Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2287

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
изучать, пропагандировать, организовы­вать правовое бытие2.

Передавать кому-либо любые знания нельзя, не объясняя их. Отсюда выходит, что пропаганда и обучение — родственные поня­тия. Именно здесь заложены известные резервы углубления знаний о государстве, демократии и праве. Не случайно в нашей стране получили широкий размах соответствующие классы в общеобразо­вательных школах, специализированные колледжи, где учащиеся изучают азы правовых знаний; на курсах повышения квалификации инженерных, хозяйственных специалистов стали правилом выступ­ления сотрудников правоохранительных органов.

Воспитание уважения к закону должно начинаться с детства. Оглядываясь в прошлое, вспомним, что еще Ф.Э. Дзержинский уделял этой острейшей проблеме наипервейшее значение. Именно тогда была заложена традиция гуманного, благородного отношения к детям, оставшимся без родителей или попечительства.

Задача ставилась так: работники правоохранительных органов должны идти в места, где деформируется психика, уродуется физи­ческое и нравственное здоровье детей. Взрослых преступников — к ответу, а детей — под защиту закона, воспитывая у них уважение к нему и исполнение его. Здесь все может сыграть свою роль: и лек­


1 Словарь по этике. 5-е изд. М., 1983. С. 367.


2 См.: Сальников В.П. Уважение к праву в деятельности органов внутренних дел. Л., 1987. С. 74. 134.





3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности


129


ции профессионалов правоохранительных органов, тематические дис-
куссии, вечера вопросов и ответов, и индивидуально-воспитательная
работа с каждым молодым человеком, пропаганда по радио и в газетах
ярких положительных примеров уважительного отношения детей к за-
кону, и работа с трудновоспитуемыми подростками.

В деле правовой пропаганды особенно велика роль династий
сотрудников правоохранительных органов и наставников. «Имен-
но в династиях замечательно соединяются не только родственные
узы, но и наставничество», — отмечал выдающийся русский педа-
гог К.Д. Ушинский1.

Наставники олицетворяют собой совесть коллективов, дают пу-
тевку в большую жизнь десяткам и сотням бойцов правопорядка.
Каких наставников предпочитает молодежь? Что ценят молодые

сотрудники в своих наставниках? Результаты
анкетирования показали, что их привлекают
в наставнике внимательность, чуткость,
стремление и способность быть старшим
другом. В числе желаемых качеств опрошен-
ными неизменно называются жизнерадост-
ность, приветливость, доброжелательность.

Большое значение имеет способность на-
ставника заслужить доверие и авторитет у
воспитанников, своим трудом и отношением
к делу показывать им личный пример, а

также владеть искусством доверительных
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   74

К.Д. Ушинский
отношений с молодежью2.

Следует обратить внимание, что все вышеперечисленные каче­ства — нравственного порядка, т.е. наставничество есть действен­ная форма нравственного воспитания молодых сотрудников. Вместе с тем важно понять, что происходящие в настоящее время социаль­ные преобразования ставят перед правоохранительными органами все новые проблемы и одна из них — профилактика преступлений среди несовершеннолетних. Главную роль здесь призваны сыграть руководители всех ступеней и рангов, воспитатели, сотрудники всех правоохранительных органов — их юридический профессионализм, нравственные устои.

Например, принятый 5 декабря 1866 г. Закон об исправительных приютах дал основание для создания уставов конкретных исправи­тельных учреждений, а дальнейшее развитие этого направления прослеживается в Законе о воспитательно-исправительных заведе­ниях для несовершеннолетних (19 апреля 1909 г.). В этих докумен­





1 Ушинский К.Д. Былое. М., 1999. С. 122.


2 Наставничество в правоохранительных органах // Право и правопорядок. Ма­териалы II Всероссийской конференции. Тамбов, 2010. С. 23.



130


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


тах была определена конечная цель воспитательно-исправительных заведений — формирование нравственного, грамотного, знающего ремесло, честного работника. Ко всем без исключения специали­стам уже тогда предъявлялись требования: быть высоконравствен­ным человеком, интеллектуально развитым, иметь педагогическую подготовку, постоянно изучать личные особенности и характер воспитанников, быть с детьми как можно чаще. С этим прямо свя­зывались результаты их деятельности: будут хорошие воспитатели, будут и хорошие школы, и хорошие воспитанники, а впоследствии — законопослушные граждане.

Работа в системе правоохранительных органов выковывает сильные и благородные характеры, достойные всеобщего уважения.

В отличие от человека, который или позволяет себе «не замечать» ничего дурного, или ограничивается внутренним негодованием, настоящий солдат правопорядка при любых обстоятельствах вступает в схватку со злом, поскольку служебные обязанности органически сливаются у него с нравственным требованием, жизненной установкой, которую можно было бы кратко сформулировать такими словами: «смелость, инициатива, великодушие».

Нельзя забывать, что сотрудникам нередко приходится действо­вать в сложных, а иногда и экстремальных ситуациях, требующих от них таких черт, как личная храбрость, мужество, беззаветная преданность служебному долгу, готовность в любой момент прийти на помощь людям.

Опытом доказано, что основные теоретические положения пре­вращаются в личные убеждения, в жизненную позицию человека только в процессе практики, в процессе выполнения своего долга. Эта практическая сторона трудовой деятельности играет колоссаль­ную роль в формировании нравственных устоев и характера сотруд­ников, что, в свою очередь, содействует их влиянию на граждан.

Приходится, к сожалению, констатировать, что сегодня престиж правоохранительных органов явно недостаточен. Это осложняет на­лаживание эффективного взаимодействия с другими государствен­ными органами, общественными институтами, населением в деле укрепления духовно-нравственных основ, правопорядка, противо­действия преступности.

К факторам, снижающим авторитет правоохранительных орга­нов, следует отнести:

  • недостаточное ресурсное обеспечение;

  • низкий уровень культуры общения с гражданами;

  • слабый профессионализм;

  • бюрократизм и волокиту;

  • поборы и коррупцию;

  • использование служебного положения в корыстных целях.





3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности


131


Поэтому эффективной деятельности органов законодательной, ис­полнительной и судебной власти, всех общественных институтов по укреплению нравственных основ правопорядка, преодолению духовно­го кризиса в обществе способствует выработка правовых, материаль­ных, моральных и иных стимулов обеспечения законопослушного поведения граждан, поддержка общественных институтов, деятельность которых направлена на духовно-нравственное правовое воспитание населения.

Необходимость усиления правового воспитания населения обу­словливается сегодня возрастанием роли права в регулировании обще­ственных отношений, повышением активности народа в сфере госу­дарственно-правового строительства. Сотрудники правоохранительных органов должны проводить широкое информирование граждан о дей­ствующем законодательстве, обеспечивать воспитание у них убежден­ности в целесообразности и социальной справедливости законов, в необходимости сознательного их исполнения как главной предпосыл­ки искоренения правонарушений, укрепления законности и правопо­рядка. Эффективность работы по правовому воспитанию, уважитель­ному отношению к закону во многом определяются наличием систе­мы, охватывающей различные категории населения с учетом их возрастных, образовательных, профессиональных и других особенно­стей и предусматривающей целеустремленность и последовательность в изучении основ законодательства и конкретных правовых норм.

Особое внимание надлежит уделять при правовом воспитании подрастающего поколения, налаживанию работы в условиях учеб­ного и трудового коллективов, повышению правовой подготовки должностных лиц, хозяйственных руководителей, руководителей раз­личных коммерческих структур.

В работе по формированию правосознания населения громад­ная роль отводится средствам массовой информации — печати, те­левидению, радио, а также литературе и искусству.

В деятельности по воспитанию высокой правовой культуры тру­дящихся, их уважительного отношения к закону особая ответствен­ность ложится не только на юридические органы и учреждения — суды, прокуратуру, милицию, адвокатуру, но и правовую службу различных банковских, коммерческих и иных формирований.

Строжайшее соблюдение законности в деятельности юридических учреждений, всемерное усиление профилактической направленности в их работе, повышение профессиональной культуры и воспитательного значения судопроизводства, улучшение приема граждан, рассмотрение их жалоб и заявлений — важная предпосылка укрепления правосозна­ния граждан, их уважительного отношения к закону.

Личный состав правоохранительных органов в работе по укрепле­нию правопорядка и усилению борьбы с преступностью должен опи­




132


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


раться на исторические традиции верного служения отечеству, нравст­венные и духовные устои общества, быть достойным представителем своего народа, твердо стоять на страже законности, Конституции Российской Федерации, неуклонно выполнять свой служебный долг.

    1. Профессиональная этика в учебном процессе

Давно известно, что есть особый круг профессий, в компетенции которых находятся жизнь и судьба человека. К ним можно отнести профессию врача, учителя, судьи, адвоката и, разумеется, сотрудника органов внутренних дел. Именно к ним общество всегда предъявляло наиболее высокие нравственные критерии.

В нынешнее непростое время одной из важнейших задач стано­вится укрепление правопорядка и законности. В свою очередь, авто­ритет закона напрямую зависит от людей, олицетворяющих собой справедливость и безопасность. Надев форму сотрудника органов внутренних дел, человек становится своеобразным символом госу­дарства и закона, поэтому его, казалось бы, глубоко личные пред­ставления о добре и зле, благородстве и подлости, верности и пре­дательстве становятся делом государственной важности.

Изучение профессиональной этики и служебного этикета помо­гает курсантам и слушателям овладеть знаниями о нравственной сущности милицейского труда, моральных требованиях к его пред­ставителям, как в профессиональном, так и в общечеловеческом смыслах. Есть и практическая направленность — воспитание устойчи­вых убеждений, навыков и умений соблюдения норм морали и права сотрудниками органов внутренних дел, как на службе, так и в быту.

В то же время, постижение этической теории, честно признаем­ся, вряд ли «сделает» из эгоиста — альтруиста, из грешника — пра­ведника, а из нравственно юродивого — благопристойного и поря­дочного. Человеческая история со всей очевидностью подтверждает это. Но того, кто сознательно посвятил свою жизнь противоборству со злом, прикосновение к этике или нравственной философии
(по меткому выражению B.C. Соловьева) может серьезно предостеречь от опасного компромисса, наконец, просто поможет быть порядоч­ным, честным человеком.


Вместе с тем, криминальная ситуация в стране продолжает серьезно осложняться и уже прочно заняла свое место в ряду про­блем национальной безопасности. Никакими материальными бла­гами, никакими карательными, устрашающими мерами невозможно заставить человека быть добрым, честным, порядочным, не за страх, а за совесть исполнять законы государства и моральные принципы общества. Именно поэтому сегодня профессионально-этическое и





3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности


133


духовно-нравственное воспитание личного состава рассматриваются как моральная и духовная основы эффективности оперативно-слу­жебной деятельности органов внутренних дел.

В органы МВД приходят работать люди, как правило, с обост­ренным чувством социальной справедливости и с достаточно кон­кретными представлениями о добре и зле, благородстве и подлости. Однако это чувство и эти представления необходимо умело поддер­живать и грамотно развивать. Не секрет, что многие сотрудники органов внутренних дел остро нуждаются в подтверждении пра­вильности выбранной ими ценностной ориентации, в нравственном оправдании сделанного ими профессионального выбора.

Далеко не всегда от нас зависит принятие важного государст­венного решения, однако вопросы чести и достоинства, совести и долга находятся в нашей полной власти. Несмотря на то, что мы живем в обществе, взаимосвязаны и взаимозависимы, на самом де­ле живем мы только так, как сами себе позволили.

Основную задачу курса можно сформулировать двояко: во-первых, научить наших курсантов и слушателей распознавать Добро и Зло, в какие бы «одежды» одно и другое ни рядились; во-вторых, воспиты­вать у них потребность — этически мыслить и нравственно поступать.

Что касается методологической задачи, то она состоит в том, чтобы рассмотрение реальных духовно-нравственных и эстетиче­ских проблем, возникающих в профессиональной деятельности со­трудников ОВД, осуществлять в широком контексте подходов и решений, содержащихся в этике классической.

Целевая направленность педагогической работы состоит в фор­мировании, развитии и закреплении у курсантов и слушателей цен­ностного отношения к миру, знания основных вех исторического развития морали, представления об основных этических теориях, а также любви к своей профессии, профессионального отношения к избранному делу, профессиональной чести и профессионального долга, умения объяснить нравственную престижность труда в орга­нах внутренних дел и находить пути предотвращения профессио­нальной нравственной деформации.

Преподавание учебной дисциплины призвано обеспечить:

  • глубокое изучение курсантами и слушателями этических кате­горий и понятий, лежащих в основе профессиональной мора­ли сотрудников органов внутренних дел;

  • уяснение курсантами и слушателями нравственных ценностей службы в органах внутренних дел и особенностей их прояв­ления в деятельности различных служб и подразделений;

  • обучение курсантов и слушателей правилам обхождения с людьми, элементам межличностного повседневного общения, в том числе с разными категориями граждан;