ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2021
Просмотров: 1847
Скачиваний: 3
БАЛЛА′ДА (франц. ballade, от лат. ballo – танцую) – первоначально у романских народов одноголосная танцевальная песня, ведущая происхождение от народных хороводных песен; позже – песня повествовательного характера. Народные баллады в виде сюжетно-повествовательных песен типичны для фольклора различных стран («разбойничьи» песни на Руси, например). Наиболее популярным жанр баллады становится в эпоху романтизма. Романтическая баллада – сольное вокальное произведение. Отличительной чертой баллады является последовательно излагаемый сюжет, фантастичность и драматизм событий («Лесной царь» Шуберта на слова Гёте). В 30-ые годы 19 в. Шопен ввёл жанр фортепьянной баллады.
БА′ЛЬНЫЙ ТА′НЕЦ – общее название бытовых танцев, в которых упорядочены композиция, движения, фигуры национальных танцев различных народов мира.
БА′НДЖО (англ. banjo) – струнный щипковый (плекторный) музыкальный инструмент. В 17 в. вывезен из Западной Африки в южные штаты США, где стал очень популярным. Банджо бывают различной величины и настройки (банджо-укулеле, банджо-гитара и др.) Звук острый, резкий, быстро затухающий, с «шуршащим оттенком» (Р.Б.Галайская). В 20 в. банджо стали вводить в ритмическую группу джаз-оркестров.
БАНДУ′РА (польск. bandura, от греч. «трёхструнный инструмент») – украинский многострунный щипковый инструмент. Упоминается в литературных источниках с 16 в. Количество струн – от 7 до 20 и более. По форме бандура – инструмент лютневого семейства, а по способу расположения струн и игры – гусельного. Звук извлекается, как правило, щипком, реже – плектром. Звук мягкий, приглушённый. Бандура – инструмент кобзарей – странствующих профессиональных народных певцов-музыкантов, исполнявших думы (предшественницей бандуры считается кобза). Бандура была особенно популярна на Украине в 16-17 вв. В 18 в. игра на бандуре вошла в моду при петербургском дворе.
БАРАБА′Н (тюрк.) – ударный музыкальный инструмент. Высота настройки барабана, как правило, не регламентируется; барабан выполняет тембровые и ритмические функции. С древнейших времён используется как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных действий, военных шествий, танцев. Во множестве разновидностей встречается у большинства народов мира, особенно характерен для африканской музыки. В современных симфонических и духовых оркестрах применяются два типа усовершенствованного барабана – большой и малый. Звук большого барабана глухой, мрачный (при игре пиано) и мощный, грозный (при игре форте). Звук извлекается при помощи деревянной колотушки с мягким наконечником. При игре инструмент помещается на подставке; в духовом оркестре во время походов его носят на груди на ремне. На малом барабане играют двумя деревянными палочками с небольшими утолщениями на концах; на нём хорошо звучат как отдельные удары, так и сложнейшие ритмические фигуры. Во время походов укреплялся на поясе исполнителя. Является мощным инструментом ритмической группы джаза. (Г.И.Благодатов)
«Нет инструмента, звучание которого давало бы такое глубокое внутреннее удовлетворение, как барабан» (Дж.Мередит, 1886).
«В шумном барабане нет ничего, кроме простого воздуха» (Томас Фуллер, 1642).
БАРД (франц.bard, от кельт. bardo – певец) – странствующий поэт и певец у древних кельтов, которые жили на территории нынешних Ирландии и Шотландии. Самобытный эпос бардов – национальное наследие кельтской культуры. Он складывался в первые века н.э. и сохранялся неизменным в течение почти 15 веков. Барды пели, аккомпанируя себе на кроте или тилинке (инструментах, похожих на лиру). Знаменитые «Песни Оссиана» Дж.Макферсона (1765) – подражание поэзии бардов.
БАРИТО′Н (итал. baritono, от греч. «тяжёлый» и «тон») – мужской голос, средний между басом и тенором. Различают лирический (мягкий и подвижный) и драматический (сильный, мужественный) баритоны. Баритонам часто поручаются главные партии опер (Дон Жуан, Риголетто, Евгений Онегин, Князь Игорь, Демон, Болконский и др.).
БАРКАРО′ЛА (итал. barca – лодка) – первоначально песня венецианских гондольеров, «песнь на воде», бытовой музыкальный жанр. Вокальное или инструментальное произведение, печальное, мечтательное, с плавной лирической («плывущей») мелодией и «колышущимся» аккомпанементом, в котором воссоздаётся мерный плеск волн, удары вёсел. С 18 в. баркарола стала жанром профессиональной музыки.
БАС (итал. basso – низкий) – 1)самый низкий мужской голос. Различаются глубокий бас (бас-профундо), певучий бас (бас-кантанте) и басы-октависты (обладающие самыми низкими из возможных в человеческом голосе звуками; особо распространены в русском церковном хоровом пении а капелла). В оперной практике встречается понятие характерного баса (бас-буфф). Наиболее яркие басовые оперные партии: Иван Сусанин, Кончак, Борис Годунов, Фарлаф и др. 2) общее название музыкальных инструментов низкого регистра (бас-туба, контрабас и др.).
БА′ССО ОСТИНА′ТО (итал. basso ostinato – упорный бас) – приём неизменного повторения одной и той же мелодической фигуры в басовом голосе музыкального произведения. Особое распространение получил в музыке 17-18 вв. В музыке 19-20 вв. остинатность становится одним из важных принципов формообразования. Благодаря остинатности можно создать атмосферу «застылости», «завороженности» (В.В.Протопопов).
БАЯ′Н (по имени древнего русского певца-сказителя Баяна или Бояна) – язычковый пневматический клавишный музыкальный инструмент, хроматическая гармоника, один из самых распространённых русских народных инструментов. В отличие от аккордеона клавиатура правой руки баяна состоит не из клавиш, а из кнопок. Существуют две разновидности баяна: готовый и выборный.
БЕЛЬКА′НТО (итал. bel canto – прекрасное пение) – стиль вокального исполнения, который отличается особой мелодичностью (кантилена), совершенством вокальных орнаментов (колоратура), лёгкостью, изяществом исполнения. Сложился в итальянской опере в сер. 17 в. Бельканто требует от певца совершенной техники владения голосом (длительность дыхания, умение исполнять труднейшие пассажи, импровизационность и т.п.). Требования стиля бельканто обусловили определённую систему воспитания певцов. Консерватории представляли собой одновременно учебное заведение и общежитие. Обучение длилось 6-9 лет при ежедневных занятиях с утра до позднего вечера. Если у ребёнка был выдающийся голос, то его подвергали кастрации в надежде сохранить голос после мутации. В случае удачи получались певцы с феноменальными голосами и техникой (Фаринелли, Сенезино, Каффарелли и др.). Конец эпохи классического бельканто связан с появлением опер Дж. Верди. Украшения в вокальных партиях остаются только у сопрано, а потом и вовсе исчезают. Кантилена сильно драматизируется, обогащается тонкими психологическими нюансами, повышается «звучность» вокальных партий. Однако классическое бельканто продолжает оставаться эталоном красоты певческого голоса; на итальянском бельканто основано искусство лучших певцов мира.
БЕНЕДИ′КТУС (лат. benedictus – благословен) – католическое песнопение, раздел мессы. Характер музыки спокойный, просветлённый.
БЛЮЗ (англ. blues, сокр. от blue devils – меланхолия, уныние, грусть) – первоначально сольная лирическая песня американских негров с берегов Миссисипи; известна с конца 19 в. Обычно выражала тоску по утраченному счастью. Характерные черты: медленный темп, синкопированный ритм, мажоро-минорный лад и др. Самая ранняя форма блюза – сельский (архаический) блюз. Позднее сложился городской (классический) блюз. В нём утвердились характерные особенности, унаследованные от музыки африканских негров: синкопированные ритмы, полиритмия, скользящие понижения ступеней (блюзовые интонации, образующие блюзовый лад). Блюз оказал сильное влияние на формирование джаза и джазовой музыки и остался одной из её важнейших форм. Блюзом иногда называют также медленный фокстрот.
БОЛЕРО′ (испан. bolero) – испанский парный танец умеренно-быстрого темпа с характерной музыкально-ритмической фигурой, которая подчёркивается стуком кастаньет или прищёлкиванием пальцев. Исполняется под аккомпанемент гитары, иногда сопровождается пением. Особенной сложностью отличаются «полётные» (М.А.Вайсборд) движения мужчин. С начала 19 в. часто используется в балетных спектаклях, становится формой инструментальных произведений (Шопен, Равель, Верди, Глинка, Чайковский и др.).
БОЛЬША′Я О′ПЕРА – 1)обозначение любой многоактной оперы серьёзного (некомедийного) характера; 2)оперный жанр, который сложился во Франции в конце 19 в. Для большой оперы типичны исторический сюжет, монументальность, героико-романтическая приподнятость, драматизм, развёрнутые массовые сцены, декоративность, красочность, обилие сценических эффектов. Виднейший представитель этого оперного жанра – Дж.Мейербер.
БОМБА′РДА (франц. bombarde) – басовый представитель семейства язычковых деревянных духовых инструментов, широко распространённый в 16-17 вв. Представляет собой очень длинную трубу (до 3 м) с воронкообразным раструбом, выточенную из одного куска дерева; ближайший предок фагота. Звук грубый и невыразительный. (С.Я.Левин)
БОСТО′Н, ВАЛЬС-БОСТОН (по названию американского города Бостон) – салонный лирически-сентиментальный американский танец, разновидность медленного вальса. Характерные особенности – пауза на третьей четверти аккомпанемента и доминирование мелодического начала над ритмическим. Возник в конце 19 в., особенно популярен в начале 20 в.
БУ′БЕН – перепоночный ударный музыкальный инструмент. Звук извлекается ударами руки (или пальцев) и потряхиванием. Применяется для ритмического сопровождения танцев, пения. Особой виртуозности игра на бубне достигла у народов Востока. В западной Европе бубен был распространён в средние века у бродячих музыкантов. На Руси бубном называли барабан.
БУРЛЕ′СКА (итал. burlesca, от burla – шутка) – 1)музыкальная пьеса грубовато-комического характера; 2)небольшая шуточная опера.
БУРРЕ′ (франц. bourrée, от bourrer – делать неожиданные скачки) – старинный французский народный танец, подвижный, с чётким мелодическим рисунком. В 17 в., несколько изменившись, стал придворным танцем. Люлли стал использовать бурре в оперных и балетных спектаклях.
В
ВАГА′НТЫ (лат. vagantes – бродячие) – средневековые странствующие поэты и певцы в странах Западной Европы (как правило, разжалованные священники, недоучившиеся семинаристы). Пели песни на латинском языке, пародируя церковные гимны и прославляя земные радости. По характеру исполнения были близки к гистрионам. Из застольных песен вагантов сложились студенческие песни, в том числе знаменитый студенческий гимн «Гаудеамус». В 13 в. слились с профессиональными гистрионами.
ВАЛТО′РНА (нем. Waldhorn – лесной рог) – духовой мундштучный музыкальный инструмент, произошёл от охотничьего рога. Звук тёплый, задушевный, «грудной», несколько ленивый, мягкий, завуалированный, редкого поэтического очарования. Валторна обладает большими исполнительскими возможностями. Мужественный и поэтичный тембр валторны при игре форте становится «напряжённо-звенящим, диким, гротесковым», а при игре пиано – «затаённо-отдалённым» (Г.И.Благодатов); приём «эхо» позволяет сильно смягчать звучание, делая его ласково-нежным. Валторна иногда используется для создания юмористического настроения. Впервые была введена в оркестр Люлли в середине 17 в.
ВАЛЬС (от нем. walzen – кружиться) – парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением; один из самых распространённых бытовых музыкальных жанров. Размер трёхчетвертной, темп умеренно-быстрый. Название «вальс» появилось в конце 18 в. как обозначение народного крестьянского танца Южной Германии и Австрии (то же, что лендлер или «немецкий танец»). В начале 19 в. вальс – самый популярный танец Европы. «Королём вальса» называют И.Штрауса-сына (1825-1899). Постепенно складывается образ вальса, вальсовость как стилевая и жанровая черта многих лирических, пластически изящных музыкальных произведений.
«ВАМПУ′КА» – нарицательное обозначение трафаретного, нелепого, искусственного в оперных спектаклях. Слово вошло в употребление после постановки в Петербурге оперы-пародии В.Г.Эренберга «Вампука, невеста африканская, образцовая во всех отношениях опера» (1909).
ВАРИА′ЦИИ, ТЕ′МА С ВАРИА′ЦИЯМИ (от лат. variatio – изменение) – музыкальная форма, в которой музыкальная тема, видоизменяясь, повторяется несколько раз. Вариации бывают строгими, свободными (характерными), двойными. Вариационный принцип развития (принцип видоизменённого повторения) характерен для народной музыки и используется во многих музыкальных формах.
ВЁРДЖИНЕЛ (англ. virginal, от лат. virgula – палочка; по другой версии – от лат. virgo – женщина) – английский струнный щипковый клавишный музыкальный инструмент 16-18 вв., разновидность клавесина. Звук извлекается при помощи клавишей, которые соединены с особой палочкой, оканчивающейся пёрышком. Звук вёрджинела очень мягкий, нежный. Вёрджинел использовался преимущественно для домашнего музицирования и был популярен среди музыкантов-женщин. Корпус инструмента богато украшался инкрустацией и живописью, был очень нарядным. В 18 в. стал популярным и в Германии, где назывался «комнатный клавир девушек и женщин».
ВИОЛОНЧЕ′ЛЬ (итал. violoncello – уменьш. от violone – контрабас) – струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства. Звучание сильное, тёплое, сердечное, мягкое. Появилась в конце 15 в. в результате длительного развития народных смычковых инструментов. Классические образцы виолончелей были созданы итальянскими мастерами 17-18 вв. А. и Н. Амати, Дж.Гварнери, А.Страдивари, К.Бергонци. Один из самых значимых инструментов симфонического оркестра (основа басовой группы).
«Виолончель похожа на прекрасную женщину, которая с возрастом не стареет, а молодеет, становится изящнее, мягче, грациознее» (Пабло Касальс, 1876- 1973).
ВОКАЛИ′З (франц. vocalise, от лат. vocalis – гласный звук, звучащий, поющий) – упражнение или этюд для голоса без текста, исполняется на гласный звук и предназначается для развития выразительности голоса и виртуозной техники певца. Иногда может стать самостоятельным произведением («Вокализ» Рахманинова, «Концерт для голоса с оркестром» Глиэра).
ВОКА′ЛЬНАЯ МУ′ЗЫКА – музыка, предназначенная для пения. Во всех произведениях вокальной музыки главенствующая роль принадлежит голосу.
ВОЛЫ′НКА – народный духовой музыкальный инструмент. Состоит из нескольких трубок, вделанных в кожаный мешок, наполненный воздухом. Звук волынки монотонный и тягучий («тянуть волынку»). Волынка – основной национальный инструмент Шотландии, но распространена во многих странах. Существует множество разновидностей (дуда, чимпой, гайда, тулум, быз и др.).
Г
ГАВО′Т (франц. gavoto – танец гавотов, жителей области Овернь во Франции) – старинный французский народный танец, первоначально – хороводный. Исполняется очень размеренно. Музыка гавота светлая, изящная, иногда с наивно-пасторальным оттенком, иногда – торжественная. Известен с 16 в. В 17-18 вв. стал одним из самых популярных танцев на придворных балах в Западной Европе и приобрёл грациозный, жеманный характер. Люлли ввёл гавот в оперные и балетные спектакли. Часто является частью крупных инструментальных форм (сюита, симфония).
ГАЛО′П (франц. galop, от франкск. Wahl-hlaup – кельтская рысь или wala-hlaupan – хорошо бежать) – бальный танец 19 в., исполняющийся в стремительном скачкообразном движении. Предположительно возник в Германии, потом распространился по всей Европе как бальный танец (как правило, заключительный танец бала). Часто в виде галопа обрабатывались популярные мелодии.