Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2293

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1
Потехин П.А. Отрывки из воспоминаний адвоката // Право. 1900. № 47. С. 2217.


2 Васъковский Е.В. Организация адвокатуры. СПб., 1893. Ч. 1. С. 316.


3 Потехин П.А. Указ. соч. С. 2217.


4 Лохвицкий А. В. О наших ходатаях по делам... // Русское слово. 1860. № 2. С. 44—45.


5 Гоголь Н.В. Поли. собр. соч. М., 1951. Т. 7. С. 117—118.





148


I. Теоретические вопросы профессиональной этики





уровень чиновничества подвели Николая I к одобрению и созданию
в 1835 г. нового, ставшего вскоре одним из лучших учебных заведе-
ний страны Училища правоведения.
Создание этого училища связано
также с именем крупнейшего сановника, племянника императора
Александра I, представителя династии, известной в России своей
государственной и научной деятельностью, принца П. Г. Ольденбург-
ского.
Им была пожертвована большая сумма денег на создание

Училища. Он же совместно с

М.М. Сперанским разработал
его устав.

Правительствующему се-
нату и Министерству юстиции
предписывалось направлять в
училище все нормативные ак-
ты, издаваемые ими, а также
некоторые «решенные дела» и
все связанные с ними мате-
риалы. Эти дела в качестве

о Тг

учебных заданий разбирались

Здание Училища правоведения J v v

на набережной реки Фонтанки, на практических занятиях,
д. 6 (фото XIX в.) поскольку учащимся было не-

обходимо осмыслить их буду-
щую деятельность, уловив, по образному выражению А.Ф. Кони,
«руководящую нить среди извилин и узких путей тайны, канцеля-
ризма и формальных доказательств»1. С этой точки зрения препо-

>вание практики уголовного судопроизвод-ства,
предпринятое с целью воздействовать на моло-
дое поколение юристов, принесло глубокую
пользу. Лаконичное слово закона, допускавшее
черствое и одностороннее применение, было
освещено живым и проницательным толко-
ванием.

Преподаватели Училища правоведения со-
ставляли цвет и гордость российской юридиче-
ской науки. Среди них были И.Е. Андреевский,

А.Ф. Кони, Н.С. Таганцев, К.К. Арсеньев,

П.Г. Ольденбургский Н.И. Стояновский.

Выпускники Училища правоведения сыг­рали важную роль в подготовке крестьянской реформы 1861 г., а особенно правовой реформы 1864 г. Не будет преувеличением ут­верждать, что успех последней был невозможен без участия в ней


1 Кони А.Ф. Отцы и дети Судебной реформы: К пятидесятилетию Судебных Ус­тавов. М.: «Статут»; РАП, 2003. С 121.





4. История этических установок в деятельности правоохр. органов


149


выпускников Училища правоведения1. Среди них были многие ми­нистры юстиции, внутренних дел, а также другие государственные деятели и ученые России, такие как Д.Н. Набоков, Н.А. Манасеин, И.Л. Горемыкин, А.Г. Булыгин, К.П. Победоносцев, М.И. Зарудный.

Несколько выпускников Училища правоведения поступили на службу в Санкт-Петербургскую полицию по предложению вновь на­значенного столичного обер-полицмейстера графа П.А. Шувалова. Это рассматривалось как одно из средств улучшения деятельности столичной полиции, вызывавшей нарекания со стороны населения, крупных сановников из-за низкого уровня подготовки, образования и моральной нечистоплотности ее сотрудников.

Училище правоведения стало alma mater

и для многих выдаю­щихся российских адвокатов, таких как Д.В. Стасов, К.К. Арсеньев,

В.И. Танеев и др. Интересно и то, что их соучениками по этому учебному заведению были знаменитые деятели культуры П.И. Чай­ковский, А.Н. Апухтин, В.В. Стасов.

Планы Сперанского и Балугьянского наложили отпечаток не толь­ко на царствование Николая I, но и на первые годы правления Александра II. И хотя среди исследователей господствует мнение, что роль Александра II в подготовке судебной реформы невелика, однако он наложил на нее отпечаток своей личности2.

Александр II получил неплохую правовую подготовку. Его отец, сознавая недостатки собственного образования, постарался окру­жить наследника престола выдающимися преподавателями. Воспи­тателем Александра Николаевича стал В.А. Жуковский, от которого будущий император воспринял понимание роли монарха в общест­ве как гаранта свободы, справедливости и порядка. Причем все эти три понятия в трактовке Жуковского были тесно взаимосвязаны. С октября 1835 г. по апрель 1837 г. наследник прослушал курс лек­ций по различным отраслям права. Занятия по гражданскому праву вел барон В.Е. Врангель, остальные юридические дисциплины пре­подавал М.М. Сперанский. Он оказал большое влияние на форми­рование правовых воззрений будущего царя. Общие морально- политические принципы, в духе которых Жуковский воспитывал наследника, в результате лекций Сперанского получили конкрет­ное, материальное наполнение. Впервые от Сперанского наследник узнал об адвокатуре, суде присяжных, состязательном процессе и


1 Журнал Министерства юстиции. 1913. № 1. С. 89.


2 Kaiser F.B. Die russische Justizreform von 1864: Zur Geschichte der russischen Justiz von Katharina II. bis 1917. Leiden: Brill, 1972. XV, 552 S. (Studien zur Geschichte Osteuropas; 14). Bibliogr.: S. 511.



150


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


т.д., т.е. обо всем том, что являлось основой западноевропейского судопроизводства — идеи справедливого суда, уважающего и охра­няющего права личности.






  1. Роль судебной реформы в усилении нравственных основ
    деятельности прокуратуры, адвокатуры, судов
    (вторая половина XIX в.)

Значение нравственной составляющей в российском судопроизвод-
стве значительно усиливается с 1864 г., когда были приняты новые
судебные уставы
(«Учреждение судебных ус-

тановлений», «Устав гражданского судопроиз-
водства», «Устав уголовного судопроизводст-
ва», «Устав о наказаниях, налагаемых миро-
выми судьями»), положившие начало
Великой судебной реформе. Цель их издания
заключалась, как писал император Александр

  1. в указе Правительствующему сенату, в том,
    чтобы «водворить в России суд скорый, пра-
    вый, милостивый и равный для всех поддан-
    ных наших, возвысить судебную власть, дать
    ей надлежащую самостоятельность и вообще
    утвердить в народе то уважение к закону, без

которого невозможно общественное благосостояние и которое
должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого:
от высшего до низшего»1.

Благодаря этим нововведениям судопроизводство стало не толь­ко источником правозначимой информации, но и несло заряд доб­ра и справедливости, стимулировало поиск новых знаний, препод­носило настоящий урок культуры Права в самом высоком смысле этого понятия. В выполнение норм судебного ритуала, по выраже­нию А.Ф. Кони, вносились вкус, чувство меры и такт, «ибо суд есть не только судилище, но и школа»; центр тяжести переносился на развитие истинного и широкого человеколюбия на суде, равно да­лекого и от механической нивелировки отдельных индивидуально­стей, и от черствости приемов, и от чуждой истинной доброте дряблости воли в защите общественного правопорядка2.


Александр II


1 См.: Отчет Министерства юстиции за сто лет. 1801—1901 гг. (исторический очерк). СПб., 1902. С. 81; Российское законодательство X—XX веков: В 9 т. / Под общ. ред. О.И. Чистякова. М., 1991. Т. 8.


2 Кони А. Ф.