Файл: 2011_Мещерякова_КультДосугРабота.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.05.2021

Просмотров: 1734

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В результате формируются личности, обладающие:

1) повышенным уровнем внушаемости,

2) нарушенными механизмами психологической самозащиты,

3) хаотическим способом систематизации представлений об окружающем мире.

В чем же причина этих психофизиологических нарушений?

Факторы, действующие на человека при телепросмотре78:

1) содержание и жанр передачи (информационная программа, художественный фильм, мультфильм и т. д.);

2) зависимость зрительского взгляда от камеры, воспринимающего все спецэффекты (наплыв, монтаж, смена кадра, смена перспективы и т. д.);

3) различные физиологические воздействия экрана, независимые от особенностей программы и связанные с физической неподвижностью зрителя.

Фактор 1 осознается всеми телезрителями и, как правило, привлекает их внимание, а часто кажется даже единственным определяющим фактором («обсуждение программ»).

Фактор 2, как правило, ускользает от сознательного восприятия или, во всяком случае, ощущается очень смутно, если, к примеру, сцены сменяются слишком часто или внезапно. Зритель вообще не замечает глубокого воздействия этих средств на свою эмоциональную сферу, свои симпатии и антипатии, настроения и оценки.

Наиболее глубоким воздействием обладает фактор 3 — он сказывается на обмене веществ и нервных процессах человеческого организма, протекающих ниже порога осознаваемости, т. е. на бессознательном уровне. Здесь закладывается то, что проявляется много позже, когда физиологические воздействия уже приводят к устойчивым изменениям.

Этот третий фактор, до сих пор меньше всего беспокоивший взрослых, для ребенка имеет решающее значение. Иными словами, даже если по какому-то каналу идут исключительно безобидные детские передачи, свободные от насилия и рекламы, это еще далеко не оправдывает разрешения смотреть телевизор сколько угодно. Ведь чем больше время просмотра, тем сильнее воздействие 2-го и 3-го факторов, столь негативное, что допускать его нельзя ни в коем случае.

Кроме того причина психосоматических отклонений заключается в том, что:

  • тактовая частота излучения телевизионного экрана (при любых типах устройства) не совпадает с физиологической частотой восприятия глаза,

  • находясь у телевизора, ребенок принимает неправильную позу (полусидя, полулежа, сидя/лежа на полу),

  • просмотр телепередач происходит при неправильном освещении79.

К тому же не следует забывать о содержании того, что ребенок видит на телеэкране. Случайно попавшая в поле зрения ребенка «взрослая» передача или фильм довольно часто демонстрируют насилие и агрессию, неэтичное поведение, сомнительные морально-этические нормы и ценности.

Главная задача — не удерживать людей от общения с телеэкраном, а помочь им шаг за шагом обрести внутреннюю свободу, необходимую, чтобы избавиться от диктата извне, через экран. Этому могут помочь следующие упражнения80:


  • прежде чем включить телевизор, надо совершенно спокойно изучить программу передач и сознательно выбрать одну-единственную, очень важную или особенно интересную. Важно включить телевизор только перед ее началом и сразу выключить, едва она закончится. Самостоятельно установленное ограничение времени просмотра помогает вернуть утраченный контроль над временем;

  • повышенное внимание во время просмотра, достигаемое волевым усилием. Если с максимальным вниманием проследить телевизионные сообщения об определенном событии, можно сравнить их потом с сообщениями на ту же тему в одной из крупных газет, известных высоким качеством своих репортажей. Тогда зритель, вероятно, с удивлением обнаружит, насколько газетная информация насыщеннее телевизионной.

  • необходимо возместить негативное воздействие телевидения, создавая мощные противовесы ему в то время, когда телевизор выключен, то есть принимать долгосрочные меры, способствующие росту собственной активности. Это может быть любая деятельность, которой человек предается, руководствуясь только своим чистым интересом, будь то какое-нибудь хобби, требующее воображения и ловкости, чтение книг, посещение театров и музеев, научная работа или путешествия в экстремальных условиях, работа в экологической организации или укрепление контактов с людьми на досуге. Главное — чтобы побуждение к такой деятельности шло от нас самих и чтобы она требовала от нас и личного участия, и времени, и сил, благодаря чему у нас может сложиться устойчивый интерес к явлениям природы или культуры, техники или социальной жизни.

Самой незащищенной аудиторией телеэфира остаются дети, поэтому считаем необходимым выделить общие советы по организации просмотра телевизора ребенком:

  1. не оставляйте детей один на один с телевизором, следите за содержанием телеэфира, чтобы иметь возможность пресечь ненужную, вредную информацию, объяснить непонятное;

  2. откладывайте первое знакомство ребенка с телевизором как можно дольше;

3) ограничивайте время нахождения ребенка у экрана

  • 10-15 минутами в день - в младшем дошкольном возрасте),

  • 30 минутами (в среднем дошкольном возрасте),

  • 45 минутами (в старшем дошкольном возрасте).

  • прекращать просмотр немедленно при появлении признаков изменения психосоматического состояния – неподвижный взгляд, учащенное дыхание, расширенные зрачки, отсутствие реакции на обращение взрослого, двигательное беспокойство, нервозность81;

4) выбирайте для просмотра передачи, фильмы и мультфильмы, подходящие ребенку по возрасту (предпочтительны отечественные мультфильмы и фильмы, хотя далеко не все и не в любом возрасте, передачи развивающе-познавательного характера для детей старшего дошкольного и школьного возраста);

5) НЕ используйте телевизор как фон для других занятий, особенно для еды;


6) организовывайте место просмотра:

  • расстояние от глаз ребенка до телевизора должно быть не менее 3-4 метров,

  • центр экрана должен быть на высоте кончика носа ребенка,

  • положение тела должно быть прямым, сидячим.

Таким образом, необходимо поднимать не только проблему негативного влияния СМИ на формирование личности детей, но и проблемы гуманизации и систематизации информационных потоков с помощью педагогов и родителей, проблему повышения педагогической и психологической компетентности взрослых.


Семейное чтение как форма организации семейного досуга

Вот я уже

Дорос до лета,

Я прожил дней -

Не сосчитать.

Теперь я знаю:

Счастье -

Это

Приткнуться к маме

И читать!

Михаил Яснов


Читать всего совсем не нужно, читать нужно только то, что отвечает на возникшие в душе вопросы

Л.Н. Толстой

Формирование духовной культуры личности в России всегда рассматривалось через чтение, книгу. Семейное чтение занимает особое место в развитии человека, так как находится у самых истоков формирования личности. Традиции семейного чтения уходят своими корнями в далекое прошлое - об этом свидетельствует бесчисленные колыбельные, прибаутки, песенки, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, сказки, загадки, былины. Ребенку не обязательно понимать, он должен просто впустить в себя и помнить. «В дремотном состоянии в дремучей глубине его души, которая и потом, когда он повзрослеет, никогда не будет полностью доступна его собственному сознанию, угнездятся древние, целостные, мощные и емкие образы, являющиеся сгустками самых главных жизненных смыслов, передающихся в народной традиции. Пространственно-символические схемы, организующие эти смыслы в фольклорном тексте, отражают народную модель мироустройства. В дальнейшем они станут основой формирования символического мышления самого ребенка, без которого не может быть понимания мира и себя, осознания смысла своего существования»82.

Чтение позволяет осуществлять коммуникацию, не ограниченную временем и пространством, с помощью запечатленных на бумаге словесных текстов. Переход от устной коммуникации к письменной связан с урбанизацией, с переходом от традиционного сельского образа жизни к городскому. Господствующие на селе социальные структуры, базирующиеся на традиционных образцах поведения, жестко закрепленных типах действия в различных жизненных ситуациях, тесно связаны с устным общением. Лишь в городе, предлагающем множество конфликтующих между собой образцов поведения, появляется потребность в таком универсальном посреднике, как печатное слово.

Переход от устной коммуникации к чтению занимает столетия и не завершился и к нашим дням. В ходе его получили распространение промежуточные формы, когда печатный текст воспринимается на слух.

Культурологи обычно подчеркивают различия устной традиции и печати как форм социальной коммуникации (устный текст эмоционален, тесно связан с ситуацией и говорящим, невелик по объему, как правило, и способствует консолидации небольшой группы; печатное слово отчуждено, более абстрактно, обеспечивает связь с отдаленными во времени и пространстве людьми). Однако воспринят печатный текст может быть как в ходе чтения «про себя», так и на слух, т.е. здесь на ином уровне воспроизводится оппозиция «устное—печатное». Каждая из этих форм имеет свою специфику. В первом случае реципиент может сам выбрать подходящий темп восприятия, способен при необходимости повторно вернуться к нужному фрагменту текста или, напротив, прервать чтение до другого случая и т.д. Во втором восприятие развивается только линейно, чтец задает его темп и, кроме того, используя интонацию, существенно влияет на ход и результат рецепции. Восприятие на слух в большей степени обращено к сфере чувств, чем чтение «про себя» 83.


Семейное чтение в России всегда считалось занятием достойным и полезным, его почитали как в крестьянских избах, так и в дворянским гостиных. Дети приобщались к книге и слову благодаря рассказам, чтению вслух, домашним театрализованным представлениям. Русская историческая традиция семейных чтений показывает, как велика была у народа тяга к духовному совершенству. Книга служила не только источником информации, но и пищей для души, сердца, объединяла людей, воспитывала культуру общения, являлась носителем нравственных и духовных ценностей. В среде просвещенного сословия России 19 – начала 20 вв. семейные чтения были естественным атрибутом духовного общения взрослых и их общения с детьми.

В русских семьях было принято читать друг другу книги вслух – стихи, прозу, порой и нехудожественные произведения, обмениваться мнением о прочитанном. Старшие члены семьи обращали внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились им в детские и юношеские годы, и часто эти любимые книги хранили в домашних библиотеках. Домашние библиотеки собирали всей семьей, обсуждая необходимость каждого нового приобретения.

В девятнадцатом веке авторы читали в салонах литературных кружках только что написанные произведения, взрослые читали по вечерам собравшимся в круг домочадцам романы с продолжением, возлюбленные наедине читали друг другу стихи; в кружках самообразования читали вслух книги по экономике, политике, философии; родители гувернантки, школьные педагоги читали вслух детям.

О семейных чтениях, о привычке собираться вместе и читать новые произведения, публикуемые в литературных журналах, пишут мемуаристы и писатели Н.С. Лесков, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн и многие другие. Художественную литературу использовали и в тех случаях, когда деликатность мешала членам семьи открыто обсудить волнующие их проблемы.

Во второй половине ХХ века традиция чтения вслух в кругу семьи постепенно утрачивалась, а с появлением радио и телевидения семейные чтения вслух, существовавшие еще в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли. Появились «литературный радиотеатр», телеспектакли, инсценировоки произведений русской и зарубежной классики. Многие семьи с удовольствием слушали прекрасных чтецов, и лишь в немногих по-прежнему собирались вместе и читали вслух и новинки, и классику.

Традиция чтения вслух на некоторое время вернулась в 1960-1980-е годы. Как известно, тогда партия и правительство пытались использовать художественную литературу для формирования «коммунистического мировоззрения». Так, в каждом докладе на съездах и партийных конференциях генеральный секретарь ЦК КПСС, глава государства, обязательно поднимал вопрос о текущей ситуации в художественной литературе, ставил оценки и давал наказ писателям, как и что должно быть написано в повестях, романах, пьесах. Однако в это же время намечается парадоксальная ситуация: отрицательные рецензии, негативное отношение правительства к писателям воспринималось читающей публикой как сигнал к тому, что ругаемое произведение представляет интерес, и его, по крайней мере, следует прочесть. В результате вокруг произведений, получивших негативную оценку, возникал ажиотаж. Издавать их переставали, а то и вообще изымали из библиотек напечатанные ранее экземпляры, достать их можно было только «по блату» на короткое время. Чтобы с достаточно крупным произведением могли ознакомиться все члены семьи, волей неволей приходилось читать роман вслух. Особенно трудно было тем, кто получал для чтения произведения самиздата. Жители Ленинграда, Москвы, провинции читали вслух и передавали друг другу книги А. Солженицына, «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» В. Войновича, «Гадкие лебеди» братьев Стругацких, «Лолиту» В. Набокова, «Доктора Живаго» Б. Пастернака, неизданного М. Булгакова.84


Сегодня такая традиция совместного чтения отсутствует, остался лишь обычай читать вслух детям, особенно перед сном. С сожалением отметим, что и это осталось не во всех семьях.

К началу XXI века появление мультимедийной культуры идет на смену культуре книжной. Книга становится одним из нескольких источников знаний о мире, наряду с иными медиа-системами. Главное – понимать, что есть что, в чем состоят особенности разных медиа, что стоит предпочесть в каждом конкретном случае и для данной конкретной цели. Правильно ориентироваться в информационной среде и справляться с разными типами текстов – вот то главное умение, которому можно и нужно научиться. Нельзя сказать, что люди стали читать меньше текстов. Но нынешняя интенсификация использования людских ресурсов такова, что профессиональной литературы мы вынуждены читать много, а на досуговое чтение серьезного рода – а именно оно во многом определяет духовное развитие и социализацию личности, – ни времени, ни сил уже не остается85.

По данным, опубликованным ВЦИОМ86, примерно пятая часть населения нашей страны читает книги постоянно (22%), а почти половина регулярно (42%). Что касается чтения журналов и газет, то этому занятию отдают предпочтение 64 и 79% респондентов соответственно. За последние семь лет заметно изменились вкусовые предпочтения россиян, сместился акцент читательского выбора с детективных жанров на классические произведения.

Россияне стали более «всеядны» в отношении выбора книг для чтения, чем и объясняется тесное соседство легких жанров и классики, для восприятия которой необходима большая подготовленность и восприятие которой является более трудоемким процессом с большим объемом умственных затрат. Снижение интереса к криминальному чтиву свидетельствует о смене ориентации читательского вкуса и вместе с тем о высокой степени насыщенности и удовлетворения интереса к воровскому миру, к данной субкультуре (этот факт очевиден и при анализе контента телевизионных передач, художественных фильмов и пр.). Уровень привлекательности фэнтези, сказочной фантастики среди читателей немного возрос: с 6до 10%, та же тенденция наблюдается и в среде любителей поэзии: с 5 до 11%.

Наличие книг в доме – еще не значит, что сформирована культура чтения. Уровень читательской культуры у значительной части, как детей, так и взрослых весьма далек от желаемого. Что такое семейное чтение, и почему специалисты в один голос говорят об исчезновении традиции семейного чтения, несмотря на то, что большинство родителей, бабушек и дедушек продолжает читать вслух своим чадам.

Т.В. Степичева87 рассматривает историю формирования традиции семейного чтения, обращая внимания на следующие моменты:

  • чтение вслух;

  • участие детей в совместном чтении;

  • мотивы чтения;

  • наличие обсуждения.