Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2281

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
опыт наставничества. В практику работы
городских и районных отделов внутренних
дел Российской Федерации прочно вошла
традиция закрепления за каждым вновь при-
нятым сотрудником наставника из числа от-
личников службы. В воспитании молодежи

исключительно большое значение имеют личный пример настав-
ника, его деловые, политические и просто человеческие качества,
всегда вызывающие желание подражать неформальному лидеру,
походить на него.

Кроме того, всячески пропагандируются династические тради­ции семей, которые свою трудовую биографию связали с благород­ным делом обеспечения правопорядка и безопасности граждан страны. Это один из путей укрепления, развития и повышения ав­торитета органов внутренних дел.





Скульптура «Горо­довой» (скульптор А.С. Чаркин)



124


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


В добавление к сказанному приведем такой пример. 27 мая 1998 г.
в Санкт-Петербурге на ул. Малая Конюшенная по проекту заслу-
женного художника Российской Федерации А.С. Чаркина установ-
лена скульптура «Городовой».

Прообраз городового — хозяина города появился в Санкт-
Петербурге 280 лет назад по высочайшему указу Петра Великого.
Градские стражники в красивой небесно-голубой форме вышли на
улицы северной столицы 27 мая 1718 г. для поддержания порядка
и благочиния. В любое время суток, в любую погоду городовые
всегда находились на посту, готовые прийти на помощь человеку,
попавшему в беду.

Сегодня по Невскому проспекту патрулируют молодые, подтяну-
тые парни в новой форме — городовые новой формации. 250 лучших
сотрудников из всех районных управлений внутренних дел, прошед-
шие хорошую специальную и физическую подготовку, составляют
элитную часть патрульно-постовой службы ГУВД Санкт-Петербурга
и Ленинградской области — службу городовых.

Возвращение к историческим формам
охраны общественного порядка — инсти-
туту городовых — стало связующим зве-
ном на пути сохранения и приумножения
нравственных традиций сотрудников пра-
воохранительных органов России прош-
лого и настоящего.

Однако, к сожалению, бывает и так, что в
клубах гаснут люстры, приспускаются бое-
вые знамена. Сотрудники провожают в по-
следний путь своих погибших товарищей.

Погибнуть в мирное время. Что может
быть трагичнее этого? Но если жизнь от-
дана за людей твоей Родины, ради унич-
тожения зла, которое мешает спокойно
жить и трудиться, растить детей, — честь
и слава этим сотрудникам. Вот почему в
Москве на Трубной площади открыт па-
мятник «Благодарная Россия — солдатам
правопорядка, погибшим при исполнении
служебного долга». Величественную ко-
лонну венчает образ Георгия Победонос-

ца — символ борьбы добра со злом. Автор памятника — народный
художник России, скульптор А.А. Бичуков.

Сооружение памятника стало всенародным признанием заслуг сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутрен­них войск, которые ценой своей жизни подтвердили беззаветную преданность Отечеству, верность Присяге и закону.






Пьета. Барельеф к памятнику «Благодарная Россия — солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга» (1994)





3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности


125


Одним из важнейших субъектов нравственного воспитания личного состава, бесспорно, являются Советы ветеранов
органов, учреждений, подразделений внутренних дел. Обладая колоссальным служебным и жизненным опытом, к тому же нередко приобретен­ным в боевых условиях и чрезвычайных ситуациях, ветераны несут в ряды молодых сотрудников слова правды, верности Присяге и служебному долгу, любви к Отечеству и заботы о человеке. Участие ветеранов в служебной деятельности, в роли кураторов или настав­ников, в массовых торжествах, посвященных государственным или ведомственным праздникам, в различных ритуалах делает их особо значимыми и запоминающимися. Погоны или табельное оружие, полученные из рук ветерана родного учреждения, подразделения или органа внутренних дел с его напутствием и рукопожатием при­обретают особый смысл. Участие ветеранов в «уроках мужества», работе различных комиссий, в Советах наставников, судах чести и т.д. наполняет их нравственным содержанием, благотворно влияет на моральное состояние личного состава.

Новый импульс к активизации роли ветеранов в нравственном воспитании молодых сотрудников дал Приказ МВД Российской Федерации «О дальнейшем совершенствовании взаимодействия органов и подразделений системы МВД России с ветеранскими организациями органов внутренних дел и внутренних войск МВД России» от 3 ноября 2006 г. № 875. Данным Приказом существен­но повышен статус руководителей ветеранских организаций. Они включаются в состав коллегий, членов оперативных совещаний и ученых советов. Их стали назначать помощниками крупных руко­водителей по работе с ветеранами. Рекомендовано включать вете­ранов в состав групп, выезжающих на места для контроля и ока­зания помощи.

    1. Уважение закона — понятие нравственное

Особое внимание следует обратить на нерушимое соблюдение за­конности, высокую культуру в работе. Это важнейшие параметры, высокие критерии оценки воспитания. Весь стиль и содержание работы в каждом звене правоохранительных органов должны быть пронизаны высочайшим уважением к человеку, неустанной заботой об охране интересов общества и государства, законных прав труже­ника. Точное и неуклонное осуществление законов всеми и повсе­местно — именно так ставится вопрос. Ни один виновный не дол­жен уйти от ответственности, ни один невиновный не должен быть ущемлен в правах. Это старое правило никто не должен забывать.



Абсолютное большинство сотрудников служит образцом дисци­плины, добросовестности, принципиальности и высокого долга в



126


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


отстаивании требований законов, простоты и скромности в личной жизни. И люди воспринимают это как должное. Но малейшее заб­вение чести и долга, злоупотребление властью, непомерные амби­ции, неуместное и показное служебное рвение вызывают резко не­гативное отношение, порождают серьезные эксцессы, пятнают честь и доброе имя правоохранительного органа.

Правоохранительные органы наделены большой властью, и силу этой власти они черпают в законе, в преданности долгу и справедливости.
Именно это укрепляет поддержку и уважение населения. Но чело­век не простит бестактности, хамства, злоупотреблений властью, грубости и произвола. Кто этого не хочет или не может понять, тот не работник для правопорядка.

Укрепление законности, повышение служебной культуры — это первейшая забота каждого руководителя, воспитательного и кадро­вого аппарата. Идеологическая, воспитательная работа повсеместно должна подкрепляться вниманием к людям, условиям их труда и быта. Если ради производства или под любыми служебными пред­логами отодвигать на второй план заботу о нуждах людей, то в ито­ге пострадают не только люди, но и само дело.

Независимо от личных политических пристрастий каждый со­трудник должен быть сторонником политики, которую проводит власть через закон. Он служит закону — закону о безопасности, закону об общественном порядке, закону об обороне, закону о не­прикосновенности наших границ, закону о правах личности наших граждан и т.д. Это тоже одна из граней нашего патриотизма — слу­жение закону, уважение закона.

К сожалению, в обществе наблюдаются и иные настроения. За­кон нередко попросту игнорируют на любых уровнях. А вот англи­чане, например, до сих пор считают своим основным законом Великую хартию вольностей 1215 г. Если это и консерватизм, то не мешало бы нам поучиться подобному консерватизму.

Поскольку уважение закона — основа государственности во все времена, было бы уместным обратить внимание на взгляды выдаю­щегося русского философа B.C. Соловьева, который, в частности, отмечал: «В самом существе безусловного нравственного начала как заповеди или требования совершенства, еще не достигнутого, уже заключается признание относительного элемента нравственности — именно необходимых реальных условий достижения. Сравнитель­ное преобладание этой относительной стороны образует правовую область отношений, а сравнительное преобладание стороны безус­ловной — собственно нравственную область...


Общее определение: право есть принудительное требование реа­лизации определенного минимального добра или порядка, не до­пускающего известных проявлений зла. Основание для этого в





3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности


127


нравственности. Нравственный интерес требует личной свободы как условия для человеческого достоинства и нравственного совер­шенствования; но человек не может существовать и, следовательно, иметь возможность свободы и совершенствования иначе, как в об­ществе; итак, нравственный интерес требует, чтобы внешние про­явления личной свободы сообразовались с условиями существова­ния общества, то есть не с идеальным совершенством некоторых, а с реальной безопасностью всех. Эта безопасность, не обеспеченная безусловным законом, нравственным самим по себе, как не суще­ствующим для людей безнравственных, ограждается принудитель­ным законом юридическим, имеющим силу и для них»1.

Уважение к праву — явление, формирующееся в процессе развития общественных отношений, правовой культуры общества.
Об уважении к праву говорилось с момента его зарождения. И сегодня проблема знания законов и воспитания граждан в духе уважения их остается одной из актуальных.

«Почтительное», «уважительное» отношение — это связь между людьми. Всякая такая связь проявляется в соответствующем пове­дении. А поведение, основанное на уважении, обязательно предпо­лагает удовлетворение притязаний уважаемого. Именно такой смысл следует вкладывать в понятие «уважение к закону».

Понимая уважение как «почтительное отношение», как «чувст­во», необходимо заметить, что задача воспитания и уважения к за­кону состоит не только в том, чтобы воздействовать на чувства че­ловека, но и в том, чтобы влиять на поведение, соответствующее этим чувствам.

Термин «уважение» в русском языке не однозначен. Он распро­страняется как на сферу чувств, так и на сферу поведения, в кото­рой под уважением понимается совершение требуемых кем-либо определенных действий. Обратившись к «Словарю русского языка», читаем: «Уважить — 1. Исполнить, признав основательным (разг.). Уважить чью-нибудь просьбу. 2. Оказать кому-нибудь уважение, выполнив его желание»
(прост.)2.

Наиболее полная характеристика понятия «уважение» дана в философской литературе. В частности, в «Словаре по этике» гово­рится: «Уважение — одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически (в соответствующих действиях, мотивах, а также в социальных усло­виях жизни общества) признается достоинство личности. Уважение предполагает: справедливость, равенство прав, возможно более пол­


1 Соловьев B.C. Нравственность и право // Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 72-73. 132.


2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978. С. 754.



128


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


ное удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы; доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, уст­ремлениям; чуткость, вежливость, деликатность, скромность»1.

Таким образом, уважение к закону предполагает поведение, со­ответствующее его нормам, и проявляется в готовности сознатель­ного исполнения его требований. Но для того чтобы достичь в этом деле положительных результатов у населения, необходимо ком­плексно решать задачу, связанную с его правовым воспитанием.
И здесь первостепенная роль принадлежит сотрудникам правоохра­нительных органов. В этих целях они активно используют печатную пропаганду, телевизионные передачи, правовое обучение, художествен­ные средства правового воздействия и т.д.

Правовая пропаганда представляет собой определенный вид массо­вой идеологической работы, в ходе которой сотрудниками правоох­ранительных органов на основе научной информации о правовой деятельности вырабатывается у людей прежде всего эмоциональное восприятие процесса правового регулирования общественных от­ношений и формируется готовность беспрекословно выполнять со­держащиеся в законе правила поведения. Она понимается в единст­ве трех основных функций: