Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2282

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

принцип: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». А ведь этот
принцип пришел в нашу жизнь из древности. Разве выстояла бы,
разве сохранилась бы Россия в борьбе против нашествия тевтон-
ских псов-рыцарей, татарских орд, наполеоновских полчищ, нако-
нец, против немецко-фашистских захватчиков, если бы мы так свя-
то не чтили заповедь: «Положи живот за други своя».

Воистину был прав писатель Валентин Пи-
куль, когда в одном из своих произведений заме-
тил: «Будем же уважать наше прошлое, ибо без
него все мы — как деревья без корней. Будем
чтить священную память людей из былого вре-
мени — с их нелегкой и сложной судьбой»1.

Вспомним, как живописал эту заповедь уста-
ми Тараса Бульбы Н.В. Гоголь: «Нет уз святее
товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит
свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не
то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но пород-
ниться родством по душе, а не по крови, может

один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но та-
ких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось
не одному помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди!
также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как
дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные
люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить,
как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а
всем, чем дал бог... нет, так любить никто не может!»2

Как видим, российский патриотизм уходит своими корнями в глубь истории, его специфически национальная форма порождена





В. Пикуль


1 Пикуль B.C. Легенда об одном портрете // Миниатюры. М., 1992. С. 302.


2 Гоголь Н.В. Тарас Бульба // Повести. М., 1979. С. 312—313.





3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности


119


теми потрясениями, которые пережило государство Российское за долгий период своего существования. Любовь к Родине, пронзи­тельная ностальгия по отчему дому в скитаниях по чужим краям, почитание своей культуры, своего языка, своих святынь — неотъ­емлемое качество, характернейшая черта всякого россиянина, каче­ство, воспитываемое в нем с детства и непременно остающееся в его душе на всю жизнь. Таким он воспитывался и в прежние вре­мена, поэтому вполне уместно привести здесь извлечение из учеб­ника истории для народных школ «Наше родное», изданного в 1899 г.: «Наше отечество, наша родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку наши отцы и деды; родиной мы зовем ее потому, что в ней родились, в ней говорят на нашем родном языке и все в ней для нас родное; мате­рью зовем ее потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать — защищает и бе­режет нас от всяких врагов, и когда мы умираем, то она же прикроет и кости наши. Много есть на свете кроме России и других разных земель и государств, но одна у человека мать — одна у него Родина».

В связи со всем сказанным выше следует сказать о самых главных особенностях российского национального характера, определяющих общественную жизнь России, управленческие принципы государст­ва, специфику общественной психологии, взаимоотношения людей. Они рассмотрены здесь в качестве примера, ибо эта область обще­ственной жизни и государственной деятельности поистине безгра­нична. Однако эти примеры имеют целью ориентировать сотрудни­ков правоохранительных органов, обратить внимание на те сферы, которые они обязаны тщательно изучать и учитывать в своей работе для достижения полного соответствия характера своей службы ок­ружающей его социальной действительности, для достижения мак­симальной эффективности при исполнении возложенных на него обязанностей.

  1. Главной сущностью службы является служение закону.

Но при этом следует всегда твердо помнить, что сам по себе закон не явля­ется самоцелью, он существует во имя общественного блага. И за­кон — благо только при том условии, если он осознается общест­вом как воплощение справедливости, т.е. как воплощение высшего нравственного начала, обеспечивающего нормальную жизнедея­тельность общества и государства. Если же закон начинает воспри­ниматься гражданами как несправедливый, тем более безнравствен­ный и бесчеловечный, то его исполнение производит прямо проти­воположный, т.е. общественно-дестабилизирующий эффект.



120


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


Почему вопрос здесь поставлен таким образом? Прежде всего потому, что, к сожалению, существует не так уж мало работников правоохранительных органов, которые, думая, что служат закону, исполняют свои обязанности с казенным бездушием, не видя за буквой закона живых людей. Из приведенного выше анализа отчет­ливо видно, что подобное исполнение служебных обязанностей не­редко приводит к недовольству законом, а иногда и к враждебному отношению к внутренней политике государства.

Речь идет в данном случае не о противопоставлении интересов государства и интересов какой-либо личности, не об умалении или пренебрежении требованиями закона. Закон свят. И святая обязан­ность сотрудника правоохранительных органов ни в каких случаях не поступаться законом. Но если для немца главнейшим принци­пом общественной жизнедеятельности является «орднунг», т.е. по­рядок, иными словами, тот же закон, если Христос был распят прежде всего за то, что противопоставлял любовь к людям закону иудейской религии, то для россиянина главным является жизнь «по правде и по совести», и с позиции своих убеждений он ожидает, что закон служит этому же принципу. И одна из главных обязанно­стей сотрудника правоохранительных органов — исполнять свой служебный долг, иными словами, выполнять веления закона так, чтобы они носили нравственный характер, служили бы претворе­нию в жизнь требований социальной справедливости.

  1. Сотрудник правоохранительных органов постоянно находится в сфере нравственного воздействия общества и своей служебной струк­туры.

С одной стороны, он испытывает воспитательное нравст­венное воздействие общества, которое формирует его в соответст­вии с принципами общественной нравственности, а с другой — он своей деятельностью сам оказывает воспитательное воздействие на граждан — положительное, если исполнение им требований зако­на служит делу социальной справедливости и осознается граждана­ми как глубоко нравственное, отрицательное, если его действия воспринимаются гражданами как несправедливые и тем самым без­нравственные.

Воспитательная служба в правоохранительных органах имеет много аспектов, но нравственное воспитание, куда органически вхо­дит воспитание у сотрудников чувства патриотизма и коллективиз­ма, чувства социальной справедливости, уважительности к людям, является главнейшей формой воспитательной работы как руководи­телей органов и подразделений, так и сотрудников воспитательных и кадровых аппаратов, служебных коллективов.





3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности


121


Следует напомнить, что служба в органах правоохраны выковы­вает сильные и благородные характеры, достойные всеобщего ува­жения. В отличие от человека, который или не позволяет себе «не замечать» ничего дурного, или ограничивается внутренним негодо­ванием, настоящий солдат правопорядка при любых обстоятельст­вах вступает в схватку со злом, поскольку служебные обязанности органически сливаются у него с нравственными требованиями, с жизненной установкой.

Сегодня, как никогда, актуально звучит годами выработанное правило для каждого командира: «Руководить — значит воспиты­вать». И прежде всего на примерах мужества, самоотверженности, благородства, высоких деловых и нравственных качеств лучших со­трудников, и на этой основе формировать у молодого пополнения чувство гордости за свою профессию, стремление приумножить ратные и трудовые традиции. Каждый руководитель обязан знать педагогическую аксиому: личный пример, который он подает своим поведением, является своеобразным «наглядным пособием» в вос­питании коллектива.

  1. Важно уметь правильно ориентироваться в таких аспектах, как специфика социальных механизмов функционирования традиций в различных сферах нашего общества, проблемах упрочения, воспроизвод­ства и развития традиций.

Традиции —

это не только прошлое, но это и сегодняшний день, характерные черты, дела и поступки тех, кому народ доверил охрану своего мирного труда и покоя. Традиции — это нормы по­ведения, созданные делами передовиков службы, отличников, луч­ших сотрудников правоохранительных органов. Их воспитательное значение состоит в том, что они помогают личному составу познать героические подвиги и благородные поступки старшего поколе­ния, прочувствовать славный путь, пройденный подразделениями правоохранительных органов, проникнуться уважением к трудной, но почетной службе в них. Они способствуют укреплению дисцип­лины и повышению результативности работы в борьбе с преступно­стью. Известно, что традиции делятся на патриотические, интерна­циональные, боевые, героические, служебные. И все они обеспечивают передачу основных социальных ценностей не через бездумный механизм подражания, а через усвоение многострадального опыта отцов. Этот процесс усвоения не имеет ничего общего с назида­тельностью. Это живое, эмоциональное проецирование настоящего на экран прошлого, все лучшее, что отстаивало старшее поколение в кровопролитных боях. «Вот пришел час, который решит судьбу



122


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


Отечества, — обращался Петр I к русским воинам перед Полтав­ской битвой. — И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, за свой род. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе»1.

В известном смысле можно утверждать, что только то воспита­ние и будет фундаментальным, которое «настояно» на традициях.

Особый интерес вызывает изучение воинских подвигов.
Здесь применимо так называемое «прикосновения к подвигу». В разных концах нашей огромной страны зафиксировано множество подви­гов, в том числе и таких, когда «страна прикажет быть героем...» Разумеется, что такой «приказ» может реализоваться только в ро­мантически подготовленной душе, — именно эта романтика под­вига, самоотверженного героизма и становится эмоциональным фактором формирования духовного мира личности солдата право­порядка.

В совершенствовании и развитии традиций огромную роль иг­рают
дворцы культуры. Талантливые и одержимые культпросветра­ботники стоят в первых рядах воспитателей солдат правопорядка. Немалый вклад в это внес заслуженный работник культуры России, начальник Дворца культуры ГУВД Москвы Анатолий Алексеевич Епишин, певец, композитор, режиссер, руководитель ансамбля «Горница» Владимир Уфимцев и многие другие, благодаря которым в самые широкие профессиональные слои проникает один из вели­чайших в мире воспитателей — искусство. Именно к таким людям можно отнести слова В.О. Ключевского: «Неизвестно, каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов — тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начинать сначала»2.

Неудивительно, что значительную роль в формировании нравст­венно-патриотических установок сотрудников играют музеи. Более ста музеев системы МВД России ведут пропаганду славных боевых и трудовых традиций солдат правопорядка, укрепляя тем самым свя­зи сотрудников с населением. Центральный музей МВД России (Москва, Селезневская ул., 11) был открыт 4 ноября 1981 г. в ста­ринном здании, известном как «Сущевская часть». Здесь хранятся подлинные документы, боевые награды, фотографии, личные вещи,


1 История Петра Великого. М.: РООССА, 2007. С. 88.


2 Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. М.: Мысль, 1987. Т. IV. С. 80.





3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности


123


рассказывающие о тех, кто стоял у истоков создания правоохра-
нительных органов, боролся с преступностью в 1920-е годы, годы
Великой Отечественной войны, о тех, кто поддерживает правопо-
рядок сегодня.

Для понимания воспитательного значения музеев сошлемся на
выдержку хранящегося в фонде Краснодарского краеведческого
музея письма минера, старшины милиции Василия Ильича Воро-
нина, который, находясь в лагере смертников, нашел силы напи-
сать обращенные в будущее пламенные слова: «Я сделал для сча-
стья и свободы народа все, что было в моих силах. И безмерно
удовлетворен тем, что в нашей победе будет доля и моего личного
мужества».

Экскурсоводы музея знакомят молодых сотрудников с его экс-
понатами, рассказывают об истории органов внутренних дел, о
подвигах во имя защиты интересов людей, безукоризненном вы-

полнении требований присяги. Здесь же в
музее проводится церемония посвящения в
сотрудники органов внутренних дел. Из рук
ветеранов, передовиков службы вручается
молодому пополнению табельное оружие,
форма одежды, удостоверения, памятные су-
вениры, цветы.

Продолжая тему традиций, следует сказать
и о том, что в целом ряде органов и подраз-
делений внутренних дел накоплен значитель-
ный
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   74