ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2285
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
134
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
-
формирование у курсантов и слушателей устойчивых умений и первоначальных навыков соблюдения служебного этикета в конкретных жизненных ситуациях.
В результате изучения дисциплины курсанты и слушатели должны знать:
-
на достижение каких целей (задач), как ближайших, так и стратегических, направлена деятельность органов правопорядка и связанные с этим трудности и лишения в службе и личной жизни сотрудников; -
содержание и особенности профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел; -
содержание и смысл каждого положения Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации; -
этические аспекты (нравственную специфику) деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел; -
основные международные и российские нормативно-правовые акты, составляющие правовой (юридический) фундамент профессиональной морали сотрудников; -
соотношение моральных, правовых и организационно-управленческих норм в деятельности сотрудников; -
сущность профессиональной нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления; -
возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности; -
основные требования этики служебных отношений, а также служебного и общегражданского этикета;
уметь:
-
относиться к каждому человеку — с уважением и признанием его личного достоинства, относиться как к высшей ценности; -
осуществлять выбор с точки зрения этики и морали, соотношения целей, средств и методов профессиональной деятельности, норм поведения в конкретных ситуациях; -
оценивать факты и явления профессиональной деятельности не только с правовой, но и с нравственной точек зрения;
обладать:
-
обостренным чувством долга, нравственной чистоплотности, патриотизма; -
способностью принимать ответственные решения в экстремальных ситуациях;
иметь представление:
-
об основных этических закономерностях и категориях морали; -
о происхождении, структуре, закономерностях развития и значении морали;
3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности
135
-
о содержании основных деонтологических документов полиции крупнейших мировых держав.
В сентябре 2001 г. Советом Европы был принят Европейский Кодекс полицейской этики, положения которого носят рекомендательный характер. Кстати, в мае этого года Советом Европы совместно с российским МВД на базе Московской Академии МВД России был проведен двухдневный международный семинар по проблемам полицейской этики.
В результате изучения дисциплин курсанты и слушатели должны приобрести навыки:
-
соблюдения правил служебного этикета; -
подлинно интеллигентного общения с людьми.
На это нас нацеливают «Общие принципы служебного поведения государственных служащих», утвержденные Президентом Российской Федерации в августе 2002 г., где в частности, записано: «...проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию».
Следует всегда помнить, что зло существует и небезуспешно действует помимо наших знаний и представлений о нем.
Русский философ И.А. Ильин в своей работе «Чутье зла», не утратившей своей актуальности и в наши дни, писал: «В этом наша беда и наша опасность: мы живем в эпоху воинствующего зла, а верного чутья для распознавания и определения его не имеем. Отсюда бесчисленные ошибки и блуждания.
Необходима зоркость к человеческой фальши; восприимчивость к чужой неискренности; слух для лжи; совестная впечатлительность.
Что же нам делать? Отходить от зла и творить благо... Постоянно крепить в себе чутье к добру и злу. Беречь свое чувство чести; не снижать его требований; твердо верить, что бесчестье есть мое поражение и переход в лагерь дьявола...»
Зло, как чума, заразно, поэтому многие сотрудники органов внутренних дел остро нуждаются в постоянном подтверждении адекватности их санкций, в нравственной самозащите, «иммунитете» к злу во всех его проявлениях. Как активизировать этот иммунитет, как и из чего выстроить духовную защиту? — вот сегодня важнейшие профессионально-этические и духовно-нравственные проблемы сотрудников органов внутренних дел.
Только невежда может считать, что нравственность и профессионально-этическое воспитание наших сотрудников не связаны самым тесным образом. Напротив, вопрос о профессиональной этике и эстетической культуре личного состава в наши дни в силу известных причин стал особенно актуальным для деятельности МВД. Анализи
136
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
руя конкретные служебные ситуации, приходишь к выводу, что значение духовно-нравственных качеств наших сотрудников для эффективности их работы, для мобилизации на решение служебных задач, для укрепления дисциплины и законности будет постоянно расти.
Будущий сотрудник органов внутренних дел больше, чем кто- либо другой, должен получить моральную закалку, те основы, на которых он должен прочно стоять в своем тяжелом, в том числе и психологически, труде; получить не только знания, но и убеждения, принципы поведения. Ведь на человека, пришедшего работать в органы внутренних дел, обрушивается поток негативной информации, которая слабого духом может сломать.
Представляется весьма важным, чтобы в процессе усвоения слушателями этических знаний у них не создавалось впечатления оторванности от реальности, замкнутости учебного пространства, локализации в кругу этических «вечных» проблем и абстрактного теоретизирования. Этика как мощная ветвь могучего философского дерева есть живое, изменяющееся образование, само по себе постоянно нуждающееся в энергии извне.
Надо сказать, что многие сотрудники потеряли уверенность в необходимости их деятельности для общества, склоняются к перемене профессии. Это повлекло за собой падение заинтересованности в добросовестном исполнении служебного долга, своих служебных обязанностей. Все это за последнее десятилетие повлекло значительный отток квалифицированных кадров, вымывание профессионального ядра в ведущих службах, привело к резкому росту нарушений служебной дисциплины и законности. Не единичны и случаи должностных предательств.
На наш взгляд, духовность — тот фундамент, на котором можно строить прочное «здание» из высокого морального духа, нравственности и культуры. Духовность мы понимаем, прежде всего, как нравственный «сплав» чувств, принципов и воли, составляющих морально-нравственную и эстетическую основу человека, гражданина, сотрудника. Важнейшим подспорьем в этой многотрудной работе выступает Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, представляющий собой свод профессионально-этических норм, принципов и правил, обращенных к сознанию и совести сотрудника.
Таким образом, изучение Профессиональной этики и служебного этикета будет способствовать возникновению у курсантов и слушателей системных элементов духовной защиты личности и, в конце концов, формированию вполне определенного и психически устойчивого нравственного иммунитета или механизма духовной защиты и безопасности личности сотрудника органов внутренних дел.
Глава
История этических установок в деятельности правоохранительных органов
-
Нравственная составляющая судебной власти в России начала XVIII — первой половины XIX в.
Государственная политика
1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 74
Петра I продолжила традиции самодержавной власти царя Алексея Михайловича по защите и укреплению основ абсолютизма. Создание регулярной армии и флота, профессиональной полиции, института фискалов, прокурорской службы, учреждение Правительствующего сената — высшего распорядительного и исполнительного органа при царе, оформление судов в обособленные государственные учреждения, максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) историки и юристы, писавшие в дооктябрьские годы, связывают с главными устремлениями петровских преобразований — достижение «добрых порядков» и «общего блага». Но выстраивание красивой правительственной схемы, написание регламентов и инструкций не означали автоматического наступления благоденствия. Необходимо было добиться от всех слоев общества точного выполнения своих обязанностей, соблюдения норм и предписаний. Воспитательный процесс в эпоху Петра Великого включал в себя абсолютное послушание подопечных, а непослушание грозило наказанием. Какое наказание выберет «отец», зависело от его воли.
Кроме традиционных средств устрашения (угрозы, жесткие законы, многочисленные органы наблюдения и контроля) важное место отводилось воздействию убеждением, попыткам воззвать к долгу и чести чиновников. Венцом моральных предписаний Петра стало создание знаменитого «зерцала». Оно представляло собой треугольную пирамиду, каждая из граней которой содержала особый указ царя. Первый указ, увидевший свет 17 апреля 1722 г., предписывал свято блюсти законы, верша все дела в точном соответствии с уставами и регламентами. За любое нарушение полагалась казнь «без всякие пощады». Второе предписание, выпущенное 21 января 1724 г., определяло поведение должностных лиц и посетителей в присутственном месте и повелевало им всем «чинно по
138
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
ступать». За брань и крик полагался штраф и арест, а за рукопри-
кладство — политическая смерть. Последний указ, изданный 22 ян-
варя 1724 г., грозил чиновникам наказанием за незнание законов,
так как от них «зависит правое и незазорное управление всех дел».
Неоднократная провинность вела к лишению всех чинов и полной
конфискации имущества. «Зерцало» полагалось держать на столе
каждого присутствия (комиссии, коллегии, судебного учреждения,
Сената и т.д.), чтобы любой служащий помнил строгость норм пет-
ровского законодательства.
Петр придавал огромное значение инст-
рукциям и наставлениям. Причем это касалось
не только деятельности государственного ап-
парата, но и повседневной жизни людей. Ве-
ликий реформатор писал: «Наш народ яко де-
ти, неучения ради, которые никогда за азбуку
не примутся, когда от мастера не приневолены
бывают»1. Учить и воспитывать подданных
«полагалось» от рождения до самой смерти.
За годы правления Петра было выпущено
больше законодательных актов, чем за все
предшествующее столетие. Каждый петров-
ский указ обязательно содержал три части:
объяснение необходимости нормы, ее содер-
жание и меру наказания за нарушение или
несоблюдение предписания.
Но жестокость и суровость монарха, по-видимому, проистекали вовсе не из желания причинять страдания. Он все подчинял идее служения государству. Идее «общего блага» Петр подчинил и собственную жизнь, она стала основой ее существования. Служение происходило с полной отдачей сил, с готовностью жертвовать всем ради интересов страны. И собственный пример должен был воодушевлять других, толкая их на подвиги и свершения. Поэтому Петр, не задумываясь, брал в руки топор, лез на мачту, вставал к штурвалу корабля, стрелял из пушек, танцевал на «ассамблеях» и делал тысячи других вещей, которых, казалось бы, вовсе не полагалось делать монарху огромной державы. Во время одной из прогулок на лечебных водах, когда в 1720-е годы у Петра возникли серьезные проблемы со здоровьем, он говорил: «Врачую тело свое водами, а прочих примерами, и в том, и в другом исцеление вижу медленное. Все решит время, на Бога полагая надежду»2.