ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2021
Просмотров: 1846
Скачиваний: 3
СЕ′ПИЯ (греч. «каракатица») – светло-коричневое красящее вещество. Натуральная сепия приготовлялась из чернильного мешка морского моллюска (сепии). Искусственная сепия может быть разных цветов.
СВА′СТИКА (др.-инд.) – в орнаментике многих народов один из наиболее распространённых и древних мотивов: крест с одинаково загнутыми (овально или под углом) концами, направленными по часовой стрелке; солярный (солнечный) символ; так называемый гаммированный крест.
СЕМЬ ЧУДЕ′С СВЕ′ТА – знаменитые памятники скульптуры и архитектуры:
-
древнеегипетские пирамиды;
-
храм Артемиды в Эфесе в Малой Азии, ок. 550 г. до н.э., сожжён в 356 г. до н.э. Геростратом;
-
сады Семирамиды в Вавилоне, 7 в. до н.э.;
-
Мавзолей в Галикарнасе, архитекторы Пифей и Сатир, сер. 4 в. до н.э.;
-
статуя Зевса в Олимпии (золото и слоновая кость), скульптор Фидий, ок. 430 г. до н.э.;
-
Колосс Родосский (статуя Гелиоса на острове Родос, бронзовые листы на каркасе, высота 37 м), скульптор Харос, 292-280 г. до н.э.;
-
маяк в Александрии, архитектор Сострат Книдский, 280 г. до н.э.
До нас дошли почти полностью только пирамиды. Остальные «чудеса» известны по описаниям и изображениям.
СИЛУЭ′Т (франц. silhouette, от имени французского генерального контролёра финансов 18 в. Э. де Силуэтта, на которого была сделана карикатура теневого профиля; он сам тоже увлекался вырезанием силуэтов из чёрной бумаги) – вид графической техники, плоскостное однотонное изображение фигуры или предмета без деталей внутри контура. Силуэты рисуются тушью на тёмном фоне, белилами на светлом фоне или вырезаются из бумаги. Силуэты известны в Древнем Китае, Японии; в Европе распространены с 18 в.
СИНАГО′ГА (от греч. «место собрания») – в иудаизме община верующих и молитвенный дом. При разнообразии архитектурных типов синагоги имеют общие черты: прямоугольный план, 3-5 нефов, у восточной стены «ковчег завета» и возвышение для чтения священных текстов перед ним.
СКАНЬ (от древнерусск. «скать» – сучить, свивать) – вид ювелирной техники; то же, что филигрань.
СКЛА′ДЕНЬ – складная икона из 2 (диптих), 3 (триптих) или нескольких (полиптих) частей.
СКЛЕП (польск. sklep – подвал) – внутреннее помещение гробницы.
СКУЛЬПТУ′РА (лат. sculptura, от sculpo – вырезать, высекать) – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физический, материальный, предметный объём и трёхмерную форму, размещённую в реальном пространстве. Обычные материалы скульптуры: глина, обожжённая глина (керамика – терракота, майолика, фаянс, фарфор), гипс, камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит и др.), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и др.). Две основные разновидности: круглая скульптура и рельеф. Круглая скульптура свободно размещается в пространстве, требует кругового обзора. Рельеф – изображение на плоскости. Круглая скульптура и рельефы разделяются на станковую, монументальную, декоративную скульптуру.. Есть различные жанры: бюст, голова, торс, статуя, группа; анималистический (изображения животных). Великие скульпторы: Фидий, Скопас, Мирон, Поликлет, Пракситель (античность), Микеланджело (Италия), О.Роден, А.Гудон (Франция); русские скульпторы: И.Мартос (памятник Минину и Пожарскому в Москве), В.Мухина («Рабочий и колхозница»), В. Вучетич, А.Кибальников, С.Конёнков, В.Сидур и др.
СОБО′Р (лат. Domus Dei – Дом Господень) – главная христианская церковь. Как правило, имеет вид базилики. Позже строятся центрические купольные храмы.
СТА′МБХА (санскр.) – в буддийском искусстве Индии мемориальный монолитный каменный столб, украшенный капителью в виде лотоса и символическими скульптурами животных.
СТАНКО′ВОЕ ИСКУ′ССТВО (от станка, на котором создаются произведения: мольберт, станок-треножник и т.п.) – произведения живописи, скульптуры и графики, которые имеют самостоятельный характер, свободны от утилитарных (бытовых) функций и не входят в архитектурно-живописный ансамбль. Формируется в эпоху Возрождения (15-16 вв.).
СТАТУЭ′ТКА – вид мелкой пластики, маленькая скульптура, служащая украшением интерьера.
СТА′ТУЯ – произведение круглой скульптуры, изображающее в рост человека, божество, животное; наиболее распространённый вид памятника.
СТАФФА′Ж (от нем. Staffage, от staffieren – украшать картины фигурами) – фигуры людей и животных, изображаемые в пейзажной живописи для «оживления» вида и имеющие второстепенное значение. Стаффаж особенно характерен для пейзажей 17 в, в которые художники включали мелкоформатные религиозные и мифологические сцены. Пейзаж и стаффаж часто выполняются разными художниками.
СТЕ′ЛА (греч. «столб») – вертикально поставленная каменная плита с надписью, рельефом (мемориальная, надгробная, пограничная). Одна из знаменитых стел – стела со сводом законов вавилонского царя Хаммурапи, 18 в. до н.э.
СТЕРЕОБА′Т (греч.) – в античной архитектуре цоколь храма или колоннады, обычно состоящий из 3-х ступенек (верхняя ступенька – стилобат).
СТО′Я (греч.) – в античной архитектуре длинная галерея-портик с 1-2 рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон. Обычно украшалась скульптурой и живописью.
СТУ′ПА (санскр. «макушка», «куча камней», «земляной холм») – в буддийской архитектуре Индии, Юго-Восточной и Центральной Азии культовое каменное или облицованное камнем мемориальное сооружение без внутреннего пространства (полусферическое, башнеобразное, колоколообразное, бутылеобразное и др.). Верхушку ступы увенчивает «священная гора» со шпилем, унизанным дисками (символы ступеней к небу). Ступы возводились на круглой или квадратной платформе под открытым небом, внутри ограды с 4 воротами. Вокруг ступы совершались торжественные процессии. Существуют разные виды ступ (дагоба, пагода и др.).
СФИ′НКС (греч. «удушающий дух смерти») – статуя фантастического существа с головой человека и телом льва. Сфинксы особенно распространены в Древнем Египте (Большой Сфинкс в Гизе около Каира, расположенный вблизи пирамиды Хефрена, 28 в. до н.э.).
СФУМА′ТО (итал. sfumato – исчезнувший как дым, затушёванный) – живописный приём смягчения очертаний предметов, фигур, который позволяет передать окутывающий их воздух, один из важнейших элементов воздушной перспективы. Теоретически обоснован и практически применён Л. да Винчи.
СЮЖЕ′Т (франц. sujet – предмет) – в изобразительном искусстве событие, ситуация, изображённые в произведении. Обычно обозначается в названии.
Т
ТЕ′МА (греч.) – в изобразительном искусстве предмет (объект) художественного изображения, основная характеристика жанра: бытовой, исторический, мифологический и т.д.
ТЕ′МПЕРА (от итал. tempera, от temperare – смешивать краски) – живопись красками, в которых связующим веществом являются эмульсии из воды и яичного желтка и др. Темпера была известна уже в Древнем Египте, в Средневековье стала основной техникой иконописи и станковой живописи. Картины, написанные темперой, долго сохраняют первоначальную свежесть.
ТЕ′РЕМ (греч. «кров», «жилище») – в древнерусской архитектуре верхний, светлый жилой этаж в больших домах или дворцах (хоромах). Реже – отдельно стоящая жилая постройка.
ТЕ′РМЫ (греч. «горячий») – древнеримские бани; сложные инженерные и архитектурные сооружения, включающие в себя банные залы, спортивные залы, бассейны, залы для бесед и т.д. Крупнейшие термы – термы Каракаллы в Риме.
ТЕРРАКО′ТА ((итал. terra – земля и cotta – обожжённая) – керамические неглазурованные изделия с цветным пористым черепком, имеющие художественное и утилитарное значение (посуда, вазы, скульптура, игрушки, облицовочные плитки и т.п.).
ТЁПЛЫЕ ЦВЕТА′ – красный, оранжевый, жёлтый.
ТИМПА′Н (греч.) – треугольное поле фронтона; ниша над окном или дверью. В тимпанах помещают скульптуру, гербы, живописные изображения.
ТО′НДО (итал. tondo – круглый) – станковое живописное произведение и скульптурный рельеф круглой формы. Чаще всего тондо называют изображения мадонны с младенцем, круглые по композиции и характерные для флорентийской школы 15-16 вв.
ТОРЕ′ВТИКА (греч. «искусный в работе по металлу») – искусство рельефной обработки металлов (в холодном состоянии): ковка, чеканка, тиснение и др.
ТОРС (итал. torso) – скульптура, изображающая человеческое туловище.
ТРАНСЕ′ПТ (от лат. trans – за и septum –ограда) – в европейской церковной архитектуре поперечный неф или несколько нефов в базиликанских и крестообразных в плане зданиях.
ТРЕЧЕ′НТО (итал. trecento – триста) – принятое в итальянском языке наименование 14 в. В искусствознании термином «треченто» обозначают итальянскую культуру 14 в.
ТРИГЛИ′Ф (от греч. «три» и «режу») – прямоугольная плита с несколькими желобками, элемент фриза в дорическом ордере (в чередовании с метопами).
ТРИ′ПТИХ (от греч. «тройной) – произведение изобразительного искусства, состоящее из трёх частей и объединённых общей темой или сюжетом.
Ф
ФАКТУ′РА (от лат. factura – обработка, строение) – характер поверхности (и её обработки) художественного произведения. В живописи – характер красочного слоя; в скульптуре – поверхность статуи, рельефа. Характер фактуры выявляет творческую манеру автора.
ФАСА′Д (итал. faccia – лицо) – внешняя сторона, внешний вид здания: точно спереди (главный или передний фасад); сбоку (боковые фасады); сзади (задний фасад).
ФИА′Л (от греч. «чаша», «кубок») – декоративная деталь в виде пирамиды, фигурного шпиля, крестоцвета и т.п., венчающая пинакли, контрфорсы, порталы (в готической архитектуре).
ФИ′БУЛА (лат. fibula – шпилька, застёжка) – металлическая застёжка для одежды, которая часто служила просто украшением и являлась образцом ювелирного искусства.
ФИЛИГРА′НЬ (итал. filigrana, от лат. filum – нитка и granum – зерно) – вид ювелирной техники, то же, что скань – ажурные или напаянные на металлический фон узоры из тонкой серебряной, золотой или медной проволоки. Часто филигрань сочетается с зернью или эмалями. Известна в странах Древнего Востока, в Древней Греции, Древнем Риме, Этрурии, Средней Азии, Ближнем Востоке, в России – с 9-10 вв.
ФИЛИМО′НОВСКАЯ ИГРУ′ШКА – традиционный русский народный художественный промысел с центром в деревне Филимоново Тульской области. Глиняные игрушки, свистульки, животные, позже – композиции («Солдат, кормящий курицу», «Чаепитие», «Медведь перед зеркалом»), расписанные геометрическим орнаментом. Краски очень яркие: красная, жёлтая, зелёная, фиолетовая.
ФИНИ′ФТЬ – название эмали, которое употреблялось в Древней Руси.
ФЛИ′ГЕЛЬ (нем. Flùgel – крыло) – вспомогательная пристройка к дому или отдельно стоящая второстепенная постройка, входящая в комплекс усадьбы.
ФОНА′РЬ (греч. «факел») – 1)круглое или многогранное в плане сооружение с большими окнами; обычно венчает купол и служит для его естественного освещения; 2)то же, что эркер.
ФО′РУМ (лат. forum – рынок, площадь) – площадь, центр политической, торговой и культурной жизни Древнего Рима.
ФОТОИСКУ′ССТВО (от греч. «свет»), художественная фотография – вид пластических искусств, первый из видов искусств, возникший благодаря новейшей технике и успехам наук (физика, химия, оптика). Изобрел француз Жан Даггер в 1839 г. Первые фотографии делались с ориентацией на живописные эффекты. Постепенно фотография стала использовать свои собственные технические возможности (съёмочные эффекты, специальное освещение, фотомонтаж и др.). Выдающиеся фотографы: Ф.Надар (Франция), Джулия Камерон (Англия), А.Стиглиц (США), А.Родченко, М.Наппельбаум (Россия).
ФРЕ′СКА (итал. fresco – свежий, сырой) – живопись водяными красками по сырой штукатурке. Требует быстрой и точной работы. Используется при росписи храмов, дворцов, церквей. Фреска была распространена уже в эгейском искусстве (2-ое тыс. до н.э.); большого развития достигла в античной художественной культуре, в искусстве итальянского Возрождения, Византии, в древнем русском искусстве.
ФРИЗ (франц. frise) – 1)в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента (между архитравом и карнизом); в дорическом ордере представляет собой чередование триглифов и метоп, в ионическом и коринфском – фриз пустой или заполненный рельефами; 2)полоска живописных, скульптурных, декоративных изображений, окаймляющая верх стен, поверхность пола, поле ковра и т.п.
ФРОНТА′ЛЬНОСТЬ – изображение человека, животного и др. лицом, прямо обращённым к зрителю.
ФРОНТО′Н (лат. frons – лоб, лицо) – торец двускатной крыши, обычно равнобедренный треугольник, образуемый скатами крыши и карнизом. Поле фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой. Маленькие фронтоны над окном или дверью называются фронтончиками.
Х
ХЕНДЖ (англ. henge) – вид ритуальных памятников, встречающихся только на Британских островах; состоят из округлого пространства, ограниченного рвом, с внешней стороны которого насыпан вал (Стоунхендж, Вудхендж).
ХИА′ЗМ (греч. «крестообразное расположение») – изображение стоящей человеческой фигуры, в которой тяжесть тела перенесена на одну ногу (опорную); поднявшемуся из-за этого бедру соответствует опущенное плечо, а другому, опущенному, бедру – поднятое плечо. Хиазм характерен для античного искусства и искусства Раннего Возрождения.
ХИМЕ′РА (греч.) – скульптурное изображение фантастического существа, которое, как правило, олицетворяло силы зла. Химеры – характерное скульптурное украшение готического собора.
ХОЛО′ДНЫЕ ЦВЕТА′ – синий, голубой, фиолетовый, зелёный.
ХОРО′МЫ – в русской архитектуре комплекс больших, богатых деревянных строений, связанных между собой сенями и переходами.
ХОХЛОМСКА′Я РО′СПИСЬ – русский народный художественный промысел, изготовление деревянных расписных изделий. Центр – село Хохлома Нижегородской области. Возник во второй половине 17 в. Характерны два вида росписей: «верховая» и «под фон». «Верховая роспись»: легкий ажурный рисунок чёрной или красной краской по золотому фону («травная роспись», «под листок», «пряник»). Роспись «под фон»: золотистый силуэтный рисунок, окружённый чёрным или цветным фоном (своеобразная разновидность росписи – «кудрина»).
ХРАМ (греч.) – архитектурное сооружение для богослужения приверженцами любой веры (языческое святилище, молитвенный зал, церковь, мечеть и др.). Храму предшествует алтарь на открытом месте, где приносились жертвы. Общие признаки разных храмов: святилище (алтарь), места для священнослужителей и для молящихся.
Ц
ЦА′РСКИЕ ВРАТА′ (ВЕЛИ′КИЕ, СВЯТЫ′Е ВРАТА) – главный вход из интерьера церкви в алтарь, двустворчатая дверь в центральной части иконостаса. Обычно богато украшены резьбой, живописью. На них, как правило, изображены сцена Благовещения, отцы церкви Василий Великий и Иоанн Златоуст и четыре евангелиста. Открываются только во время богослужения и на Пасху. Во время литургии через них выносят Святые Дары.