ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2021
Просмотров: 1858
Скачиваний: 3
МОНУМЕ′НТ (лат. monumentum, от moneо – памятник, напоминать) – сооружение внушительных размеров в честь выдающихся лиц или событий. Монумент и памятник – не одно и то же. Монументами обычно называют произведения монументального искусства, которые преобладают, возвышаются в городской или природной среде. Памятник – портретные статуи, бюсты, которые включены, вписаны в окружающую среду. Монумент и памятник могут быть однофигурными или многофигурным ансамблем.
МОНУМЕНТА′ЛЬНАЯ ЖИ′ВОПИСЬ – род живописи, относящийся к монументальному искусству: произведения, украшающие архитектурные сооружения, стены, потолки, своды, полы, все виды росписей по штукатурке (фреска), мозаика, живописные произведения для развешивания на стенах (гобелены), майолика, панно, витражи и др.
МОНУМЕНТА′ЛЬНАЯ СКУЛЬПТУ′РА – один из древнейших родов скульптуры, имеющий первоначально культовое, потом – мемориальное назначение: памятники, монументы, мемориальные ансамбли.
МОТИ′В (от лат. movere – приводить в движение) – в орнаменте, декоративно-прикладном искусстве – повторяющийся декоративный элемент композиции.
МСТЁРСКАЯ МИНИАТЮ′РА – русский народный художественный промысел с центром в посёлке Мсцёра Владимирской области. Изготавливает лаковые миниатюры. Мсцёра издавна славилась тонкостью иконописных приёмов («подстаринным письмом»). Промысел изделий с лаковой живописью развивается с 16 в. Характерные черты: серебристо-голубоватый или охристый (желтоватый) тон, яркость цвета, наивность форм, тонкость декоративного строя. Как правило, мстёрские мастера пишут исторические и сказочные сюжеты, пейзажи и натюрморты.
Н
«НАБЕГА′ЮЩАЯ ВОЛНА′» («бегущая собака») – ленточный орнамент древнегреческого происхождения: ряд волн, контуры которых плавно связаны.
НАДГРО′БИЕ – произведение скульптуры или архитектурное сооружение, предназначенное для увековечивания памяти умершего и установки на его могиле (в отличие от гробницы, которая вмещает в себя тело умершего, и от кенотафа – ложного надгробия, памятника не на месте захоронения). Основным типом надгробия в Западной Европе с 11 в. стала тумба – каменная или бронзовая пустая коробка, прикрытая плитой со статуарным или рельефным портретом умершего.
НАЛИ′ЧНИК – декоративное обрамление окна или двери.
НА′ОС (греч.) – главное помещение, святилище античного храма, в котором находилось скульптурное изображение божества; то же, что целла.
НАРО′ДНОЕ ИСКУ′ССТВО – искусство, связанное с трудовой деятельностью человека: гончарство, ткачество, чеканка, резьба, вышивка, кружево, керамика, игрушки и др.
НА′РТЕКС (греч.) – входное помещение, которое примыкает к западной стороне христианского храма и предназначается для тех, кто не имеет права входить в главное помещение для молящихся.
НАТЮРМО′РТ (фр. natura morte, итал. natura morta – мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life – тихая жизнь) – жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевлённые предметы или объекты живой природы, которые изолированы от естественной среды (предметы обихода, труда, творчества, цветы, плоды, битая дичь, выловленная рыба и т.д.). История натюрморта как жанра станковой живописи, и в частности его типа «trompe l’oeil» (так называемые «обманки»), начинается в 16 в., а эпоха расцвета – 17 в. Типы и формы натюрмортов чрезвычайно многообразны: «монохромные завтраки» (В.Хеда, П.Клас), «десерты» (В.Калф), «рыбы» (А.Бейерен), «цветы и фрукты» (Я.Д. де Хем), «битая дичь» (Я.Веникс, М.Хондекутер), «лавки» (Ф.Снейдерс), «охотничий натюрморт» (А.Ф.Депорт, Ж.Б.Удри), «цветы-птицы» (китайская живопись) и др. В России жанр натюрморта появился в 18 в. К лучшим русским натюрмортам относятся произведения Ф.Толстого, И.Машкова, К.Коровина, А.Головина, П.Кончаловского и др.
НЕРВЮ′РА (франц. nervure, от лат. nervus – жила, сухожилие) – арка, укрепляющая рёбра свода; то же, что гурт. Система нервюр образует каркас свода (наиболее характерна для архитектуры готики).
НЕФ (франц. nef, от лат. navis – корабль) – коридор, проход, вытянутое помещение, часть интерьера в зданиях базиликанского типа. Неф ограничен с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн (интерьер средневекового храма).
НИМБ (лат. nimbus – облако, туман) – в христианском искусстве изображение сияния в виде круга вокруг головы Христа, Бога-отца, Богоматери, святых, ангелов; символ святости. Имеет много разновидностей.
НЭ′ЦКЭ (япон. «корень» и «прикреплять») – скульптурные миниатюры из дерева, камня, слоновой кости, рога, металла; ими прикрепляли к поясу кошелек, коробочку для лекарств (инро), кисеты и др. Жанр нэцкэ постепенно приобретает самостоятельное значение, становится разновидностью декоративно-прикладного искусства. Наиболее известные типы нэцкэ: объёмные в виде отдельных фигурок, иногда составляющих целые композиции на религиозные, исторические или бытовые темы; плоские, часто с рельефной металлической вставкой в центре; фигурные.
НЮ (фр. nu – нагой, обнажённый) – жанр изобразительного искусства: изображение обнажённого тела (преимущественно – женского). Имеет древнейшие истоки, один из самых распространённых жанров мирового искусства.
НЮА′НС (франц. nuance) – то же, что оттенок.
О
ОБЕЛИ′СК (греч. «небольшой вертел») – культовое и мемориальное сооружение в виде четырёхгранного столба, сужающегося кверху, произведение монументального искусства. Обелиски возводились ещё в Древнем Египте и имели религиозное или монументальное назначение, часто содержали резные надписи иероглифами. Приземистые обелиски Древнего Царства тесно связаны с пирамидами: те и другие были солярными символами. Поздние обелиски (например, «Игла Клеопатры», воздвигнутая Тутмосом Ш в Гелиополе) были более тонкими. В более поздние времена египетские обелиски часто были предметом подражания.
ОБЛО′МЫ – архитектурные элементы, расположенные по горизонтали, по наклонной кривой или ломаной линии. Обломы различны по своему поперечному сечению (профилю): полка, вал, гусёк, каблучок и др. Впервые обломы появились в Древней Греции, а в дальнейшем перешли в европейскую архитектуру последующих эпох.
О′БРАЗ – эстетическая категория, способ и форма освоения жизни в искусстве, «язык искусства» и одновременно «его высказывание» (И.Роднянская). «Мы можем обозначить поэтическое произведение как образное, поскольку оно ставит перед нашим взором вместо абстрактной сущности конкретную её реальность» (Гегель). «Художественный образ…вполне автономен и повелительно требует своего изолированного созерцания»; образ – знак, символ, он – «бесконечность», это «результат активных усилий творящего индивидуума и в то же самое время результат действия судьбы» (А.Ф.Лосев).
ОДИГИ′ТРИЯ (греч. «путеводительница») – иконографический тип изображения Богоматери с поднятой для благословения правой рукой, с младенцем Иисусом.
ОКЛА′Д – декоративное покрытие иконы или книжного переплёта. Оклады выполнялись из золота, серебра, украшались чеканкой, драгоценными камнями и др. Очень распространены в Византии (7-8 вв.), в русской иконописи, в Грузии. Ранние русские оклады закрывали фон и поля иконы; с 17 в. распространяются «глухие» оклады, оставляющие открытыми только лицо и руки иконных персонажей.
ОРА′НТА (греч. «молящий») – древний тип изображения фигуры с поднятыми вверх руками. Позже – иконографический тип изображения Богоматери. У славян Богоматерь Оранта называлась «нерушимая стена».
ОРДЕРА′ (от лат. ordo – порядок) – в архитектуре определённое сочетание несущих и несомых частей конструкции, их структура и художественная обработка. Несущие части: колонна с капителью, базой и пьедесталом. Несомые части: антаблемент (архитрав, фриз и карниз). Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции. Основные ордера получили названия от греческих племён и областей: дорический, ионический, коринфский. Разновидностью дорического ордера был тосканский ордер, а ионического и коринфского – композитный ордер. Правила построения ордеров изложены в трактате Витрувия «Десять книг об архитектуре».
ОРИГА′МИ (японск.) – искусство складывания из бумаги куколок и птичек. Возникло в Японии 10 в.
ОРНА′МЕНТ (лат. ornamentum – украшение) – узор, построенный на ритмическом чередовании изобразительных элементов; служит украшением зданий, мебели, оружия, ткани, инструментов и т.д.; принадлежит к сфере декоративно-прикладного искусства. Различают три самых распространённых по построению типа орнамента: ленточный (фризы, бордюры); розетки (орнамент, вписанный в круг); сетчатый (заполняющий поверхность сплошь). По изобразительному началу различаются орнаменты: растительный, геометрический, тератологический (изображение зверей), эпиграфический (с включением надписей). Относительно происхождения орнамента полной ясности нет, но его магическая роль бесспорна. В каждой культуре вырабатываются устойчивые формы орнамента, выявляющие национальные художественные традиции.
ОТТЕ′НОК – небольшое различие одного и того же цвета или светотеневого тона; то же, что нюанс. Система оттенков создает богатство колорита.
ОФО′РТ (от франц. eau-forte – «крепкая водка», т.е. азотная кислота) – вид гравюры на металле, в котором углубленные элементы печатной формы создаются травлением металла кислотой. Для офортов характерны свобода штриха, тонкость светотени. Первые известные офорты были выполнены в 16 в. (А.Дюрер, Д.Хопфер), в России – в 17 в. Великолепными образцами офортов являются офорты Рембрандта.
П
ПАВИЛЬО′Н (франц. pavillon, от лат. papilio – шатёр) – 1)лёгкая открытая постройка, связанная с природой (храмы и дворцы Востока, европейские парковые постройки); 2)часть дворцового здания, у которого есть отдельная крыша; 3)здание для выставки, торговли, киносъёмок и т.п.
ПА′ГОДА (португ. pagoda, от санскр. «священный», «башня сокровищ») – буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий. Пагоды возникли в начале н.э. в Китае. Пагода имеет форму павильона или башни (в плане – квадратную или многогранную); строится из дерева, камня, металла, кирпича.
ПАЛА′ТА (лат. palatium – чертог, дворец) – в русской средневековой архитектуре зал без столпов или с одним поддерживающим своды столпом (Грановитая палата в Московском Кремле); помещение для особой цели (Оружейная палата).
ПАЛА′ТЫ – в русской средневековой архитектуре богатое жилое помещение в несколько этажей. С 17 в. строятся похожими на дворцы или особняки.
ПАЛА′ЦЦО (итал. palazzo, от лат. palatium – дворец; название происходит от Палатинского холма в Риме, на котором строили свои дворцы древнеримские императоры) – тип городского дворца-особняка, характерный для итальянского Возрождения: 3-этажное здание (реже – 2- или 4-этажное), выходившее фасадом на улицу, с внутренним двором, обнесённым арочными галереями. Классический тип палаццо сложился во Флоренции в 15 в.
ПА′ЛЕХСКАЯ МИНИАТЮ′РА – русский народный художественный промысел лаковой миниатюрной живописи. Палех – посёлок в Ивановской области, старинный центр владимиро-суздальского иконописания. Характерные черты: чёрный лаковый фон; обилие золотой штриховки; тонкий и плавный рисунок; линейность; узорность; чёткость силуэта и удлинённость фигур; символический характер образов, повествовательность, «драгоценная светоносность» красок (А.М.Кантор). Основные темы: история, фольклор, сказка, песня. Крупнейшие мастера Палехской миниатюры: И.И.Голиков, Н.М.Зиновьев, А.А.Котухина.
ПАЛИ′ТРА (франц. palette) – 1) доска для смешивания красок, 2) совокупность красок отдельного произведения или красок, характерных для какого-либо художника.
ПАЛЬМЕ′ТТА (франц. palmette) – орнаментальный мотив: стилизованный лист-веер, деталь архитектурного декора (Древний Восток, античность).
ПА′МЯТНИК – произведение монументального искусства, увековечивающее память о человеке или событии. Типы памятников: надгробные сооружения (надгробия) и надгробные ансамбли (некрополь, кладбище, мемориал); классические мемориальные формы (пирамида, стела, курган, саркофаг, гробница); монументы, бюсты, конные статуи, триумфальные арки, обелиски и др. Особые виды памятников – памятники животным и памятники литературным героям. В широком смысле – объект, который является частью культурного наследия страны, человечества (памятники истории, письменности, культуры и т.п.).
ПАНДЖАРА′ (тадж. «решётка») – узорные оконные решётки (резные, литые, наборные) в зданиях Средней Азии и Среднего Востока.
ПА′НДУС (франц. pente douce – пологий склон, лёгкий спуск) – наклонная поверхность, заменяющая лестницу.
ПАНАГИ′Я (греч. «заступница», имя Богини Всеисцеляющей) – иконографический тип Богоматери («Великой Заступницы») в византийском и древнерусском искусстве: изображение Богоматери с поднятыми вверх руками (Оранта) и с изображением младенца Христа в круглом медальоне у неё на груди. В более широком смысле – нагрудная («путная») икона. Украшенную драгоценными камнями иконку (панагию) носят на груди епископы как знак их сана.
ПАНЕ′ЛЬ (от лат. pаellus – сукно) – 1)крупный элемент стены или перекрытия здания сборной конструкции; 2)нижняя часть стены внутри помещения, облицованная деревом.
ПАННО′ (франц. panneau, от лат. pannus – кусок ткани) – произведение декоративного искусства (живописное, мозаика, рельеф), прикреплённое к потолку или стене; часть стены, выделенная обрамлением и заполненная живописью или рельефом.
ПАНОРА′МА (греч. «всё» и «вид», «зрелище») – синтетический вид искусства с изобразительной композицией, при которой охватывается широкое пространство: город, местность, архитектурный ансамбль (например, «Панорама Куликовской битвы» в Москве; «Панорама Петербурга»). Панорама рассчитана на искусственное освещение; обычно размещается в специальном помещении с центральной обзорной площадкой. Первая панорама была создана ирландским живописцем Р.Баркером в Эдинбурге (конец 18 в.).
ПАНТЕО′Н (лат. Pantheon, от греч. «храм» или «место, посвящённое всем богам») – тип круглого в плане храма; сложился в античности (Пантеон в Риме). Позже используется как усыпальница великих людей (Пантеон в Париже).
ПА′ПЕРТЬ – помещение перед входом в церковь, имеет вид небольшой галереи; обязательный атрибут приходского храма в русской каменной и деревянной архитектуре.
ПАРАПЕ′Т (франц. parapet, итал. parapetto, от parare – защищать и petto – грудь) – ограждение крыши, балкона, моста и т.п. (перила, ограда, стенка).
ПАРСУ′НА (искажённое слово «персона», от лат. persona – личность, лицо) – условное наименование произведений русской портретной живописи 17 в.
ПАРТЕ′Р (от франц. par – по и terre – земля) – 1) в садово-парковом искусстве открытая часть парка с газонами, цветами, водоёмами; 2) в театре – ряды зрительских мест, параллельные сцене.
ПАССА′Ж (франц. passage – проход, переход) – тип торгового (или делового) здания, в котором помещения расположены ярусами со стороны широкого прохода с застеклённым покрытием. Характерны для европейской архитектуры 2-ой половины 19 в.
ПАСТЕ′ЛЬ (франц. pastele, от итал. pastello – тесто) – живопись сухими, мягкими цветными карандашами без оправы и произведение живописи, выполненное в этой технике. Пастельными карандашами рисуют на шероховатой бумаге, картоне, замше и т.п. В пастельной живописи большое значение имеет штрих, это сближает её с графикой. Художественный эффект пастели основан на особой силе, чистоте и мягкости красок, которые сохраняют первоначальную свежесть. Поверхность пастели нежная, бархатистая, её необходимо оберегать от прикосновений. Происхождение пастели относят ко 2-ой половине 15 в. Термин впервые появился в трактате теоретика маньеризма Дж.П.Ломаццо (16 в.). Значительные произведения в этой технике создали Л.Карраччи, Г.Рени (Италия); Ж.Б.Шарден, Э.Делакруа, Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега (Франция); А.Венецианов, И.Левитан, В.Серов (Россия).