Файл: ВидыИскусства_НММ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2021

Просмотров: 1772

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГАЛЬЯ′РДА (итал. gagliarda – весёлая, бодрая) – старинный итальянский и французский танец. Исполнятся живо, энергично; как правило, после медленной и торжественной паваны. В 16-17 вв. – излюбленный танец в Европе. Павана и гальярда – основа инструментальной сюиты.

ГА′ММА (греч.) – звукоряд в пределах октавы. Гаммы применяются в качестве упражнения для развития техники игры на различных инструментах и пении

ГАРМО′НИЯ (греч. «связь», «стройность», «соразмерность») – область выразительных средств музыки, основанная на закономерном объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Выразительность многих аккордов является очень определённой и устойчивой. Колорит гармонии в основном выполняет программно-изобразительные функции (например, музыкально воплощает образы природы). Гармония – самый «проницательный истолкователь» (В.О.Берков) «содержания» мелодии. Гармония «договаривает» то, что мелодия «полным голосом» высказать не может (М.Глинка). Характер гармонии национален и историчен (гармония немецких романтиков, гармония русских классиков и т.п.). «Авторская» гармония зафиксирована терминологически: «тристанов аккорд» (Р.Вагнер), «прометеев аккорд» (А.Скрябин), «прокофьевская доминанта» и т.п.

ГАРМОНЬ, ГАРМОНИКА – клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Существует множество разновидностей гармоник (тульская, саратовская, венская, вятская, «тальянка» и др.). Наиболее совершенными гармониками являются аккордеон и баян. С конца 19 в. начинает считаться характерным русским национальным инструментом. С гармоникой связано формирование и развитие жанра частушки.

«ГАУДЕА′МУС» (лат. «Gaudeamus» – «Будем радоваться») – популярная студенческая песня. Прототипом явилось песнопение 13 в., обработанное в 1781 г. немецким странствующим поэтом К.В.Киндлебном; мелодия частично заимствована из песни немецкого композитора И.Г.Гюнтера (1718). Песня получила широкое распространение в Германии, а потом и во всей Европе, став традиционным студенческим гимном.

ГЕЛИКО′Н (от греч. «спираль») – духовой мундштучный музыкальный инструмент, разновидность тубы. Изобретён в России в 1-ой половине 19 в.

ГИМН (греч.) – торжественная песня. Гимны бывают государственные, военные, революционные, религиозные и т.п. Древнейшие дошедшие до нас гимны – молитвенные песнопения лирического характера Египта, Месопотамии. Как поэтическая и музыкальная форма гимн был распространён в Древней Греции. Гимн исполнялся хором (реже – соло) под аккомпанемент кифары. В эпоху эллинизма гимн приобрёл самостоятельное значение как особый род торжественного песнопения, связанного с религиозными обрядами. Византийская церковь культивировала гимн как составную часть литургического пения. В странах Западной Европы в годы раннего христианства гимном называлась любая духовная строфическая песня. Импровизационная практика Средневековья привела к зарождению многоголосных гимнов. В 19 в. понятие «гимн» видоизменяется. Гимн становится торжественной песней светского содержания, которая предназначалась, как правило, для большого состава исполнителей – оркестра, хора и солистов. Гимническое начало, присущее многим музыкальным произведениям 19 в., придавало им приподнятый, возвышенный характер. В 20 в. гимн – официально принятая звуковая эмблема государства. (М.М.Яковлев)


ГИТА′РА (испан. guitarra, от греч. «кифара») – струнный щипковый музыкальный инструмент. Принадлежит к лютневому семейству. Происхождение гитары точно не установлено. В 13 в. она была уже широко известна в Испании, где стала народным инструментом. Особую популярность в Европе гитара приобрела с середины 18 в. Исполнение на гитаре отличается обилием приёмов звукоизвлечения, с помощью которых выявляются богатые красочные возможности инструмента. Различаются: испанская гитара (6 струн, настройка по квартам; в 16 в. приобрела широчайшую популярность; в России появилась во 2-ой половине 18 в.); русская гитара (7 струн, настройка – трезвучие соль мажор); гавайская гитара (6 струн, играют плектром, прижимая струны металлической пластинкой).

ГЛИССА′НДО (от франц. glisser – скользя, скользить) – особый приём в игре на музыкальных инструментах, который заключается в быстром и лёгком скольжении пальцем по струнам или ногтем по белым клавишам. Глиссандо широко используется в народной инструментальной венгерской, румынской и молдавской музыке, а также в джазе.

ГЛО′РИЯ (лат. gloria – слава, первое слово фразы «Слава богу в вышине») – католическое песнопение, вторая часть мессы. Как правило, музыка Глории исполнена монументального величия, торжественной праздничности. Глория под названием «Великое славословие» входит в состав православной всенощной.

ГОБО′Й (нем. Oboe, от франц. hautbois – высокое дерево) – деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Произошёл от старинных народных инструментов типа зурны. Его прототип – греческий авлос, неизменно сопровождающий празднества в честь Диониса. В тембре сохранилось нечто свирельное. Звук более тёплый и густой, чем у флейты, «лениво-мечтательный» (Н.А.Римский-Корсаков), «терпкий», с оттенком гнусавости; в невысоком регистре звучит нежно, в высоком – резковато, в низком – похоже на гусиный крик. В 18 в. считалось, что звук гобоя производит впечатление возвышенной чистоты, наивности и целомудрия, передаёт надежду (как труба, рог). Часто использовался для исполнения музыки на открытом воздухе («Музыка фейерверка» Генделем первоначально была написана для 24 гобоев).

ГО′ЛОС (лат. vox) – 1) звучание голосовых связок гортани, возникающее при их смыкании и периодических колебаниях под воздействием воздуха. Голос характеризуется объёмом (диапазоном), высотой, силой и тембром (окраской). Мужские голоса: бас, баритон, тенор. Женские голоса: контральто, меццо-сопрано, сопрано; 2)мотив, мелодия песни; 3)мелодическая линия музыкального произведения.

ГОМОФО′НИЯ (греч. «однозвучие») – тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на главный и сопровождающие.

ГОНГ (звукоподражательное малайское слово) – самозвучащий ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Имеет форму вогнутого диска из бронзы или латуни. Звук из свободно висящего гонга извлекается ударом колотушки. Гонг издаёт певучий, долго не затухающий звук. Особенно распространён у народов Азии, родиной считается Индонезия. Употребляется в качестве сигнального инструмента, для сопровождения танцев и представлений кукольного театра. Существуют многочисленные разновидности гонга (например, там-там). В симфонической музыке впервые стал применяться в конце 18 в.


ГОПА′К – украинский народный танец. Название происходит, вероятно, от восклицания «гоп». Возник в быту Войска Запорожского. Раньше – только мужской танец. Позже начал исполняться смешанными танцевальными коллективами, но мужская партия продолжает оставаться ведущей. Характерными особенностями гопака являются мужская импровизация и элементы соревнования между танцорами. В исполнение гопака включаются прыжки, присядки, вращения и другие виртуозные танцевальные движения. (А.И.Гуменюк)

ГОРН (нем. Horn – рог) – сигнальный духовой мундштучный музыкальный инструмент. В основном используется в армии. Разновидности: пехотный рожок и кавалерийская труба.

ГРИГОРИА′НСКИЙ (ГРЕГОРИАНСКИЙ) ХОРА′Л (итал. canto gregoriano) – общее название одноголосных богослужебных песнопений католической церкви. Григорианский хорал сложился в 6-7 вв. при непосредственном участии папы Григория I (Gregorius Magnus, ок. 540-604 гг.), прозванного Великим, который, по преданию, составил круг строго канонизированных песнопений, распределённых в пределах церковного года (название «григорианский» было присвоено песнопениям через 300 лет после смерти папы Григория I). Большинство текстов григорианского хорала – прозаические, заимствованные из Библии (на латинском языке). В мелодиях преобладают звуки равной длительности, поэтому позже григорианский хорал называли кантус планус (cantus planus – ровное, плавное пение). Григорианский хорал является строго одноголосным. Одноголосие способствовало лучшему восприятию текста и символизировало полное единение верующих. Песнопения исполняли только мужчины. Для григорианского хорала характерны строгость, сдержанность мелодии, её подчинение тексту. Самые ранние сохранившиеся рукописные записи григорианского хорала относятся к 8 в. Разнообразные виды григорианского пения объединяются в мессе.

ГРО′МКОСТЬ – одна из характеристик звука; «возникающее в сознании человека представление об интенсивности или силе звука при восприятии звуковых колебаний органом слуха» (Ю.Н.Рагс). До 17 в. композиторы не помечали громкость своих произведений. Дальнейшее развитие музыкальных инструментов позволило менять динамику звука. Отношение уровней громкости условно обозначается итальянскими терминами. Определённые типы музыки (григорианский хорал, произведения для клавесина) исполняются с одинаковой громкостью.

ГУБНА′Я ГАРМО′НИКА – язычковый пневматический музыкальный инструмент. Появилась в начале 19 в. Существует несколько разновидностей. Наиболее популярна в странах Центральной Европы.

ГУДО′К – старинный русский струнный смычковый музыкальный инструмент. Имел овальный или грушевидный корпус, 3 струны. По струнам водили коротким лукообразным смычком. Звук гудка скрипучий, гнусавый. На верхней, высокой, струне играли мелодию, а две нижних во время игры непрерывно звучали. Гудок использовался скоморохами (гудошник и скоморох часто были синонимами).


ГУ′СЛИ – русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Впервые упоминается в 6 в. Самый ранний тип гуслей – звончатые (яровчатые или крыловидные). Они были просты, звучали звонко, громко, их использовали в быту. Позже появилось много других усовершенствованных разновидностей, например, шлемовидные гусли. Шлемовидные гусли были сложнее, звучали мягче, на них играли в основном профессиональные музыканты (скоморохи). У многих народов есть инструменты типа гуслей: кантеле (карелы, финны), кокле (латыши), канклес (литовцы).


Д

ДА′ЙНА (литов. daina) – общее название различных видов литовских народных песен, самый распространённый вид литовского народного творчества. Основные черты дайны – лиричность музыкальных и поэтических образов, лаконичность и закруглённость музыкальной формы. Первые записи дайн опубликованы в 1745 г. (Г.Четкаускайте).

ДЖАЗ (англ. jazz) – род профессионального музыкального искусства. Сложился в США на рубеже 19-20 вв. в результате синтеза двух музыкальных культур – европейской и африканской. Носителями африканской культуры являлись американские негры – потомки рабов, вывезенных из Африки, сохранившие ряд художественных традиций своей древней родины. Это проявилось в обрядовых плясках, рабочих песнях, духовных гимнах (спиричуэл), лирических блюзах и фортепианных рэгтаймах, возникших на протяжении 18-20 вв. Важнейшие из этих традиций: основополагающая роль ритма; регулярная метрическая пульсация, или «бит» (beat – биение); мелодические акценты, порождающие ощущение волнообразного движения, так называемый «суинг» или «свинг» (swing – качание); остинатная повторность коротких мотивов, или «риффов», носящая характер переклички голосов (вопрос и ответ); специфические способы интонирования с нисходящими глиссандо – так называемые «блюноты» (blue notes – печальные ноты); напряжённо-насыщенное, так называемое «горячее» звучание (hot sounding); использование широчайшего спектра тембровых красок и звукоподражательных элементов; импровизационное начало, допускающее широкое варьирование ритмического, мелодического и тембровых рисунков в рамках предустановленной структурной схемы пьесы. Джаз является по преимуществу исполнительским искусством. Слово «джаз» вошло в употребление в начале 20 в. применительно к небольшим ансамблям (труба, кларнет, тромбон, ритм-секция), исполняющим коллективные полифонические импровизации. Термин происходит, по одной версии, от французского слова «jaser» (болтать, трещать) или английского «chaise» (преследовать, погоня); по другой – от имени негритянского музыканта Джазбо Брауна, организатора и руководителя первого джазового ансамбля в Нью-Йорке (1915). В 20-е годы особое место в джазе начинает занимать саксофон. Формируются различные джазовые стили: чикагский, классический, симфонический, свинг, буги-вуги, бибоп, «холодный стиль» и др. Джаз оказал огромное влияние на музыку 20 в. во всех её разновидностях. (Л.Б.Переверзев).


ДЖАЗ-БАНД (англ. jazz-band – первоначально жаргонное словосочетание, означающее «фривольный» или «малопочтенный» оркестр) – оркестр джазовой музыки. Название «джаз-банд» впервые появилось в 1915 г. на афише танцевального ансамбля Т.Брауна из Нью-Орлеана, выступавшего в Чикаго под названием «Tom Browns Dixieland Jazz-Band». В дальнейшем название распространилось в США и Западной Европе. В состав джаз-банда входят обычно 4-6 саксофонов, 2-4 трубы, 2-3 тромбона, контрабас (туба), банджо, гавайская гитара, несколько скрипок и набор ударных инструментов. Состав этот варьируется, иногда расширяется (симфонический джаз), иногда сокращается до 3-5 инструментов. (Л.Б.Переверзев)

ДИАПАЗО′Н (греч. «через все струны») – звуковой объём певческого голоса, инструмента, мелодии и т.п.; определяется расстоянием (интервалом) между самым низким и самым высоким звуком, которые могут быть взяты данным голосом или инструментом.

ДИВЕРТИСМЕ′НТ (франц. divertissement – развлечение) – 1)увеселительное представление, которое состоит из песен, танцев, музыкальных номеров, иногда объединённых общим сюжетом; как правило, заключительная часть какого-либо спектакля (оперы, драмы); 2)танцевальная сюита или вставные номера в балете или опере, непосредственно не связанные с сюжетом (например, во 2-ом действии балета Чайковского «Щелкунчик»).

ДИ′ЕС И′РЕ (лат. Dies irae – день гнева) – средневековое католическое церковное песнопение, один из разделов реквиема. Выражает идею страшного суда. Мелодия носит мрачный, суровый характер, отличается строгостью, трагической выразительностью. Самые ранние записи относятся к 12 в. Позже напев Диес ире использовался в крупных симфонических произведениях («Фантастическая симфония» Берлиоза, «Пляска смерти» Сен-Санса, «Манфред» Чайковского, «Остров мёртвых» Рахманинова, «Пляска мертвецов» Онеггера и др.).

ДИ′КСИЛЕНД (англ. dixieland) – название первых джазовых ансамблей нью-орлеанского стиля, состоявших исключительно из музыкантов-белых. Название диксиленд происходит от распространённого в американском фольклоре обозначения южных штатов страны. Вначале диксиленды не отличались от негритянских оркестров по инструментальному составу и копировали их манеру исполнения. Диксиленды раньше, чем негритянские джазы, получили известность за пределами южных штатов и способствовали распространению джазовой музыки. Позднее диксиленды шире, чем негритянские коллективы, начали применять приёмы европейской композиционной техники, манеру звукоизвлечения и со временем ограничили свою деятельность преимущественно исполнением танцевальной и развлекательной музыки. (Л.Б.Переверзев)

ДИНА′МИКА в музыке – характеристика всех явлений, которые связаны с громкостью звучания, одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Различные степени громкости обозначаются итальянскими терминами. Применение динамических оттенков зависит от характера произведения, его жанра, стиля. Эстетическое понимание динамики исторически изменчиво.