ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2297
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.
Кассационная практика тех лет представила ряд примеров разъяснения нравственных мотивов закона. Достаточно указать на толкование понятий о совращении в раскол, о служебном подлоге, о посягательствах на честь и целомудрие женщин, о клевете и опозорении в печати и т.п.
Принципиально иным, по сравнению с дореформенными стряпчими и ходатаями, стал юридический статус адвокатуры. Адвокатура теперь рассматривалась как институт, предназначенный для оказания квалифицированной правовой помощи. По Судебным уставам 1864 г. адвокаты объединялись в самоуправляющуюся корпо
1 Журнал Министерства юстиции. 1895. № 2. С. 7.
2 Арапов Н.П. Воспоминания судебного пристава Н.П. Арапова. Петроградский мировой суд за пятьдесят лет. 1866—1916. Т. 2. П., 1916. С. 1464—1472.
3 Там же. С. 177.
4. История этических установок в деятельности правоохр. органов
155
рацию, сословие присяжных поверенныхПрисяжными поверен-
ными могли быть лица, имеющие, во-первых, высшее юридиче-
ское образование и, во-вторых, не менее чем
5-летний стаж службы по судебному ведомст-
ву (ст. 354 Уставов). И если юридический ста-
тус адвокатуры в России был гораздо уже, чем
на Западе, то профессиональный уровень,
по крайней мере, ее основного ядра оказал-
ся очень высоким2.
Вступивший в ряды адвокатуры получал
специальный серебряный знак с изображением
герба судебного ведомства в дубовом венке.
Его полагалось носить в петлице на левой сто- Знак присяжного роне фрака. Это был неотъемлемый элемент поверенного корпоративной культуры российских адвокатов.
Созидателями и стражами нравственных устоев русской адвокатуры выступили Советы присяжных поверенных. Они ревниво поддержи-
Петербургский совет присяжных поверенных (1870—71) Слева направо: сидят — А.Н. Матросов, П.А. Потехин,
К. К. Арсеньев, В. И. Танеев, В.Д. Спасович\ стоят —
А. М. Унковский, Н.М. Соколовский, В.Н. Герард, А. И. Языков
1 Об организации, правах и обязанностях сословия присяжных поверенных см.: Судебные уставы 20 ноября 1864 г. с рассуждениями, на коих они основаны. СПб., 1867. Ч. 3. Разд. 9. Гл. 2. Ст. 353-406.
2 Троицкий Н.А. Адвокатура в России и политические процессы 1866—1904 гг. Тула, 2000. С. 50.
156
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
вали авторитет своей корпорации и не редко отказывали в приеме в
адвокатуру лицам, которые хотя и удовлетворяли формальным тре-
бованиям (высшее юридическое образование, необходимый служеб-
ный стаж), но не внушали доверия своей «нравственной физионо-
мией»1. Только за 1866—1873 гг. один Петербургский совет отказал
в приеме 24 лицам и четырех исключил из сословия по соображе-
ниям и дисциплинарным, и нравственным2.
Русской корпоративной адвокатуре, выступившей на историче-
скую сцену, нельзя было и думать воспользоваться духовным на-
следием своих предшественников. И если, например, французская
адвокатура в числе древних представителей указывает даже такого,
который был причислен к лику святых (Saint Jves — земляк Ренана);
английская — Кока, Томаса Мура3, то русская, напротив, должна
была прикладывать всяческие усилия, чтобы заставить всех как можно
скорее забыть о безнравственных традициях своих предтеч — ходатаев.
Молодой адвокатской корпорации приходилось создавать все
сначала; начинать с азбуки адвокатского поведения и этики; «мед-
ленно и не без тяжких усилий прокладывать тропу к вершине об-
щественного признания так, чтобы другим, на то глядючи, повадно
было так делать»4. Они твердо следовали тому, что В.Д. Спасович
формулировал как «главные правила, которых
приходится пуще всего держаться», а именно
— «полной племенной, национальной и рели-
гиозной терпимости», с одной стороны, и «ве-
ликой и строгой нетерпимости этической»,
«нравственной брезгливости», с другой сторо-
ны5. «Мы изобрели и наложили на себя, —
говорил В.Д. Спасович, — узы самой беспо-
щадной дисциплины, вследствие которой мы,
не колеблясь, жертвуем своими вкусами,
своими мнениями, своею свободою тому, что
скажет громада — великий человек. Это под-
чинение особого рода, не людям, а началу,
себя — себе же самому с громадской точки рассматриваемому, есть
такая великая сила, которую тогда только оценишь, когда чувству-
ешь, когда она от тебя исходит. Нам дорога та сила, которую дают
крепкие, суровые нравы. Оставим будущему смягчить их, когда лю-
ди сделаются лучшими»6.
1 ИРА. Т. 2. С. 233.
2 Арсеньев К. К. Заметки о русской адвокатуре. Ч. 2. С. 28, 155.
3 Традиции адвокатской этики. С. 222.
4 Кони А.Ф. Собр. соч.: В 8 т. Т. 5. С. 144.
5 Спасович В.Д. Застольные речи (1873—1901). Лейпциг, 1903. С. 39, 43.
6 Традиции адвокатской этики. С. 174.
В.Д. Спасович
4. История этических установок в деятельности правоохр. органов
157
Введение института присяжных поверенных в России стало важнейшим элементом формирования правосознания общества. Адвокатура внесла свой вклад в фундамент правомерного поведения граждан, их образованности, гражданской и нравственной воспитанности, правовой развитости. Ведь адвокат не ограничивался лишь служебной деятельностью; он не только представлял интересы тяжущихся в суде, но и давал юридические консультации, руководил правовыми сделками, разъяснял права и возможности применения закона. Консультации стали информационными центрами постижения гражданами законов, необходимых для жизни и деятельности, поведения в быту, возможностей и порядка обращения в правоохранительные органы и других юридических знаний и умений как надежной защиты от бед, как условие личного успеха.
Адвокатура этой поры затронула и многие, молчавшие до того стороны общественного сознания, привлекая вольнолюбивые, независимые умы судебного мира возможностью хотя бы относительного противодействия, даже в условиях самодержавного режима, беззаконию, карательному пристрастию и террору.
К 1914 г. в России было 16,5 тыс. адвокатов1, а их самоуправляющаяся корпорация (присяжных поверенных) завоевала национальное и международное признание.
Однако серьезным недостатком реформы адвокатуры было введение спустя 10 лет (в 1974 г.) наряду с институтом присяжных института частных поверенных.
Объяснялось это не столько традицией, сколько элементарной нехваткой дипломированных специалистов. Организация этого института была крайне несовершенна и не гарантировала ни юридической квалификации, ни нравственных качеств, ни независимости частных поверенных. По закону судебное присутствие имело право удостовериться в надлежащих познаниях желающего получить свидетельство и устанавливало сведения, необходимые для этого. Фактически же судебные присутствия выдавали свидетельства частных поверенных всем желающим. Таких юристов-практиков в России к 1914 г. насчитывалось около 4,5 тыс. человек2.
А.Ф. Кони в работе «Заключительные прения сторон в уголовном процессе» писал: «Учреждение присяжной адвокатуры, существовавшей при дореформенном строе лишь в узком и зачаточном состоянии, пришедшей на смену прежних ходатаев с «заднего крыльца», было встречено горячим общественным сочувствием.
1 Карабчевский Н.П. Около правосудия: Статьи, речи, очерки / Сост. И.В. По- тапчук. Тула: Автограф, 2001. С. 7.
2 Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900—1917 гг. М., 1981. С. 78.
158
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
К сожалению, она не была поставлена в благоприятные для ее развития условия, и наряду с присяжными поверенными появились частные ходатаи и совершенно посторонние адвокатуре лица, имеющие право быть представителями обвиняемого без всякого образовательного или нравственного ценза»1.
Отсутствие каких-либо квалификационных и моральных требований для «членов» адвокатуры такой формы сказывалось на уровне оказываемой ими помощи. Именно эта форма адвокатуры и ее представители способствовали созданию в общественном сознании россиянина образа адвокатуры, как ордена «рыцарей наживы», «организованного пособничества неправде», «нанятой совести»2.
Подобные суждения об адвокатах стали в 1970-е годы обычным явлением. Вот как наставлял юного В.Г. Короленко, только что окончившего гимназию, обыватель с богатым жизненным опытом: «Сразу, значит, на проторенную дорожку? В чиновники? Нет? А куда же? В адвокаты? Гм... Это еще лучше... Куши, значит, хотите огребать? Правильно-с, молодой человек, очень правильно. Адвокаты действительно... народ благополучный»3. Этот пример достаточно поучителен.
Особенно тревожило присяжных поверенных то обстоятельство, что мнение общества подкреплялось авторитетом национальной литературы в лице таких ее классиков, как Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Ф. Писемский, а позднее А.П. Чехов, Д.Д. Минаев, В.П. Буренин.
Так, Бурениным в сатирическом очерке «Адвокат Орлецкий» (1874) реалистично изображена вереница циничных и алчных даже по фамилиям адвокатов — Наглев, Егозинский, Изъянов, Отъявленный4. Таким же рвачом и циником выставлен адвокат Куницын в драме А.Ф. Писемского «Ваал» (1873). Он ненавидит миллионеров, потому что «завидно и досадно», и презирает собратьев по профессии: «Все ведь это брехачи: «Господа судьи, господа присяжные, внемлите голосу вашей совести!» А сам в это время думает: приведет ли мне Господь содрать с моего клиента побольше да повернее!»5. В том же духе изобразил на страницах «Анны Карениной» своего безымянного «знаменитого петербургского адвоката» Л.Н. Толстой. Этот адвокат «наряден, как жених», мелочен (во время
1 См.:
Кассационная практика тех лет представила ряд примеров разъяснения нравственных мотивов закона. Достаточно указать на толкование понятий о совращении в раскол, о служебном подлоге, о посягательствах на честь и целомудрие женщин, о клевете и опозорении в печати и т.п.
Принципиально иным, по сравнению с дореформенными стряпчими и ходатаями, стал юридический статус адвокатуры. Адвокатура теперь рассматривалась как институт, предназначенный для оказания квалифицированной правовой помощи. По Судебным уставам 1864 г. адвокаты объединялись в самоуправляющуюся корпо
1 Журнал Министерства юстиции. 1895. № 2. С. 7.
2 Арапов Н.П. Воспоминания судебного пристава Н.П. Арапова. Петроградский мировой суд за пятьдесят лет. 1866—1916. Т. 2. П., 1916. С. 1464—1472.
3 Там же. С. 177.
4. История этических установок в деятельности правоохр. органов
155
рацию, сословие присяжных поверенныхПрисяжными поверен-
ными могли быть лица, имеющие, во-первых, высшее юридиче-
ское образование и, во-вторых, не менее чем
5-летний стаж службы по судебному ведомст-
ву (ст. 354 Уставов). И если юридический ста-
тус адвокатуры в России был гораздо уже, чем
на Западе, то профессиональный уровень,
по крайней мере, ее основного ядра оказал-
ся очень высоким2.
Вступивший в ряды адвокатуры получал
специальный серебряный знак с изображением
герба судебного ведомства в дубовом венке.
Его полагалось носить в петлице на левой сто- Знак присяжного роне фрака. Это был неотъемлемый элемент поверенного корпоративной культуры российских адвокатов.
Созидателями и стражами нравственных устоев русской адвокатуры выступили Советы присяжных поверенных. Они ревниво поддержи-
Петербургский совет присяжных поверенных (1870—71) Слева направо: сидят — А.Н. Матросов, П.А. Потехин,
К. К. Арсеньев, В. И. Танеев, В.Д. Спасович\ стоят —
А. М. Унковский, Н.М. Соколовский, В.Н. Герард, А. И. Языков
1 Об организации, правах и обязанностях сословия присяжных поверенных см.: Судебные уставы 20 ноября 1864 г. с рассуждениями, на коих они основаны. СПб., 1867. Ч. 3. Разд. 9. Гл. 2. Ст. 353-406.
2 Троицкий Н.А. Адвокатура в России и политические процессы 1866—1904 гг. Тула, 2000. С. 50.
156
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
вали авторитет своей корпорации и не редко отказывали в приеме в
адвокатуру лицам, которые хотя и удовлетворяли формальным тре-
бованиям (высшее юридическое образование, необходимый служеб-
ный стаж), но не внушали доверия своей «нравственной физионо-
мией»1. Только за 1866—1873 гг. один Петербургский совет отказал
в приеме 24 лицам и четырех исключил из сословия по соображе-
ниям и дисциплинарным, и нравственным2.
Русской корпоративной адвокатуре, выступившей на историче-
скую сцену, нельзя было и думать воспользоваться духовным на-
следием своих предшественников. И если, например, французская
адвокатура в числе древних представителей указывает даже такого,
который был причислен к лику святых (Saint Jves — земляк Ренана);
английская — Кока, Томаса Мура3, то русская, напротив, должна
была прикладывать всяческие усилия, чтобы заставить всех как можно
скорее забыть о безнравственных традициях своих предтеч — ходатаев.
Молодой адвокатской корпорации приходилось создавать все
сначала; начинать с азбуки адвокатского поведения и этики; «мед-
ленно и не без тяжких усилий прокладывать тропу к вершине об-
щественного признания так, чтобы другим, на то глядючи, повадно
было так делать»4. Они твердо следовали тому, что В.Д. Спасович
формулировал как «главные правила, которых
приходится пуще всего держаться», а именно
— «полной племенной, национальной и рели-
гиозной терпимости», с одной стороны, и «ве-
ликой и строгой нетерпимости этической»,
«нравственной брезгливости», с другой сторо-
ны5. «Мы изобрели и наложили на себя, —
говорил В.Д. Спасович, — узы самой беспо-
щадной дисциплины, вследствие которой мы,
не колеблясь, жертвуем своими вкусами,
своими мнениями, своею свободою тому, что
скажет громада — великий человек. Это под-
чинение особого рода, не людям, а началу,
себя — себе же самому с громадской точки рассматриваемому, есть
такая великая сила, которую тогда только оценишь, когда чувству-
ешь, когда она от тебя исходит. Нам дорога та сила, которую дают
крепкие, суровые нравы. Оставим будущему смягчить их, когда лю-
ди сделаются лучшими»6.
1 ИРА. Т. 2. С. 233.
2 Арсеньев К. К. Заметки о русской адвокатуре. Ч. 2. С. 28, 155.
3 Традиции адвокатской этики. С. 222.
4 Кони А.Ф. Собр. соч.: В 8 т. Т. 5. С. 144.
5 Спасович В.Д. Застольные речи (1873—1901). Лейпциг, 1903. С. 39, 43.
6 Традиции адвокатской этики. С. 174.
В.Д. Спасович
4. История этических установок в деятельности правоохр. органов
157
Введение института присяжных поверенных в России стало важнейшим элементом формирования правосознания общества. Адвокатура внесла свой вклад в фундамент правомерного поведения граждан, их образованности, гражданской и нравственной воспитанности, правовой развитости. Ведь адвокат не ограничивался лишь служебной деятельностью; он не только представлял интересы тяжущихся в суде, но и давал юридические консультации, руководил правовыми сделками, разъяснял права и возможности применения закона. Консультации стали информационными центрами постижения гражданами законов, необходимых для жизни и деятельности, поведения в быту, возможностей и порядка обращения в правоохранительные органы и других юридических знаний и умений как надежной защиты от бед, как условие личного успеха.
Адвокатура этой поры затронула и многие, молчавшие до того стороны общественного сознания, привлекая вольнолюбивые, независимые умы судебного мира возможностью хотя бы относительного противодействия, даже в условиях самодержавного режима, беззаконию, карательному пристрастию и террору.
К 1914 г. в России было 16,5 тыс. адвокатов1, а их самоуправляющаяся корпорация (присяжных поверенных) завоевала национальное и международное признание.
Однако серьезным недостатком реформы адвокатуры было введение спустя 10 лет (в 1974 г.) наряду с институтом присяжных института частных поверенных.
Объяснялось это не столько традицией, сколько элементарной нехваткой дипломированных специалистов. Организация этого института была крайне несовершенна и не гарантировала ни юридической квалификации, ни нравственных качеств, ни независимости частных поверенных. По закону судебное присутствие имело право удостовериться в надлежащих познаниях желающего получить свидетельство и устанавливало сведения, необходимые для этого. Фактически же судебные присутствия выдавали свидетельства частных поверенных всем желающим. Таких юристов-практиков в России к 1914 г. насчитывалось около 4,5 тыс. человек2.
А.Ф. Кони в работе «Заключительные прения сторон в уголовном процессе» писал: «Учреждение присяжной адвокатуры, существовавшей при дореформенном строе лишь в узком и зачаточном состоянии, пришедшей на смену прежних ходатаев с «заднего крыльца», было встречено горячим общественным сочувствием.
1 Карабчевский Н.П. Около правосудия: Статьи, речи, очерки / Сост. И.В. По- тапчук. Тула: Автограф, 2001. С. 7.
2 Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900—1917 гг. М., 1981. С. 78.
158
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
К сожалению, она не была поставлена в благоприятные для ее развития условия, и наряду с присяжными поверенными появились частные ходатаи и совершенно посторонние адвокатуре лица, имеющие право быть представителями обвиняемого без всякого образовательного или нравственного ценза»1.
Отсутствие каких-либо квалификационных и моральных требований для «членов» адвокатуры такой формы сказывалось на уровне оказываемой ими помощи. Именно эта форма адвокатуры и ее представители способствовали созданию в общественном сознании россиянина образа адвокатуры, как ордена «рыцарей наживы», «организованного пособничества неправде», «нанятой совести»2.
Подобные суждения об адвокатах стали в 1970-е годы обычным явлением. Вот как наставлял юного В.Г. Короленко, только что окончившего гимназию, обыватель с богатым жизненным опытом: «Сразу, значит, на проторенную дорожку? В чиновники? Нет? А куда же? В адвокаты? Гм... Это еще лучше... Куши, значит, хотите огребать? Правильно-с, молодой человек, очень правильно. Адвокаты действительно... народ благополучный»3. Этот пример достаточно поучителен.
Особенно тревожило присяжных поверенных то обстоятельство, что мнение общества подкреплялось авторитетом национальной литературы в лице таких ее классиков, как Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Ф. Писемский, а позднее А.П. Чехов, Д.Д. Минаев, В.П. Буренин.
Так, Бурениным в сатирическом очерке «Адвокат Орлецкий» (1874) реалистично изображена вереница циничных и алчных даже по фамилиям адвокатов — Наглев, Егозинский, Изъянов, Отъявленный4. Таким же рвачом и циником выставлен адвокат Куницын в драме А.Ф. Писемского «Ваал» (1873). Он ненавидит миллионеров, потому что «завидно и досадно», и презирает собратьев по профессии: «Все ведь это брехачи: «Господа судьи, господа присяжные, внемлите голосу вашей совести!» А сам в это время думает: приведет ли мне Господь содрать с моего клиента побольше да повернее!»5. В том же духе изобразил на страницах «Анны Карениной» своего безымянного «знаменитого петербургского адвоката» Л.Н. Толстой. Этот адвокат «наряден, как жених», мелочен (во время
1 См.:
1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 ... 74