Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2326

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов


209


Хороший воспитательный эффект дают ознакомление молодого сотрудника с историей своего подразделения, его заслугами и лучшими кадрами, встречи с ветеранами, представителями трудовых коллек­тивов, хорошо продуманные ритуалы приема молодых сотрудников в большую семью работников правопорядка, шефство ветеранов над мо­лодыми сотрудниками, «вечера-портреты». Большой нравственный заряд молодым работникам приносят также торжественные ритуалы принятия Присяги, вручения табельного оружия, техники, при­своения специального звания с вручением погон.

Важным условием быстрой адаптации молодых сотрудников, предотвращения «профессиональной» деформации служит вовлечение их в активную общественную работу.
Аппараты по работе с личным составом, общественные организации после выявления склонностей и интересов новичков предлагают им участие в художественной са­модеятельности, других видах самодеятельного творчества, органи­зуют и контролируют их досуг, заботятся об их профессиональном и нравственном становлении, о бытовых условиях жизни. Большую помощь в нравственном становлении молодых сотрудников могут оказать разрабатываемые на местах специальные памятки, инструк­ции, где излагаются вопросы профессиональной этики, нравствен­ные требования к работникам, правила поведения на службе и в быту, даются рекомендации по самовоспитанию.

Нравственно совершенная личность — продукт воздействия на нее таких взаимосвязанных факторов, как социальная среда, нравствен­ное воспитание и самовоспитание, которые можно рассматривать как относительно самостоятельные способы формирования челове­ка. Нравственное воспитание будет малоэффективным, бесследным либо даже с негативными последствиями, если не учитывать, в ка­ких условиях живет и трудится сотрудник.

Социальная среда — постоянно действующий и объективный фактор, который не поддается быстрому изменению и воздействует на сотрудника как положительными ее гранями, так и отрицатель­ными. Отсюда в воспитательной работе необходимо опираться на ее позитивные стороны, нейтрализуя, насколько это возможно, нега­тивное влияние неблагоприятных условий. Среди неблагоприятных условий, оказывающих влияние на качество нравственного воспи­тания личного состава, могут быть, к примеру, низкие показатели служебной деятельности, трудности в продвижении по службе, неуря­дицы бытового характера, нездоровый моральный климат в коллекти­ве, необъективное общественное мнение о деятельности данного ор­гана, подразделения и ряд других. Недооценка этих условий при организации нравственного воспитания сотрудников недопустима.




210


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


Нравственное воспитание — научно управляемый процесс.
Его эффективность во многом зависит от того, кто осуществляет воспи­тание, кто руководит им. Субъектами нравственного воспитания сотрудников выступают руководители, аппараты по работе с личным составом, общественные формирования (советы наставников, ве­теранов и др.). Значительное нравственное влияние на работников оказывают семья, культурно-просветительные учреждения и учеб­ные заведения, служебный коллектив.

Обычно человек находится под воздействием нескольких субъ­ектов, институтов воспитания одновременно. Однако механизм и эффективность их влияния на воспитуемого различны: для одних ре­шающую роль в нравственном развитии играет семья, для других — культурно-просветительные учреждения, для третьих — учебные заведения. Вместе с тем все сотрудники находятся под постоянным влиянием служебного коллектива. Воспитательная роль служебного коллектива обусловлена рядом факторов: сплоченностью, организован­ностью, дисциплиной коллектива; личностью его руководителя; дея­тельностью общественных формирований; укладом жизни коллектива, его традициями, обычаями; характером и содержанием решаемых за­дач; морально-психологическим климатом в коллективе; показателями служебной деятельности.

Моральное воздействие служебного коллектива обусловлено тем, что его требования сотрудник воспринимает, как требования всего общества. Через оценку коллектива он познает себя как лич­ность, как работника. Под влиянием коллектива сотрудник соизме­ряет свои поступки с теми нормами, которые одобряются или осу­ждаются мнением коллектива. Как существо общественное человек постоянно испытывает потребность в оценке его поведения и дея­тельности со стороны коллектива. Поэтому важно, чтобы оценка коллектива, во-первых, была объективной, адекватной заслугам или проступкам сотрудника; во-вторых, была своевременной; в-третьих, не расходилась с мнением руководителя; в-четвертых, была офици­ально доведена до сотрудника. Эта оценка должна быть одновре­менно и строгой, и доброжелательной.


Ничто не вредит так делу нравственного воспитания, как рас­хождение во мнении о том или ином сотруднике коллектива и его официального руководителя, неоднозначная (тем более противопо­ложная) оценка одних и тех же поступков (проступков) различных работников, предвзятость, необъективность, несправедливость. Вы­соко ценя силу коллективного мнения, опытные руководители тогда наиболее полно используют дисциплинарную власть, когда ее при­менение (будь то поощрение или наказание) обосновано в глазах





5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов


211


всего коллектива. Этим обеспечивается большой воспитательный эффект и моральный авторитет самого руководителя, воспитателя, авторитет его административных мер.

Особую роль в нравственном становлении личности играют ру­ководители, начальники, командиры.
Своеобразие нравственного воспитания заключается в том, что руководитель морально воздей­ствует на подчиненных, по существу, постоянно, даже когда его нет на службе. Сотрудники и воины, как правило, совершают поступки с учетом их оценки со стороны своего начальника, командира, стара­ясь не подвести авторитетного руководителя, заслужить его одобрение.

Видное место в системе средств нравственного воспитания лич­ного состава занимают: профессиональная деятельность, художест­венная литература и искусство, средства массовой информации, уст­ная и наглядная агитация, уже упоминавшиеся вечера, читательские конференции, ритуалы, чествования достойных сотрудников. Работ­ники должны видеть и знать, что честный, добросовестный труд приносит положительные плоды и не остается незамеченным, точ­но так же, как и «труд» лодырей, неумех, безответственных сотруд­ников и карьеристов, очковтирателей, нарушителей служебной дис­циплины и законности не остается вне поля зрения коллектива и его руководителя.

Действенность применяемой системы нравственного воспита­ния, ее практическая значимость выявляются при помощи опреде­ленных критериев, имеющих как прямое, так и косвенное проявле­ние. Один из высших критериев нравственного развития — актив­ная жизненная позиция сотрудника, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится по­вседневной нормой его поведения. Другим критерием выступают практические дела работника, его поведение, поскольку о нравст­венности человека судят не по его разглагольствованиям о морали, а по его поступкам.


Важным критерием нравственного воспитания является соот­ношение в жизнедеятельности сотрудника личных и общественных интересов, его способность подчинить личные потребности интере­сам коллектива. Среди других критериев можно назвать уровень этических знаний сотрудников, моральный климат в коллективе, его моральный потенциал, стабильность коллектива, устойчивость его профессионального ядра, стиль деятельности руководителя и ряд других, каждый из которых имеет свои показатели, подтвер­ждающие степень их проявлений. Знание критериев эффективности нравственного воспитания и их основных показателей позволяет руководителям и воспитателям управлять процессом нравственного



212


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


воспитания сотрудников, добиваться действенности применяемых форм, средств, методов, работы всех субъектов воспитания.

Таким образом, нравственное воспитание — одно из главных направлений воспитательной работы. Оно включает в себя этиче­ское просвещение, формирование у сотрудников прочных мораль­ных убеждений и потребностей, высоких нравственных качеств и чувств, устойчивых норм поведения.

5.4. Нравственное самовоспитание сотрудника правоохранительных органов

Формирование и развитие нравственной культуры личности проис­ходит под действием различных факторов объективного и субъектив­ного порядка. При этом роль субъективного фактора в переходные периоды истории закономерно возрастает. Это означает, в частности, что в процессе подготовки специалистов правоохранительных орга­нов в современных условиях повышается роль их личных усилий в современном нравственном развитии. Не умаляя значения воспита­тельной работы, надо все же со всей определенностью сказать, что в силу объективных обстоятельств, усиленных глубокими преобра­зованиями общества, основой нравственной закалки сотрудника становится его самовоспитание.
Высокоморальным специалист ста­новится не по принуждению, а по внутреннему убеждению, которое не берется на прокат, а вырабатывается самостоятельно. Нравст­венное развитие только тогда может быть эффективным, когда гос­подствует принцип: «Я должен воспитать себя сам». И, напротив, нельзя ждать успехов там, где действуют только по принципу: «Меня должны воспитывать».


Самовоспитание способствует повышению эффективности дея­тельности и рациональному использованию свободного времени. С ним связана оптимизация процессов формирования высоких профес­сиональных, морально-психологических и боевых качеств, выра­ботка устойчивости к антиобщественным и аморальным явлениям. Оно вызывает потребность к перманентному всестороннему разви­тию личности сотрудника, придает целеустремленность, активность, устойчивость всей его деятельности, позволяет наиболее рацио­нально преодолевать трудности службы и быта. В учебных заведе­ниях уровень самовоспитания слушателей незамедлительно сказы­вается на росте показателей их учебы. Опыт показывает, что нрав­ственные и профессиональные качества слушателя вырабатываются в процессе самовоспитания в два-три раза быстрее, чем в процессе





5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов


213


обычной (не акцентированной на самовоспитании) системы обуче­ния и воспитания.

Недооценка роли самовоспитания ослабляет действенность вос­питательной работы, приводит к разрыву между воздействием вос­питателей и результатами этого воздействия. При отсутствии само­воспитания может сложиться лишь пассивная личность без устой­чивых убеждений и твердых взглядов, не способная к трудной службе в правоохранительных органах страны и воспитанию подчи­ненного личного состава. Этим и определяется важность работы всех звеньев правоохранительных органов по развитию самовоспи­тания сотрудников.

Нравственное самовоспитание —
это активный, сознательный, целе­устремленный процесс формирования и развития сотрудником по­ложительных и искоренения отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нравственными идеа­лами и характером деятельности; это — постоянная, систематиче­ская работа по выработке знаний, умений, навыков и привычек, соответствующих моральным требованиям к современному челове­ку, специалисту. Нравственное самовоспитание предполагает ин­теллектуальное, эмоциональное и волевое развитие личности, на­выков самоконтроля, управления собственными мыслями, чувства­ми, действиями, умения предвидеть ближайшие и перспективные результаты своей деятельности.

Нравственное самовоспитание слушателей, курсантов специаль­ных вузов