам нрав­ственности, укоренившимся в обществе, иными словами, если, применительно к реалиям нашей страны, она будет органической частью российского образа жизни, русского менталитета.

Вспомним, на каких началах закладывался российский народ­ный характер. Он формировался на обширных, свободных просто­рах восточноевропейских равнин. Россияне издревле владели зем­лями, изобильно богатыми. В отличие от западноевропейских и восточных завоевателей, беспрестанно посягавших на российское богатство, Россия на протяжении своей более чем тысячелетней ис­тории почти не вела захватнических войн. Из 538 лет, прошедших после Куликовской битвы до окончания Первой мировой войны, Россия провела в боях 334 года. За это время ей пришлось воевать против различных антирусских союзов, причем одну войну она вела с девятью врагами сразу, две — с пятью, 25 лет — с тремя и 37 — с двумя противниками.

И вместе с тем территория России расширилась не только за счет завоеваний. Молдавские господари и грузинские цари, украин­ские гетманы и владыки народов Средней Азии, многочисленные народности Сибири и Дальнего Востока не раз просили принять их под высокую руку русского царя. Но на протяжении всей своей ис­тории наш народ не выпускал из рук оружия, отстаивая свою неза­висимость, свои национальные богатства, свой уклад жизни. Да, он был вынужден создать сильное государство, но у его истоков лежа­ло «мирное призвание». И главной ценностью россиянина всегда был мирный труд.

Вот почему одной из господствующих идей национального самосоз­нания в России всегда был патриотизм, любовь к Родине, гордость





116


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


своей страной, ее историей, культурой, глубокое уважение к человеку,
находящемуся, как раньше говорили, на «государевой службе», а ныне —
на службе обществу и государству.
И в первую очередь эти чувства
относятся к тем, кто является гарантом мирного образа жизни, га-
рантом общественного спокойствия — армии и правоохранитель-
ным органам. Работники правоохранительных органов должны по-
стоянно помнить, что их деятельность питает одно из высших нрав-
ственных чувств народа — российский патриотизм и что население
нашей страны совершенно справедливо предъявляет к ним повы-
шенные нравственные требования.

Представляя себе правоохранительные
органы как прямое воплощение государст-
венной воли, наши люди совершенно право-
мерно хотят видеть в деятельности сотрудни-
ков этих органов образец государственного
патриотизма, воплощение лучших принципов
общественной нравственности. Д.И. Писарев
писал в статье «Генрих Гейне»: «Готовых
убеждений нельзя ни выпросить у добрых
знакомых, ни купить в книжной лавке. Их
надо выработать процессом собственного
мышления, которое непременно должно со-
вершаться самостоятельно, в нашей собст-
венной голове»1.

В связи с этим следовало бы заметить, что представители прес­сы, писатели, поэты, художники, артисты не вправе пасовать перед воинствующей пошлостью и цинизмом. Когда на обложке одного из журналов публикуют коллаж — свалку из погон, звезд, орденов, медалей, других знаков воинского отличия — это позор для всех нас, неуважение к людям, несущим государственную службу, неуваже­ние к государству, которое присваивало человеку звание, награждало. И человек имеет право гордиться своими погонами, своими награда­ми. А глумиться над этим — крайняя степень нравственного падения.

В IV в. до н.э. Аристотель писал, как происходит становление гражданина. В 18 лет юноша приходит на Народное собрание и дает клятву: я буду соблюдать законы, чтить отеческие святыни, буду сражаться за Отчизну, если это необходимо. А потом идет на два года в армию. И лишь после этого становится полноправным граж­данином. Уже в древности люди понимали, на чем стоит держава. А сегодня мы видим, как многие упорно отказываются от любых обязанностей перед своим государством: невыгодно, трудно, опасно.






1 Писарев Д.И. Соб. соч. М., 1956. Т. 4. С. 197.





3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности


117


Во всем мире государственная служба менее выгодна, чем пред-
принимательство. Но сознание того, что общество наделило тебя
властью, высокий престиж государственной службы (не говоря уже
о гарантированной пенсии и многочисленных льготах) компенси-
руют определенные материальные издержки. Уважение общества,
почитание «людей государственных» — важнейший показатель ду-
ховного и нравственного здоровья общества, прочности и стабиль-
ности государства.

Конечно, патриотизм не есть исключительное национальное качест-
во россиян. Однако патриотизм в России имеет свою специфику,
которая была зафиксирована и научно разработана в российской фи-
лософской мысли. В отличие от многих стран Запада, где в нацио-
нальном менталитете преобладают логическое связывание понятий,
принципы рационализма, нашедшие в наше время наиболее яркое
воплощение в философии позитивизма и прагматизма, в России по-
лучает преимущество стремление к истине путем понимания цельно-
сти бытия, внутреннего и внешнего, умозрительного и житейского.

В трудах выдающихся русских философов И.В. Киреевского,
К.С. Аксакова, B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева и других подробно
анализируется российское национальное осмысление общественных
отношений. Большое место в их трудах занимает духовный, нравст-
венный, чувственный аспект постижения истины,
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   74

сочетание свободы
и единства людей на основе их любви к одним и тем же абсолютным


ценностям.

Не случайно в трудах русских философов
громадное внимание уделяется попыткам фило-
софского осмысления общества и человека с
позиций православного христианства, которое,
как мы знаем, основано на возвеличивании любви
к ближнему.


Голому рационализму целого ряда предста-
вителей западной философии они противопос-
тавляли концепцию «умного, духовного дея-
ния», определяя духовную сущность русского
человека как стремление к общему благу, к тис-
кам всеобщего добра.
«Русский человек, — писал

известный философ Н.О. Лосский, — обладает особенно чутким
различием добра и зла; он зорко подмечает несовершенство всех
наших поступков, никогда не удовлетворяясь ими и не переставая
искать совершенство добра»1. Поэтому именно русской философ-





Н.О. Лосский


1 Лосский И.О. Условия абсолютного добра: основы этики; характер русского народа. М., 1991. С. 241.



118


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


ской мысли присуще обязательное соединение таких категорий, как
«истина» и «справедливость», с категорией «совесть», и именно в
русской духовной культуре, в частности в художественной культуре,
нашло видное место рассмотрение таких проблем, как совесть и
благоразумие, совесть и долг, совесть и правда.


Хотелось бы отметить еще одну черту, присущую российскому на-
циональному самосознанию, русскому патриотизму, — это стремле-
ние к коллективизму.
Сейчас, в эпоху проникновения в русскую
культуру чужеродных для русского духа западных идей, многие на-
чинают с усмешкой воспринимать когда-то даже в песне воспетый