Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2285

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



134


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


  • формирование у курсантов и слушателей устойчивых умений и первоначальных навыков соблюдения служебного этикета в конкретных жизненных ситуациях.

В результате изучения дисциплины курсанты и слушатели должны знать:


  • на достижение каких целей (задач), как ближайших, так и стра­тегических, направлена деятельность органов правопорядка и связанные с этим трудности и лишения в службе и личной жизни сотрудников;

  • содержание и особенности профессиональной этики сотруд­ников органов внутренних дел;

  • содержание и смысл каждого положения Кодекса профессио­нальной этики сотрудника органов внутренних дел Россий­ской Федерации;

  • этические аспекты (нравственную специфику) деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел;

  • основные международные и российские нормативно-право­вые акты, составляющие правовой (юридический) фундамент профессиональной морали сотрудников;

  • соотношение моральных, правовых и организационно-управ­ленческих норм в деятельности сотрудников;

  • сущность профессиональной нравственной деформации и пу­ти ее предупреждения и преодоления;

  • возможные пути (способы) разрешения нравственных кон­фликтных ситуаций в профессиональной деятельности;

  • основные требования этики служебных отношений, а также служебного и общегражданского этикета;

уметь:

  • относиться к каждому человеку — с уважением и признанием его личного достоинства, относиться как к высшей ценности;

  • осуществлять выбор с точки зрения этики и морали, соотно­шения целей, средств и методов профессиональной деятель­ности, норм поведения в конкретных ситуациях;

  • оценивать факты и явления профессиональной деятельности не только с правовой, но и с нравственной точек зрения;

обладать:

  • обостренным чувством долга, нравственной чистоплотности, патриотизма;

  • способностью принимать ответственные решения в экстре­мальных ситуациях;

иметь представление:


  • об основных этических закономерностях и категориях морали;

  • о происхождении, структуре, закономерностях развития и зна­чении морали;





3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности


135


  • о содержании основных деонтологических документов поли­ции крупнейших мировых держав.

В сентябре 2001 г. Советом Европы был принят Европейский Кодекс полицейской этики, положения которого носят рекоменда­тельный характер. Кстати, в мае этого года Советом Европы совме­стно с российским МВД на базе Московской Академии МВД Рос­сии был проведен двухдневный международный семинар по про­блемам полицейской этики.

В результате изучения дисциплин курсанты и слушатели долж­ны приобрести навыки:

  • соблюдения правил служебного этикета;

  • подлинно интеллигентного общения с людьми.

На это нас нацеливают «Общие принципы служебного поведе­ния государственных служащих», утвержденные Президентом Рос­сийской Федерации в августе 2002 г., где в частности, записано: «...проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям наро­дов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать меж­национальному и межконфессиональному согласию».

Следует всегда помнить, что зло существует и небезуспешно действует помимо наших знаний и представлений о нем.

Русский философ И.А. Ильин в своей работе «Чутье зла», не утратившей своей актуальности и в наши дни, писал: «В этом наша беда и наша опасность: мы живем в эпоху воинствующего зла, а верного чутья для распознавания и определения его не имеем. Отсюда бесчисленные ошибки и блуждания.

Необходима зоркость к человеческой фальши; восприимчивость к чужой неискренности; слух для лжи; совестная впечатлительность.

Что же нам делать? Отходить от зла и творить благо... Постоян­но крепить в себе чутье к добру и злу. Беречь свое чувство чести; не снижать его требований; твердо верить, что бесчестье есть мое по­ражение и переход в лагерь дьявола...»

Зло, как чума, заразно, поэтому многие сотрудники органов внутренних дел остро нуждаются в постоянном подтверждении аде­кватности их санкций, в нравственной самозащите, «иммунитете» к злу во всех его проявлениях. Как активизировать этот иммунитет, как и из чего выстроить духовную защиту? — вот сегодня важней­шие профессионально-этические и духовно-нравственные пробле­мы сотрудников органов внутренних дел.

Только невежда может считать, что нравственность и профессио­нально-этическое воспитание наших сотрудников не связаны самым тесным образом. Напротив, вопрос о профессиональной этике и эс­тетической культуре личного состава в наши дни в силу известных причин стал особенно актуальным для деятельности МВД. Анализи­




136


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


руя конкретные служебные ситуации, приходишь к выводу, что зна­чение духовно-нравственных качеств наших сотрудников для эффек­тивности их работы, для мобилизации на решение служебных задач, для укрепления дисциплины и законности будет постоянно расти.

Будущий сотрудник органов внутренних дел больше, чем кто- либо другой, должен получить моральную закалку, те основы, на которых он должен прочно стоять в своем тяжелом, в том числе и психологически, труде; получить не только знания, но и убеждения, принципы поведения. Ведь на человека, пришедшего работать в органы внутренних дел, обрушивается поток негативной информа­ции, которая слабого духом может сломать.

Представляется весьма важным, чтобы в процессе усвоения слу­шателями этических знаний у них не создавалось впечатления оторванности от реальности, замкнутости учебного пространства, локализации в кругу этических «вечных» проблем и абстрактного теоретизирования. Этика как мощная ветвь могучего философского дерева есть живое, изменяющееся образование, само по себе посто­янно нуждающееся в энергии извне.

Надо сказать, что многие сотрудники потеряли уверенность в не­обходимости их деятельности для общества, склоняются к перемене профессии. Это повлекло за собой падение заинтересованности в добросовестном исполнении служебного долга, своих служебных обязанностей. Все это за последнее десятилетие повлекло значитель­ный отток квалифицированных кадров, вымывание профессиональ­ного ядра в ведущих службах, привело к резкому росту нарушений служебной дисциплины и законности. Не единичны и случаи долж­ностных предательств.

На наш взгляд, духовность — тот фундамент, на котором можно строить прочное «здание» из высокого морального духа, нравствен­ности и культуры. Духовность мы понимаем, прежде всего, как нрав­ственный «сплав» чувств, принципов и воли, составляющих мо­рально-нравственную и эстетическую основу человека, гражданина, сотрудника. Важнейшим подспорьем в этой многотрудной работе выступает Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внут­ренних дел Российской Федерации, представляющий собой свод профессионально-этических норм, принципов и правил, обращенных к сознанию и совести сотрудника.

Таким образом, изучение Профессиональной этики и служебного этикета будет способствовать возникновению у курсантов и слушате­лей системных элементов духовной защиты личности и, в конце концов, формированию вполне определенного и психически устой­чивого нравственного иммунитета или механизма духовной защиты и безопасности личности сотрудника органов внутренних дел.




Глава

История этических установок в деятельности правоохранительных органов

  1. Нравственная составляющая судебной власти в России начала XVIII — первой половины XIX в.

Государственная политика
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   74

Петра I продолжила традиции самодер­жавной власти царя Алексея Михайловича по защите и укреплению основ абсолютизма. Создание регулярной армии и флота, профес­сиональной полиции, института фискалов, прокурорской службы, учреждение Правительствующего сената — высшего распорядитель­ного и исполнительного органа при царе, оформление судов в обо­собленные государственные учреждения, максимальное сосредото­чение власти (как светской, так и духовной) историки и юристы, писавшие в дооктябрьские годы, связывают с главными устремле­ниями петровских преобразований — достижение «добрых порядков» и «общего блага». Но выстраивание красивой правительственной схемы, написание регламентов и инструкций не означали автомати­ческого наступления благоденствия. Необходимо было добиться от всех слоев общества точного выполнения своих обязанностей, со­блюдения норм и предписаний. Воспитательный процесс в эпоху Петра Великого включал в себя абсолютное послушание подопеч­ных, а непослушание грозило наказанием. Какое наказание выберет «отец», зависело от его воли.

Кроме традиционных средств устрашения (угрозы, жесткие за­коны, многочисленные органы наблюдения и контроля) важное место отводилось воздействию убеждением, попыткам воззвать к долгу и чести чиновников. Венцом моральных предписаний Петра стало создание знаменитого «зерцала». Оно представляло собой треугольную пирамиду, каждая из граней которой содержала осо­бый указ царя. Первый указ, увидевший свет 17 апреля 1722 г., предписывал свято блюсти законы, верша все дела в точном соот­ветствии с уставами и регламентами. За любое нарушение полага­лась казнь «без всякие пощады». Второе предписание, выпущенное 21 января 1724 г., определяло поведение должностных лиц и посе­тителей в присутственном месте и повелевало им всем «чинно по­



138


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


ступать». За брань и крик полагался штраф и арест, а за рукопри-
кладство — политическая смерть. Последний указ, изданный 22 ян-
варя 1724 г., грозил чиновникам наказанием за незнание законов,
так как от них «зависит правое и незазорное управление всех дел».
Неоднократная провинность вела к лишению всех чинов и полной
конфискации имущества. «Зерцало» полагалось держать на столе
каждого присутствия (комиссии, коллегии, судебного учреждения,
Сената и т.д.), чтобы любой служащий помнил строгость норм пет-
ровского законодательства.

Петр придавал огромное значение инст-
рукциям и наставлениям. Причем это касалось
не только деятельности государственного ап-
парата, но и повседневной жизни людей. Ве-
ликий реформатор писал: «Наш народ яко де-
ти, неучения ради, которые никогда за азбуку
не примутся, когда от мастера не приневолены
бывают»1. Учить и воспитывать подданных
«полагалось» от рождения до самой смерти.

За годы правления Петра было выпущено
больше законодательных актов, чем за все
предшествующее столетие. Каждый петров-
ский указ обязательно содержал три части:
объяснение необходимости нормы, ее содер-
жание и меру наказания за нарушение или

несоблюдение предписания.

Но жестокость и суровость монарха, по-видимому, проистекали вовсе не из желания причинять страдания. Он все подчинял идее служения государству. Идее «общего блага» Петр подчинил и собст­венную жизнь, она стала основой ее существования. Служение происходило с полной отдачей сил, с готовностью жертвовать всем ради интересов страны. И собственный пример должен был вооду­шевлять других, толкая их на подвиги и свершения. Поэтому Петр, не задумываясь, брал в руки топор, лез на мачту, вставал к штурва­лу корабля, стрелял из пушек, танцевал на «ассамблеях» и делал тысячи других вещей, которых, казалось бы, вовсе не полагалось делать монарху огромной державы. Во время одной из прогулок на лечебных водах, когда в 1720-е годы у Петра возникли серьезные проблемы со здоровьем, он говорил: «Врачую тело свое водами, а прочих примерами, и в том, и в другом исцеление вижу медленное. Все решит время, на Бога полагая надежду»2.