ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2300
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
1 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 ... 74
Андреевский С.А. Драмы жизни. Пг., 1916.С. 25.
2 Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975. С. 33.
С.А. Андреевский
164
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
«старого», дореволюционного судопроизводства. Острота Граждан-
ской войны, применение чрезвычайных мер и внесудебных репрес-
сий усилили такое традиционное для российской жизни явление,
как правовой нигилизм, непонимание роли права в обществе, а
вследствие чего — «свертывания правовой формы Советского госу-
дарства»1. При полном отсутствии законов судили руководствуясь
«революционным правосознанием», приоритет которого в качестве
источника права основывался на господстве психологической тео-
рии права, считавшей важнейшим аспектом правовой реальности
именно правосознание, а не норму и не правоотношение. А неко-
торые ученые-юристы того времени вообще выступали против соз-
дания гражданских и уголовных кодексов, считая их «буржуазными
прейскурантами цен на преступление и наказание»2.
Право в нашей стране
было объявлено «инструмен-
том построения нового обще-
ства», оно стало отражением
политических интересов со-
циалистического государства
трудящихся.
Инструкция о революци-
онных трибуналах от 19 де-
кабря 1917 г.3 явилась первым
официальным актом новой
власти, который содержал
попытку создания новой
судебной системы. Согласно
инструкции для работы в
революционных трибуналах, которые должны были организовы-
ваться в каждой губернии для рассмотрения дел о контрреволюци-
онных преступлениях, необходимо было создать коллегии обвини-
телей и защитников. Прием в коллегии производился по рекомен-
дации местных советов.
После Гражданской войны и стабилизации Советского государства возникла объективная необходимость вернуться к кодифицированной форме законодательства. И хотя в советский период «крамольными» признавались практически любые сравнения дореволюционного и действующего законодательства, Устав уголовного судопроизводства 1864 г. был взят за основу при составлении Уго
1 Крыленко Н.В. Беседы о праве и государстве. М., 1924. С. 33.
2 См.: Тиле Л. Занимательная юриспруденция. М., 2002. С. 52.
3 Собрание узаконений. 1917—1918. № 12. С. 170.
«Помещик и священник перед революционным трибуналом» (худ. И. Владимиров)
4. История этических установок в деятельности правоохр. органов
165
ловно-процессуального кодекса РСФСР 1922 г. и последующих лет. Кодификационные работы начала 1920-х годов поставили на повестку дня так же вопрос о восстановлении основных институтов юстиции — адвокатуры и прокуратуры. Эти процессы происходили практически параллельно, и после воссоздания прокуратуры в составе Верховного суда фактически была восстановлена адвокатура, деятельность которой подробно была регламентирована в Положении о коллегии защитников, утвержденном Народным комиссариатом юстиции 5 июля 1922 г. Однако адвокатура так и не поднялась как правовой институт. В 1922 г. по числу адвокатов на душу населения СССР уступал странам Восточной Европы в 2—4 раза, а США — более чем в 15 раз1.
Советскому суду как органу государственной власти была уготована важная роль в деятельности государства (и его органов) по воспитанию членов общества. Эта роль полностью отвечала тем требованиям, которые предъявлял к суду В.И. Ленин, рассматривая его как «орудие воспитания на прочных основах социалистического общества»2. «Роль суда: устрашение + воспитание»3, — писал В.И. Ленин. В письме к Д.И. Курскому от 20 февраля 1922 г. «О задачах Нар- комюста в условиях новой экономической политики» В.И. Ленин подверг критике Наркомюст за недостаточное внимание к воспитательной роли судебной деятельности. Он, в частности, писал: «Воспитательное значение судов громадно. Где у нас забота об этом? Где учет реальных результатов? Этого нет, а это азбука всей юридической работы»4. Глубоко актуальными по сей день остаются замечания В.И. Ленина о том, что конкретное судебное дело дает возможность «до корня вскрыть и публично осветить все общественно- политические нити преступления и его значение, чтобы вынести из суда уроки общественной морали и практической политики»5.
Исходя из многочисленных ленинских высказываний о суде, можно утверждать, что основой достижения предупредительного и воспитательного воздействия судебной деятельности В.И. Ленин считал конкретное судебное, и, прежде всего, уголовное дело, судебный процесс, проведенный с максимальной достоверностью в исследовании доказательств, со строгим соблюдением процессуальной формы, с правильным учетом степени общественной опасности
1 Карабчевский Н.П. Около правосудия: Статьи, речи, очерки / Сост. И.В. Потап- чук. Тула, 2001. С. 21.
2 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 270.
3 Там же. Т. 36. С. 547.
4 Там же. Т. 44. С. 397.
5 Там же. Т. 4. С. 407-408.
166
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
преступления для того, чтобы суд был наиболее торжественным, а приговор достаточно внушительным1. В.И. Ленин высоко ценил судебную процессуальную форму, по словам Н.В. Крыленко, «за гласность процесса и ее массово-воспитательное значение и наибольшие гарантии от ошибок»2.
Основные принципы советского правосудия — строжайшее соблюдение социалистической законности, гласность, устность, непосредственность, коллегиальность рассмотрения дел — сами по себе предопредели в разносторонней и многогранной деятельности советских судебных органов осуществление ими воспитательной функции.
Важным направлением расширения гласности правосудия стала широкая практика рассмотрения дел с выездом на предприятия, стройки и в другие организации. Действенный воспитательный эффект выездных заседаний достигался при соблюдении ряда условий: рассмотрении дел, имеющих большое общественное звучание, слушании дел в помещениях, приспособленных для торжественного отправления правосудия, проведении заседания в такие часы, когда члены коллектива, где работал подсудимый, или жители населенного пункта, где он проживал, имеют возможность присутствовать на процессе.
Дальнейшему развитию ленинского принципа гласности служила ст. 162 Конституции СССР, в соответствии с которой в судопроизводстве допускалось участие представителей общественных организаций и трудовых коллективов. Значение этой новой конституционной нормы в данном аспекте виделось в том, что представители общественности не только увеличат судебную аудиторию, но и
распространят информацию о нем в своем коллективе, среди знакомых и друзей, многократно усиливая воспитательное воздействие конкретного судебного процесса.
Идею о воспитательной роли наказания В.И. Ленин выразил в «Очередных задачах Советской власти», «Конспекте раздела о наказаниях пункта программы о суде» и других работах. Эта идея была отражена и в законодательстве. Анализ ст. 20 Основ уголовного законодательства, ст. 2 Основ уголовного судопроизводства и других законоположений позволяет сделать вывод, что наряду с общей задачей — способствовать искоренению преступности — наказание призвано предупреждать совершение новых преступлений осужденными {частное предупреждение), а также иными лицами (общее предупреждение), исправлять и перевоспитывать осужденных.
1 Там же. Т. 53. С. 286.
2 Крыленко Н.В. О суде и уголовной политике. М., 1935. С. 269.
4. История этических установок в деятельности правоохр. органов
167
Характеризуя с общих позиций воспитательную деятельность суда в условиях социализма, следует сказать, что она охватывала широкий круг вопросов. Важной составной частью единого процесса коммунистического воспитания являлось нравственное воспитание, под которым применительно к уголовному судопроизводству понимался процесс искоренения у отдельных лиц отрицательных нравственных качеств и формирования у всех граждан положительных, т.е. таких, которые соответствуют требованиям коммунистической морали.
Нравственное воспитание теснейшим образом связывалось с другими элементами коммунистического воспитания: идейно-политическим, понимаемым как система воспитательных воздействий, направленных на повышение сознательности, развитие творческой деловой активности, искоренение в сознании отдельных граждан ошибочных антиобщественных и формирование у них правильных убеждений и взглядов на окружающий мир и общество; правовым, понимаемым как система действий, направленных на формирование и развитие у граждан правильного понимания правовых норм, формирования убеждения в необходимости их неукоснительного соблюдения. Перечисленные выше части единого процесса коммунистического воспитания занимали в целом основной объем воспитательной деятельности суда по уголовным делам.
Однако социалистическое правосудие осуществлялось более методами принуждения, нежели убеждения, для получения «царицы доказательств» — признания человеком своей вины. Самооговоры стали источниками большей части судебных ошибок, причины которых коренились не только в антигуманных, но и аморальных, по сути, способах воздействия на обвиняемых работников правосудия, в числе которых были:
-
физическое насилие со стороны органов дознания и следствия; -
психологическое давление (допросы без протоколов, в ночное время; оставление без пищи; помещение в одиночную камеру либо к рецидивистам и т.п.); -
запугивание тюрьмой либо, наоборот, обещание свободы; -
обещание легкого прохождения дела в суде и мягкого наказания; -
шантаж доказательствами (типа: «признавайся, все равно на пистолете обнаружены отпечатки твоих пальцев» или «твой подельник уже все рассказал» и т.п.); -
запугивание смертной казнью; -
неоказание медицинской помощи; -
неправильное или неполное разъяснение права и др.