Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2300

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   74

Андреевский С.А. Драмы жизни. Пг., 1916.С. 25.


2 Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975. С. 33.





С.А. Андреевский


164


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


«старого», дореволюционного судопроизводства. Острота Граждан-
ской войны, применение чрезвычайных мер и внесудебных репрес-
сий усилили такое традиционное для российской жизни явление,
как правовой нигилизм, непонимание роли права в обществе, а
вследствие чего — «свертывания правовой формы Советского госу-
дарства»1. При полном отсутствии законов судили руководствуясь
«революционным правосознанием», приоритет которого в качестве
источника права основывался на господстве психологической тео-
рии права, считавшей важнейшим аспектом правовой реальности
именно правосознание, а не норму и не правоотношение. А неко-
торые ученые-юристы того времени вообще выступали против соз-
дания гражданских и уголовных кодексов, считая их «буржуазными
прейскурантами цен на преступление и наказание»2.

Право в нашей стране
было объявлено «инструмен-
том построения нового обще-
ства», оно стало отражением
политических интересов со-
циалистического государства
трудящихся.

Инструкция о революци-
онных трибуналах от 19 де-
кабря 1917 г.3 явилась первым
официальным актом новой
власти, который содержал
попытку создания новой
судебной системы. Согласно
инструкции для работы в

революционных трибуналах, которые должны были организовы-
ваться в каждой губернии для рассмотрения дел о контрреволюци-
онных преступлениях, необходимо было создать коллегии обвини-
телей и защитников. Прием в коллегии производился по рекомен-
дации местных советов.

После Гражданской войны и стабилизации Советского государ­ства возникла объективная необходимость вернуться к кодифици­рованной форме законодательства. И хотя в советский период «крамольными» признавались практически любые сравнения доре­волюционного и действующего законодательства, Устав уголовного судопроизводства 1864 г. был взят за основу при составлении Уго­



1 Крыленко Н.В. Беседы о праве и государстве. М., 1924. С. 33.


2 См.: Тиле Л. Занимательная юриспруденция. М., 2002. С. 52.


3 Собрание узаконений. 1917—1918. № 12. С. 170.





«Помещик и священник перед революционным трибуналом» (худ. И. Владимиров)





4. История этических установок в деятельности правоохр. органов


165


ловно-процессуального кодекса РСФСР 1922 г. и последующих лет. Кодификационные работы начала 1920-х годов поставили на пове­стку дня так же вопрос о восстановлении основных институтов юсти­ции — адвокатуры и прокуратуры. Эти процессы происходили практически параллельно, и после воссоздания прокуратуры в со­ставе Верховного суда фактически была восстановлена адвокатура, деятельность которой подробно была регламентирована в Положе­нии о коллегии защитников, утвержденном Народным комиссариа­том юстиции 5 июля 1922 г. Однако адвокатура так и не поднялась как правовой институт. В 1922 г. по числу адвокатов на душу насе­ления СССР уступал странам Восточной Европы в 2—4 раза, а США — более чем в 15 раз1.

Советскому суду как органу государственной власти была уготована важная роль в деятельности государства (и его органов) по воспи­танию членов общества. Эта роль полностью отвечала тем требова­ниям, которые предъявлял к суду В.И. Ленин, рассматривая его как «орудие воспитания на прочных основах социалистического общест­ва»2. «Роль суда: устрашение + воспитание»3, — писал В.И. Ленин. В письме к Д.И. Курскому от 20 февраля 1922 г. «О задачах Нар- комюста в условиях новой экономической политики» В.И. Ленин подверг критике Наркомюст за недостаточное внимание к воспита­тельной роли судебной деятельности. Он, в частности, писал: «Вос­питательное значение судов громадно. Где у нас забота об этом? Где учет реальных результатов? Этого нет, а это азбука всей юриди­ческой работы»4. Глубоко актуальными по сей день остаются заме­чания В.И. Ленина о том, что конкретное судебное дело дает воз­можность «до корня вскрыть и публично осветить все общественно- политические нити преступления и его значение, чтобы вынести из суда уроки общественной морали и практической политики»5.

Исходя из многочисленных ленинских высказываний о суде, можно утверждать, что основой достижения предупредительного и воспитательного воздействия судебной деятельности В.И. Ленин считал конкретное судебное, и, прежде всего, уголовное дело, су­дебный процесс, проведенный с максимальной достоверностью в исследовании доказательств, со строгим соблюдением процессуаль­ной формы, с правильным учетом степени общественной опасности



1 Карабчевский Н.П. Около правосудия: Статьи, речи, очерки / Сост. И.В. Потап- чук. Тула, 2001. С. 21.


2 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 270.


3 Там же. Т. 36. С. 547.


4 Там же. Т. 44. С. 397.


5 Там же. Т. 4. С. 407-408.



166


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


преступления для того, чтобы суд был наиболее торжественным, а приговор достаточно внушительным1. В.И. Ленин высоко ценил судебную процессуальную форму, по словам Н.В. Крыленко, «за гласность процесса и ее массово-воспитательное значение и наи­большие гарантии от ошибок»2.

Основные принципы советского правосудия — строжайшее со­блюдение социалистической законности, гласность, устность, непосред­ственность, коллегиальность рассмотрения дел —
сами по себе предо­предели в разносторонней и многогранной деятельности советских судебных органов осуществление ими воспитательной функции.

Важным направлением расширения гласности правосудия стала широкая практика рассмотрения дел с выездом на предприятия, стройки и в другие организации. Действенный воспитательный эф­фект выездных заседаний достигался при соблюдении ряда условий: рассмотрении дел, имеющих большое общественное звучание, слу­шании дел в помещениях, приспособленных для торжественного отправления правосудия, проведении заседания в такие часы, когда члены коллектива, где работал подсудимый, или жители населенно­го пункта, где он проживал, имеют возможность присутствовать на процессе.

Дальнейшему развитию ленинского принципа гласности служи­ла ст. 162 Конституции СССР, в соответствии с которой в судопро­изводстве допускалось участие представителей общественных орга­низаций и трудовых коллективов. Значение этой новой конститу­ционной нормы в данном аспекте виделось в том, что представители общественности не только увеличат судебную ауди­торию, но и
распространят информацию о нем в своем коллективе, среди знакомых и друзей, многократно усиливая воспитательное воздействие конкретного судебного процесса.

Идею о воспитательной роли наказания В.И. Ленин выразил в «Очередных задачах Советской власти», «Конспекте раздела о нака­заниях пункта программы о суде» и других работах. Эта идея была отражена и в законодательстве. Анализ ст. 20 Основ уголовного за­конодательства, ст. 2 Основ уголовного судопроизводства и других законоположений позволяет сделать вывод, что наряду с общей за­дачей — способствовать искоренению преступности — наказание призвано предупреждать совершение новых преступлений осужден­ными {частное предупреждение), а также иными лицами (общее пре­дупреждение), исправлять и перевоспитывать осужденных.


1 Там же. Т. 53. С. 286.


2 Крыленко Н.В. О суде и уголовной политике. М., 1935. С. 269.





4. История этических установок в деятельности правоохр. органов


167


Характеризуя с общих позиций воспитательную деятельность суда в условиях социализма, следует сказать, что она охватывала широкий круг вопросов. Важной составной частью единого процес­са коммунистического воспитания являлось нравственное воспита­ние, под которым применительно к уголовному судопроизводству понимался процесс искоренения у отдельных лиц отрицательных нравственных качеств и формирования у всех граждан положитель­ных, т.е. таких, которые соответствуют требованиям коммунистиче­ской морали.

Нравственное воспитание теснейшим образом связывалось с дру­гими элементами коммунистического воспитания: идейно-полити­ческим, понимаемым как система воспитательных воздействий, на­правленных на повышение сознательности, развитие творческой деловой активности, искоренение в сознании отдельных граждан ошибочных антиобщественных и формирование у них правильных убеждений и взглядов на окружающий мир и общество; правовым, понимаемым как система действий, направленных на формирова­ние и развитие у граждан правильного понимания правовых норм, формирования убеждения в необходимости их неукоснительного соблюдения. Перечисленные выше части единого процесса комму­нистического воспитания занимали в целом основной объем воспи­тательной деятельности суда по уголовным делам.

Однако социалистическое правосудие осуществлялось более ме­тодами принуждения, нежели убеждения, для получения «царицы доказательств» — признания человеком своей вины. Самооговоры стали источниками большей части судебных ошибок, причины ко­торых коренились не только в антигуманных, но и аморальных, по сути, способах воздействия на обвиняемых работников правосудия, в числе которых были:

  • физическое насилие со стороны органов дознания и следствия;

  • психологическое давление (допросы без протоколов, в ночное время; оставление без пищи; помещение в одиночную камеру либо к рецидивистам и т.п.);

  • запугивание тюрьмой либо, наоборот, обещание свободы;

  • обещание легкого прохождения дела в суде и мягкого нака­зания;

  • шантаж доказательствами (типа: «признавайся, все равно на пистолете обнаружены отпечатки твоих пальцев» или «твой подельник уже все рассказал» и т.п.);

  • запугивание смертной казнью;

  • неоказание медицинской помощи;

  • неправильное или неполное разъяснение права и др.