Файл: 2011_Мещерякова_КультДосугРабота.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.05.2021

Просмотров: 1736

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Отношение к организации досуговой деятельности (пассивное, активное, творческое) зависит от личностной позиции каждого члена семьи. Именно творческая активность обеспечивает личностно-деятельностную включенность в данный процесс.

3. Родительское отношение к ребенку характеризуется адекватностью восприятия своего ребенка и признанием его субъектом воспитания.

4. Ценностно-ориентационное единство семьи интерпретируется как наличие устойчивых семейных традиций, целостность миропонимания, образа и стиля жизни, наличие значимой совместной деятельности.

Совместная деятельность формирует систему ценностей семьи, положительно и эмоционально окрашивает познавательную деятельность, приводит к социально значимому творчеству и духовному общению. «В процессе совместной деятельности предстают в новом свете перед детьми сами родители, а те, в свою очередь, иными видят своих детей» 54

По мнению С.В. Лавренцовой55, реализация воспитательного потенциала семейного досуга может быть обеспечена на основе:

а) системы социально-педагогического воздействия, направленного на формирование культуры семейного досуга как средства духовно-интеллектуального наполнения свободного времени членов семьи, вовлечения их в процесс непрерывного просвещения, совместного любительского творчества и активные формы отдыха;

б) целенаправленного отбора форм художественной деятельности, способствующих созданию благоприятной социально-психологической атмосферы в семье;

в) включения семьи в единое социокультурное пространство по месту жительства в качестве целостного субъекта социально-культурного творчества, педагогическая эффективность которого зависит от совместных усилий входящих в него личностей.

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Две трети современных семей в РФ не имеют увлечений (ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения, нередко дети из таких семей идут в клуб для того, чтобы в лице руководителя и товарищей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами.56

При оценке полноценности семейного досуга принимается во внимание количество времени, отводимого для него всеми членами семьи, а также характер использования этого времени (сон, вязание, просмотр телевизора, семейное чтение, прогулка на лыжах, посещение музея и т.д.). Прослеживается прямая зависимость восстановительной функции семьи от налаженности домашнего хозяйства, быта, сбалансированности семейного бюджета57.


Важную роль играют тепло домашнего очага, уют, которые создаются и его внешним оформлением, удобством, и вниманием, заботой всех членов семьи друг о друге. Если это удалось сделать общими усилиями взрослых и детей, то семья становится настоящим психологическим убежищем. Если ведение домашнего хозяйства - совместный труд и взрослых и детей, то исключается перегрузка женщины, и у нее останется время для отдыха. При планировании бюджета всей семьей обсуждается распределение финансов и выделение средств на отдых, культурный досуг, туризм.

Многие проблемы быта и досуга семьи связаны с ее потребительским бюджетом и уровнем жизни, катастрофическим ростом количества малообеспеченных семей. Среди социально-бытовых проблем семьи, непосредственно влияющих на ее активность в сфере социально-культурной деятельности, выделяются жилищные проблемы, условия проживания. Существенное значение имеют разумное распределение домашнего труда между членами семьи, внутрисемейные отношения представителей разных поколений, детей и родителей, межсемейные отношения.

Качество семейного досуга и семейного воспитания будет во многом обусловлено культурными ценностями, которых придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры искусства во благо развития ребенка.

На примере музыки как вида искусства, которое сильно воздействует на эмоциональный мир человека и подчиняет его себе, можно сказать, что воспитательное воздействие музыка оказывает в том случае, если она воспринимается как искусство. Если в семье музыка является бытовым шумом и фоном, который целый день звучит из радио или телевизора, ребенок, как правило, не приобретает умения слушать музыку всерьез и не относится к ней как к искусству. Если же в семье сохранились давние традиции посещения концертов, оперных спектаклей, совместного пения в часы досуга, то в таком случае воздействие музыки будет наиболее полным и гармоничным.

Как отмечает Т.А. Куликова58, если семьи исповедуют разные культурные ценности, то соответственно получают различные результаты воспитания. Несомненно, что дети значительно «выиграют» в развитии, особенно нравственном и художественном, если близкие им люди не только «потребляют» культуру, но сами творят, вовлекая в этот процесс всю семью: рисуют, лепят, поют хором, устраивают концерты, разыгрывают домашние спектакли, ведут летопись семьи, сочиняют сказки и т.д.

Формы семейного досуга могут обуславливаться характером взаимодействия семьи и общества, это отображается в виде экономических, правовых, нравственных, педагогических, психологических, эстетических отношений.

Итак, формы семейного досуга, как и сами семьи, различаются по следующим признакам:

  • по количеству детей;

  • по составу;

  • по структуре;

  • по типу лидерства в семье;

  • по семейным укладам;

  • по однородности социального состава;

  • по семейному стажу;

  • по качеству отношений и атмосферы в семье;

  • по типу потребительского поведения;

  • по особым условиям семейной жизни.


Свои интересы и потребности личность может удовлетворить дома или в учреждениях культурно-досугового типа. В условиях домашнего досуга (а это по своим масштабам – «космос», как отмечает А.Д. Жарков59) культурная деятельность, являясь противоположностью профессиональной, носит самодеятельный характер. По данному критерию семейный досуг можно разделить на домашний досуг и досуг с семьей вне дома.

Семейный домашний досуг – это:

  • любительские занятия (цветоводство, коллекионирование, уход за домашними животными, совместные занятия творчеством, художественным или техническим: рисование, поэзия, музицирование, пение, вышивание, любительская видеосъёмка, фотосъёмка и т.п.);

  • совместное обращение к аудиовизуальной информации (просмотр телевизора, обращение к Интернету и другим средствам СМИ);

  • домашние спектакли (организация театрализаций и театральной деятельности как фрагментарной (переодевание, гримировка, розыгрыши), так и полномасштабной (организация домашнего театра – живого или кукольного- постановка композиций, игровых программ, малоформатных спектаклей и т.п.);

  • семейное чтение;

  • игры (с детьми, настольные и т.д.);

  • праздники (организация домашних детских праздников с включением игровых программ и конкурсов; семейных и клановых праздников с привлечением широкого круга родственников и свойственников).

Семейный внедомашний досуг:

  • рекреативный семейный отдых вне дома (дача, туризм);

  • оздоровительный и спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры, посещение бани, фитнесс-клуба и т.д.).

  • совместное посещение театров, музеев, кинотеатров, концертов и других культурно-зрелищных мероприятий;

  • хождение в гости;

  • организация любительских семейных общностей и семейных коллективов художественной самодеятельности;

  • участие в массовых праздниках и зрелищных мероприятиях;

  • организация семейных праздников и ритуально-обрядовых действ (свадьба, похороны, поминки и т.п.) с привлечением предприятий культурно-досуговой сферы.

В основе выбора той или иной формы семейного досуга лежат семейные традиции. Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами, особенно между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания60.

По данным мониторинга общественного мнения, опубликованного ВЦИОМ61 2010 году, излюбленными видами отдыха для населения России являются торжества на дому: так, принимают у себя в гостях родственников или друзей – 31% респондентов, а предпочитают самим быть в гостях чуть больше опрошенных – 37%. Неслучайно данные исследований фиксируют, что одна из самых предпочтительных форм реализации досуга – общение с друзьями, именно этот способ рекреации традиционен в нашей стране и осуществляется он в виде посиделок в гостях.


В настоящее время привлекают внимание исследователей традиции организации семейного досуга, которые веками складывались в русских семьях, а в послереволюционный период оказались утраченными или сильно деформированными. Это традиции семейного чтения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр взрослых и детей, пения, домашнего театра, эпистолярной культуры, составления генеалогического древа, коллекционирования.

Как отмечает Т.А. Куликова62, некоторые из этих традиций начинают возрождаться. В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фотоальбомов «Моя родословная», посещение мест, памятных для предков, и т.д.). Во многих семьях сохранилась традиция общесемейных трапез, которые восполняют недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи, подтверждают ее цельность и заинтересованность в ней всех домашних. Традиция общесемейных трапез, сохраняя свою ценность, является своего рода символом семейственности. Разнообразнее становятся традиции проведения досуга: путешествия, воскресные поездки за город, посещение музеев, домашние концерты, национальные игры, спортивные развлечения и др. С другой стороны, в обогащении содержания нуждаются такие общепринятые семейные традиции, как празднование Нового года и дней рождения членов семей, особенно детей.

Кроме семейных традиций при выборе определенной формы проведения досуга семья будет исходить из выявления своих досуговых интересов.

Досуговые интересы семьи выражают совокупность устойчивых мотивов и предпочтений членов семейной общности, определяющих их деятельностные стратегии в реализации социально-культурной активности в сфере свободного времени63. Динамика развития досуговых интересов современной семьи зависит от соблюдения социокультурных условий:

  • интеграции и сотрудничества учреждений социально-культурной сферы, общественных организаций, религиозных конфессий в определении оптимальной семейной культурно-досуговой политики;

  • дифференциации форм социально-культурной деятельности в зависимости от типа семьи, материального положения, уровня досуговой активности;

  • актуализации в содержании деятельности клубного учреждения ценностей семейного досуга (совместное проведение досуга, семейное творчество, семейная сплоченность, любовь и ответственность и т.д.).

  • создания системы культурного обслуживания семьи, способствующей росту социально-культурной активности и формированию механизмов саморегуляции и самореализации досуговой активности семьи;

  • выявления и поддержки любительских интересов, гражданских инициатив, деятельность по сохранению и развитию культурных традиций, созданию культурной среды жизнедеятельности семьи.


Таким образом, можно говорить о многообразии форм семейного досуга. Содержательная сторона некоторых форм семейного досуга будет рассмотрена в следующих параграфах.

Подводя итог, необходимо еще раз подчеркнуть, что в современных условиях семейный досуг играет важнейшую роль в развитии и сохранении семьи. Опыт организации семейного досуга свидетельствует о безусловных преимуществах многовариантной модели отдыха семьи, в основе которой лежит создание определенных условий для саморазвития, творческой инициативы, самодеятельности, проявления индивидуальных особенностей личности каждого члена семьи.



3.3. Подсистема домашних индивидуально-семейных форм реализации досуга


Масс-медиа в системе семейного досуга

Значимым фактором включения людей в культурно-досуговую сферу являются средства массовой информации (СМИ).

На протяжении многих столетий человечество использовало для информации и коммуникации устную речь, музыку, живопись и письменность. Начиная с XV века вплоть до наших дней, в общественной социально-культурной практике появляются и активно используются печатные книги, газеты и журналы, фотография, радио, телефон, киноискусство, телевидение, магнитная запись звука и изображения, компьютерные системы. Активное социальное взаимодействие открывает широкие возможности не только для культурного выбора и культурного самоопределения личности, но и для межкультурной коммуникации, обмена идеями, опытом, информацией. Именно поэтому в проблематике научных изысканий социально-культурной деятельности большое место занимает поиск оптимальных путей создания в рамках каждого социума достаточно развитого коммуникативного пространства, в котором могли бы пересекаться интересы и предпочтения различных по социальному статусу и культурным ориентациям групп и слоев населения64.

По данным социологического исследования, касающегося пространства российской духовной культуры (декабрь 2004 г. в 25 субъектах РФ), 83% опрошенных свободное время проводят дома, что дает основание сделать вывод о тотальном одомашнивании повседневной жизни. В структуре свободного времени этих респондентов первое место со значительным отрывом от других форм культурно-досуговой деятельности занимает просмотр телепередач и видеофильмов (61,1%), телевидение смотрят 96% респондентов, а чтение относят к числу любимых занятий в свободное время только 4,6% (О.А. Митрошенков, цит. по Г.Е. Зборовскому, 2006) 65.

По мнению Г.Е. Зборовского, СМИ можно рассматривать в качестве механизма организации культурно-досуговой жизни массовых групп и слоев населения, что, по мнению автора, определяется в значительной степени большими временными затратами на просмотр телевизионных передач. Да и некоторые другие виды «домашнего» использования свободного времени также тесно связаны со СМИ: прослушивание радиопередач, чтение газет, журналов, книг, просмотр видеофильмов, занятия с компьютером (в первую очередь, «сидение в интернете»), хотя по удельному весу временных затрат они сильно уступают телевидению.