Файл: ВидыИскусства_НММ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2021

Просмотров: 1859

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

БРА′ВО (итал. bravo – отлично) – возглас одобрения.

БРИГЕ′ЛЛА (итал. Brighella, от briga – ссора, неприятность) – традиционный персонаж итальянской комедии дель арте. Бригелла занимал в труппе амплуа одного из двух Дзанни – умелого, хитрого, изобретательного, злого, говорливого парня, не останавливающегося ни перед чем для того, чтобы устроить свои дела, извлечь пользу. Во всех сценариях, где действует Бригелла, он является главной пружиной интриги. Бригелла, как и Арлекин, деревенский парень, родом из Бергамо (северная Италия), но не такой простой и наивный. Костюм Бригеллы состоял из белой блузы, низко перехваченной кушаком, длинных белых панталон, простых туфель и шапочки. На блузе Бригеллы были жёлтые или зелёные нашивки типа галунов, что сближало её с лакейской ливреей.

БУРИМЕ′ (франц. bouts rimés – рифмованные концы) – эстрадный жанр. Произошёл от игры, состоящей в составлении шуточных стихов на неожиданные и не связанные между собой смыслом рифмы. Изобретателем игры считают французского поэта 17 в. Дюло. В 19 в. эту игру пытался возродить А.Дюма, объявивший конкурс на стихи на определённые рифмы.

БУРЛЕ′СК (франц. burlesgue, от итал. burlesco – насмешливый, шутливый) – один из жанров комедийного театра. Отличался вычурно-комическим изображением событий, пародийностью. В бурлеске возвышенная тема излагалась низменным языком, буффонными театральными приёмами. Широко распространён в Европе 17-18 вв.

БУТАФО′РИЯ (итал. buttafuori) – поддельные предметы – скульптура, мебель, посуда, украшения, детали костюма и т.п., которые употребляются в спектаклях взамен настоящих.

БУФФОНА′ДА (итал. buffonata – шутка) – комедийный приём актёрской игры. Для буффонады характерно стремление исполнителя максимально подчеркнуть внешние характерные признаки персонажа, склонность к резким преувеличениям, острой внешней динамике. Буффонада возникла в народном площадном театре мимов, скоморохов. Широко использовалась в комедиях, сатирической драматургии (Мольер, Гольдони, Маяковский и др.).


В

ВАРЬЕТЕ′ (франц. variété от лат. varietas – разнообразие, смесь) – вид театров, в представлениях которых сочетаются различные жанры театрального, музыкального, эстрадного и циркового искусства. Название произошло от театра «Варьете», основанного в Париже в 1720 г. Спектакли театров варьете носят лёгкий, развлекательный характер, для них характерны комедийные элементы, ирония, пародия, эротика. Во Франции предшественниками варьете были кафешантаны, кабаре. В 80-х гг. 19 в. появляются кабаре-варьете («Ша нуар», «Фоли бержер»). Расцвет театров варьете относится к 20-30 гг. 20 в. («Мулен Руж»). Характерный признак варьете, сближающий этот театр с рестораном – столики перед сценой. Характер варьете носил петербургский «Театр-буфф».

ВЕРТЕ′П (старослав., первоначальное значение – пещера, где, по преданию, родился Христос) – старинный украинский народный кукольный театр, распространён в 18-19 вв. Авторы и исполнители вертепной драмы, как правило, бурсаки и семинаристы. Во время рождественских каникул они возили по сёлам небольшую переносную сцену – двухъярусный ящик (вертеп). Представление разделялось на 2 части: каноническая («рождественская драма») и светская (народно-бытовая). Центральной фигурой был Запорожец (близок русскому Петрушке); другими персонажами были Солдат (Москаль), Дед и Баба, Шинкарка, Дьяк. Действие сопровождалось пением колядок и кантов; обязателен был инструментальный номер – танец пастухов «Дудочка» (казачок). Музыкальное сопровождение исполнял инструментальный ансамбль в типичном национальном составе: сопилка, скрипка, бубен, цимбалы. Позже существовал так называемый «живой вертеп», в котором тот же спектакль разыгрывался не куклами, а людьми. (Л.Б.Архимович)


ВЕРХОВАЯ КУКЛА – кукла, находящаяся во время спектакля над ширмой, выше работающего с ней кукловода, который скрыт от зрителя ширмой. Термин ввели русские народные кукольники, противопоставляя верховую куклу марионетке, которая находится ниже кукловода. С 16 в верховая кукла очень распространена во всей Европе. Основные разновидности верховой куклы: кукла, надеваемая на руку, и тростевая. (А.Я.Федотов)

ВОДЕВИ′ЛЬ (франц. vaudeville) – жанр лёгкой комедийной пьесы, в которой драматическое действие сочетается с музыкой и танцами, вид комедии положений. Основой водевильного сюжета является занимательная интрига, анекдотический случай. Термин происходит от названия долины реки Вир в Нормандии (Vau de Vire), где жил в 15 в. поэт-песенник О. Баслен, который считается родоначальником водевиля. Водевиль возник во Франции. Сначала водевилями называли куплеты-песенки с повторяющимся припевом; которые обычно исполнялись на знакомые, популярные мотивы. Как театральный жанр сложился в годы французской революции 1789-1824 гг. Игра актёров в водевиле должна была отличаться естественностью, непосредственностью, импровизационной лёгкостью диалога, острой наблюдательностью, чувством юмора, умением подметить забавный характерный штрих, найти живое общение со зрителем. Водевильные актёры были блестящими мастерами внешнего перевоплощения, владели искусством трансформации, так как часто играли 2-3 роли в одной пьесе. В конце 19 в. вытесняется опереттой. В России водевиль возник в начале 19 в. на основе комической оперы 18 в. (композиторы А.Верстовский, А.Алябьев). Во 2-ой половине 19 в. почти полностью вытесняется другими жанрами.

ВО′ЛЬТЬЕ (фламанд. Waaltje) – комический герой бельгийского театра кукол – тщедушный, длиннорукий, большеносый весельчак и проказник.

Г

ГА′НСВУРСТ (нем. Hanswurst – Ванька-колбаса) – комический персонаж немецкого народного театра. Появился в 16 в. в фастнахтшпилях. В 17 в. наряду с Пикельгерингом получил распространение как главное лицо комических интермедий. Гансвурст – немецкий простолюдин, простак и хитрец, весёлый забияка, трус и обжора, потешавший зрителя примитивными грубоватыми фарсовыми шутками и трюками. Существовало 2 разновидности Гансвурста – германский и австрийский. Австрийский Гансвурст усвоил под влиянием итальянской комедии дель арте некоторые черты сходства с Арлекином. В конце 18 в. Гансвурст вытесняется разнообразными комическими персонажами водевилей и зингшпилей. (С.С.Мокульский)

ГИМНА′СТИКА (греч.) – цирковой жанр, демонстрация упражнений на гимнастических снарядах, турнике, трапеции, кольцах и т.п.

ГИНЬО′ЛЬ (франц. Guignol) – персонаж французского театра кукол. Принадлежит к виду так называемых ручных (верховых) кукол. Маску Гиньоля создал в конце 18 в. директор Лионского театра кукол Л.Мурге. Гиньоль представлял собой тип жизнерадостного, остроумного и циничного лионского кустаря, говорящего на местном диалекте. Постоянным партнёром Гиньоля был Ньяфрон. Образ Гиньоля стал традиционным и таким же популярным во Франции, как Петрушка в России, Гансвурст и Кашперль в Германии, Панч в Англии, Кашпарек в Чехии. «Большой Гиньоль» – жанр коротких пьес, основанных на изображении злодейств, ужасов; ставились на Монмарте в Париже. (И.М.Бархаш)


ГИСТРИО′Н (лат. histrio) – народный бродячий актёр Средневековья (9-13 вв.). Был одновременно рассказчиком, музыкантом, танцором, певцом, гимнастом, дрессировщиком животных и т.п. Гистрионы объединялись в особые «братства», из которых впоследствии образовывались кружки актёров-любителей. В разных странах получили различные наименования: во Франции – жонглёры, в Италии – мимы, в Германии – шпильманы, в Испании – хугляры, в Польше – франки, В России – скоморохи. Разновидностью гистрионов были ваганты. К концу 13 в. слились с городской театральной самодеятельностью.

ГЛАДИА′ТОР (лат. gladius – меч) – 1)участник зрелищ-боёв в Древнем Риме. Гладиаторы проводили вооружённую борьбу между собой или со зверями. Обычно набирались из рабов или приговорённых к смерти преступников. Проходили специальное обучение, делились на множество разрядов по вооружению и технике. Бои гладиаторов иногда становились частью пышных зрелищ, обычно на популярный мифологический сюжет. Представления отличались жестокостью, грубым натурализмом (подлинные убийства). (С.С.Аверинцев); 2)цирковой артист, силовой акробат (крафт-акробат). Гладиаторы обычно обладают атлетическим сложением, развитой мускулатурой, выступают в стилизованных римских костюмах и вооружении, выполняют фигурные построения (акробатические пирамиды), напоминающие скульптурные изваяния. Номера гладиаторов получили распространение в дореволюционном русском цирке, западноевропейском варьете, мюзик-холле.

ГЛУМ (др.-рус.) – насмешка, издёвка, сатира. Глум составлял основное содержание скоморошьих игр. Глумотворец – уничижительное название скоморохов и вообще комедиантов, плясунов, музыкантов. В памятниках русской церковной письменности 13-18 вв. – синоним слова «сквернословец», «кощунник». (В.В.Всеволодский-Гернгросс)

ГРАНДА′М (франц. grande-dame – знатная дама) – театральное амплуа: актриса на роли немолодых знатных женщин.

«ГРАНД-ОПЕРА′» (франц. “Grand Opéra“ – «Большая опера») – оперный жанр, получивший распространение во французской музыке начала 19 в. Для «Гранд-Опера» характерны пышная театральность, насыщенный драматизмом сюжет (как правило, трагический), историческая тематика, контрастность и динамизм сценических ситуаций. Обычно «Гранд-Опера» делится на 5 актов с множеством мелких сцен. В «Гранд-Опера» широко используется хор, оркестр и балет, спектакли изобилуют эффектными, эмоционально приподнятыми сольными номерами, мастерски разработанными ансамблями. Классическим образцом «Гранд-Опера» считается опера Мейербера «Гугеноты» (1836). (В.В.Тимохин)

ГРИМ (франц. grime, от итал. grimo – морщинистый) – искусство изменения внешности актёра с помощью гримировальных красок (грима), пластических и волосяных наклеек, парика, причёски и пр. История грима восходит в своих истоках к народным обрядам и играм. Разрисовка лица была близка по типу к маске и иногда заменялась ею. Однако маска условна по характеру и не отражает индивидуальных особенностей образа. Поэтому уже актёры мима играли без масок, пользуясь гримом. Народные актёры Средневековья (скоморохи, жонглёры и т.д.) раскрашивали лица сажей, красящим соком растений, но употребляли в то же время и маски. В 18 в. делаются попытки придать гриму индивидуальную выразительность, характерность. Расцвет гримировального искусства – реалистический театр 19 в.



Д

ДА′МА (испан. dame) – амплуа в испанском театре 17 в., исполнительница женских ролей (исключая комические и характерные). В зависимости от положения актрисы в труппе дамы разделялись на «первую», «вторую», «третью» и т.д. (Н.Б.Томашевский)

ДЕД-РАЁШНИК – один из основных участников балаганного представления в России 19 в. Дед-раёшник зазывал публику на представление с балкона перед балаганом. Искусство деда-раёшника – продолжение искусства скоморохов. Обычно дед-раёшник был одет в домотканый армяк и лапти (летом) или в тулуп и валенки (зимой), на голове носил войлочную шапку. Дед-раёшник так же показывал картинки в райках.

ДЕ′ЙСТВО – древние культовые обряды (празднества, торжества), заключающие в себе элементы театрального действия. К действам относятся древнегреческие обряды в честь бога Диониса, от которых берёт своё начало античный театр. В Средние века действом являлись церковно-религиозные обряды, театрализованные процессии. На Западе такие обряды появились в 9 в. в богослужениях католической церкви: сначала они представляли собой диалогизированное чтение избранных священных текстов, затем – изображение в лицах отдельных евангельских эпизодов. В России действа появились в 16 в. и бытовали до конца 17 в. Действами так же называли массовые представления на революционные темы во Франции 18 в., в России в первые послеоктябрьские годы. (А.Я.Шнеер)

ДЕКЛАМА′ЦИЯ (лат. declamatio – упражнение в красноречии) – искусство произнесения стихов или прозы. В Древнем Риме декламация – упражнение в красноречии, которое являлось одним из важных элементов ораторского искусства; во Франции – искусство произнесения речей, а также стихов на сцене. В классицистическом театре 17-18 вв. понятие декламации объединяло всю совокупность средств актёрской игры, включая жест и мимику. Классицизм канонизировал торжественно-приподнятую, напевную, условную манеру сценической речи, отвечавшую нормам придворного вкуса. Романтизм и реализм отвергли декламацию, так как романтизм провозгласил свободу актёрского вдохновения и чувства; а реализм поставил речь и всё поведение актёра на сцене в зависимость от изображаемого характера со всеми его индивидуальными и типическими особенностями. В теории Станиславского декламационность – проявление пустоты и фальши в актёрском искусстве. Позже декламацией (или художественным чтением) стали называть концертное исполнение стихов с эстрады. Разновидностью декламации является мелодекламация – чтение стихов или прозы под музыку. (Т.М.Родина, П.М.Ершов)

ДЕКОРАЦИО′ННОЕ ИСКУ′ССТВО (лат. decoro –украшаю) – искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций и костюмов, освещения и постановочной техники. В древнейших народных обрядах и играх присутствовали элементы декорационного искусства (костюмы, маски, декоративные занавеси и т.п.). В Средневековье первоначально роль декоративного фона играла внутренность церкви (интерьер). Наибольшее внимание уделялось декорации «рая» (беседка, украшенная зеленью, цветами и плодами) и «ада» (раскрывающаяся пасть дракона). В 15-16 вв. в Италии появляется новый тип театрального здания и сцены. Декорации изображают уходящие в глубину сцены улицы, кровли домов, балконы, лестницы и т.п. Сложилось три типа декораций: храмы, дворцы, арки – для трагедий; городская площадь с частными домами, лавками, гостиницами – для комедий; лесной пейзаж – для пасторалей. В начале 17 в. появились кулисные декорации, распространившиеся во всех европейских театрах. Были введены технические приспособления, система люков, портальная арка; это привело к созданию сцены-коробки. Декорационное искусство конца 18-начала 19 вв. отличается сложностью живописных декораций, пышными костюмами, техническими эффектами (сцены кораблекрушений, извержения вулканов и т.п.). Реалистический театр 19-20 вв. стремился создать впечатление обжитости сцены, подчеркнуть психологическую атмосферу спектакля. Современное декорационное искусство обращается к различным школам, манерам, приёмам. К работе в театре часто привлекаются мастера станкового искусства, укрепляется интерес к декорационному искусству как виду творческой художественной деятельности. (М.Н.Пожарская)


ДЕКОРА′ЦИЯ (лат. decoro – украшаю) – оформление сцены, воссоздающее материальную среду, в которой действуют актёры; художественный образ места действия и одновременно площадка, представляющая богатые возможности для осуществления на ней сценического действия. (А.Д.Попов).

ДЗА′ННИ (итал. Zanni, уменьш. от имени Giovanni) – один из основных персонажей итальянской комедии дель арте. Прообразом Дзанни послужил тип обедневшего крестьянина из окрестностей города Бергамо. Две наиболее популярные разновидности персонажа: 1)пройдоха, плут, ловкач, который именовался Дзанни, Бригелла, Педролино, Скапино; 2)простак, увалень, которого называли Арлекин, Буратино, Кола, Флауттино (в Венеции) и Пульчинелла (в Неаполе). Дзанни говорили на местных диалектах, носили крестьянскую одежду. Костюм первого Дзанни, соответственно его характеру, был более щёгольским, на его блузу часто нашивались жёлтые позументы, что придавало ей сходство с лакейской ливреей. Обязательным атрибутом обоих Дзанни были чёрные полумаски. Исполнение ролей Дзанни отличалось остро буффонным характером, импровизацией, забавными трюками. (С.С.Мокульский)

ДО′КТОР (итал. Dottore) – один из персонажей итальянской комедии дель арте. Комический тип болонского учёного-юриста, не находящего применения своим знаниям и докучающего всем длинными нелепыми речами на различные темы. Маска Доктора возникла в конце 16 в. как дополнение к маске Панталоне. В отличие от Панталоне, Доктор часто был изолирован от основной интриги комедии. Чаще всего был стариком, которого дурачила молодёжь. Тип Доктора оказал влияние на образы врачей, философов, учителей-педантов в комедиях Мольера. (С.С.Мокульский)

«ДУРА′К» – сценическое амплуа раннего средневекового театра. Наиболее древнее общество «Дураков» было организовано в Клеве в 1381 г. «Дурак», наряженный в шутовской костюм, был постоянным участником пародийных соти, антицерковных сатирических сценок, мистериальных представлений. Свой текст «Дурак» чаще всего импровизировал. Как театральный персонаж «Дурак» был введён в светскую драматургию Адамом де ла Алем. Разновидностью «Дурака» является шут, образ которого получил широкое развитие в драматургии Ренессанса. (Г.Н.Бояджиев)

ДУЭ′НЬЯ (испан. Dueña – воспитательница) – амплуа характерных старух в пьесах классического испанского театра 16-17 вв. Сценическая функция Дуэньи – служить посредницей между влюблёнными, а иногда, напротив, препятствовать их сближению.


Ж

ЖОНГЛЁР (франц. jongleur, от лат. joculator – шутник, забавник) – 1)странствующий комедиант и музыкант Средневековья во Франции, то же, что гистрион. В Германии жонглёрам родственны шпильманы. Жонглёр, находившийся при трувере и трубадуре, назывался менестрелем; 2)цирковой артист, работающий с палочками, мячами, булавами, кольцами и др. предметами.