Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2288

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
все положи­тельные черты, свойства убеждаемой личности, соответствующим образом акцентировать на них внимание, используя также и проти­вопоставление их свойствам, установкам других объектов. Очень важно выявить пункты колебаний, сомнений убеждаемого. В связи с этим в процессе применения метода убеждения следует продол­жать внимательно изучать личность, наблюдать за ее реакциями, изменениями в поведении, мимике, жестах и т.д.

Достижение целей убеждения возможно только при наличии со стороны убеждаемого желания воспринимать доводы следователя,



426


II. Прикладная этика


прокурора. Обязательным условием применения методов убеждения является установление психологического контакта,
который, как правило, характеризуется положительным отношением к убеждаю­щему, желанием воспринимать его доводы, наличием действитель­но полного восприятия и понимания передаваемой информации.

Следует отметить, что убеждение обязательно должно соответст­вовать следующим требованиям1:

  1. отвечать уровню развития убеждаемого; строиться с учетом возрастных, образовательных, профессиональных и иных индивиду­альных особенностей данной личности;

  2. быть последовательным, логическим, доказательным;

  3. возбуждать психическую активность убеждаемого;

  4. содержать как обобщение положения, выводы, так и конкрет­ные факты, примеры;

  5. содержать анализ обоюдно известных фактов;

  6. убеждающий сам должен искренне верить в то, в чем он убеждает;

  7. учитывать возможности и особенности самого убеждающего. Осуществляя убеждение, следователь, прокурор должны позабо­титься о создании таких условий, которые бы обеспечивали жела­ние лиц вступить в общение с ними. В связи с этим к поведению следователя, прокурора предъявляется ряд требований: корректность, справедливость, внимательность, ситуативная гибкость и чуткость, эмоциональная устойчивость.


Вот как выглядит работа следователя в восприятии допрашивае­мого (данные опроса лица, отбывшего наказание):

Между мной и следователем, — вспоминает осужденный, — сразу установились нормальные взаимоотношения. Лучше всего мне запомнились его слова: «Федоров, брось заниматься преступ­лениями, а то настоящей жизни не увидишь». Допрашивал меня спокойно, голоса не повышал, ко мне относился сочувственно, ра­боту знает хорошо. Внешне следователь казался не грозным, а про­сто человечным, добродушным, одет был в гражданский костюм. Его кабинет маленький, но чистый. По моему мнению, так и надо вести следствие, он меня заставил почувствовать себя человеком, но заблудившимся2.

Под воздействием убеждения может случиться и полный пере­ворот в душе подследственного. В таких случаях следователю пишут


1 Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности. М., 1996. С. 114.


2 Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. М., 1996. С. 464.





И. Этика в следственной и прокурорской деятельности


427


из мест лишения свободы трогательные письма примерно такого содержания: «Вы — единственный человек в этой жизни, который в меня верит...»1. Но это происходит довольно редко и только с педа­гогически талантливыми и нравственно безупречными следователями.

Нередко следователю приходится прибегать и к принуждению.
Однако голое принуждение, изолированное от убеждения, во мно­гих случаях приносит вред решаемой нравственно-педагогической задаче. Важно, чтобы объект воздействия в какой-то степени осознал неизбежность принятых к нему принудительных мер, что достигает­ся, как правило, в том случае, когда принуждению предшествует или сопутствует убеждение. Данное методологическое положение должно стать основой выбора принуждения как метода воздействия на личность в следственной, прокурорской деятельности.



Применение уголовно-процессуального принуждения порождает важную нравственно-теоретическую и практическую проблему об основаниях и пределах такого принуждения, о шкале нравственных ценностей, которые как бы приносятся в жертву целям уголовного судопроизводства. Особую остроту она приобретает в тех случаях, когда меры уголовно-процессуального принуждения применяются к лицам, заведомо не имеющим отношения к совершению преступ­ления. Например, к свидетелям и потерпевшим, которые могут быть подвергнуты принудительному приводу на допрос, принудительному освидетельствованию, отобранию образцов для сравнительного исследования и т.д., а также к лицам, вовсе не имеющим отноше­ния к расследованию уголовного дела (третьим лицам), которые, например, могут быть подвергнуты обыску. При этом обычно счи­тается, что главное — установление истины по уголовному делу, быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение виновных, обеспечение правильного применения закона, предупреждение но­вых преступлений и пр. В свою очередь, цель установления истины, да еще в такой остроконфликтной области, как уголовно-процес­суальное доказывание, наполнена глубоким нравственно-педагоги­ческим содержанием, потому что от этого достижения напрямую зависит, восторжествует ли в данном конкретном случае справедли­вость — высший нравственный критерий всех людских поступков (будет ли виновный наказан и наказан именно в меру своей вины; будут ли удовлетворены потерпевший и общество постигшим обид­чика возмездием).

Именно этими соображениями нравственного характера оправ­дывается принуждение, применяемое к участникам уголовного про­цесса представителями государственной власти, а также тяготы и


1 Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 1998. С. 325.



428


II. Прикладная этика


лишения, которые ложатся на плечи участников уголовного про­цесса в результате такого принуждения.

От правильного разрешения этой проблемы зависит формиро­вание гражданского правосознания самых широких слоев населения и правовой активности граждан и должностных лиц, осуществляю­щих досудебное разбирательство, иначе говоря, столпов, на которых зиждется правопорядок в демократическом правовом государстве.

Не случайно к этой теме неоднократно обращались виднейшие представители русской философии и права XIX — начала XX в. (Вл. Соловьев, П.И. Новгородцев, И.А. Ильин и их последователи). Наиболее ярко и полно теория применения силы, принуждения и пресечения отражена в труде И.А. Ильина «О сопротивлении злу силою». Принуждение имеет троякую цель: во-первых, не допус­тить совершения злодеяния, остановить злую волю, отрезвить ее внешней помехой и отпором, показать ей, что запретность запре­щенного поддерживается не только мотивами совести и правосоз­нания, но и внешнею силою, ставящей препятствие злодею и на­стигающей суровыми последствиями вплоть до лишения его сво­боды и причинения ему душевных неприятностей и страданий; побудить его, таким образом, обратиться к самосознанию, самопо- буждению, самоперевоспитанию, саморазвитию; во-вторых, огра­дить всех других людей от злодеяния и его пагубного воздействия; в-третьих, удержать от пути злодейства всех людей, способных со­блазниться или увлечься им. Принуждение обеспечивается государ­ственными законами, которые обращены «к автономным субъектам права... для саморуководства и самовоспитания». В основной своей идее и своем нормальном действии правовой закон есть формула зрелого правосознания, закрепленная мыслью, выдвинутая волей и идущая на помощь незрелому, но воспитывающему себя правосоз­нанию; при этом именно волевой элемент закона представляет со­бой начало принуждения. Правовой закон отнюдь не насилует че­ловека, не попирает его достоинство и не отменяет его духовного самоуправления: напротив, он только и живет, только и действует, только и совершенствуется от свободного личного приятия и само- вменения. Однако он при этом властно понуждает психику человека и непосредственным импонированием авторитета, и формой прика- за-запрета-позволения, и сознанием общественно-организованного мнения, и, наконец, перспективой вероятных и даже, наверное, предстоящих неприятных последствий: неодобрения, огласки, явок в суд, убытков, а может быть, и исключения из известного общест­венного круга и даже физического понуждения и пресечения.

Критериями для руководства при принуждении и пресечении, по мнению И.А. Ильина, являются: компетентность принимающе­го соответствующее решение о применении силы, его духовно-






11. Этика в следственной и прокурорской деятельности


429


осмыс-ленный жизненный опыт, на основе которого развиваются «чуткость и зоркость для распознания зла». Следует или не следу­ет применять принуждение — в этом компетентен только тот, кто видел реальное зло и испытал его действие, кто непосредственно борется с ним, кто видит его природу, понимает его пути и зако­ны и потому способен верно поставить и разрешить проблему принуждения «испытав, отвергнув и умудрившись, он приобрел тем самым силу видения и право суда». Поэтому нужно понимать и ценить тех людей, кто принял на себя тяжкое «бремя активной борьбы со злодеями, эту, может быть, тягчайшую разновидность мирового бремени». Благодаря им всем остальным людям откры­вается возможность мирно трудиться, духовно творить и нравст­венно совершенствоваться1.

В современных условиях данная теория не утратила своей акту­альности, ее черты просматриваются в различных институтах отече­ственного уголовно-процессуального права.

Таким образом, в силу характера своей деятельности следователь, прокурор постоянно вступают в общение с лицами, участвующими в производстве по делу, и это общение содержит элементы воздей­ствия. Они влияют на людей своими властными полномочиями, различными методами педагогического характера, мерами процес­суального убеждения и принуждения. Без этого невозможно реше­ние многих процессуальных задач уголовного судопроизводства.

При этом следователь, прокурор всегда выступают как активные субъекты нравственно-педагогического воздействия в процессе их взаимоотношений с другими участниками предварительного следст­вия, приводя их поведение и деятельность (равным образом и свои собственные) в соответствие с требованиями норм уголовно-про­цессуального закона, принципами морали, педагогики и этики.

  1. Нравственно-психологические особенности деятельности государственного обвинителя

Деятельность прокурора

является, пожалуй, наиболее многогранной по сравнению с деятельностью представителей всех других юридиче­ских специальностей и отличается высокой степенью ответственно­сти. Определенная универсальность и специфика этой деятельности, государственная значимость осуществляемых прокурором функций обусловливают широкий комплекс предъявляемых к нему требований.


1 Ильин И.А. Сочинения: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 279-284, 301-479.



430


II. Прикладная этика


Прокурору, помимо общих профессиональных качеств юриста, должны быть присущи такие качества, как умение проводить боль­шую организаторскую работу, направленную на обеспечение стро­гого соблюдения законности, фундаментальные и специализиро­ванные юридические знания в соединении с умением применять их в процессе осуществления прокурорского надзора. Все те нравствен­но-психологические качества, которые необходимы следователю, су­дье и о которых шла речь ранее, не в меньшей мере необходимо иметь и прокурору. Хотя это достаточно очевидно, подчеркнем, что прокурор должен быть человеком высокообразованным, эрудиро­ванным, высококультурным, с развитыми навыками устной речи. Только на базе всех этих качеств, в их органической связи между собой возможна правильная, плодотворная прокурорская деятельность.

Нравственные и психологические требования, предъявляемые к прокурору, распространяются на все стороны его деятельности.
Вме­сте с тем наиболее остро, весомо и зримо они проявляются в су­дебном процессе во время осуществления им функции государст­венного обвинителя. Значение этих качеств особенно велико, если принять во внимание, что деятельность прокурора в суде по уго­ловным делам — одна из важнейших и объемнейших частей выпол­няемых им служебных обязанностей. От того, насколько правильно и полно соблюдены прокурором нравственно-психологические тре­бования, во многом зависит успешное осуществление задач уголов­ного правосудия, в особенности обеспечение правильного приме­нения закона, предупреждение и искоренение преступлений.