Файл: ВидыИскусства_НММ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2021

Просмотров: 1856

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДИРИЖЁР (франц. diriger – направлять, управлять) – человек, который руководит коллективным исполнением музыкального произведения (оркестром, хором), оперным или балетным спектаклем. Дирижёр указывает темп, динамические оттенки, моменты вступления исполнителей и т.п. Дирижёр обеспечивает исполнению стройность и художественно интерпретирует произведение. В 18 в. вместо слова дирижёр использовалось название капельмейстер, которое потом закрепилось за дирижёром военного духового оркестра. Дирижёр хора называется хормейстер. Дирижёр русского церковного хора называется регент. Дирижирование – один из наиболее сложных видов музыкально-исполнительского искусства.

ДИСГАРМО′НИЯ (греч.) – отсутствие гармонии, неблагозвучие. В отличие от диссонанса дисгармония не предполагает перехода в благозвучие (разрешения). Дисгармония не нарушение гармонии, а её отрицание.

ДИСКА′НТ (лат. dis – приставка, означающая расчленение, и cantus – пение) – высокие детские голоса. Раньше так называли только голоса мальчиков, которые пели высокую партию в хоре (партия называется так же). Позже – всякий высокий детский певческий голос.

ДИССОНА′НС (лат. dissono – нестройно звучу) – сочетание звуков, которое вызывает ощущение несогласованности; противоположность консонансу.

«Диссонанс есть величайшая сила музыки» (П.И.Чайковский, 1840-1893).

ДО′ЙНА (румын. doină) – жанр (вокальный и инструментальный) молдавского фольклора. Распространён в Румынии, Болгарии, Югославии, Прикарпатской Украине. Происхождение слова «дойна» исследователи объясняют различно: от лат. doleo – страдаю; от названия литовской песни «Дайна»; от славянского слова «дуть». Возникла как пастушеская песня, которая состояла из двух частей. В первой части пастух, якобы потерявший овечек, поёт жалобную песню или играет скорбную мелодию на свирели (флуере) или волынке (чимпое); во второй части пастух радуется, что стадо вернулось, и играет быструю танцевальную мелодию («хору», «сырбу», «чобэняску»). Мелодии дойн импровизационны, украшены трелями, орнаментально изысканны, красивы («щемящие»). Они могут быть пасторальными, элегическими, лирико-эпическими, скорбными.

ДОМБРА′ (казах., башкир.) – струнный щипковый музыкальный инструмент. Распространён в Казахстане, Башкирии, Узбекистане. Звук домбры тихий, мягкий; извлекается «бряцанием» по струнам и щипком.

ДО′МРА′ (тюркс.) – древнерусский струнный щипковый музыкальный инструмент. В народном быту вышел из употребления. Точного описания и изображения его не сохранилось. Домра была преимущественно инструментом профессиональных музыкантов-скоморохов. Наиболее распространена в 16-17 вв. Звук извлекается плектром. На рубеже 19-20 вв. был сконструирован инструмент, напоминающий старинную домру. Группа домр применяется в оркестрах русских народных инструментов.


ДУДА′ – духовой язычковый музыкальный инструмент, то же, что волынка (Россия) или гайда (Югославия). Дудой называется в Белоруссии, на Украине, в Латвии и Литве.

ДУ′ДКА – общее название народных музыкальных инструментов семейства продольных флейтсопели и свирели (Россия, Украина, Белоруссия). Иногда дудой называют и волынку. На Украине термин сопилка (сопель) сохранился до сих пор, в России встречается редко, в Белоруссии полностью забыт и заменён термином дудка. (К.А.Вертков)

ДУ′МА – речитативный вид украинского эпического музыкально-поэтического творчества. Происхождение дум окончательно не установлено. Предположительно, дума – высшая форма развития речитативного стиля древних похоронных причитаний. Однако профессиональные композиционные приёмы, далёкие от украинского фольклора, дают основание считать, что думы могли быть созданы в период Киевской Руси придворными певцами, восхвалявшими подвиги князей. В 16-17 вв. слагателями дум были музыканты-казаки, участвовавшие в военных походах. Позже думы стали исполнять слепые странствующие народные музыканты- кобзари под аккомпанемент бандуры (кобзы) или лиры.

ДУ′МКА – распространённое в 19 в. название песен, инструментальных пьес сентиментально-элегического характера, с ярко выраженной славянской народно-песенной мелодикой. Термин (уменьшительное от «дума») возник в Польше в 18 в. применительно к произведениям типа баллады. Иногда термин употребляется как общее название украинских народных лирических песен.

ДУТА′Р (перс. «два» и «струна») – струнный щипковый музыкальный инструмент. Распространён у таджиков, туркмен, узбеков. Звук слабый, нежный, с характерным призвуком (от скольжения ногтей).

ДУЭ′Т (лат. duo – два) – ансамбль из двух исполнителей; может быть отдельным (камерным) номером или номером оперного спектакля.


Ж

ЖАЛЕ′ЙКА – русский духовой язычковый музыкальный инструмент. Звук сильный, резковатый. На жалейке исполняют импровизационные наигрыши, песни, танцы Усовершенствованная жалейка (брёлка) была введена в оркестр русских народных инструментов.

ЖИ′ГА (англ. jig) – английский старинный народный парный танец кельтского происхождения (Ирландия, Шотландия). Жига была популярна среди моряков как очень быстрый комический танец. К 17-18 вв. становится салонным танцем, а также входит в инструментальную сюиту.

ЖОК (молд. «танец») – массовый молдавский народный танец. Жок также обозначает народное гулянье. Движения динамичные. Существует несколько разновидностей танца: танец стариков, шуточный танец и др.


З

ЗВУК – наименьший структурный элемент музыки. По сравнению со всеми слышимыми «немузыкальными» звуками обладает рядом особенностей. Основные свойства музыкального звука: высота, громкость, длительность и тембр. Музыкальный звук может иметь высоту в пределах от 16 до 4000-4500 гц; более высокие звуки входят в состав музыкального звука в качестве обертонов. Громкость музыкального звука должна быть больше уровня шума в помещении, но не может превышать болевого порога. По длительности музыкальные звуки весьма разнообразны – самые короткие звуки не могут быть короче 0,015-0,020 сек. (за этим пределом теряется ощущение высоты), самые продолжительные звуки могут длиться несколько минут. В отношении тембра трудно установить какие-либо физиологические пределы, поскольку число комбинаций звуковысотных, громкостных, временных и иных компонентов, из которых складывается представление о тембре, практически бесконечно. (Ю.Н.Рагс)


ЗИ′НГШПИЛЬ (нем. singen – петь и Spiel– игра) – национальная немецкая и австрийская комическая опера 18 в., в которой пение и танец чередуются с разговорными диалогами. В основе зингшпиля обычно лежала бытовая пьеса идиллического содержания, нередко с элементами сказочности. Классический образец зингшпиля – «Похищение из Сераля» Моцарта.

ЗНА′МЕННЫЙ РАСПЕ′В – основной вид древнерусского церковного пения. Название происходит от славянского слова «знамя», т.е. знак. Знамёнами или крюками назывались знаки, применявшиеся для записи напевов.

ЗУРНА′ (персид. «праздничная песня») – духовой музыкальный инструмент с двойной тростью; распространён среди народов Кавказа, Средней Азии, Китая, Ирана; близок гобою. Звук яркий, резко пронзительный.


И

ИМИТА′ЦИЯ (лат. imitatio – подражание) – повторение темы или мелодического оборота в каком-либо голосе музыкального произведения непосредственно вслед за другим голосом. Имитация – один из основных приёмов в полифонии.

ИМПРОВИЗА′ЦИЯ (лат. improvisus – неожиданный, внезапный) – особый вид художественного творчества, при котором произведение создаётся непосредственно в процессе исполнения. Играет большую роль в народном музыкальном творчестве. Импровизация опиралась на выработанные в народе формы музыкального мышления, на устоявшийся круг интонаций, попевок, ритмов и т.п. В профессиональной музыке получила распространение в Средние века.

ИНВЕ′НЦИЯ (лат. inventio – изобретение, выдумка) – небольшая 2- или 3-голосная инструментальная пьеса, написанная в импровизационном стиле.

ИНСТРУМЕНТО′ВКА – изложение музыкального произведения для того или иного инструментального состава (иногда употребляется как синоним термина оркестровка).

ИНТЕРВА′Л (лат. intervallum – промежуток, расстояние) – соотношение двух звуков по их высоте. Нижний звук – основание, верхний – вершина.

ИНТЕРМЕ′ДИЯ (лат. intermedius – промежуточный) – музыкальная пьеса или сценическое представление между актами спектакля. Появилась в итальянских театрах 15 в. с целью развлечь зрителей. Связь интермедии с основным действием, как правило, отсутствовала.

ИНТЕРМЕ′ЦЦО (итал. intermezzo – промежуточный) – небольшая инструментальная пьеса свободной формы. Шуман впервые применил это название к циклу своих фортепьянных пьес.

ИНТОНА′ЦИЯ (лат. intono – громко произношу) – важнейшее музыкально-теоретическое понятие, имеющее три взаимосвязанных значения: 1)высотная организация музыкальных тонов, существующая только в единстве с временной организацией тонов – ритмом. Интонация в единстве с ритмом образует мелодию (в её широком понимании); 2)манера (строй, склад, тонус) музыкального высказывания, «качество осмысленного произношения» в музыке (Б.Асафьев); 3)семантическая единица в музыке, частица мелодии, попевка. Интонацию называют музыкальным «словом» (Б.Асафьев), однако связь между «содержанием» и «формой» в интонации является, как правило, значительно менее опосредованной, чем в слове, не условной. Благодаря этому элементы одного «интонационного языка» не нуждаются в переводе на другой «язык» и не допускают такого перевода. «Понимание» интонации в меньшей степени требует предварительного знания соответствующего «языка». Интонации, входящие в «интонационный язык», не связаны внутри системы устойчивыми и обязательными правилами их образования и соединения. Поэтому, в отличие от слова, интонация не может быть названа знаком, а «интонационный язык» – знаковой системой. (А.Н.Сохор)


ИНТРОДУ′КЦИЯ (лат. introductio – введение) – краткое вступление к первой части циклических инструментальных произведений (симфоний, дивертисментов) и к одночастным инструментальным произведениям (увертюрам). Музыка интродукции, как правило, медленная, патетическая, торжественная.

ИСЛАМЕ′Й – народный танец кабардинцев и адыгейцев (то же, что кабардинка). Мелодия исполняется на скрипке и гармонике в сопровождении трещотки. Ритм близок лезгинке.


Й

ЙОДЛЬ (нем. Jodel, Jodler) – жанр народных песен у альпийских горцев (Австрия, Швейцария, Южная Бавария), песня с рефреном-вокализом. Вокализ исполняется в своеобразной манере на одних гласных с характерным частым и резким переходом от низкого грудного регистра к головному (фальцет) на широких интервалах и разложенных аккордовых звуках. В низком регистре певец вокализирует на гласных «а», «о», в высоком – на гласных «е», «и». (И.М.Марков)


К

КАВАТИ′НА (итал. caviar – извлекать) – небольшая оперная ария лирического, песенного склада.

КАДЕ′НЦИЯ, КАДА′НС (лат. cado – падаю, оканчиваюсь) – мелодический или гармонический оборот, завершающий музыкальное произведение.

КАДРИ′ЛЬ (испан. cuadrilla – группа из 4-х человек) – танец, распространённый у многих европейских народов. Состоит из 5-6 фигур, каждая из которых сопровождается особой музыкой. В 17-19 вв. – один из самых популярных салонных танцев. Имеет множество разновидностей (русская, московская, уральская, латышская и др.).

КАЗАЧО′К – народный танец. Наиболее популярен украинский казачок – весёлый, живой танец импровизационного характера. Исполняется обычно парой, ведёт девушка, мужчина повторяет её фигуры, смену которых девушка отмечает хлопком в ладоши. В 19 в. в России исполнялся как бальный танец.

КАКОФО′НИЯ (греч. «дурной» и «звук») – сочетание звуков, которое воспринимается как хаотическое, сумбурное, «бессмысленное». Впечатление какофонии может возникнуть из-за несоответствия музыкального опыта слушателя и структуры музыки. Сочетания звуков, которые для определённой национальной культуры и эпохи были осмысленными и закономерными, могут восприниматься слушателем другой страны или другого времени как какофония. Какофония обычно образуется в результате случайного сочетания звуков, но может быть и сознательно использована («звуковые гроздья» Г.Коуэла, нагромождения звуков П.Булёза и др.). (А.Г.Юсфин)

КА′МЕРНАЯ МУ′ЗЫКА (лат. camera – комната) – инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей. Первоначально камерная музыка предназначалась для узкого круга слушателей (буквально – комнатная, домашняя музыка), с 19 в. исполняется также в больших концертных залах. Камерный оркестр – это оркестр небольшого состава, основой которого является струнная группа инструментов (скрипки, виолончели, альты, контрабас).


КАМЕРТО′Н (нем. Kammer – комната и Ton– звучать) – источник звука (изогнутый металлический стержень), который служит эталоном высоты звука при настройке музыкальных инструментов и в пении.

КАМПАНЕ′ЛЛА (итал. campanella – колокольчик) – музыкальная пьеса, подражающая перезвону колокольчиков (например, рондо из 2-го концерта для скрипки с оркестром Н.Паганини).

КАНКА′Н (франц. cancan – шум, гам) – французский танец алжирского происхождения, род контрданса (часто назывался парижской кадрилью). Возник в Париже в 30-е гг. 19 в., исполнялся на публичных балах. Темп энергичный, подвижный. Характерное па: прыжки с высоким вскидыванием ноги. Канкан – характернейший танец французской оперетты (Ж.Оффенбах) и кафешантанов.

КАНО′Н (греч. «норма», «правило») – музыкальная форма, которая основана на строгом проведении (имитации) одной и той же мелодии во всех голосах полифонического произведения (повторяющий голос вступает раньше, чем мелодия закончится).

КАНТ (лат. cantus – пение, песня) – род бытовой многоголосной песни, распространённый в России, Белоруссии и на Украине в 17-18 вв. Первоначально канты создавались на религиозные тексты. В 18 в. тематика кантов расширяется, канты становятся излюбленной формой бытового музицирования. В период царствования Петра I возникают приветственные (панегирические) канты. Для мелодики этих кантов характерны фанфарные обороты, торжественные ритмы полонеза; исполнение их часто сопровождалось звучанием труб и колокольным звоном. К концу 18 в. канты постепенно вытесняются новым типом сольной лирической песни. (Ю.В.Келдыш)

КАНТА′БИЛЕ (итал. cantabile – певуче) – певучесть, напевность мелодии; певучий характер исполнения музыкального произведения; иногда – название самостоятельной пьесы.

КАНТА′ТА (от итал. cantare – петь, букв. – спетая) – крупное вокально-инструментальное произведение торжественного или эпического характера, которое состоит из нескольких законченных номеров и предназначено для исполнения солистами, хором и оркестром. Возникла в Италии в 17 в. Кантата отличается от оратории меньшими масштабами, отсутствием драматической разработки сюжета, однородностью содержания, камерным характером.

КА′НТЕЛЕ – карело-финский струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный русским гуслям. По преданию на кантеле играл легендарный герой «Калевалы» – певец Вяйнямёйнен.

КАНТИЛЕ′НА (лат. cantilena – пение) – певучая мелодия, мелодичность музыки.

КАНЦО′НА (итал. canzone – песня) – первоначально название лирических стихотворений, зародившихся в Провансе и получивших распространение в Италии 13-17 вв. Позже – многоголосная светская песня. Обычно исполнялась в сопровождении лютни. В 19-20 вв. так называют произведения с певучей мелодией («песня без слов»).

КАПЕ′ЛЛА (лат. capella.) – в Средние века католическая часовня или придел в церкви, в котором размещался церковный хор; позже – хор певчих. Средневековые капеллы были только вокальными, без участия инструментальных групп (отсюда название – а капелла). Потом капелла превратилась в ансамбль певцов и инструменталистов.