ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2293
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Потехин П.А. Отрывки из воспоминаний адвоката // Право. 1900. № 47. С. 2217.
2 Васъковский Е.В. Организация адвокатуры. СПб., 1893. Ч. 1. С. 316.
3 Потехин П.А. Указ. соч. С. 2217.
4 Лохвицкий А. В. О наших ходатаях по делам... // Русское слово. 1860. № 2. С. 44—45.
5 Гоголь Н.В. Поли. собр. соч. М., 1951. Т. 7. С. 117—118.
148
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
уровень чиновничества подвели Николая I к одобрению и созданию
в 1835 г. нового, ставшего вскоре одним из лучших учебных заведе-
ний страны Училища правоведения. Создание этого училища связано
также с именем крупнейшего сановника, племянника императора
Александра I, представителя династии, известной в России своей
государственной и научной деятельностью, принца П. Г. Ольденбург-
ского. Им была пожертвована большая сумма денег на создание
Училища. Он же совместно с
М.М. Сперанским разработал
его устав.
Правительствующему се-
нату и Министерству юстиции
предписывалось направлять в
училище все нормативные ак-
ты, издаваемые ими, а также
некоторые «решенные дела» и
все связанные с ними мате-
риалы. Эти дела в качестве
о Тг
учебных заданий разбирались
Здание Училища правоведения J v v
на набережной реки Фонтанки, на практических занятиях,
д. 6 (фото XIX в.) поскольку учащимся было не-
обходимо осмыслить их буду-
щую деятельность, уловив, по образному выражению А.Ф. Кони,
«руководящую нить среди извилин и узких путей тайны, канцеля-
ризма и формальных доказательств»1. С этой точки зрения препо-
>вание практики уголовного судопроизвод-ства,
предпринятое с целью воздействовать на моло-
дое поколение юристов, принесло глубокую
пользу. Лаконичное слово закона, допускавшее
черствое и одностороннее применение, было
освещено живым и проницательным толко-
ванием.
Преподаватели Училища правоведения со-
ставляли цвет и гордость российской юридиче-
ской науки. Среди них были И.Е. Андреевский,
А.Ф. Кони, Н.С. Таганцев, К.К. Арсеньев,
П.Г. Ольденбургский Н.И. Стояновский.
Выпускники Училища правоведения сыграли важную роль в подготовке крестьянской реформы 1861 г., а особенно правовой реформы 1864 г. Не будет преувеличением утверждать, что успех последней был невозможен без участия в ней
1 Кони А.Ф. Отцы и дети Судебной реформы: К пятидесятилетию Судебных Уставов. М.: «Статут»; РАП, 2003. С 121.
4. История этических установок в деятельности правоохр. органов
149
выпускников Училища правоведения1. Среди них были многие министры юстиции, внутренних дел, а также другие государственные деятели и ученые России, такие как Д.Н. Набоков, Н.А. Манасеин, И.Л. Горемыкин, А.Г. Булыгин, К.П. Победоносцев, М.И. Зарудный.
Несколько выпускников Училища правоведения поступили на службу в Санкт-Петербургскую полицию по предложению вновь назначенного столичного обер-полицмейстера графа П.А. Шувалова. Это рассматривалось как одно из средств улучшения деятельности столичной полиции, вызывавшей нарекания со стороны населения, крупных сановников из-за низкого уровня подготовки, образования и моральной нечистоплотности ее сотрудников.
Училище правоведения стало alma mater
и для многих выдающихся российских адвокатов, таких как Д.В. Стасов, К.К. Арсеньев,
В.И. Танеев и др. Интересно и то, что их соучениками по этому учебному заведению были знаменитые деятели культуры П.И. Чайковский, А.Н. Апухтин, В.В. Стасов.
Планы Сперанского и Балугьянского наложили отпечаток не только на царствование Николая I, но и на первые годы правления Александра II. И хотя среди исследователей господствует мнение, что роль Александра II в подготовке судебной реформы невелика, однако он наложил на нее отпечаток своей личности2.
Александр II получил неплохую правовую подготовку. Его отец, сознавая недостатки собственного образования, постарался окружить наследника престола выдающимися преподавателями. Воспитателем Александра Николаевича стал В.А. Жуковский, от которого будущий император воспринял понимание роли монарха в обществе как гаранта свободы, справедливости и порядка. Причем все эти три понятия в трактовке Жуковского были тесно взаимосвязаны. С октября 1835 г. по апрель 1837 г. наследник прослушал курс лекций по различным отраслям права. Занятия по гражданскому праву вел барон В.Е. Врангель, остальные юридические дисциплины преподавал М.М. Сперанский. Он оказал большое влияние на формирование правовых воззрений будущего царя. Общие морально- политические принципы, в духе которых Жуковский воспитывал наследника, в результате лекций Сперанского получили конкретное, материальное наполнение. Впервые от Сперанского наследник узнал об адвокатуре, суде присяжных, состязательном процессе и
1 Журнал Министерства юстиции. 1913. № 1. С. 89.
2 Kaiser F.B. Die russische Justizreform von 1864: Zur Geschichte der russischen Justiz von Katharina II. bis 1917. Leiden: Brill, 1972. XV, 552 S. (Studien zur Geschichte Osteuropas; 14). Bibliogr.: S. 511.
150
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
т.д., т.е. обо всем том, что являлось основой западноевропейского судопроизводства — идеи справедливого суда, уважающего и охраняющего права личности.
-
Роль судебной реформы в усилении нравственных основ
деятельности прокуратуры, адвокатуры, судов
(вторая половина XIX в.)
Значение нравственной составляющей в российском судопроизвод-
стве значительно усиливается с 1864 г., когда были приняты новые
судебные уставы («Учреждение судебных ус-
тановлений», «Устав гражданского судопроиз-
водства», «Устав уголовного судопроизводст-
ва», «Устав о наказаниях, налагаемых миро-
выми судьями»), положившие начало
Великой судебной реформе. Цель их издания
заключалась, как писал император Александр
-
в указе Правительствующему сенату, в том,
чтобы «водворить в России суд скорый, пра-
вый, милостивый и равный для всех поддан-
ных наших, возвысить судебную власть, дать
ей надлежащую самостоятельность и вообще
утвердить в народе то уважение к закону, без
которого невозможно общественное благосостояние и которое
должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого:
от высшего до низшего»1.
Благодаря этим нововведениям судопроизводство стало не только источником правозначимой информации, но и несло заряд добра и справедливости, стимулировало поиск новых знаний, преподносило настоящий урок культуры Права в самом высоком смысле этого понятия. В выполнение норм судебного ритуала, по выражению А.Ф. Кони, вносились вкус, чувство меры и такт, «ибо суд есть не только судилище, но и школа»; центр тяжести переносился на развитие истинного и широкого человеколюбия на суде, равно далекого и от механической нивелировки отдельных индивидуальностей, и от черствости приемов, и от чуждой истинной доброте дряблости воли в защите общественного правопорядка2.
Александр II
1 См.: Отчет Министерства юстиции за сто лет. 1801—1901 гг. (исторический очерк). СПб., 1902. С. 81; Российское законодательство X—XX веков: В 9 т. / Под общ. ред. О.И. Чистякова. М., 1991. Т. 8.
2 Кони А. Ф.