ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2021
Просмотров: 1854
Скачиваний: 3
КАПРИ′ЧЧИО (итал. capriccio – каприз), КАПРИ′С (франц. caprice) – инструментальная пьеса виртуозного характера, с «капризной» сменой настроений. В полифонической музыке 16-17 вв. похожая пьеса называлась ричеркар (фантазия). Выдающийся образец – «24 каприса» для скрипки соло Н.Паганини.
КАСТАНЬЕ′ТЫ (испан. castañetas, от лат. castanea – каштан) – ударный музыкальный инструмент в форме двух раковин, связанных шнурком; народный инструмент Испании. Популярен в Италии и странах Латинской Америки.
КВАРТЕ′Т (лат. quartus – четвёртый) – ансамбль из четырёх исполнителей и произведение для такого же состава. Наиболее распространены струнные смычковые квартеты (две скрипки, альт и виолончель). Инструментальный квартет – преобладающий вид камерно-инструментальной музыки.
КВИНТЕ′Т (лат. quinta – пятый) – ансамбль из пяти исполнителей и произведение для такого же состава.
КЕМАНЧА′ – струнный смычковый музыкальный инструмент, распространённый в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, странах Среднего и Ближнего Востока. Звук мягкий, слегка приглушённый; в верхнем регистре немного напоминает скрипку, в нижнем – альт. В современное время кеманча стала сольным концертно-эстрадным инструментом, вошла в состав народных оркестров. (И.М.Вызго-Иванова)
КИ′РИЕ ЭЛЕ′ЙСОН (лат. Kyrie eleison – господи, помилуй) – католическое песнопение, начальный раздел мессы. Часто обозначается одним словом «Кирие». В переводе на славянский язык входит и в православную церковную службу.
КИФА′РА (греч.) – древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный лире. Типичный инструмент античности, в изобразительном искусстве – один из атрибутов Аполлона.
КЛАВЕСИ′Н (франц. clavecin, от лат. clavis – ключ и cymbalum – цимбалы) – струнный щипковый клавишный музыкальный инструмент. Известен с 16 в. Произошёл от старинного инструмента типа гусель с присоединением клавишного механизма. Разновидности: в Англии - вёрджинел («палочка»), во Франции – спинет, в Италии – чембало. Звук громкий, чёткий, острый, отрывистый, «блестящий», но всегда одинаковый, не зависящий от силы удара. Первые упоминания относятся к началу 16 в. Распространён во всех европейских странах. В России появился в 16 в. Был вытеснен в конце 18 в. фортепьяно.
КЛАВИКО′РД (лат. clavis – ключ, греч. «струна») – струнный ударный клавишный музыкальный инструмент. Произошёл от цимбал с добавлением клавишного механизма. Первые упоминания относятся к 16 в. Распространён во всех европейских странах. В России появился наряду с клавесином в 16 в. Способ звукоизвлечения – осторожное, «деликатное, как бы вкрадывающееся прикосновение к клавише» (Г.И.Благодатов) – определил характер звучания: мягкое, нежное, чистое, выразительное, но очень слабое, поэтому клавикорд был инструментом в большей степени домашним, а не концертным. В начале 19 в. был вытеснен фортепьяно.
КЛАВИ′Р (от нем. Klavier – фортепьяно и Auszug – извлечение) – переложение партитуры вокально-инструментального произведения для пения и фортепьяно или только для фортепьяно.
КЛА′КА, КЛА′КЕРЫ (франц. claque) – группа людей, нанятых для создания искусственного успеха или провала артиста или спектакля. Клакеры размещаются вместе со зрителями в зале, кричат «браво» или освистывают исполнителей.
КЛАРНЕ′Т (лат. clarus – ясный звук) – духовой тростевой музыкальный инструмент. Произошёл от старинной свирели. На кларнете очень трудно играть. Звучание мягкое, тёплое, богатое, убаюкивающее, таинственное; в низком регистре – густое, в среднем – яркое, блестящее, в высоком – резкое, крикливое, свистящее. Кларнет – один из немногих деревянных духовых инструментов, способный изменять силу звука. Диапазон очень большой.
«Кларнет – это инструмент для выражения состояния грусти, даже когда он играет весёлую мелодию. Если бы мне пришлось танцевать в тюремной камере, я предпочёл бы делать это под аккомпанемент кларнета» (Андре Гретри. «Мемуары», 1789).
«Кларнет, существительное. Орудие пыток в руках человека, у которого уши заткнуты ватой. Есть два инструмента хуже кларнета, это – два кларнета» (Амброуз Бирс. «Словарь дьявола», 1911).
КЛАССИ′ЧЕСКИЙ ТА′НЕЦ – основная система выразительных средств хореографического искусства. Складывалась на протяжении многих веков и у многих народов. Термин возник в России в 19 в., соответствует в зарубежном искусствознании термину балетный или театральный танец.
КЛАССИ′ЧЕСКИЙ ТА′НЕЦ ВОСТО′КА – танцы и танцевальные школы, существующие с древних времён в странах Восточной и Южной Азии (Китай, Япония, Индия, Индонезия и др.). Классический танец Востока входит как составная часть в театральные представления всех этих стран. С помощью «языка жестов» актёр ведёт диалог. В индийском театре стиля катакхали, где актёр не произносит текста, жесты выражают определённые понятия. В китайском танце детально разработаны движения рук («отрицающие руки», «отдыхающие руки» и т.п.) и даже одной руки (рука «открытая», «направляющая», «бессильная» и др.).
КО′БЗА (тюрк.) – старинный лютневый щипковый музыкальный инструмент. Звук извлекается плектром (виртуозы могут играть и пальцами). Распространён на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии. На Украине и в Польше кобзу часто называют волынкой или бандурой.
КОБЗА′РЬ – украинский странствующий певец-музыкант (часто слепой), поющий свои песни под аккомпанемент кобзы (бандуры).
КОБЫ′З – казахский двухструнный смычковый музыкальный инструмент. По звуку напоминает виолончель. В прошлом на кобызе играли только мужчины.
КО′ДА (лат. cauda – хвост) – заключительный раздел музыкального произведения (или части произведения), но не принадлежащий к числу основных его частей, «дополнение в пределах целого» (В.П.Бобровский).
КО′ЛОКОЛ – самозвучащий ударный сигнальный инструмент. Изготавливается из бронзы. Звук может извлекаться двумя способами – раскачиванием самого колокола или раскачиванием языка. При раскачивании колокола нельзя использовать колокола больших размеров (максимально – 15 т). Второй способ даёт возможность применять очень большие колокола (35-50 т); царь-колокол в Московском Кремле весит более 200 т. Извлечение звука раскачиванием языка – отличительная особенность русского колокольного звона. Начало производства больших колоколов в Европе – 4-6 вв. В середине 9 в. колокольный звон прочно входит в церковный обиход. Звон в один или несколько колоколов поочерёдно (перебор) называется в православной церкви благовестом, а в несколько колоколов одновременно – трезвоном.
КОЛОКОЛА′, КОЛОКО′ЛЬЧИКИ – ударные музыкальные инструменты с определённой высотой звука. Применяются в симфоническом и оперном оркестрах для имитации колокольного звона (например, эпилог оперы Глинки «Иван Сусанин», увертюра Чайковского «1812 год» и др.).
КОЛОРАТУ′РА (лат. coloro – крашу) – технически трудные, быстрые, виртуозные мелодические обороты (украшения) вокальной партии; способность голоса к их исполнению. Особенно распространена в итальянской опере 18-19 вв. В связи с практикой применения колоратуры сформировалось понятие «колоратурных голосов», то есть голосов, способных легко и свободно исполнять всевозможные мелодические украшения.
КОЛЫБЕ′ЛЬНАЯ – песня, которой убаюкивают ребёнка; традиционный жанр народного музыкально-поэтического творчества и профессиональной вокальной лирики у многих народов мира. Колыбельные песни мира – удивительно разнообразная и красивая «энциклопедия» материнской нежности.
КОЛЯ′ДКА (от лат.Calendae – первый день каждого месяца) – старинная рождественская новогодняя обрядовая песня у народов Восточной Европы (особенно у славян). Мелодии колядок основаны, как правило, на многократном повторении небольшого напева. Народные колядки исполняются группой юношей (колядников), среди которых один – ведущий (запевала, «берёза»). Разновидность колядки на Украине – щедровка, исполняемая женщинами или детьми.
КОМПОЗИ′ЦИЯ (лат. compositio – составление) – 1)структура музыкального произведения, музыкальная форма; 2)вид художественного творчества, сочинение музыки; 3)музыкальное произведение, результат творческого акта.
КОМУ′З – киргизский струнный щипковый музыкальный инструмент, самый популярный музыкальный инструмент Киргизии. На комузе играют, используя разнообразные приёмы. Сложилось два исполнительских стиля игры на комузе: одни музыканты (комузчи) культивируют строгую игру, уделяя главное внимание раскрытию художественного содержания произведения; другие соединяют игру на комузе с жонглёрским искусством (держат инструмент над головой, за спиной, перекинув через него ногу, изображая сцену охоты, стреляют из него, как из ружья, и т.п.). (К.А.Вертков)
КОНСЕРВАТО′РИЯ (итал. conservatorio – приют, от лат. conservare – охраняю) – высшее музыкальное учебное заведение. Первоначально в Италии – приюты для беспризорных детей, где их обучали ремёслам, а также музыке (с целью подготовки певчих для церковных хоров). В 18 в. итальянские консерватории уже играли большую роль в подготовке композиторов и музыкантов-исполнителей. Первые консерватории в России были открыты в середине 19 в. Некоторые музыкальные учебные заведения типа консерваторий именуются академиями, музыкальными институтами и др. (А.А.Николаев)
КОНСОНА′НС (франц. consonance, от лат. consonantia – согласно звучу) – созвучие, которое воспринимается как согласованное, благозвучное. Противоположное понятие – диссонанс.
КОНТРАБА′С (итал. contrabasso) – струнный смычковый музыкальный инструмент, самый большой по размерам (около 2 м) и самый низкий по звучанию инструмент скрипичного семейства, «опасный плут» (Ч.В.Стэнфорд). Звучание грубоватое, навязчивое, угрожающее.
КОНТРА′ЛЬТО (итал. contralto) – самый низкий женский голос. Среди оперных партий, написанных для контральто – Ольга («Евгений Онегин» Чайковского), Кончаковна («Князь Игорь» Бородина). Композиторы часто писали для контральто партии мальчиков-подростков и юношей: Зибель («Фауст» Гуно), Ваня («Иван Сусанин» Глинки), Лель («Снегурочка» Римского-Корсакова) и др.
КОНРАПУ′НКТ (нем. Kontrapunkt, от лат. punctum contra punctum – точка против точки) – вид многоголосия и научная дисциплина, его изучающая.
КОТРДА′НС (англ. country-dance – деревенский танец) – старинный английский народный танец. Чрезвычайно разнообразен по музыкальному материалу и танцевальным движениям (количество па доходило до нескольких сотен). Распространён во многих европейских странах. В 19 в. слился с кадрилью.
КОНЦЕ′РТ (итал. concerto, от лат. concerto – состязаюсь) – 1)публичное исполнение музыкального произведения; 2)музыкальное произведение для одного (реже – для двух или трёх) солирующего инструмента и оркестра. Обычно пишется в сонатной циклической форме. Как правило, состоит из трёх частей: 1-ая – быстрая, драматическая, с показом (экспозицией) главной и побочной тем; 2-ая – медленная, лирическая; 3-я – финал, очень быстрая, в форме рондо. Могут быть концерты для отдельных инструментов без участия оркестра и концерты только для оркестра (концерто гроссо); 3)форма полифонической вокальной или вокально-инструментальной музыки; в русской церковной музыке – многоголосное произведение для хора а капелла (концерты Березовского, Бортнянского и др.).
КОНЦЕРТМЕ′ЙСТЕР (нем. Konzertmeister) – 1)первый скрипач – солист симфонического или оперного оркестра; 2)пианист, аккомпанирующий певцам или инструменталистам.
КОНЦЕ′РТО ГРО′ССО (итал. concerto grosso – большой концерт) – форма ансамблево-оркестровой музыки 17-18 вв.; ранняя форма симфонической музыки. Классические образцы – концерты Баха, Генделя.
КОРДЕБАЛЕ′Т (франц. corps de ballet, от corps – личный состав и ballet – балет) – группа танцовщиков, исполняющая общие (групповые) танцы.
КОРИФЕ′Й (греч. «глава», «предводитель») – 1)в древнегреческом театре – предводитель хора в трагедии; 2)ведущий артист кордебалета; 3)в переносном смысле – выдающийся артист.
КОТИЛЬО′Н (франц. cotillon) – французский бальный танец, похожий на контрданс. Известен с 18 в. В середине 19 в. получил большое распространение как танец, который состоял из нескольких самостоятельных танцев (вальс, мазурка, полька и др.) и игр. В котильоне участвовало много пар, которыми руководил ведущий. Котильоном обычно заканчивался бал.
КРАКОВЯ′К (польск. krakowiak) – польский народный танец, один из основных национальных танцев Польши. В 14 в. был очень распространён в шляхетской среде и имел воинственный характер. Так же, как полонез, краковяк назывался «большим танцем». В старину краковяк танцевали только мужчины парами (один изображал рыцаря, другой – оруженосца). Ритм острый, с характерными синкопами. Исполняется весело, с горделивой осанкой, с выкриками, притопами. Популярен в 19 в.
КРЮКИ′ – знаки русского старинного нотного письма. Применялись в русской церкви в 11-18 вв. Название получили от наименования одного из самых употребительных знаков этой системы – крюка. Крюков было более 70, каждый обозначал несколько звуков. Высота звуков не указывалась, в 17 в. её стали обозначать так называемыми киноварными пометами. Пение по крюкам называлось крюковым или знаменным.
КСИЛОФО′Н (греч. «древесина» и «звук») – пластиночный ударный музыкальный инструмент, в Европе известен с 15 в. Звук извлекается двумя деревянными палочками (козьими ножками). Тембр звонко-пронзительный, щёлкающий, в верхнем регистре – суховатый. (С.Я.Левин).
КУБЫ′З – самозвучащий щипковый музыкальный инструмент, распространённый у волжских татар и башкир. Пользуются кубызом преимущественно женщины, исполняя импровизационные наигрыши или аккомпанируя танцам.
КУВИ′КЛЫ, КУГИ′КЛЫ – старинный русский духовой музыкальный инструмент: русская многоствольная флейта типа флейты Пана. Состоит из нескольких трубочек разной длины, сделанных из куги, бузины и др. На кувиклах играют только женщины, составляя ансамбль из нескольких человек. Одна группа исполнительниц ведёт верхний голос и «споукает», т.е. чередует звуки, исполняемые на инструменте, с выкриками голоса (например, «фиф», «каф»). Игра сопровождается хлопаньем в ладоши, притопыванием, присвистом и «иханием». Распространены кувиклы только в Брянской и Курской областях. (К.А.Вертков)
КУПЛЕ′Т (франц. couplet) – первоначально во французской поэзии – парные рифмованные стихи; позже – часть песни, которая состоит из одного проведения одной мелодии и одной строфы текста. Куплет часто начинается запевом и заканчивается припевом. Куплетная форма лежит в основе большинства народных песен многих стран, а также многих «песенных» произведений профессиональной музыки.