ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2289
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Зерцало» с тремя указами Петра I
1 Цит. по: Рудаков JI.И. Идея «всенародной пользы» Петра I. Тверь, 1994. С. 26.
2 История Петра Великого. М.: РООССА, 2007. С. 85.
4. История этических установок в деятельности правоохр. органов
139
Предъявляя высокие требования к своим действиям, Петр не думал щадить других. Известно, что в начале XVTII в. произошло окончательное закрепощение крестьян с одновременным слиянием их в единое сословие, главная обязанность которого заключалась в выполнении повинностей. Однако Петр поставил на службу государству и все остальные части населения России независимо от богатства, общественного положения, вероисповедования, происхождения. Для многих размеренная жизнь в имении сменилась полной опасностей пожизненной службы в армии и на флоте.
В то же время идея «всенародной пользы» способствовала небывалому прежде росту правового просвещения и воспитания русского общества. Самым явным свидетельством этого было требование обязательной публикации любого закона. Нравственные идеи правосудия в эпоху правления Петра I выражались не только в законодательных актах, но и в политических трактатах, агитационных воззваниях. В указанном столетии большое развитие получает деловая письменность, появляется и такой новый литературный жанр, как сатирическая повесть. В форме этого жанра находит свое воплощение критика пороков «судной практики» в России XVII в. Наиболее яркими образцами произведений данного жанра стали народная повесть о Шемякином суде и сатирический «Список с судного дела слово в слово, как был суд у леща с ершом», более известный как повесть о Ерше Ершовиче.
Что же касается процессуального законодательства, то оно сделало в этот период огромный шаг вперед. Достаточно сказать, что впервые в истории русского права был создан процессуальный кодекс, хотя и с несколько ограниченной сферой применения. «Краткое изображение процессов или судебных тяжб»,
а также Артикул воинский стали первыми кодифицированными актами в российском законодательстве1. Суд призван был стать быстрым и решительным орудием в руках государства для пресечения всякого рода попыток нарушить установленный порядок. Усиливается наказание и за так называемые «процессуальные преступления»: за лжеприсягу, лжесвидетельство; вводится смертная казнь — «обычное украшение, — по словам историка В.О. Ключевского, — законодательства Петра2».
Законодатель пытается объяснить реформу необходимостью борьбы со злоупотреблением процессуальными правами сторон. «Видя жалкое положение правосудия, вследствие ябед, волокит и бесчисленных неправд тяжущихся, он (Петр I — Авт.) понимал, что словесное судопроизводство — суд и очные ставки воспитывают
1 Клеандрова В.М., Колобов Б.В. и др. Законодательство Петра I. М., 1997. С. 794.
2 Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. Т. IV. С. 87.
140
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
зло, отдавая весь ход процесса во власть тяжущихся и тем открывая поле их деятельности. Ему казалось лучшим средством против произвола тяжущихся подчинить их и самое развитие процесса контролю судей, которые уже по званию своему должны быть блюстителям правосудия1.
Но это были лишь первые шаги, от которых он вскоре отказался, продолжая вмешиваться лично в судебные решения, а в 1722 г. вновь вверил такое вмешательство своим воеводам и губернаторам2.
В книге В.В. Богуславского «Правители России» приводится характерный пример. В 1711 г. Петр впервые узнал о злоупотреблениях князя А.Д. Меньшикова, а три года спустя была назначена особая следственная комиссия, которая собрала достаточно доказательств его вины в разного рода чудовищных хищениях и мздоимстве. Однако когда члены суда, убедившись в виновности Меньшикова, стали определять ему наказание, колеблясь между ссылкой и лишением жизни, Петр сказал: «Где дело идет о жизни или чести человека, то правосудие требует взвесить на весах беспристрастия как преступления его, так и заслуги, оказанные им отечеству и государю, и буде заслуги перевесят преступления, в таком случае милость должна хвалиться на суде»3. И, перечислив все заслуги Меньшикова, царь заключил свою речь словами: «И так, по мнению моему, довольно будет, сделав ему в присутствии за преступления строгий выговор, наказать его денежным штрафом, соразмерным хищению; а он мне и впредь нужен и может еще сугубо заслужить оное»4.
С идеологической защитой и обоснованием петровских преобразований выступила группа дворян и священников, образно названная «ученой дружиной Петра». Потомственный дворянин В.Н. Татищев,
идеолог промышленников и купцов И.Т. Посошков, архиепископ Феофан Прокопович увязывали в единый узел не только экономические, политические, но и социально-правовые преобразования в России, предлагали пути их скорейшего осуществления. Рассматривая вопросы, связанные с нравственным содержанием судопроизводства, они настаивали на профессиональной подготовке судей, полагая, что на судебные должности должны определяться лица
1 Кавелин К.Д. Собр. соч. СПб., 1897-1898. Т. 4. Стлб. 401.
2 Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник для юридических факультетов / Под ред. К.Ф. Гуценко. М., 2005. С. 270.
3 Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. М., 2006. С. 503.
4 Там же. С. 503.
4. История этических установок в деятельности правоохр. органов
141
В. Н. Татищев
только с соответствующим нравственным и профессиональным
цензом. Такая позиция, согласно их мнению, в конечном итоге при-
вела бы к правовой и нравственной зрелости
всех подданных. С отсутствием же этого в
стране Татищев связывал «бунты и разорения»,
поскольку полагал, что народное недовольство
выражается в такой форме именно потому, что
народ никакого знания не имеет и в темноте
суеверий утоплен», поэтому его так легко мог-
ли обманывать всякие «коварные плуты».
Нравственные идеи правосудия Татищева
нашли свое выражение и в разработанных им
требованиях к Закону:
-
выполнимость законов (недопустимость чрезмерных угроз
наказаниями); -
принуждение людей соблюдать законы, если их совесть «молчит»; -
сохранение обычаев древних, если они не противоречат спра-
ведливости и добродетели1.
Возлагая все надежды на царскую власть,
идеологи петровских реформ были все-таки дале-
ки от мысли о всесилии царских указов. Вот что
писал по этому поводу И.Т. Посошков: «Сколько
новых статей издано, а немного в них действа,
ибо всех их древностная неправда одолевает». До-
вольно резко порицая «обветшавшие и искажен-
ные неправыми судьями древние уставы», По-
сошков предлагал «сочинить правосудную книгу с
подлинным рассуждением на всякие дела».
Представляет немалый интерес точка зрения
Феофана Прокоповича на роль верховного прави-
теля, исполняющего долг служения народу. Мо-
нарх Прокоповича — это просвещенный государь,
который обязан заботиться не только об общем благе, но и о рас-
пространении просвещения, искоренении предрассудков, устроении
правосудия. Такое понимание верховной власти во многом было
новым для русской правовой мысли.
Архиепископ пережил нескольких императоров (Петра I, Екатерину I, Петра II, Анну Иоанновну), и каждому из них он произносил и писал панегирики, утверждая, что их божественный статус и великая слава обязывают «чинить правосудие», оказывая целена
Феофан
Прокопович
1 Стародумов В.Л. История правовых учений петровской эпохи: Монография. Воронеж, 1966. С. 243.
142
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
правленное воспитательное воздействие на сознание и чувства подданных1.
Дальнейшее развитие нравственных основ законодательства о пра-
восудии и правоохранительной деятельности связано с началом эпохи
«просвещенного абсолютизма» Екатерины Великой. Следует отметить,
что Екатерина II, чьи права на обладание российской короной с
юридической точки зрения были более чем сомнительными, не без
успеха использовала образ мудрого законодателя, величественно
дарующего законы империи и во всех своих действиях руковод-
ствующегося законностью. Справедливость при отправлении право-
судия она объявила в числе главных задач своего правления. При
этом вполне сознавала, насколько трудно будет ей обеспечить ис-
полнение своих обещаний.
Вступив на престол, Екатерина II систему
правосудия охарактеризовала следующими чер-
тами: «1. Неисчислимое множество законов и
приказов. 2. Частыя изменения, какия делают в
одних и тех же законах. 3. Небрежное отношение
судей и судов к поддержанию законов. 4. Непри-
нужденность, с которой скрывают от сведения
общества ошибки судей и других чиновников
на коронной службе»2.
О том, какое впечатление такое правосудие
производило на простой народ, яркое представ-
ление дает замечание историка С.М. Соловьева:
«При слове «суд» вздрагивает русский человек»3. В этих условиях
проблема укрепления и пропаганды законности неизбежно стано-
вилась одной из острейших в царствование Екатерины II. Правосу-
дие для императрицы было прежде всего эффективным инструмен-
том воспитательного воздействия, формой выражения идей, кото-
рые она желала внушить своим подданным: «Снисходительность,
примиряющий дух властителя, — писала она в одной из своих заме-
ток, — сделали бы больше
, нежели тысячи законов, а политическая
свобода одушевила бы все. Часто лучше внушать преобразования,
нежели предписывать»4. Многие законодательные акты, вышедшие