Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2297

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.

Кассационная практика тех лет представила ряд примеров разъ­яснения нравственных мотивов закона. Достаточно указать на тол­кование понятий о совращении в раскол, о служебном подлоге, о посягательствах на честь и целомудрие женщин, о клевете и опозо­рении в печати и т.п.

Принципиально иным, по сравнению с дореформенными стряп­чими и ходатаями, стал юридический статус адвокатуры. Адвока­тура теперь рассматривалась как институт, предназначенный для оказания квалифицированной правовой помощи. По Судебным ус­тавам 1864 г. адвокаты объединялись в самоуправляющуюся корпо­


1 Журнал Министерства юстиции. 1895. № 2. С. 7.


2 Арапов Н.П. Воспоминания судебного пристава Н.П. Арапова. Петроградский мировой суд за пятьдесят лет. 1866—1916. Т. 2. П., 1916. С. 1464—1472.


3 Там же. С. 177.





4. История этических установок в деятельности правоохр. органов


155


рацию, сословие присяжных поверенныхПрисяжными поверен-
ными могли быть лица, имеющие, во-первых, высшее юридиче-

ское образование и, во-вторых, не менее чем
5-летний стаж службы по судебному ведомст-
ву (ст. 354 Уставов). И если юридический ста-
тус адвокатуры в России был гораздо уже, чем
на Западе, то профессиональный уровень,
по крайней мере, ее основного ядра оказал-
ся очень высоким2.

Вступивший в ряды адвокатуры получал
специальный серебряный знак с изображением
герба судебного ведомства в дубовом венке.

Его полагалось носить в петлице на левой сто- Знак присяжного роне фрака. Это был неотъемлемый элемент поверенного корпоративной культуры российских адвокатов.

Созидателями и стражами нравственных устоев русской адвокату­ры выступили Советы присяжных поверенных. Они ревниво поддержи-









Петербургский совет присяжных поверенных (1870—71) Слева направо: сидят — А.Н. Матросов, П.А. Потехин,


К. К. Арсеньев, В. И. Танеев, В.Д. Спасович\ стоят —

А. М. Унковский, Н.М. Соколовский, В.Н. Герард, А. И. Языков


1 Об организации, правах и обязанностях сословия присяжных поверенных см.: Судебные уставы 20 ноября 1864 г. с рассуждениями, на коих они основаны. СПб., 1867. Ч. 3. Разд. 9. Гл. 2. Ст. 353-406.


2 Троицкий Н.А. Адвокатура в России и политические процессы 1866—1904 гг. Тула, 2000. С. 50.



156


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


вали авторитет своей корпорации и не редко отказывали в приеме в
адвокатуру лицам, которые хотя и удовлетворяли формальным тре-
бованиям (высшее юридическое образование, необходимый служеб-
ный стаж), но не внушали доверия своей «нравственной физионо-
мией»1. Только за 1866—1873 гг. один Петербургский совет отказал
в приеме 24 лицам и четырех исключил из сословия по соображе-
ниям и дисциплинарным, и нравственным2.

Русской корпоративной адвокатуре, выступившей на историче-
скую сцену, нельзя было и думать воспользоваться духовным на-
следием своих предшественников. И если, например, французская
адвокатура в числе древних представителей указывает даже такого,
который был причислен к лику святых (Saint Jves — земляк Ренана);
английская — Кока, Томаса Мура3, то русская, напротив, должна
была прикладывать всяческие усилия, чтобы заставить всех как можно
скорее забыть о безнравственных традициях своих предтеч — ходатаев.

Молодой адвокатской корпорации приходилось создавать все
сначала; начинать с азбуки адвокатского поведения и этики; «мед-
ленно и не без тяжких усилий прокладывать тропу к вершине об-
щественного признания так, чтобы другим, на то глядючи, повадно
было так делать»4. Они твердо следовали тому, что В.Д. Спасович

формулировал как «главные правила, которых
приходится пуще всего держаться», а именно
— «полной племенной, национальной и рели-
гиозной терпимости», с одной стороны, и «ве-
ликой и строгой нетерпимости этической»,

«нравственной брезгливости», с другой сторо-
ны5. «Мы изобрели и наложили на себя, —
говорил В.Д. Спасович, — узы самой беспо-
щадной дисциплины, вследствие которой мы,
не колеблясь, жертвуем своими вкусами,
своими мнениями, своею свободою тому, что
скажет громада — великий человек. Это под-
чинение особого рода, не людям, а началу,

себя — себе же самому с громадской точки рассматриваемому, есть
такая великая сила, которую тогда только оценишь, когда чувству-
ешь, когда она от тебя исходит. Нам дорога та сила, которую дают
крепкие, суровые нравы. Оставим будущему смягчить их, когда лю-
ди сделаются лучшими»6.



1 ИРА. Т. 2. С. 233.


2 Арсеньев К. К. Заметки о русской адвокатуре. Ч. 2. С. 28, 155.


3 Традиции адвокатской этики. С. 222.


4 Кони А.Ф. Собр. соч.: В 8 т. Т. 5. С. 144.


5 Спасович В.Д. Застольные речи (1873—1901). Лейпциг, 1903. С. 39, 43.


6 Традиции адвокатской этики. С. 174.





В.Д. Спасович





4. История этических установок в деятельности правоохр. органов


157


Введение института присяжных поверенных в России стало важнейшим элементом формирования правосознания общества. Адвокатура внесла свой вклад в фундамент правомерного поведения граждан, их образованности, гражданской и нравственной воспи­танности, правовой развитости. Ведь адвокат не ограничивался лишь служебной деятельностью; он не только представлял интересы тяжущихся в суде, но и давал юридические консультации, руково­дил правовыми сделками, разъяснял права и возможности приме­нения закона. Консультации стали информационными центрами постижения гражданами законов, необходимых для жизни и дея­тельности, поведения в быту, возможностей и порядка обращения в правоохранительные органы и других юридических знаний и уме­ний как надежной защиты от бед, как условие личного успеха.

Адвокатура этой поры затронула и многие, молчавшие до того стороны общественного сознания, привлекая вольнолюбивые, неза­висимые умы судебного мира возможностью хотя бы относительно­го противодействия, даже в условиях самодержавного режима, без­законию, карательному пристрастию и террору.

К 1914 г. в России было 16,5 тыс. адвокатов1, а их самоуправ­ляющаяся корпорация (присяжных поверенных) завоевала нацио­нальное и международное признание.

Однако серьезным недостатком реформы адвокатуры было вве­дение спустя 10 лет (в 1974 г.) наряду с институтом присяжных ин­ститута частных поверенных.

Объяснялось это не столько тради­цией, сколько элементарной нехваткой дипломированных специа­листов. Организация этого института была крайне несовершенна и не гарантировала ни юридической квалификации, ни нравственных качеств, ни независимости частных поверенных. По закону судеб­ное присутствие имело право удостовериться в надлежащих позна­ниях желающего получить свидетельство и устанавливало сведения, необходимые для этого. Фактически же судебные присутствия вы­давали свидетельства частных поверенных всем желающим. Таких юристов-практиков в России к 1914 г. насчитывалось около 4,5 тыс. человек2.

А.Ф. Кони в работе «Заключительные прения сторон в уголов­ном процессе» писал: «Учреждение присяжной адвокатуры, сущест­вовавшей при дореформенном строе лишь в узком и зачаточном состоянии, пришедшей на смену прежних ходатаев с «заднего крыльца», было встречено горячим общественным сочувствием.


1 Карабчевский Н.П. Около правосудия: Статьи, речи, очерки / Сост. И.В. По- тапчук. Тула: Автограф, 2001. С. 7.


2 Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900—1917 гг. М., 1981. С. 78.



158


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


К сожалению, она не была поставлена в благоприятные для ее раз­вития условия, и наряду с присяжными поверенными появились частные ходатаи и совершенно посторонние адвокатуре лица, имею­щие право быть представителями обвиняемого без всякого образо­вательного или нравственного ценза»1.

Отсутствие каких-либо квалификационных и моральных требо­ваний для «членов» адвокатуры такой формы сказывалось на уровне оказываемой ими помощи. Именно эта форма адвокатуры и ее представители способствовали созданию в общественном сознании россиянина образа адвокатуры, как ордена «рыцарей наживы», «ор­ганизованного пособничества неправде», «нанятой совести»2.

Подобные суждения об адвокатах стали в 1970-е годы обычным явлением. Вот как наставлял юного В.Г. Короленко, только что окончившего гимназию, обыватель с богатым жизненным опытом: «Сразу, значит, на проторенную дорожку? В чиновники? Нет? А куда же? В адвокаты? Гм... Это еще лучше... Куши, значит, хотите огребать? Правильно-с, молодой человек, очень правильно. Адвокаты действительно... народ благополучный»3. Этот пример достаточно поучителен.

Особенно тревожило присяжных поверенных то обстоятельство, что мнение общества подкреплялось авторитетом национальной литературы в лице таких ее классиков, как Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Ф. Пи­семский, а позднее А.П. Чехов, Д.Д. Минаев, В.П. Буренин.

Так, Бурениным в сатирическом очерке «Адвокат Орлецкий» (1874) реалистично изображена вереница циничных и алчных даже по фамилиям адвокатов — Наглев, Егозинский, Изъянов, Отъяв­ленный4. Таким же рвачом и циником выставлен адвокат Куницын в драме А.Ф. Писемского «Ваал» (1873). Он ненавидит миллионе­ров, потому что «завидно и досадно», и презирает собратьев по профессии: «Все ведь это брехачи: «Господа судьи, господа при­сяжные, внемлите голосу вашей совести!» А сам в это время думает: приведет ли мне Господь содрать с моего клиента побольше да по­вернее!»5. В том же духе изобразил на страницах «Анны Карени­ной» своего безымянного «знаменитого петербургского адвоката» Л.Н. Толстой. Этот адвокат «наряден, как жених», мелочен (во время



1 См.:
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   74