ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2287
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
изучать, пропагандировать, организовывать правовое бытие2.
Передавать кому-либо любые знания нельзя, не объясняя их. Отсюда выходит, что пропаганда и обучение — родственные понятия. Именно здесь заложены известные резервы углубления знаний о государстве, демократии и праве. Не случайно в нашей стране получили широкий размах соответствующие классы в общеобразовательных школах, специализированные колледжи, где учащиеся изучают азы правовых знаний; на курсах повышения квалификации инженерных, хозяйственных специалистов стали правилом выступления сотрудников правоохранительных органов.
Воспитание уважения к закону должно начинаться с детства. Оглядываясь в прошлое, вспомним, что еще Ф.Э. Дзержинский уделял этой острейшей проблеме наипервейшее значение. Именно тогда была заложена традиция гуманного, благородного отношения к детям, оставшимся без родителей или попечительства.
Задача ставилась так: работники правоохранительных органов должны идти в места, где деформируется психика, уродуется физическое и нравственное здоровье детей. Взрослых преступников — к ответу, а детей — под защиту закона, воспитывая у них уважение к нему и исполнение его. Здесь все может сыграть свою роль: и лек
1 Словарь по этике. 5-е изд. М., 1983. С. 367.
2 См.: Сальников В.П. Уважение к праву в деятельности органов внутренних дел. Л., 1987. С. 74. 134.
3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности
129
ции профессионалов правоохранительных органов, тематические дис-
куссии, вечера вопросов и ответов, и индивидуально-воспитательная
работа с каждым молодым человеком, пропаганда по радио и в газетах
ярких положительных примеров уважительного отношения детей к за-
кону, и работа с трудновоспитуемыми подростками.
В деле правовой пропаганды особенно велика роль династий
сотрудников правоохранительных органов и наставников. «Имен-
но в династиях замечательно соединяются не только родственные
узы, но и наставничество», — отмечал выдающийся русский педа-
гог К.Д. Ушинский1.
Наставники олицетворяют собой совесть коллективов, дают пу-
тевку в большую жизнь десяткам и сотням бойцов правопорядка.
Каких наставников предпочитает молодежь? Что ценят молодые
сотрудники в своих наставниках? Результаты
анкетирования показали, что их привлекают
в наставнике внимательность, чуткость,
стремление и способность быть старшим
другом. В числе желаемых качеств опрошен-
ными неизменно называются жизнерадост-
ность, приветливость, доброжелательность.
Большое значение имеет способность на-
ставника заслужить доверие и авторитет у
воспитанников, своим трудом и отношением
к делу показывать им личный пример, а
также владеть искусством доверительных
К.Д. Ушинский
отношений с молодежью2.
Следует обратить внимание, что все вышеперечисленные качества — нравственного порядка, т.е. наставничество есть действенная форма нравственного воспитания молодых сотрудников. Вместе с тем важно понять, что происходящие в настоящее время социальные преобразования ставят перед правоохранительными органами все новые проблемы и одна из них — профилактика преступлений среди несовершеннолетних. Главную роль здесь призваны сыграть руководители всех ступеней и рангов, воспитатели, сотрудники всех правоохранительных органов — их юридический профессионализм, нравственные устои.
Например, принятый 5 декабря 1866 г. Закон об исправительных приютах дал основание для создания уставов конкретных исправительных учреждений, а дальнейшее развитие этого направления прослеживается в Законе о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних (19 апреля 1909 г.). В этих докумен
1 Ушинский К.Д. Былое. М., 1999. С. 122.
2 Наставничество в правоохранительных органах // Право и правопорядок. Материалы II Всероссийской конференции. Тамбов, 2010. С. 23.
130
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
тах была определена конечная цель воспитательно-исправительных заведений — формирование нравственного, грамотного, знающего ремесло, честного работника. Ко всем без исключения специалистам уже тогда предъявлялись требования: быть высоконравственным человеком, интеллектуально развитым, иметь педагогическую подготовку, постоянно изучать личные особенности и характер воспитанников, быть с детьми как можно чаще. С этим прямо связывались результаты их деятельности: будут хорошие воспитатели, будут и хорошие школы, и хорошие воспитанники, а впоследствии — законопослушные граждане.
Работа в системе правоохранительных органов выковывает сильные и благородные характеры, достойные всеобщего уважения.
В отличие от человека, который или позволяет себе «не замечать» ничего дурного, или ограничивается внутренним негодованием, настоящий солдат правопорядка при любых обстоятельствах вступает в схватку со злом, поскольку служебные обязанности органически сливаются у него с нравственным требованием, жизненной установкой, которую можно было бы кратко сформулировать такими словами: «смелость, инициатива, великодушие».
Нельзя забывать, что сотрудникам нередко приходится действовать в сложных, а иногда и экстремальных ситуациях, требующих от них таких черт, как личная храбрость, мужество, беззаветная преданность служебному долгу, готовность в любой момент прийти на помощь людям.
Опытом доказано, что основные теоретические положения превращаются в личные убеждения, в жизненную позицию человека только в процессе практики, в процессе выполнения своего долга. Эта практическая сторона трудовой деятельности играет колоссальную роль в формировании нравственных устоев и характера сотрудников, что, в свою очередь, содействует их влиянию на граждан.
Приходится, к сожалению, констатировать, что сегодня престиж правоохранительных органов явно недостаточен. Это осложняет налаживание эффективного взаимодействия с другими государственными органами, общественными институтами, населением в деле укрепления духовно-нравственных основ, правопорядка, противодействия преступности.
К факторам, снижающим авторитет правоохранительных органов, следует отнести:
3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности
131
Поэтому эффективной деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, всех общественных институтов по укреплению нравственных основ правопорядка, преодолению духовного кризиса в обществе способствует выработка правовых, материальных, моральных и иных стимулов обеспечения законопослушного поведения граждан, поддержка общественных институтов, деятельность которых направлена на духовно-нравственное правовое воспитание населения.
Необходимость усиления правового воспитания населения обусловливается сегодня возрастанием роли права в регулировании общественных отношений, повышением активности народа в сфере государственно-правового строительства. Сотрудники правоохранительных органов должны проводить широкое информирование граждан о действующем законодательстве, обеспечивать воспитание у них убежденности в целесообразности и социальной справедливости законов, в необходимости сознательного их исполнения как главной предпосылки искоренения правонарушений, укрепления законности и правопорядка. Эффективность работы по правовому воспитанию, уважительному отношению к закону во многом определяются наличием системы, охватывающей различные категории населения с учетом их возрастных, образовательных, профессиональных и других особенностей и предусматривающей целеустремленность и последовательность в изучении основ законодательства и конкретных правовых норм.
Особое внимание надлежит уделять при правовом воспитании подрастающего поколения, налаживанию работы в условиях учебного и трудового коллективов, повышению правовой подготовки должностных лиц, хозяйственных руководителей, руководителей различных коммерческих структур.
В работе по формированию правосознания населения громадная роль отводится средствам массовой информации — печати, телевидению, радио, а также литературе и искусству.
В деятельности по воспитанию высокой правовой культуры трудящихся, их уважительного отношения к закону особая ответственность ложится не только на юридические органы и учреждения — суды, прокуратуру, милицию, адвокатуру, но и правовую службу различных банковских, коммерческих и иных формирований.
Строжайшее соблюдение законности в деятельности юридических учреждений, всемерное усиление профилактической направленности в их работе, повышение профессиональной культуры и воспитательного значения судопроизводства, улучшение приема граждан, рассмотрение их жалоб и заявлений — важная предпосылка укрепления правосознания граждан, их уважительного отношения к закону.
Личный состав правоохранительных органов в работе по укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью должен опи
132
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
раться на исторические традиции верного служения отечеству, нравственные и духовные устои общества, быть достойным представителем своего народа, твердо стоять на страже законности, Конституции Российской Федерации, неуклонно выполнять свой служебный долг.
Давно известно, что есть особый круг профессий, в компетенции которых находятся жизнь и судьба человека. К ним можно отнести профессию врача, учителя, судьи, адвоката и, разумеется, сотрудника органов внутренних дел. Именно к ним общество всегда предъявляло наиболее высокие нравственные критерии.
В нынешнее непростое время одной из важнейших задач становится укрепление правопорядка и законности. В свою очередь, авторитет закона напрямую зависит от людей, олицетворяющих собой справедливость и безопасность. Надев форму сотрудника органов внутренних дел, человек становится своеобразным символом государства и закона, поэтому его, казалось бы, глубоко личные представления о добре и зле, благородстве и подлости, верности и предательстве становятся делом государственной важности.
Изучение профессиональной этики и служебного этикета помогает курсантам и слушателям овладеть знаниями о нравственной сущности милицейского труда, моральных требованиях к его представителям, как в профессиональном, так и в общечеловеческом смыслах. Есть и практическая направленность — воспитание устойчивых убеждений, навыков и умений соблюдения норм морали и права сотрудниками органов внутренних дел, как на службе, так и в быту.
В то же время, постижение этической теории, честно признаемся, вряд ли «сделает» из эгоиста — альтруиста, из грешника — праведника, а из нравственно юродивого — благопристойного и порядочного. Человеческая история со всей очевидностью подтверждает это. Но того, кто сознательно посвятил свою жизнь противоборству со злом, прикосновение к этике или нравственной философии (по меткому выражению B.C. Соловьева) может серьезно предостеречь от опасного компромисса, наконец, просто поможет быть порядочным, честным человеком.
Вместе с тем, криминальная ситуация в стране продолжает серьезно осложняться и уже прочно заняла свое место в ряду проблем национальной безопасности. Никакими материальными благами, никакими карательными, устрашающими мерами невозможно заставить человека быть добрым, честным, порядочным, не за страх, а за совесть исполнять законы государства и моральные принципы общества. Именно поэтому сегодня профессионально-этическое и
3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности
133
духовно-нравственное воспитание личного состава рассматриваются как моральная и духовная основы эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.
В органы МВД приходят работать люди, как правило, с обостренным чувством социальной справедливости и с достаточно конкретными представлениями о добре и зле, благородстве и подлости. Однако это чувство и эти представления необходимо умело поддерживать и грамотно развивать. Не секрет, что многие сотрудники органов внутренних дел остро нуждаются в подтверждении правильности выбранной ими ценностной ориентации, в нравственном оправдании сделанного ими профессионального выбора.
Далеко не всегда от нас зависит принятие важного государственного решения, однако вопросы чести и достоинства, совести и долга находятся в нашей полной власти. Несмотря на то, что мы живем в обществе, взаимосвязаны и взаимозависимы, на самом деле живем мы только так, как сами себе позволили.
Основную задачу курса можно сформулировать двояко: во-первых, научить наших курсантов и слушателей распознавать Добро и Зло, в какие бы «одежды» одно и другое ни рядились; во-вторых, воспитывать у них потребность — этически мыслить и нравственно поступать.
Что касается методологической задачи, то она состоит в том, чтобы рассмотрение реальных духовно-нравственных и эстетических проблем, возникающих в профессиональной деятельности сотрудников ОВД, осуществлять в широком контексте подходов и решений, содержащихся в этике классической.
Целевая направленность педагогической работы состоит в формировании, развитии и закреплении у курсантов и слушателей ценностного отношения к миру, знания основных вех исторического развития морали, представления об основных этических теориях, а также любви к своей профессии, профессионального отношения к избранному делу, профессиональной чести и профессионального долга, умения объяснить нравственную престижность труда в органах внутренних дел и находить пути предотвращения профессиональной нравственной деформации.
Преподавание учебной дисциплины призвано обеспечить:
Передавать кому-либо любые знания нельзя, не объясняя их. Отсюда выходит, что пропаганда и обучение — родственные понятия. Именно здесь заложены известные резервы углубления знаний о государстве, демократии и праве. Не случайно в нашей стране получили широкий размах соответствующие классы в общеобразовательных школах, специализированные колледжи, где учащиеся изучают азы правовых знаний; на курсах повышения квалификации инженерных, хозяйственных специалистов стали правилом выступления сотрудников правоохранительных органов.
Воспитание уважения к закону должно начинаться с детства. Оглядываясь в прошлое, вспомним, что еще Ф.Э. Дзержинский уделял этой острейшей проблеме наипервейшее значение. Именно тогда была заложена традиция гуманного, благородного отношения к детям, оставшимся без родителей или попечительства.
Задача ставилась так: работники правоохранительных органов должны идти в места, где деформируется психика, уродуется физическое и нравственное здоровье детей. Взрослых преступников — к ответу, а детей — под защиту закона, воспитывая у них уважение к нему и исполнение его. Здесь все может сыграть свою роль: и лек
1 Словарь по этике. 5-е изд. М., 1983. С. 367.
2 См.: Сальников В.П. Уважение к праву в деятельности органов внутренних дел. Л., 1987. С. 74. 134.
3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности
129
ции профессионалов правоохранительных органов, тематические дис-
куссии, вечера вопросов и ответов, и индивидуально-воспитательная
работа с каждым молодым человеком, пропаганда по радио и в газетах
ярких положительных примеров уважительного отношения детей к за-
кону, и работа с трудновоспитуемыми подростками.
В деле правовой пропаганды особенно велика роль династий
сотрудников правоохранительных органов и наставников. «Имен-
но в династиях замечательно соединяются не только родственные
узы, но и наставничество», — отмечал выдающийся русский педа-
гог К.Д. Ушинский1.
Наставники олицетворяют собой совесть коллективов, дают пу-
тевку в большую жизнь десяткам и сотням бойцов правопорядка.
Каких наставников предпочитает молодежь? Что ценят молодые
сотрудники в своих наставниках? Результаты
анкетирования показали, что их привлекают
в наставнике внимательность, чуткость,
стремление и способность быть старшим
другом. В числе желаемых качеств опрошен-
ными неизменно называются жизнерадост-
ность, приветливость, доброжелательность.
Большое значение имеет способность на-
ставника заслужить доверие и авторитет у
воспитанников, своим трудом и отношением
к делу показывать им личный пример, а
также владеть искусством доверительных
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 74
К.Д. Ушинский
отношений с молодежью2.
Следует обратить внимание, что все вышеперечисленные качества — нравственного порядка, т.е. наставничество есть действенная форма нравственного воспитания молодых сотрудников. Вместе с тем важно понять, что происходящие в настоящее время социальные преобразования ставят перед правоохранительными органами все новые проблемы и одна из них — профилактика преступлений среди несовершеннолетних. Главную роль здесь призваны сыграть руководители всех ступеней и рангов, воспитатели, сотрудники всех правоохранительных органов — их юридический профессионализм, нравственные устои.
Например, принятый 5 декабря 1866 г. Закон об исправительных приютах дал основание для создания уставов конкретных исправительных учреждений, а дальнейшее развитие этого направления прослеживается в Законе о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних (19 апреля 1909 г.). В этих докумен
1 Ушинский К.Д. Былое. М., 1999. С. 122.
2 Наставничество в правоохранительных органах // Право и правопорядок. Материалы II Всероссийской конференции. Тамбов, 2010. С. 23.
130
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
тах была определена конечная цель воспитательно-исправительных заведений — формирование нравственного, грамотного, знающего ремесло, честного работника. Ко всем без исключения специалистам уже тогда предъявлялись требования: быть высоконравственным человеком, интеллектуально развитым, иметь педагогическую подготовку, постоянно изучать личные особенности и характер воспитанников, быть с детьми как можно чаще. С этим прямо связывались результаты их деятельности: будут хорошие воспитатели, будут и хорошие школы, и хорошие воспитанники, а впоследствии — законопослушные граждане.
Работа в системе правоохранительных органов выковывает сильные и благородные характеры, достойные всеобщего уважения.
В отличие от человека, который или позволяет себе «не замечать» ничего дурного, или ограничивается внутренним негодованием, настоящий солдат правопорядка при любых обстоятельствах вступает в схватку со злом, поскольку служебные обязанности органически сливаются у него с нравственным требованием, жизненной установкой, которую можно было бы кратко сформулировать такими словами: «смелость, инициатива, великодушие».
Нельзя забывать, что сотрудникам нередко приходится действовать в сложных, а иногда и экстремальных ситуациях, требующих от них таких черт, как личная храбрость, мужество, беззаветная преданность служебному долгу, готовность в любой момент прийти на помощь людям.
Опытом доказано, что основные теоретические положения превращаются в личные убеждения, в жизненную позицию человека только в процессе практики, в процессе выполнения своего долга. Эта практическая сторона трудовой деятельности играет колоссальную роль в формировании нравственных устоев и характера сотрудников, что, в свою очередь, содействует их влиянию на граждан.
Приходится, к сожалению, констатировать, что сегодня престиж правоохранительных органов явно недостаточен. Это осложняет налаживание эффективного взаимодействия с другими государственными органами, общественными институтами, населением в деле укрепления духовно-нравственных основ, правопорядка, противодействия преступности.
К факторам, снижающим авторитет правоохранительных органов, следует отнести:
-
недостаточное ресурсное обеспечение; -
низкий уровень культуры общения с гражданами; -
слабый профессионализм; -
бюрократизм и волокиту; -
поборы и коррупцию; -
использование служебного положения в корыстных целях.
3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности
131
Поэтому эффективной деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, всех общественных институтов по укреплению нравственных основ правопорядка, преодолению духовного кризиса в обществе способствует выработка правовых, материальных, моральных и иных стимулов обеспечения законопослушного поведения граждан, поддержка общественных институтов, деятельность которых направлена на духовно-нравственное правовое воспитание населения.
Необходимость усиления правового воспитания населения обусловливается сегодня возрастанием роли права в регулировании общественных отношений, повышением активности народа в сфере государственно-правового строительства. Сотрудники правоохранительных органов должны проводить широкое информирование граждан о действующем законодательстве, обеспечивать воспитание у них убежденности в целесообразности и социальной справедливости законов, в необходимости сознательного их исполнения как главной предпосылки искоренения правонарушений, укрепления законности и правопорядка. Эффективность работы по правовому воспитанию, уважительному отношению к закону во многом определяются наличием системы, охватывающей различные категории населения с учетом их возрастных, образовательных, профессиональных и других особенностей и предусматривающей целеустремленность и последовательность в изучении основ законодательства и конкретных правовых норм.
Особое внимание надлежит уделять при правовом воспитании подрастающего поколения, налаживанию работы в условиях учебного и трудового коллективов, повышению правовой подготовки должностных лиц, хозяйственных руководителей, руководителей различных коммерческих структур.
В работе по формированию правосознания населения громадная роль отводится средствам массовой информации — печати, телевидению, радио, а также литературе и искусству.
В деятельности по воспитанию высокой правовой культуры трудящихся, их уважительного отношения к закону особая ответственность ложится не только на юридические органы и учреждения — суды, прокуратуру, милицию, адвокатуру, но и правовую службу различных банковских, коммерческих и иных формирований.
Строжайшее соблюдение законности в деятельности юридических учреждений, всемерное усиление профилактической направленности в их работе, повышение профессиональной культуры и воспитательного значения судопроизводства, улучшение приема граждан, рассмотрение их жалоб и заявлений — важная предпосылка укрепления правосознания граждан, их уважительного отношения к закону.
Личный состав правоохранительных органов в работе по укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью должен опи
132
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
раться на исторические традиции верного служения отечеству, нравственные и духовные устои общества, быть достойным представителем своего народа, твердо стоять на страже законности, Конституции Российской Федерации, неуклонно выполнять свой служебный долг.
-
Профессиональная этика в учебном процессе
Давно известно, что есть особый круг профессий, в компетенции которых находятся жизнь и судьба человека. К ним можно отнести профессию врача, учителя, судьи, адвоката и, разумеется, сотрудника органов внутренних дел. Именно к ним общество всегда предъявляло наиболее высокие нравственные критерии.
В нынешнее непростое время одной из важнейших задач становится укрепление правопорядка и законности. В свою очередь, авторитет закона напрямую зависит от людей, олицетворяющих собой справедливость и безопасность. Надев форму сотрудника органов внутренних дел, человек становится своеобразным символом государства и закона, поэтому его, казалось бы, глубоко личные представления о добре и зле, благородстве и подлости, верности и предательстве становятся делом государственной важности.
Изучение профессиональной этики и служебного этикета помогает курсантам и слушателям овладеть знаниями о нравственной сущности милицейского труда, моральных требованиях к его представителям, как в профессиональном, так и в общечеловеческом смыслах. Есть и практическая направленность — воспитание устойчивых убеждений, навыков и умений соблюдения норм морали и права сотрудниками органов внутренних дел, как на службе, так и в быту.
В то же время, постижение этической теории, честно признаемся, вряд ли «сделает» из эгоиста — альтруиста, из грешника — праведника, а из нравственно юродивого — благопристойного и порядочного. Человеческая история со всей очевидностью подтверждает это. Но того, кто сознательно посвятил свою жизнь противоборству со злом, прикосновение к этике или нравственной философии (по меткому выражению B.C. Соловьева) может серьезно предостеречь от опасного компромисса, наконец, просто поможет быть порядочным, честным человеком.
Вместе с тем, криминальная ситуация в стране продолжает серьезно осложняться и уже прочно заняла свое место в ряду проблем национальной безопасности. Никакими материальными благами, никакими карательными, устрашающими мерами невозможно заставить человека быть добрым, честным, порядочным, не за страх, а за совесть исполнять законы государства и моральные принципы общества. Именно поэтому сегодня профессионально-этическое и
3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности
133
духовно-нравственное воспитание личного состава рассматриваются как моральная и духовная основы эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.
В органы МВД приходят работать люди, как правило, с обостренным чувством социальной справедливости и с достаточно конкретными представлениями о добре и зле, благородстве и подлости. Однако это чувство и эти представления необходимо умело поддерживать и грамотно развивать. Не секрет, что многие сотрудники органов внутренних дел остро нуждаются в подтверждении правильности выбранной ими ценностной ориентации, в нравственном оправдании сделанного ими профессионального выбора.
Далеко не всегда от нас зависит принятие важного государственного решения, однако вопросы чести и достоинства, совести и долга находятся в нашей полной власти. Несмотря на то, что мы живем в обществе, взаимосвязаны и взаимозависимы, на самом деле живем мы только так, как сами себе позволили.
Основную задачу курса можно сформулировать двояко: во-первых, научить наших курсантов и слушателей распознавать Добро и Зло, в какие бы «одежды» одно и другое ни рядились; во-вторых, воспитывать у них потребность — этически мыслить и нравственно поступать.
Что касается методологической задачи, то она состоит в том, чтобы рассмотрение реальных духовно-нравственных и эстетических проблем, возникающих в профессиональной деятельности сотрудников ОВД, осуществлять в широком контексте подходов и решений, содержащихся в этике классической.
Целевая направленность педагогической работы состоит в формировании, развитии и закреплении у курсантов и слушателей ценностного отношения к миру, знания основных вех исторического развития морали, представления об основных этических теориях, а также любви к своей профессии, профессионального отношения к избранному делу, профессиональной чести и профессионального долга, умения объяснить нравственную престижность труда в органах внутренних дел и находить пути предотвращения профессиональной нравственной деформации.
Преподавание учебной дисциплины призвано обеспечить:
-
глубокое изучение курсантами и слушателями этических категорий и понятий, лежащих в основе профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел; -
уяснение курсантами и слушателями нравственных ценностей службы в органах внутренних дел и особенностей их проявления в деятельности различных служб и подразделений; -
обучение курсантов и слушателей правилам обхождения с людьми, элементам межличностного повседневного общения, в том числе с разными категориями граждан;