ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2326
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов
209
Хороший воспитательный эффект дают ознакомление молодого сотрудника с историей своего подразделения, его заслугами и лучшими кадрами, встречи с ветеранами, представителями трудовых коллективов, хорошо продуманные ритуалы приема молодых сотрудников в большую семью работников правопорядка, шефство ветеранов над молодыми сотрудниками, «вечера-портреты». Большой нравственный заряд молодым работникам приносят также торжественные ритуалы принятия Присяги, вручения табельного оружия, техники, присвоения специального звания с вручением погон.
Важным условием быстрой адаптации молодых сотрудников, предотвращения «профессиональной» деформации служит вовлечение их в активную общественную работу. Аппараты по работе с личным составом, общественные организации после выявления склонностей и интересов новичков предлагают им участие в художественной самодеятельности, других видах самодеятельного творчества, организуют и контролируют их досуг, заботятся об их профессиональном и нравственном становлении, о бытовых условиях жизни. Большую помощь в нравственном становлении молодых сотрудников могут оказать разрабатываемые на местах специальные памятки, инструкции, где излагаются вопросы профессиональной этики, нравственные требования к работникам, правила поведения на службе и в быту, даются рекомендации по самовоспитанию.
Нравственно совершенная личность — продукт воздействия на нее таких взаимосвязанных факторов, как социальная среда, нравственное воспитание и самовоспитание, которые можно рассматривать как относительно самостоятельные способы формирования человека. Нравственное воспитание будет малоэффективным, бесследным либо даже с негативными последствиями, если не учитывать, в каких условиях живет и трудится сотрудник.
Социальная среда — постоянно действующий и объективный фактор, который не поддается быстрому изменению и воздействует на сотрудника как положительными ее гранями, так и отрицательными. Отсюда в воспитательной работе необходимо опираться на ее позитивные стороны, нейтрализуя, насколько это возможно, негативное влияние неблагоприятных условий. Среди неблагоприятных условий, оказывающих влияние на качество нравственного воспитания личного состава, могут быть, к примеру, низкие показатели служебной деятельности, трудности в продвижении по службе, неурядицы бытового характера, нездоровый моральный климат в коллективе, необъективное общественное мнение о деятельности данного органа, подразделения и ряд других. Недооценка этих условий при организации нравственного воспитания сотрудников недопустима.
210
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
Нравственное воспитание — научно управляемый процесс. Его эффективность во многом зависит от того, кто осуществляет воспитание, кто руководит им. Субъектами нравственного воспитания сотрудников выступают руководители, аппараты по работе с личным составом, общественные формирования (советы наставников, ветеранов и др.). Значительное нравственное влияние на работников оказывают семья, культурно-просветительные учреждения и учебные заведения, служебный коллектив.
Обычно человек находится под воздействием нескольких субъектов, институтов воспитания одновременно. Однако механизм и эффективность их влияния на воспитуемого различны: для одних решающую роль в нравственном развитии играет семья, для других — культурно-просветительные учреждения, для третьих — учебные заведения. Вместе с тем все сотрудники находятся под постоянным влиянием служебного коллектива. Воспитательная роль служебного коллектива обусловлена рядом факторов: сплоченностью, организованностью, дисциплиной коллектива; личностью его руководителя; деятельностью общественных формирований; укладом жизни коллектива, его традициями, обычаями; характером и содержанием решаемых задач; морально-психологическим климатом в коллективе; показателями служебной деятельности.
Моральное воздействие служебного коллектива обусловлено тем, что его требования сотрудник воспринимает, как требования всего общества. Через оценку коллектива он познает себя как личность, как работника. Под влиянием коллектива сотрудник соизмеряет свои поступки с теми нормами, которые одобряются или осуждаются мнением коллектива. Как существо общественное человек постоянно испытывает потребность в оценке его поведения и деятельности со стороны коллектива. Поэтому важно, чтобы оценка коллектива, во-первых, была объективной, адекватной заслугам или проступкам сотрудника; во-вторых, была своевременной; в-третьих, не расходилась с мнением руководителя; в-четвертых, была официально доведена до сотрудника. Эта оценка должна быть одновременно и строгой, и доброжелательной.
Ничто не вредит так делу нравственного воспитания, как расхождение во мнении о том или ином сотруднике коллектива и его официального руководителя, неоднозначная (тем более противоположная) оценка одних и тех же поступков (проступков) различных работников, предвзятость, необъективность, несправедливость. Высоко ценя силу коллективного мнения, опытные руководители тогда наиболее полно используют дисциплинарную власть, когда ее применение (будь то поощрение или наказание) обосновано в глазах
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов
211
всего коллектива. Этим обеспечивается большой воспитательный эффект и моральный авторитет самого руководителя, воспитателя, авторитет его административных мер.
Особую роль в нравственном становлении личности играют руководители, начальники, командиры. Своеобразие нравственного воспитания заключается в том, что руководитель морально воздействует на подчиненных, по существу, постоянно, даже когда его нет на службе. Сотрудники и воины, как правило, совершают поступки с учетом их оценки со стороны своего начальника, командира, стараясь не подвести авторитетного руководителя, заслужить его одобрение.
Видное место в системе средств нравственного воспитания личного состава занимают: профессиональная деятельность, художественная литература и искусство, средства массовой информации, устная и наглядная агитация, уже упоминавшиеся вечера, читательские конференции, ритуалы, чествования достойных сотрудников. Работники должны видеть и знать, что честный, добросовестный труд приносит положительные плоды и не остается незамеченным, точно так же, как и «труд» лодырей, неумех, безответственных сотрудников и карьеристов, очковтирателей, нарушителей служебной дисциплины и законности не остается вне поля зрения коллектива и его руководителя.
Действенность применяемой системы нравственного воспитания, ее практическая значимость выявляются при помощи определенных критериев, имеющих как прямое, так и косвенное проявление. Один из высших критериев нравственного развития — активная жизненная позиция сотрудника, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой его поведения. Другим критерием выступают практические дела работника, его поведение, поскольку о нравственности человека судят не по его разглагольствованиям о морали, а по его поступкам.
Важным критерием нравственного воспитания является соотношение в жизнедеятельности сотрудника личных и общественных интересов, его способность подчинить личные потребности интересам коллектива. Среди других критериев можно назвать уровень этических знаний сотрудников, моральный климат в коллективе, его моральный потенциал, стабильность коллектива, устойчивость его профессионального ядра, стиль деятельности руководителя и ряд других, каждый из которых имеет свои показатели, подтверждающие степень их проявлений. Знание критериев эффективности нравственного воспитания и их основных показателей позволяет руководителям и воспитателям управлять процессом нравственного
212
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
воспитания сотрудников, добиваться действенности применяемых форм, средств, методов, работы всех субъектов воспитания.
Таким образом, нравственное воспитание — одно из главных направлений воспитательной работы. Оно включает в себя этическое просвещение, формирование у сотрудников прочных моральных убеждений и потребностей, высоких нравственных качеств и чувств, устойчивых норм поведения.
5.4. Нравственное самовоспитание сотрудника правоохранительных органов
Формирование и развитие нравственной культуры личности происходит под действием различных факторов объективного и субъективного порядка. При этом роль субъективного фактора в переходные периоды истории закономерно возрастает. Это означает, в частности, что в процессе подготовки специалистов правоохранительных органов в современных условиях повышается роль их личных усилий в современном нравственном развитии. Не умаляя значения воспитательной работы, надо все же со всей определенностью сказать, что в силу объективных обстоятельств, усиленных глубокими преобразованиями общества, основой нравственной закалки сотрудника становится его самовоспитание. Высокоморальным специалист становится не по принуждению, а по внутреннему убеждению, которое не берется на прокат, а вырабатывается самостоятельно. Нравственное развитие только тогда может быть эффективным, когда господствует принцип: «Я должен воспитать себя сам». И, напротив, нельзя ждать успехов там, где действуют только по принципу: «Меня должны воспитывать».
Самовоспитание способствует повышению эффективности деятельности и рациональному использованию свободного времени. С ним связана оптимизация процессов формирования высоких профессиональных, морально-психологических и боевых качеств, выработка устойчивости к антиобщественным и аморальным явлениям. Оно вызывает потребность к перманентному всестороннему развитию личности сотрудника, придает целеустремленность, активность, устойчивость всей его деятельности, позволяет наиболее рационально преодолевать трудности службы и быта. В учебных заведениях уровень самовоспитания слушателей незамедлительно сказывается на росте показателей их учебы. Опыт показывает, что нравственные и профессиональные качества слушателя вырабатываются в процессе самовоспитания в два-три раза быстрее, чем в процессе
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов
213
обычной (не акцентированной на самовоспитании) системы обучения и воспитания.
Недооценка роли самовоспитания ослабляет действенность воспитательной работы, приводит к разрыву между воздействием воспитателей и результатами этого воздействия. При отсутствии самовоспитания может сложиться лишь пассивная личность без устойчивых убеждений и твердых взглядов, не способная к трудной службе в правоохранительных органах страны и воспитанию подчиненного личного состава. Этим и определяется важность работы всех звеньев правоохранительных органов по развитию самовоспитания сотрудников.
Нравственное самовоспитание — это активный, сознательный, целеустремленный процесс формирования и развития сотрудником положительных и искоренения отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нравственными идеалами и характером деятельности; это — постоянная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навыков и привычек, соответствующих моральным требованиям к современному человеку, специалисту. Нравственное самовоспитание предполагает интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие личности, навыков самоконтроля, управления собственными мыслями, чувствами, действиями, умения предвидеть ближайшие и перспективные результаты своей деятельности.
Нравственное самовоспитание слушателей, курсантов специальных вузов