ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.05.2021
Просмотров: 1620
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 3.Административно-хозяйственные районы
Глава 4. Исторические вехи развития Санкт-Петербурга.
Глава 5. Население Петербурга XYIII-XXI вв.
Глава 6. Историко-архитектурные памятники
Глава 7. Культурные центры Петербурга и
Организационная структура современного краеведения.
Глава 2. Географическое положение и природные особенности
Животные: рысь, выдра, лиса, барсук, бобр, белка-летяга.
Глава 4. Исторические вехи развития Санкт-Петербурга
4.1.История заселения и освоения Невских земель до Петра I
4.2.Военно-оборонительные сооружения Ленинградской области. Крепости.
Глава 5. Население Петербурга – XYIII-XXI вв.
5.1. Демографические особенности города за три века
Население Петербурга в XVIII веке
Население Петербурга в XIX веке.
Население Петербурга в XX веке.
5.3.Петербург – город веротерпимости
Иноверческие храмы других вероисповеданий
7.2. Старинные усадьбы Ленинградской области
15 сентября 1811 г. состоялась торжественная церемония освящения Казанского собора. Возведенный накануне Отечественной войны 1812 г. Казанский собор стал памятником русской военной славы и победы над Наполеоном. В декабре 1812 г. под его своды торжественно внесли первые 27 французских знамен и штандартов - военные трофеи России. Тогда же Кутузов передал в дар отбитые у врага оклады икон из серебра, украшенные драгоценными камнями. По проекту архитектора К. А. Тона из этого серебра был исполнен иконостас Казанского собора. М. Кутузов умер 16 апреля 1813 г., и император Александр I распорядился похоронить фельдмаршала в Казанском соборе. Прощание с полководцем стало ярким свидетельством признания его заслуг перед Отечеством. 13 июня 1813 г. гроб и серебряный сосуд с набальзамированным сердцем полководца опустили в склеп, устроенный в северном приделе. В 1837 г. к 25-летию Отечественной войны перед собором установили памятники М. Кутузову и М. Барклаю-де-Толли работы скульптора Б. Орловского.
Перед Обводным каналом были построены по проекту архитектора В.П.Стасова триумфальные ворота, открывавшие въезд в город: в 1834 году — Нарвские, в память войны 1812 года, в 1838 году — Московские, в память о победе в русско-турецкой войне 1828-1829 гг.
В первые три десятилетия XIX века получили свое завершение важнейшие архитектурные ансамбли Петербурга с типичными для классицизма четкими формами, сочетающими стены с ордером и строгим сдержанным декором. В их создании участвовали такие замечательные зодчие как К. Росси, Д.Кваренги, А.Д.Захаров, А.Воронихин, Тома де Томон, О.Монферран.
В центре города образовались две огромные площади: Дворцовая и Сенатская. Дворцовую площадь образовали вместе с Зимним дворцом здания Главного штаба, восточный фасад Адмиралтейства и здание Гвардейского корпуса. Здание Главного штаба построено в стиле ампир архитектором К.Росси. Оно состоит из двух корпусов, симметрично расположенных и соединенных триумфальной аркой, оформляющей въезд на площадь с Большой Морской улицы. Арку украшает скульптурная композиция, выражающая торжество России, победившей армию Наполеона в 1812-1815 гг. (скульпторы С.С.Пименов и В.И.Демут-Малиновский). В центре площади была поставлена гранитная Александровская колонн, высотой 47,5 метров с ангелом с крестом (архитектор О.Монферран).
Здание Сената — высшего судебного органа России и Синода, ведавшего делами Русской православной церкви, сооружены в 1829-1834 гг. архитектором К.И. Росси. У них типичные для стиля ампир восьмиколонные лоджии коринфского ордера и триумфальная арка (выходящая на Галерную улицу) со скульптурами (скульпторы С.С.Пименова и В.И.Демут-Малиновского).
Здание Александрийского театра построено в 1828-1832 г.г. архитектором К.Росси. Главный фасад здания венчает скульптурная группа, изображающая колесницу Аполлона с квадригой коней (С. С. Пименов). В нишах фасада установлены статуи муз — Терпсихоры и Мельпомены. В скульптурном убранстве здания принимали участие В. И. Демут-Малиновский и А. Трискорни.
Тыльный фасад здания Александрийского театра завершает улицу, названную в наше время именем ее создателя К.Росси. Эта улица — архитектурный шедевр, созданный К.Росси в 1830-х годах. Зодчий применил при ее создании такой прием: ширину улицы и высоту двух образующих ее зданий он сделал одинаковой, получив в сечении правильный квадрат. Благодаря этому улица имеет очень строгий и торжественный вид.
Ансамбль площади Островского включает также павильоны сада Аничкова дворца (1816—1819 гг., К. И. Росси) и здание Российской национальной библиотеки. Самая старая его часть, на углу Невского проспекта и Садовой улицы, построена в 1796—1801 годах архитектором Е. Т. Соколовым, а часть, выходящая на площадь Островского — в 1828—1834 годах архитектором К. И. Росси. Оба здания объединяет вновь возведенный аттик. Между 18 ионическими колоннами фасада установлены статуи античных ученых, философов и поэтов (скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и др.), а над ними статуи богини мудрости Минервы (скульптор В. И. Демут-Малиновский). В центре площади установлен памятник Екатерине II (1873 г., А. М. Опекушин).
На другой стороне Невского проспекта находится ансамбль Михайловской площади, также созданный, главным образом, К. И. Росси. Его образуют: Михайловский дворец (Русский музей), построенный К. Росси в 1819—1825 годах для брата Николая I Михаила Павловича, здание Театра оперы и балета им. М. П. Мусоргского (1831 — 1833 гг., А. П. Брюллов), Филармонии (1834—1839 гг., арх. П. Жако) и жилые здания, построенные позднее, но по проекту Росси и подчиняясь общему замыслу зодчего.
Здание Конногвардейского манежа построено в 1804-1807 гг. архитектором Д.Кваренги. Портик при выходе украшен мраморными группами Диоскуров (мифических сыновей Зевса, укрощавших коней).
Исаакиевский собор, шедевр национального зодчества, замечательный памятник русского классицизма. Существующее ныне здание - четвертая церковь, построенная в Санкт-Петербурге в честь святого Исаакия Далматинского. В 1818 г. состоялся конкурс на новый проект храма. Непременным условием, выдвинутым императором Александром I, стало требование сохранение алтаря старого храма, построенного Ринальди. Конкурс выиграл мало известный архитектор Огюст Монферран. Возведение нового Исаакиевского собора началось в 1819 г. Оно продолжалось почти 40 лет.
30 мая 1858 г. состоялось освящение Исаакиевского собора, который стал главным в столице. С южной стороны Исаакиевской площади расположен Мариинский дворец - памятник русского зодчества 40-х гг. XIX в. Он был возведен в 1839-1844 гг. по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера на месте дворца Чернышёва, частично включив его в себя. Свое название получил по имени первой владелицы - Великой княгини Марии Николаевны .Мариинский дворец позже перестроили для размещения в нем высшего законодательного органа Российской империи - Государственного совета.
На Исаакиевской площади находится памятник императору Николаю I. В 1856 г. Александр II задумал увековечить память о своем отце. Разработку проекта монумента поручили О. Монферрану. Эта задача была поставлена перед непревзойденным мастером конной скульптуры П. Клодтом, который решил выполнить бронзовое изваяние скачущего всадника, установив коня лишь на две точки опоры.
Полностью была перестроена в первой половине XIX века Стрелка Васильевского острова, где размещался порт. Центральный объект ансамбля Стрелки - здание Биржи. Основанная еще Петром I, Биржа долгое время не имела собственного помещения. В начале XIX в. А. Захаров разработал план застройки Стрелки, в соответствии с которым новое здание Биржи являлось основой всего ее архитектурного ансамбля. Проект этого величественного здания разработал архитектор Тома де Томон. Своим обликом Биржа напоминает античный храм. Большую роль в оформлении главных фасадов Биржи играют две монументальные скульптурные группы, установленные на аттиках, венчающих колоннаду, - "Нептун с двумя реками" и "Навигация с Меркурием и двумя реками" (И. Прокофьев, Ф. Щедрин).
По обе стороны площади одновременно со строительством здания Биржи возвели две могучие 32-метровые Ростральные колонны (украшенные металлическими скульптурными изображениями носовых частей кораблей, давших им название). Они замышлялись как маяки, для чего на самом верху колонн установили треножники с чашами-светильниками. У подножия колонн - четыре скульптуры, символизирующие великие реки России - Волгу, Днепр, Неву и Волхов. Их создатель - каменотес С. Суханов. В окончательное оформление архитектурного ансамбля Стрелки внес вклад архитектор И. Лукини. Симметрично зданию Биржи и в тех же архитектурных формах в 1826-1832 гг. он возвел два пакгауза - склада для хранения товаров (ныне занимаемые зоологическим и почвенным музеями). Одновременно с сооружением пакгаузов И. Лукини построил также здание Таможни (ныне Институт русской литературы) и Музейного флигеля Академии наук В 1926 г. площадь перед Биржей стала уютным сквером.
В 1828 году был достроен В.П.Стасовым начатый по проекту Растрелли Смольный собор. Рядом с собором находится здание бывшего Смольного института, построенное архитектором Д.Кваренги в 1804-1806 гг.; в нем теперь размещается мэрия города Санкт-Петербурга.
Завершен был и ансамбль Марсова поля, где в 1817-1821 г.г. были построены архитектором В.П.Стасовым Павловские казармы (ныне в них размещается Ленэнерго).
6.4.Архитектура второй половины XIX- начала XX века.
Эклектика и модерн.
В архитектуре второй половины XIX века смешались различные стили. Эта стилевая смесь получила название- эклектика. В ней сочетаются ренессанс, барокко, классицизм, русское и византийское зодчество, и.т.д.
В 1860-1880-х годах на месте деревянных домов стали строить 4-6 этажные доходные дома с замкнутыми дворами-колодцами, квартиры в которых сдавались в наем. Такие доходные дома в те годы можно было увидеть во всех частях Петербурга, кроме Адмиралтейского, Спасского и Казанского районов. Некоторые районы города были сплошь застроены такими домами. Это бывшие военные слободы — Преображенская (нынешние 1-10 Советские улицы), Измайловская (нынешние 1-10 Красноармейские улицы), Семеновская (ныне улицы между Витебским вокзалом и Московским проспектом). Невский проспект (от Фонтанки до Александро-Невской Лавры), Литейный проспект, а также набережные Фонтанки, Мойки, канала Грибоедова, Садовой улицы в западной части города. Именно о них писал Ф.М.Достоевский — "дома высокие, холодные, с глухими стенами". 2-я треть XIX в. ознаменовалась распадом классицизма и появлением множества стилизаторских течений. Здания строились в новом греческом, псевдорусском духе, русско-византийском, готическом, барокко и т.п. Завершился этот период эклектизмом. Ззаказчиками всё чаще стали крупные предприниматели, торговцы, акционеры. Их потребности определили направленность застройки Петербурга (конторы, торговые и промышленные сооружения, огромные доходные дома), а их вкусы — внешний вид новых зданий. Соединение красивых, но чуждых друг другу деталей, обилие декора часто нарушало целостность архитектурного замысла, однако отвечало вкусам заказчиков.
Среди архитекторов-эклектиков 2-й половины XIX в. — Р. А. Гедике, Г. А. Боссе, М. Е. Месмахер, И. С. Китнер, П. Ю. Сюзор и др. В этот период, были построены: здание Общества взаимного кредита на набережной канала Грибоедова, 13 (1888—1890, Сюзор), крытые рынки, вокзалы, банки, гостиницы, здания акционерных обществ и множество доходных домов. В конце XIX в. на смену эклектизму с его многочисленными разнородными украшениями пришел модерн, отражая настроения переломной эпохи.
Модерн — художественный стиль в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX в. Слово "модерн" в переводе с французского означает "новейший, современный". Представители этого направления искали новые пути, новые формы выражения, отказавшись от поверхностного использования и смешения стилей, существовавших ранее.
Архитекторы модерна предпочитали регулярной планировке планировку свободную, асимметрию и обтекаемые формы. Это выражалось в общей неопределённости очертаний и подчёркивании отдельных деталей, в сложности ритма (разноэтажные корпуса здания, свободно сгруппированные окна и т. п.), в плавно-текучих переходах мозаичного или лепного декора с этажа на этаж и т. д. Для этого стиля характерно использование новых конструкций, новых строительных и отделочных материалов: это металлы, железобетон, стекло, в облицовке — керамика и глазурованные изразцы. В интерьерах широко применялись дерево, цветное стекло, художственная роспись и резьба; декоративные панно, мозаика и витражи, фарфоровые и стеклянные вазы украшались стилизованными растительными узорами, плавно изогнутыми текучими линиями и цветовыми пятнами. На фасадах зданий появлялись пейзажи (Большая Зеленина, 28: доходный дом герцога Н. Н. Лейхтенбергского, мозаика;). Панно (Кирочная , 43: Суворовский музей, мозаика по картинам на исторические темы. Иконы (Александровский парк, 5: здание Ортопедического института, майолика по картине К. С. Петрова-Водкина), стилизованные цветы (15-я линия В. О., 70: жилой дом, майолика; ул. Литераторов, 17: особняк А. Е. Молчанова, майоликовый фриз), животные и т. п. Фриз мог оказаться на любой высоте, включить в себя окна, стечь вниз и заполнить простенки. Орнаменты сменялись свободно рисованными композициями, и иногда узор ковром покрывал стену. Карнизы, дверные и оконные проёмы имели изогнутые очертания. Ажурные решётки балконов и ворот плавно врастали в здание, повторяя, дополняя или подчёркивая изгибы перекрытий, фасадного декора.
Постоянным спутником архитектуры модерна был лепной декор — от растительного орнамента с прихотливо изогнутыми стеблями и цветами до картушей, женских масок с распущенными волосами, сказочных персонажей; применялись и свободные пластические формы.
Среди архитекторов петербургского модерна — А. И. Гоген, Ф. И. Лидваль, Н. В. Васильев, А. Ф. Бубырь, В. В. Шауб и др
Ранний модерн отличается романтичностью, он живописен и декоративен — таковы, например, дом компании "Зингер" (П. Ю. Сюзор; Невский пр., 28: бывший Дом книги) и особняк М. Ф.Кшесинской (А. И. Гоген и др.; ул. Куйбышева, 2—4: ныне — Музей политической истории России). Поздний модерн строже, в нём есть элементы классицизма. Это здание Азовско-Донского банка (Ф. И. Лидваль, В. В. Кузнецов; Большая Морская, 3—5: ныне — Главный междугородный, международный, телефонный телеграфный узел). Здание магазина Гвардейского экономического общества (Э. Ф. Виррих, С. С. Кричинский и др.; Большая Конюшенная, 21—23: ныне — Дом ленинградской торговли, ДЛТ).
В 1910-х гг. на смену модерну пришел неоклассицизм. Архитекторы вновь обратились к классическому наследию XVIII — начала XIX в.; кроме того, возродился интерес к архитектуре Петровской эпохи и древнерусскому зодчеству, — а затем наступила пора массового жилищного строительства.
Вопросы и задания
1.Составить таблицу и заполнить ее примерами архитектурных сооружений разных стилей, указать дату постройки и автора.
Петровское барокко |
Высокое барокко |
Классицизм, ампир |
Эклектика |
Модерн |
|
|
|
|
|
2. Подготовить выступления на следующие темы:
-
творчество Д. Трезини
-
творчество Ж.Б. Леблона
-
творчество М.Земцова
-
творчество В.Баженова
-
архитектурные постройки А. Воронихина
-
барокко и Б. Растрелли
-
ансамбли К.И. Росси
-
архитекторы эпохи эклектики
-
Лидваль, Сюзор, А.фон Гоген и петербурский модерн.
3.Продумать план и составить краткий текст экскурсии по следующим маршрутам:
-
Петербург начала XVIII века"
-
Екатерининский Петербург"
-
Православные Храмы Петербурга
-
Храмы Невского проспекта
-
Невский проспект
-
Александро-Невская Лавра"
-
Университетская набережная
-
Мосты города
-
По Английской набережной
-
Конюшенная площадь
-
Особняки второй половины XIX века
-
Театральный и музыкальный Петербург
Литература
Власов В. Г. Архитектура "петровского барокко": Эпоха. Стили. Мастера. - СПб., 1996.
Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках.- СПб., 1994.
Гуляницкий Н. Ф. Градостроительные особенности Петербурга и черты русской архитектуры середины ХVIII в. // Архитектурное наследство. - Л.; М. - 1979. - № 27. - С. 12-21.
История русского искусства: В 13-ти т. / Под общей ред. И. Э. Грабаря и др.- М., 1961. - Т. 6-8, кн. 1.
История русской архитектуры: Учебник для вузов/ В. И. Пилявский и др. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб., 1994. - С. 328-421.
Каганов Г. З. Петербург в контексте барокко. - СПб., 2001.
Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века.- Л., 1990.
I
Глава 7. Культурные центры Петербурга
и Ленинградской области
7.1.Петербург – культурная столица России.
Петербургская культура необъятна. Театры и библиотеки, музеи и концертные организации, выставочные залы и кинотеатры в сочетании с шедеврами архитектуры и скульптуры, садами и парками, гранитными набережными действительно позволяют считать наш город не только одним из самых красивых в мире. Петербург по праву можно поставить в один ряд с самыми просвещенными и культурными центрами, созданными человечеством.