ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2282
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
принцип: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». А ведь этот
принцип пришел в нашу жизнь из древности. Разве выстояла бы,
разве сохранилась бы Россия в борьбе против нашествия тевтон-
ских псов-рыцарей, татарских орд, наполеоновских полчищ, нако-
нец, против немецко-фашистских захватчиков, если бы мы так свя-
то не чтили заповедь: «Положи живот за други своя».
Воистину был прав писатель Валентин Пи-
куль, когда в одном из своих произведений заме-
тил: «Будем же уважать наше прошлое, ибо без
него все мы — как деревья без корней. Будем
чтить священную память людей из былого вре-
мени — с их нелегкой и сложной судьбой»1.
Вспомним, как живописал эту заповедь уста-
ми Тараса Бульбы Н.В. Гоголь: «Нет уз святее
товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит
свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не
то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но пород-
ниться родством по душе, а не по крови, может
один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но та-
ких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось
не одному помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди!
также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как
дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные
люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить,
как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а
всем, чем дал бог... нет, так любить никто не может!»2
Как видим, российский патриотизм уходит своими корнями в глубь истории, его специфически национальная форма порождена
В. Пикуль
1 Пикуль B.C. Легенда об одном портрете // Миниатюры. М., 1992. С. 302.
2 Гоголь Н.В. Тарас Бульба // Повести. М., 1979. С. 312—313.
3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности
119
теми потрясениями, которые пережило государство Российское за долгий период своего существования. Любовь к Родине, пронзительная ностальгия по отчему дому в скитаниях по чужим краям, почитание своей культуры, своего языка, своих святынь — неотъемлемое качество, характернейшая черта всякого россиянина, качество, воспитываемое в нем с детства и непременно остающееся в его душе на всю жизнь. Таким он воспитывался и в прежние времена, поэтому вполне уместно привести здесь извлечение из учебника истории для народных школ «Наше родное», изданного в 1899 г.: «Наше отечество, наша родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку наши отцы и деды; родиной мы зовем ее потому, что в ней родились, в ней говорят на нашем родном языке и все в ней для нас родное; матерью зовем ее потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать — защищает и бережет нас от всяких врагов, и когда мы умираем, то она же прикроет и кости наши. Много есть на свете кроме России и других разных земель и государств, но одна у человека мать — одна у него Родина».
В связи со всем сказанным выше следует сказать о самых главных особенностях российского национального характера, определяющих общественную жизнь России, управленческие принципы государства, специфику общественной психологии, взаимоотношения людей. Они рассмотрены здесь в качестве примера, ибо эта область общественной жизни и государственной деятельности поистине безгранична. Однако эти примеры имеют целью ориентировать сотрудников правоохранительных органов, обратить внимание на те сферы, которые они обязаны тщательно изучать и учитывать в своей работе для достижения полного соответствия характера своей службы окружающей его социальной действительности, для достижения максимальной эффективности при исполнении возложенных на него обязанностей.
-
Главной сущностью службы является служение закону.
Но при этом следует всегда твердо помнить, что сам по себе закон не является самоцелью, он существует во имя общественного блага. И закон — благо только при том условии, если он осознается обществом как воплощение справедливости, т.е. как воплощение высшего нравственного начала, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность общества и государства. Если же закон начинает восприниматься гражданами как несправедливый, тем более безнравственный и бесчеловечный, то его исполнение производит прямо противоположный, т.е. общественно-дестабилизирующий эффект.
120
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
Почему вопрос здесь поставлен таким образом? Прежде всего потому, что, к сожалению, существует не так уж мало работников правоохранительных органов, которые, думая, что служат закону, исполняют свои обязанности с казенным бездушием, не видя за буквой закона живых людей. Из приведенного выше анализа отчетливо видно, что подобное исполнение служебных обязанностей нередко приводит к недовольству законом, а иногда и к враждебному отношению к внутренней политике государства.
Речь идет в данном случае не о противопоставлении интересов государства и интересов какой-либо личности, не об умалении или пренебрежении требованиями закона. Закон свят. И святая обязанность сотрудника правоохранительных органов ни в каких случаях не поступаться законом. Но если для немца главнейшим принципом общественной жизнедеятельности является «орднунг», т.е. порядок, иными словами, тот же закон, если Христос был распят прежде всего за то, что противопоставлял любовь к людям закону иудейской религии, то для россиянина главным является жизнь «по правде и по совести», и с позиции своих убеждений он ожидает, что закон служит этому же принципу. И одна из главных обязанностей сотрудника правоохранительных органов — исполнять свой служебный долг, иными словами, выполнять веления закона так, чтобы они носили нравственный характер, служили бы претворению в жизнь требований социальной справедливости.
-
Сотрудник правоохранительных органов постоянно находится в сфере нравственного воздействия общества и своей служебной структуры.
С одной стороны, он испытывает воспитательное нравственное воздействие общества, которое формирует его в соответствии с принципами общественной нравственности, а с другой — он своей деятельностью сам оказывает воспитательное воздействие на граждан — положительное, если исполнение им требований закона служит делу социальной справедливости и осознается гражданами как глубоко нравственное, отрицательное, если его действия воспринимаются гражданами как несправедливые и тем самым безнравственные.
Воспитательная служба в правоохранительных органах имеет много аспектов, но нравственное воспитание, куда органически входит воспитание у сотрудников чувства патриотизма и коллективизма, чувства социальной справедливости, уважительности к людям, является главнейшей формой воспитательной работы как руководителей органов и подразделений, так и сотрудников воспитательных и кадровых аппаратов, служебных коллективов.
3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности
121
Следует напомнить, что служба в органах правоохраны выковывает сильные и благородные характеры, достойные всеобщего уважения. В отличие от человека, который или не позволяет себе «не замечать» ничего дурного, или ограничивается внутренним негодованием, настоящий солдат правопорядка при любых обстоятельствах вступает в схватку со злом, поскольку служебные обязанности органически сливаются у него с нравственными требованиями, с жизненной установкой.
Сегодня, как никогда, актуально звучит годами выработанное правило для каждого командира: «Руководить — значит воспитывать». И прежде всего на примерах мужества, самоотверженности, благородства, высоких деловых и нравственных качеств лучших сотрудников, и на этой основе формировать у молодого пополнения чувство гордости за свою профессию, стремление приумножить ратные и трудовые традиции. Каждый руководитель обязан знать педагогическую аксиому: личный пример, который он подает своим поведением, является своеобразным «наглядным пособием» в воспитании коллектива.
-
Важно уметь правильно ориентироваться в таких аспектах, как специфика социальных механизмов функционирования традиций в различных сферах нашего общества, проблемах упрочения, воспроизводства и развития традиций.
Традиции —
это не только прошлое, но это и сегодняшний день, характерные черты, дела и поступки тех, кому народ доверил охрану своего мирного труда и покоя. Традиции — это нормы поведения, созданные делами передовиков службы, отличников, лучших сотрудников правоохранительных органов. Их воспитательное значение состоит в том, что они помогают личному составу познать героические подвиги и благородные поступки старшего поколения, прочувствовать славный путь, пройденный подразделениями правоохранительных органов, проникнуться уважением к трудной, но почетной службе в них. Они способствуют укреплению дисциплины и повышению результативности работы в борьбе с преступностью. Известно, что традиции делятся на патриотические, интернациональные, боевые, героические, служебные. И все они обеспечивают передачу основных социальных ценностей не через бездумный механизм подражания, а через усвоение многострадального опыта отцов. Этот процесс усвоения не имеет ничего общего с назидательностью. Это живое, эмоциональное проецирование настоящего на экран прошлого, все лучшее, что отстаивало старшее поколение в кровопролитных боях. «Вот пришел час, который решит судьбу
122
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
Отечества, — обращался Петр I к русским воинам перед Полтавской битвой. — И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, за свой род. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе»1.
В известном смысле можно утверждать, что только то воспитание и будет фундаментальным, которое «настояно» на традициях.
Особый интерес вызывает изучение воинских подвигов. Здесь применимо так называемое «прикосновения к подвигу». В разных концах нашей огромной страны зафиксировано множество подвигов, в том числе и таких, когда «страна прикажет быть героем...» Разумеется, что такой «приказ» может реализоваться только в романтически подготовленной душе, — именно эта романтика подвига, самоотверженного героизма и становится эмоциональным фактором формирования духовного мира личности солдата правопорядка.
В совершенствовании и развитии традиций огромную роль играют
дворцы культуры. Талантливые и одержимые культпросветработники стоят в первых рядах воспитателей солдат правопорядка. Немалый вклад в это внес заслуженный работник культуры России, начальник Дворца культуры ГУВД Москвы Анатолий Алексеевич Епишин, певец, композитор, режиссер, руководитель ансамбля «Горница» Владимир Уфимцев и многие другие, благодаря которым в самые широкие профессиональные слои проникает один из величайших в мире воспитателей — искусство. Именно к таким людям можно отнести слова В.О. Ключевского: «Неизвестно, каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов — тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начинать сначала»2.
Неудивительно, что значительную роль в формировании нравственно-патриотических установок сотрудников играют музеи. Более ста музеев системы МВД России ведут пропаганду славных боевых и трудовых традиций солдат правопорядка, укрепляя тем самым связи сотрудников с населением. Центральный музей МВД России (Москва, Селезневская ул., 11) был открыт 4 ноября 1981 г. в старинном здании, известном как «Сущевская часть». Здесь хранятся подлинные документы, боевые награды, фотографии, личные вещи,
1 История Петра Великого. М.: РООССА, 2007. С. 88.
2 Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. М.: Мысль, 1987. Т. IV. С. 80.
3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности
123
рассказывающие о тех, кто стоял у истоков создания правоохра-
нительных органов, боролся с преступностью в 1920-е годы, годы
Великой Отечественной войны, о тех, кто поддерживает правопо-
рядок сегодня.
Для понимания воспитательного значения музеев сошлемся на
выдержку хранящегося в фонде Краснодарского краеведческого
музея письма минера, старшины милиции Василия Ильича Воро-
нина, который, находясь в лагере смертников, нашел силы напи-
сать обращенные в будущее пламенные слова: «Я сделал для сча-
стья и свободы народа все, что было в моих силах. И безмерно
удовлетворен тем, что в нашей победе будет доля и моего личного
мужества».
Экскурсоводы музея знакомят молодых сотрудников с его экс-
понатами, рассказывают об истории органов внутренних дел, о
подвигах во имя защиты интересов людей, безукоризненном вы-
полнении требований присяги. Здесь же в
музее проводится церемония посвящения в
сотрудники органов внутренних дел. Из рук
ветеранов, передовиков службы вручается
молодому пополнению табельное оружие,
форма одежды, удостоверения, памятные су-
вениры, цветы.
Продолжая тему традиций, следует сказать
и о том, что в целом ряде органов и подраз-
делений внутренних дел накоплен значитель-
ный
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 74