Файл: ВидыИскусства_НММ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2021

Просмотров: 1774

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПАСТО′ЗНОСТЬ (от итал. pastoso – тестообразный) – качество красочного слоя в технике живописи, которое возникает благодаря неровному нанесению на грунт пасты-краски. Пастозность придаёт поверхности рельефность, в наиболее выпуклых местах даёт блики.

ПАСТОРА′ЛЬ (лат. pаstoralis – пастушеский) – жанр изобразительного искусства; изображение мирной жизни пастухов и пастушек, их любви и безмятежного сельского быта.

ПА′ТИНА (итал. patina) – «налёт старины», плёнка различных оттенков (от зелёного до коричневого), которая образуется на поверхности изделий из меди, бронзы и латуни в результате коррозии металла под воздействием естественной среды или в результате искусственного патинирования. Патиной называют также окраску «под бронзу» неметаллических изделий (например, гипсовой скульптуры).

ПЕЙЗА′Ж (франц. paysage, от pays – страна, местность) – жанр изобразительного искусства: изображение природы во всём её многообразии. Имеет много разновидностей: сельский, городской, морской (марина), фантастический, городской архитектурный (ведута) и др. Элементы пейзажа есть в древнейшем искусстве, но как самостоятельный жанр пейзаж сложился в голландском искусстве 17 в. Выдающиеся пейзажисты: Я. Ван Гойен, Я. Ван Рёйсдал (Голландия); У.Тёрнер, Д.Констебл (Англия), К.Лоррен, К.Коро, К.Моне (Франция), В.Поленов, А.Саврасов, И.Шишкин, И.Левитан, Н.Рерих (Россия).

ПЕЙЗА′ЖНЫЙ ПАРК – то же, что английский.

ПЕ′РГОЛА (итал. pergola) – увитая зеленью беседка или коридор из лёгких решёток (трельяжей) на арках или столбах. Перголы характерны для садов 16 в., регулярных парков 17-18 вв.

ПЕРИ′ПТЕР (от греч. «окружённый колоннами») – основной тип древнегреческого храма архаического и классического периодов; прямоугольное в плане здание, со всех сторон окружённое колоннадой (Парфенон).

ПЕРИСТИ′ЛЬ (от греч. «окружённый колоннами») – двор и садовая площадь, зал, с 4-х сторон окружённые колоннадой, составная часть древнегреческих жилых и общественных зданий. Тип перистиля известен с 4 в. до н.э.

ПЕРСПЕКТИ′ВА (лат. perspicio – ясно вижу) – наука видения пространства, система изображения объёмных тел на плоскости, передающая их пространственную структуру и расположение в пространстве. В истории искусства сложились различные системы перспективы: классическая (прямая, линейная) перспектива; обратная перспектива (средние века); воздушная перспектива (Китай, Япония); перспектива «на глаз» и др.

ПЕЧА′ТНАЯ ГРА′ФИКА – совокупность видов графики, дающих возможность распространения графических произведений (гравюра, литография, эстамп, плакат, лубок, иллюстрация и др.).

ПИЛО′Н (греч. «ворота», «вход») – 1)сооружения, похожие на башню, с трапециевидными фасадами, украшенные рельефами; воздвигались по сторонам входов древнеегипетских храмов; 2)массивные столбы-опоры, поддерживающие арки, мосты, или стоящие по сторонам входов.


ПИЛЯ′СТРА (итал. pilastro, от лат. pila – колонна, столб) – плоский вертикальный прямоугольного сечения выступ на поверхности стены или столба. Имеет те же части, что и колонна (ствол, капитель, база); применяется как декоративный элемент.

ПИНА′КЛЬ (франц. pinacle) – декоративные башенки, столбики на контрфорсах романских и готических соборах; обычно завершаются фиалами и украшаются краббами.

ПИНАКОТЕ′КА (греч. «картина», «вместилище») – хранилище живописи, картинная галерея (так называлось хранилище живописных изображений на Акрополе в Афинах, 5 в. до н.э.).

ПИРАМИ′ДА (греч.) – монументальное сооружение в форме пирамиды (ступенчатое или башнеобразное). В Египте служили гробницами, на Ближнем и Среднем Востоке, в Центральной и Южной Америке – храмами и обсерваториями. Пирамиды развились из мастабы архаического периода. Великая пирамида Хеопса достигает 230,4 м в каждой грани при первоначальной высоте 146,6 м. «Сооружение пирамид уже в 26 в. до н.э. было важнейшим достижением инженерного дела и архитектуры. Оно демонстрирует также не знающее границ стремление гарантировать бессмертие своих обожествлённых властителей» (У.Брей, Д.Трамп).

ПИ′САНКА – расписное яйцо, распространённый вид народного декоративного искусства. Восходит к древним языческим обрядам; входит в обряд празднования христианской Пасхи. Роспись писанки – геометрический и растительный узор, строго подчинённый форме яйца.

ПЛАКА′Т (нем. Plakat, от франц. plaquer – налепить, приклеивать) – вид изобразительного искусства (прикладная графика), броское изображение, выполняющее задачи общественной информации, агитации и рекламы. Соединяет изображение, шрифт, фотографию, цвет. Плакат использует общепонятные символы, изобразительные эффекты, крупные масштабы. Известны плакаты К.Кольвица (Германия), Д.Моора, А.Родченко (Россия).

ПЛА′СТИКА (греч. «ваяние», «скульптура») – 1)то же, что скульптура; 2)то же, что пластичность; 3)техника скульптуры из мягких материалов.

ПЛАСТИ′ЧНОСТЬ (лат. plastica – лепка) – качество формы (прежде всего скульптурных произведений; в широком смысле – любого вида формообразования: живописное изображение, танец, пантомима), которое выражается в мягкости, текучести, зрительной связанности переходов от одной части формы к другой. Пластичностью называют также скульптурность, выпуклость, отчётливость объёмной формы во всех искусствах.

ПЛАСТИ′ЧЕСКИЕ ИСКУ′ССТВА – изобразительные искусства (живопись, графика, скульптура), в которых наиболее ярко проявляются качества пластичности. С 18 в. эти искусства часто называют «изящными искусствами».

ПЛАФО′Н (франц. plafond – потолок) – потолок или его центральная часть, украшенные изображением или орнаментом.

ПЛЕНЭ′Р (франц. plein air – открытый воздух) – живопись вне мастерской, на открытом воздухе. Широко представлен в искусстве импрессионизма (К.Моне, О.Ренуар, К.Писсарро). Черты пленэрной живописи: светлая гамма тонов, чистый сияющий свет, «визуальный аналитизм», игра света и тени и т.п.


ПОДЗО′Р – декоративные деревянные доски с глухой или сквозной резьбой, окаймляющие свесы кровли (широко распространён в русском деревянном зодчестве).

ПОДКЛЕ′Т – нижний этаж каменного или деревянного жилого дома или храма, имеющий хозяйственное назначение.

ПОРТА′Л (нем. Portal, от лат. porta – дверь, ворота) – архитектурно оформленный вход в здание.

ПО′РТИК (лат. porticus) – крытый проход, образованный колоннадой (или аркадой) и параллельно идущей стеной. Чаще всего украшает вход в здание.

ПОРТРЕ′Т (франц. portrait – изображение) – один из основных жанров изобразительного искусства; изображение человека или группы людей. Есть много разновидностей: бюст, поясной, портрет в рост, групповой, в интерьере, в пейзаже, на коне, посмертный, парный, стоя, сидя и т.д. Исторические разновидности портрета также многообразны: парадный, камерный, интимный, костюмированный, аллегорический. Специфическая разновидность портрета – автопортрет. Выдающиеся портретисты: Рембрандт (Голландия), Д.Веласкес (Испания), Т.Гейнсборо (Англия), О.Кипренский, И.Крамской, И.Репин, В.Серов (Россия).

ПРИДЕ′Л – в православном храме бесстолпная пристройка с южной или северной стороны фасада или специально выделенная часть основного здания, имеющая дополнительное помещение для богослужений.

ПРОПИЛЕ′И (греч. «преддверие», «вход») – парадный проход, который образован симметричными портиками и колоннадами. Особенно характерны для архитектуры Древней Греции (парадный вход в Акрополь, архитектор Мнесикл, 437-432 гг. до н.э.).

ПРО′СТИЛЬ (от греч. «впереди» и «колонна») – тип античного храма, прямоугольное в плане небольшое здание с рядом колонн на главном фасаде.

ПРОСТРА′НСТВЕННЫЕ ИСКУ′ССТВА – пластические искусства, группа искусств, произведения которых существуют в пространстве: архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, скульптура, живопись, графика, фотография. Их также называют статическими или предметными.

ПУ′ТТИ (итал. putti, мн. ч. от putto – крошка, младенец) – изображение обнажённого, часто крылатого, ребёнка-мальчика (амур, гений, ангел). Путти – распространённый декоративный мотив (античность, Возрождение, 17-18 вв.).


Р

РА′ТУША (польск. ratusz, от нем. Rathaus – здание городского самоуправления в европейских странах; как правило, 2-этажное здание с залом совещаний на 2-м этаже, балконом и многоярусной часовой башней (средние века).

РЕ′ВЕРС (от лат. reversus – обращённый назад, возвращённый) – оборотная сторона медали или монеты.

РЕГИСТА′Н (иран. «место, покрытое песком») – парадная площадь в городах Среднего Востока.

РЕГУЛЯ′РНЫЙ ПАРК, ФРАНЦУ′ЗСКИЙ ПАРК – тип парка, с правильной геометрической планировкой, с геометрически подстриженными насаждениями, композицией вдоль центральной оси и т.д. Зародился в древности (Египет, Персия, Китай). Примеры регулярного парка – знаменитый Версальский парк во Франции и парк в Петродворце (Петербург).


РЕЛЬЕ′Ф (франц. relief, от лат. relevo – приподнимать) – вид скульптуры, скульптурное изображение на плоскости (противоположность – круглая скульптура). Может быть выпуклый рельеф (барельеф, горельеф) и углубленный.

РЕПРОДУ′КЦИЯ (лат. reproductio – воспроизведение) – воспроизведение текста, изображения, художественного произведения средствами полиграфии и фотографии.

РЕТА′БЛО (исп. retablo, от лат. retro – за, позади и tabula – доска) – 1)заалтарный образ больших размеров в испанских и латиноамериканских церквах 15-18 вв., украшался скульптурой; 2)в латиноамериканских странах вотивное изображение, приносившееся в дар церкви по случаю избавления от опасности или болезни.

РЕФЛЕ′КС (от лат. reflexus – обращённый назад) – в живописи и графике отсвет, отражённый свет (или цвет) на какой-либо поверхности.

РИЗАЛИ′Т (итал. risalita – выступ) – выступающая часть здания, идущая во всю его высоту. Ризалиты обычно расположены симметрично по отношению к центральной оси здания.

РИ′ЗНИЦА – в христианских храмах помещение для хранения риз (облачение священника при богослужении); ризница могла располагаться внутри храма, быть пристройкой или отдельным сооружением.

РИСУ′НОК – изображение от руки на какой-либо поверхности с помощью графических средств (линия, штрих, пятно). Рисунок – простейшее и древнейшее изобразительное средство. Рисунки различаются по технике, характеру рисования, назначению, темам, жанрам. Рисунок может быть самостоятельным жанром или служить вспомогательным средством (набросок, эскиз, этюд). Многообразны и вещества, инструменты, используемые для рисунка: перо, уголь, мел, карандаш, акварель, гуашь, тушь, кисть и т.д. Великими рисовальщиками считают Л. да Винчи, А.Модильяни (Италия), А.Дюрера (Германия), Рембрандта (Голландия), П.Пикассо, А.Матисса (Франция), И.Репина, Н.Ге (Россия).

РО′ЗА – круглое решётчатое окно (часто витраж) романских и готических храмов, расположенное над входом.

РОЗЕ′ТКА (от франц. rosette – розочка) – декоративный орнаментальный мотив в виде стилизованного цветка (розы).

РОКА′ЙЛЬ (франц. rocaille – мелкий, дроблёный камень, раковины) – декоративный орнаментальный мотив в виде раковины.

РО′СТРА (от лат. rostrum – нос корабля) – декоративный мотив древнеримского происхождения: изображение носа корабля. Чаще всего украшает колонны. Ростры символизировали морские победы. (Ростральные колонны у здания биржи в Петербурге, архитектор Жан Тома де Томон, 18 в.).

РОТО′НДА (итал. rotonda, от лат. rotundus – круглый) – круглое в плане архитектурное сооружение, обычно с куполом (храм, мавзолей, часовня, зал, беседка).

РУИ′НЫ (лат. ruina – обломок) – развалины сооружения, архитектурные памятники прошлого. Часто изображались в живописи. В садово-парковом искусстве иногда создавались искусственные руины для воссоздания «духа старины».


РУ′СТИКА (от лат. rusticus – простой, грубый) – рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отёсанной или выпуклой лицевой поверхностью (рустами). Рустика (рустовка) оживляет плоскость стены светотеневой игрой, создаёт впечатление мощи, массивности здания. Если стена здания оштукатурена, рустика может имитироваться разбивкой стены на прямоугольники или полосы.


С

САДО′ВО-ПА′РКОВОЕ ИСКУ′ССТВО – искусство создания садов и парков и других озеленяемых территорий. Специфика садово-паркового искусства – в использовании для организации пространства живого растительного материала, непрерывно меняющего свой облик. Помимо создания озеленённых участков практика зелёного строительства включает подбор растений для различных климатических и почвенных условий, посадку растений и уход за ними, размещение и группировку растений в сочетании с архитектурными сооружениями, водоёмами, дорогами, площадками, скульптурой. Садово-парковое искусство имеет древнейшую историю: сады с водоёмами при древнеегипетских храмах; «висячие сады» на высоких террасах в Вавилоне; древнегреческие парки для спортивных состязаний; древнеримские парки с фонтанами, беседками, колоннадами; кладовые («бустан») и цветочные («гюлистан») сады Ирана и Среднего Востока; китайские и японские миниатюрные сады с карликовыми деревьями, с использованием камней, песка, мха; террасные парки Италии 16 в.; регулярные парки Франции 17-18 в.; пейзажные парки Англии 18 в. В 19-20 вв. возникают новые разнообразные типы парков: ботанические, спортивные, городские, выставочные, лесопарки, луна-парки, мини-парки, озеленение дворов, набережных, крыш. В соотношении с садово-парковым искусством развивается садово-парковая архитектура и скульптура: беседки, гроты, павильоны, лестницы, статуи, скамейки и т.п.

САНГИ′НА (франц. sanguine, от лат. sanguineus – кроваво-красный) – карандаш без оправы красно-коричневых тонов. Техника сангины известна с Возрождения. Рисунки сангиной очень живописны, создают ощущение теплоты.

САРКОФА′Г (греч. «пожиратель мяса», первоначально – название породы известняка, который якобы уничтожал трупы) – гроб, небольшая гробница. Саркофаги обильно украшались росписями, орнаментами, рельефом. В Древнем Египте делались в виде фигуры покойного, туда помещали мумию. В широком смысле – художественно оформленный гроб.

СГРАФФИ′ТО, ГРАФФИ′ТО (итал. sgraffito – выцарапанный) – разновидность монументально-декоративной живописи, основанной на процарапывании верхнего слоя штукатурки до нижнего, контрастного по цвету, слоя. В древности принцип сграффито применялся в керамике (вазы Греции и Этрурии), в 15-17 вв. сграффито распространилось в Италии как способ украшения стен.

СЕНЬ (старослав. «тень», «шатёр», «покров») – навес на столбах или колоннах над алтарём, троном, колодцем.