ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2294
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нравственные начала в уголовном процессе // Избр. произведения: В 2 т. М., 1959. Т. 1. С. 123.
4. История этических установок в деятельности правоохр. органов
151
Реформой были восприняты и многие выработанные веками, наполненные глубоким смыслом нормы «обычного», «народного» права, по которому в России жили миллионы людей, добровольно принимая его правила и исполняя их без принуждения. Это, в свою очередь, обусловило нравственное содержание ^
многих правовых норм: запрещение получать Jk
доказательства по делу с использованием средств и методов, унижающих человеческое достоинство; защита тайн частной жизни; этика судоговорения; реабилитация невинов- ' у
ных и возмещение им ущерба, причиненного органами расследования и правосудия, и др. ™
«Вестник Европы» так писал об этом выдающемся событии: «... наш год в летописях ^ ф ^они народной жизни назовется годом «откуда есть пошла наша правда». До сих пор мы жили в противоречии с известною пословицей нашей народной мудрости: «век живи, век учись». Мы учились только в школе, а за пределами школы, по
Суд присяжных при Александре II
вступлении в жизнь, нас ничто не учило. Теперь гласный суд, со своими несменяемыми и неперемещаемыми членами, со своими присяжными, с устранением участия в суде административного вмешательства — сделался настоящей школой народа, где нравственность преподается не в одних поучениях, но весьма практическим и осязаемым образом для нарушителей правды1.
1 Вестник Европы. 1866. № 4. С. 28.
152
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
Центральным звеном Великой судебной реформы явилось введение 20 ноября 1864 г. суда присяжных. Его сторонники (С.И. Зарудный, Н.А. Буцковский, Н.И. Стояновский, Д.А. Ровинский, А.М. Плавский и др.) исходили из того положения, что лишь суд присяжных позволит распространить в народе понятие о справедливости и законе, а также положительно отразиться на правовой культуре общества1. Оторванные на время от своих обыденных занятий и соединенные у одного общего, глубокого по значению и по налагаемой им нравственной ответственности дела, присяжные унесут с собою, «растекаясь по своим уголкам, не только возвышающее сознание исполненного долга общественного служения, но и облагораживающее воспоминание о правильном отношении к людям и достойном обращении с ними»2.
Уже первое заседание с присяжными, открытое в Петербурге 24 августа 1866 г. по делу Тимофеева, обвиняемого в краже со взломом, по отзывам А.Ф. Кони, выгодно отличалось тем, что было свободно «от громких фраз и стремлений разжалобить или ожесточить присяжных» и имело явно выраженный воспитательный характер3. Так, присяжным «объясняли ход и значение разных следственных действий», «говорили им о значении права собственности и необходимости его ограждения», а также о «величайшем на свете благе — жизни, которую никто не имеет право отнимат»4.
Обобщение материалов дореволюционной судебной практики также приводит к выводу, что суд присяжных, со своей стороны оказывал благоприятное воспитывающее воздействие на общество, которое проявлялось в искоренении взяточничества, уменьшении числа преступлений, особенно тех, на которые присяжные смотрят строже, увеличении числа подсудимых, сознающихся в совершенных преступлениях, повышении доверия народа к суду, ощущении своей самоценности и социального равноправия, повышении профессионального уровня коронных судей5.
После многовекового мрачного периода беззакония и произвола от полицейского сыска и прокуратуры было отделено предварительное
1 Мельник В.В. Искусство защиты в суде присяжных: Учеб.-практ. пособие. М., 2003. С. 47-48.
2 Цит. по: Традиции адвокатской этики. Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX — начало XX в.) / Сост. И.В. Елисеев, Р.Ю. Панкратов. СПб., 2004. С. 166.
3 Кони А.Ф. Отцы и дети Судебной реформы: К пятидесятилетию Судебных Уставов. М., 2003. С. 165.
4 Там же. С. 165.
5
История судебных учреждений России: Сб. обзоров и рефератов / Гл. ред. Ю.С. Пивоваров. М.: РАН ИНИОН, 2004. С. 168.
4. История этических установок в деятельности правоохр. органов
153
следствие, новые принципы деятельности которого нашли отраже-
ние в напутственном слове основоположника судебной реформы
Д.А. Ровинского к молодым, еще не испорченным рутиной и со-
блазнами жизни следователям: «Опирайтесь на закон, но объясняй-
те его разумно... Домогайтесь одной награды — доброго имени об-
щества, которое всегда отличит и оценит труд и способности... <...>
Дай Бог, чтобы ... вы могли сказать всем и каждому:
Что ... служили делу, а не лицам.
Что ... старались делать правду и приносить пользу.
Что ... были, прежде всего, людьми ..., а уже потом чиновника-
ми ...».
Особое значение для утверждения в народе новых демократических
принципов судопроизводства имела реорганизация прокуратуры.
В эпоху взяточничества и своекорыстия, личности пореформенных
прокуроров, таких как Д.А. Ровинский, Н.И. Стояновский,
Н.А. Буцковский, М.Е. Ковалевский, М.Ф. Громницкий, по меткому
выражению А.Ф. Кони, «занятых живым делом, а не отписками у
себя в камере, все знающих и видящих насквозь»1, производили
глубокое нравственное впечатление на окружающих.
Судебные уставы, создавая прокурора-
обвинителя и указав ему его задачи, начерта-
ли и нравственные требования, которые об-
легчали и возвышали его деятельность. Они
вменяли ему в обязанность отказываться от
обвинения в тех случаях, когда он найдет
оправдания подсудимого уважительными и
заявлять о том суду по совести, внося, таким
образом, в деятельность стороны элемент
беспристрастия, которое должно быть свой-
ственно лишь судье. Судебные уставы дали
прокурору наставления в том, что в речи
своей он не должен ни представлять дела в одностороннем виде
,
извлекая из него только обстоятельства, уличающие подсудимого,
ни преувеличивать значения доказательств и улик или важности
преступления.
Учитывая низкий уровень грамотности крестьянства и ставя задачу утвердить в народе то уважение к закону, без которого невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем всех и каждого, судебная реформа предусмотрела создание института мировых судей (вместо суда полицейского).
1 Кони А.Ф. Отцы и дети Судебной реформы. С. 152.
154
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
Наряду с общими условиями для вступления в судебную службу (российское подданство, 25-летний возраст, мужской пол, нравственная безупречность, среднее или высшее образование) к претендентам на пост мирового судьи предъявлялись и другие требования. В частности, им мог стать только местный житель. Закон поставил это условие для того, чтобы создать авторитетную местную власть, хорошо знакомую с местными нравами, обычаями и людьми. Доступность мировых судей и оказываемое ими участие к положению обывателя разом завоевали огромное уважение и доверие к ним населения1.
Мировые суды стали своеобразной школой правовой культуры для огромной части населения страны2. Местный обыватель увидел очень скоро, что стародавняя поговорка: «Бойся не суда, а судьи» теряет свое значение.
На вершине новой судебной пирамиды был учрежден кассационный суд. На нем лежала обязанность не только бдительно следить за нарушениями процессуального порядка, твердо устанавливая для их оценки одни и те же основания безотносительно к лицам, в них повинным, к местным и временным условиям, но и разъяснять законы. Этот институт приучал новые суды к правильности отношения — к людям, к понятиям и к законам, устанавливал, как должны держать себя судьи по отношению к сторонам, свидетелям, подсудимым, указывал на нежелательные приемы в судебных прениях, выяснял сложные понятия о составе преступлений и степенях участия в них — и, наконец, подавая пример исследования духа и разума закона, побуждал судей проникнуться мыслью законодателя
4. История этических установок в деятельности правоохр. органов
151
Реформой были восприняты и многие выработанные веками, наполненные глубоким смыслом нормы «обычного», «народного» права, по которому в России жили миллионы людей, добровольно принимая его правила и исполняя их без принуждения. Это, в свою очередь, обусловило нравственное содержание ^
многих правовых норм: запрещение получать Jk
доказательства по делу с использованием средств и методов, унижающих человеческое достоинство; защита тайн частной жизни; этика судоговорения; реабилитация невинов- ' у
ных и возмещение им ущерба, причиненного органами расследования и правосудия, и др. ™
«Вестник Европы» так писал об этом выдающемся событии: «... наш год в летописях ^ ф ^они народной жизни назовется годом «откуда есть пошла наша правда». До сих пор мы жили в противоречии с известною пословицей нашей народной мудрости: «век живи, век учись». Мы учились только в школе, а за пределами школы, по
Суд присяжных при Александре II
вступлении в жизнь, нас ничто не учило. Теперь гласный суд, со своими несменяемыми и неперемещаемыми членами, со своими присяжными, с устранением участия в суде административного вмешательства — сделался настоящей школой народа, где нравственность преподается не в одних поучениях, но весьма практическим и осязаемым образом для нарушителей правды1.
1 Вестник Европы. 1866. № 4. С. 28.
152
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
Центральным звеном Великой судебной реформы явилось введение 20 ноября 1864 г. суда присяжных. Его сторонники (С.И. Зарудный, Н.А. Буцковский, Н.И. Стояновский, Д.А. Ровинский, А.М. Плавский и др.) исходили из того положения, что лишь суд присяжных позволит распространить в народе понятие о справедливости и законе, а также положительно отразиться на правовой культуре общества1. Оторванные на время от своих обыденных занятий и соединенные у одного общего, глубокого по значению и по налагаемой им нравственной ответственности дела, присяжные унесут с собою, «растекаясь по своим уголкам, не только возвышающее сознание исполненного долга общественного служения, но и облагораживающее воспоминание о правильном отношении к людям и достойном обращении с ними»2.
Уже первое заседание с присяжными, открытое в Петербурге 24 августа 1866 г. по делу Тимофеева, обвиняемого в краже со взломом, по отзывам А.Ф. Кони, выгодно отличалось тем, что было свободно «от громких фраз и стремлений разжалобить или ожесточить присяжных» и имело явно выраженный воспитательный характер3. Так, присяжным «объясняли ход и значение разных следственных действий», «говорили им о значении права собственности и необходимости его ограждения», а также о «величайшем на свете благе — жизни, которую никто не имеет право отнимат»4.
Обобщение материалов дореволюционной судебной практики также приводит к выводу, что суд присяжных, со своей стороны оказывал благоприятное воспитывающее воздействие на общество, которое проявлялось в искоренении взяточничества, уменьшении числа преступлений, особенно тех, на которые присяжные смотрят строже, увеличении числа подсудимых, сознающихся в совершенных преступлениях, повышении доверия народа к суду, ощущении своей самоценности и социального равноправия, повышении профессионального уровня коронных судей5.
После многовекового мрачного периода беззакония и произвола от полицейского сыска и прокуратуры было отделено предварительное
1 Мельник В.В. Искусство защиты в суде присяжных: Учеб.-практ. пособие. М., 2003. С. 47-48.
2 Цит. по: Традиции адвокатской этики. Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX — начало XX в.) / Сост. И.В. Елисеев, Р.Ю. Панкратов. СПб., 2004. С. 166.
3 Кони А.Ф. Отцы и дети Судебной реформы: К пятидесятилетию Судебных Уставов. М., 2003. С. 165.
4 Там же. С. 165.
5
1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 ... 74
История судебных учреждений России: Сб. обзоров и рефератов / Гл. ред. Ю.С. Пивоваров. М.: РАН ИНИОН, 2004. С. 168.
4. История этических установок в деятельности правоохр. органов
153
следствие, новые принципы деятельности которого нашли отраже-
ние в напутственном слове основоположника судебной реформы
Д.А. Ровинского к молодым, еще не испорченным рутиной и со-
блазнами жизни следователям: «Опирайтесь на закон, но объясняй-
те его разумно... Домогайтесь одной награды — доброго имени об-
щества, которое всегда отличит и оценит труд и способности... <...>
Дай Бог, чтобы ... вы могли сказать всем и каждому:
Что ... служили делу, а не лицам.
Что ... старались делать правду и приносить пользу.
Что ... были, прежде всего, людьми ..., а уже потом чиновника-
ми ...».
Особое значение для утверждения в народе новых демократических
принципов судопроизводства имела реорганизация прокуратуры.
В эпоху взяточничества и своекорыстия, личности пореформенных
прокуроров, таких как Д.А. Ровинский, Н.И. Стояновский,
Н.А. Буцковский, М.Е. Ковалевский, М.Ф. Громницкий, по меткому
выражению А.Ф. Кони, «занятых живым делом, а не отписками у
себя в камере, все знающих и видящих насквозь»1, производили
глубокое нравственное впечатление на окружающих.
Судебные уставы, создавая прокурора-
обвинителя и указав ему его задачи, начерта-
ли и нравственные требования, которые об-
легчали и возвышали его деятельность. Они
вменяли ему в обязанность отказываться от
обвинения в тех случаях, когда он найдет
оправдания подсудимого уважительными и
заявлять о том суду по совести, внося, таким
образом, в деятельность стороны элемент
беспристрастия, которое должно быть свой-
ственно лишь судье. Судебные уставы дали
прокурору наставления в том, что в речи
своей он не должен ни представлять дела в одностороннем виде
,
извлекая из него только обстоятельства, уличающие подсудимого,
ни преувеличивать значения доказательств и улик или важности
преступления.
Учитывая низкий уровень грамотности крестьянства и ставя задачу утвердить в народе то уважение к закону, без которого невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем всех и каждого, судебная реформа предусмотрела создание института мировых судей (вместо суда полицейского).
1 Кони А.Ф. Отцы и дети Судебной реформы. С. 152.
154
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
Наряду с общими условиями для вступления в судебную службу (российское подданство, 25-летний возраст, мужской пол, нравственная безупречность, среднее или высшее образование) к претендентам на пост мирового судьи предъявлялись и другие требования. В частности, им мог стать только местный житель. Закон поставил это условие для того, чтобы создать авторитетную местную власть, хорошо знакомую с местными нравами, обычаями и людьми. Доступность мировых судей и оказываемое ими участие к положению обывателя разом завоевали огромное уважение и доверие к ним населения1.
Мировые суды стали своеобразной школой правовой культуры для огромной части населения страны2. Местный обыватель увидел очень скоро, что стародавняя поговорка: «Бойся не суда, а судьи» теряет свое значение.
На вершине новой судебной пирамиды был учрежден кассационный суд. На нем лежала обязанность не только бдительно следить за нарушениями процессуального порядка, твердо устанавливая для их оценки одни и те же основания безотносительно к лицам, в них повинным, к местным и временным условиям, но и разъяснять законы. Этот институт приучал новые суды к правильности отношения — к людям, к понятиям и к законам, устанавливал, как должны держать себя судьи по отношению к сторонам, свидетелям, подсудимым, указывал на нежелательные приемы в судебных прениях, выяснял сложные понятия о составе преступлений и степенях участия в них — и, наконец, подавая пример исследования духа и разума закона, побуждал судей проникнуться мыслью законодателя