Файл: 2011_Мещерякова_КультДосугРабота.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.05.2021

Просмотров: 1793

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников определяют особенности средств массовой информации и коммуникации как социально-культурного института, представляющим «четвертую власть». По их мнению, журналистика как вид социально-культурной деятельности выполняет многофункциональное назначение в обществе, выступая как:

  • средство управления, посредник между субъектом управления (законодательной, исполнительной и судебной властью) и объектом управления (народом);

  • источник адекватной информации граждан о различных социокультурных явлениях в виде событийного или проблемного ряда;

  • арена свободного обмена мнениями среди граждан и формирования независимого общественного мнения;

  • канал распространения культурных знаний, норм и ценностей, инструмент развития массового сознания в обществе66.

Деятельность средств массовой информации и коммуникации как продуктивная социально-культурная деятельность основана на субъект-субъектных отношениях. Аудитория СМИ (читатели, зрители, слушатели) представляет собой не только объект, но и субъект, который самостоятельно решает: потреблять или не потреблять информационную продукцию.

Как отмечает О.В. Сергеева, современность и урбанизация как новый строй социальной жизни внесли сумятицу в семейные отношения, в ритуалы семейного труда и досуга. В условиях этих перемен массовые средства распространения информации и культуры занимали ниши проводников в социальный мир, становились агентами социализации для детей, часто не рядом с родителями, а вместо родителя.67

Необходимо выделить специфические особенности и функции средств массовой информации, определяющие их значение в обществе. Итак, СМИ - это:

а) средство управления, посредник между субъектом управления (законодательной, исполнительной и судебной властью) и объектом управления (народом);

б) источник адекватной информации граждан о различных социокультурных явлениях в виде событийного или проблемного ряда;

в) арена свободного обмена мнениями среди граждан и формирования независимого общественного мнения;

г) канал распространения культурных знаний, норм и ценностей, инструмент развития массового сознания в обществе.

К функциям СМИ как социально-культурного института относятся68:

  1. Информационная функция (предоставление массовой аудитории информации о различных сферах деятельности, о политических, экономических, социокультурных процессах и событиях жизни, общества).

  2. Регулирующая (воздействия на общественное сознание различных социальных групп и слоев. Благодаря реализации этой функции СМИ формируют общественное мнение, создают социальные (духовные) стереотипы и получают возможность управлять и манипулировать общественным сознанием).

  3. Функция социального контроля (реализуется в двух своих основных формах - политического и духовного (идеологического) контроля).

  4. Социокультурная (ознакомление массовой аудитории с достижениями литературы, культуры и искусства, сохранение духовных традиций, преемственность культуры, ознакомление людей с ее достижениями в других странах, образцами мировой культуры).

  5. Функция социализации (освоение широкой аудиторией норм и ценностей той или иной культуры, а по существу -предшествующего социального опыта и достижений общества, тесно связана с предыдущей).

  6. Эмоционально-психологическая (способствует осуществлению эмоциональной и психологической разрядки)

  7. Эскапистская (от английского escape - бегство, в переносном смысле уход от действительности), она означает отвлечение от сложных и напряженных проблем повседневной жизни. Иногда эту функцию объединяют с шестой.

  8. Интегративная, направленая на социальное объединение членов общества, всей той аудитории, которую охватывают СМИ.

  9. Культурно-досуговая (Масс-медиа выступают очень важным средством (каналом, фактором) организации и легитимации свободного времени как сферы, наполняемой определенным культурным содержанием).


Как отмечают Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников69, чтобы определить социально-культурный потенциал средств массовой информации и эффективнее использовать их в досуговой сфере, нужно представлять их социальную сущность и специфику. Развивающая и рекреационная роль печати, радио и телевидения определяется свойственными им отличительными чертами такими, как массовость, мобильность, оперативность.

Помимо этих общих специфических черт каждый из рассматриваемых видов СМИ обладает своими, присущими только ему специфическими особенностями донесения информации до ее потребителя. Данная специфика отражена в Таблице 1 .

Французский социолог А. Моль в своем труде «Социодинамика культуры»70, основываясь на анализе практик масс-медиа в западном мире, дал негативный прогноз последствий развития CMИ. Он пришел к выводу, что они будут способствовать нивелированию, а зачастую и снижению культурных образцов в угоду манипуляции общественным сознанием и стандартизации массового поведения.

В 2006 г. А.В. Захаровым71 вместе со студентами социологического факультета Российского государственного гуманитарного университета было выполнено исследование «Представление ценностей досуга и развлечений в российских СМИ». Методом контент-анализа было изучено более 20 иллюстрированных печатных изданий, в том числе общедоступные журналы — «Семь дней», «ТВ-парк»; специализированные издания, посвященные досугу — «Отдых в России», «Досуг в Москве», «Туризм и отдых», «Афиша», «Где»;


Таблица 1.

Сравнительный анализ социально-культурного потенциала основных средств массовой информации
(по Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникову
72)

Вид СМИ

Преимущества

Недостатки

Газета

массовость читательской аудитории, высокая избирательность (разные группы населения читают разные газеты), возможность оперативных и частых публикаций;

сложность поиска информации

короткая жизнь газеты, трудности доставки в отдаленные регионы, , незначительная информационная плотность текста из-за ограниченности возможностей площадей,

Журнал

высокая избирательность, хорошее качество воспроизведения материала, долгая жизнь, престижность многих изданий, включая стремление к поддержанию высокого имиджа, возможность для чтения не спеша

большие финансовые затраты на производство, долгий процесс подготовки продукции к выходу из печати

Радио

высокая мобильность отклика на события, относительная дешевизна для потребления, высокая избирательность для потребителя информации, возможность оперативного внесения корректировки в передачи,

распространение музыкальных программ.; всепроникаемость, дешевизна и удобство пользования.

короткая жизнь информационного сообщения, сравнительно невысокая престижность у потребителя, отсутствие зрительной информации, мало станций, действующих на всю страну, наркотический эффект и вредность воздействия на слух, короткая жизнь и довольно частая противоречивость информационных сообщений

Телевидение

выход на большую, часто многомиллионную аудиторию, низкие издержки затрат на производство продукции на одного зрителя, высокая престижность (особенно отдельных каналов и рубрик), географическая и экономическая селективность

высокие финансовые затраты на производство продукта, короткая жизнь отдельных передач, негарантированность размера аудитории, ограниченность возможности купить самое популярное время

а также некоторые «семейные» и «женские» журналы — «Домашний очаг», «Your family», «Космополитен», «Гламур», «Лиза» и др.

По материалам этого исследования был выявлен явный сдвиг ценностных ориентаций в сфере досуга в сторону развлечений. Популярные журналы насыщены прямой и скрытой рекламой развлекательных услуг, отдавая предпочтение таким видам досуга, на которых можно больше заработать. На первом месте по популярности стоят рестораны, эстрадные концерты, дискотеки, кинотеатры, казино, ночные клубы, фитнес-центры, компьютерные игры, шоппинг. Далее идут театры, путешествия, выставки, книги, спорт. Концерты симфонической музыки и постоянные музейные экспозиции упоминаются значительно реже. Творческие любительские занятия, за исключением квартирного дизайна и садовых участков, представлены очень мало.


Особо А.В. Захаров отмечает публикации о семейном и детском досуге. В отличие от других журнальных рубрик, эти материалы преподносятся нестандартно и интересно. Большое внимание уделяется играм и занятиям с детьми, детскому чтению, приготовлениям к детским и домашним праздникам. Однако и в этом вопросе исследование выявило спорный момент. В последнее время семьям настоятельно рекомендуют посещать детские развлекательные центры, куда взрослые и дети отправляются вместе, но затем проводят досуг по своим особым программам: детям предлагают подвижные и компьютерные игры, аттракционы, викторины, а родителям — посидеть в кафе, посмотреть кинофильм или просто побродить по магазинам. Насколько такое времяпрепровождение способствует упрочению семейных уз, трудно сказать.

Анализ актуальных проблем формирования культуры семейного досуга, обнаружил неумение и неспособность членов семьи рационально организовывать свое свободное время.

Открытия в области науки и техники, развитие средств массовой информации с одной стороны дают возможность современным семьям усовершенствовать свой быт, повысить оснащенность различными предметами культурного назначения (радио, телевизоры, звукозаписывающие устройства, фото- и видеокамеры и т.д.). Но вместе с тем, возникает проблема разумного, рационального использования этой материальной базы. Мало иметь в доме музыкальный инструмент, будь то пианино или гитара, надо уметь на нем играть.

С внедрением новых средств связи открываются принципиально новые информационные возможности, компьютерные сети, которые существенно меняют содержание досуга.

Особое место в этом списке занимает телевидение.

Как отмечает О.В. Сергеева73, с приходом в дом экрана видимым и ощутимым изменением, зафиксированным статистикой, а потому часто приводимым в работах по исследованию телевидения, стало нарушение пропорций между видами повседневных занятий, сложившихся в дотелевизионную эпоху. По мере роста числа владельцев домашнего телевизора практика «смотреть телевизор» становилась одним из самых распространенных способов проведения свободного, а зачастую – и несвободного времени.

В ряду потесненных можно выделить виды активности, которые строились на непосредственной коммуникации человека с человеком. Физическое «говорение», горячий обмен эмоциями и идеями, осязаемое вовлечение в действие оказались уменьшенными по сравнению с опосредованным произнесением слов, показом эмоций, сообщением идей и даже опосредованным руководством действиями.

С появлением новых каналов коммуникации сокращается время на домашние беседы, рассказывание сказок детям, совместные посиделки, прогулки и т.п. занятия. Филологи отмечают уменьшение разнообразия домашнего лексикона. С развитием телевизионной коммуникации в домашний язык проникают фразы-клише, произнесенные героями фильмов или передач, героями рекламы74.


Кроме того, телевизор «съедает» часть времени, отведенного на сон, занимает часы, которые ребенок с большей для себя пользой мог бы провести в движении. Причин тому множество. Многие люди заведомо предпочитают пассивный досуг, не приучены мыслить и действовать самостоятельно. Им требуется «поводырь» в образовавшемся пустом пространстве досуга.

К сожалению, у современного человека наблюдается низкий уровень культуры пользования телевидением, в настоящее время возникла объективная потребность в формировании избирательного отношения к телевидению, потребность рационально использовать информацию.

Негативное влияние телевидения на организм и психическое развитие человека. По данным специалистов Института биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН, в возрасте 5-6 лет наблюдается нарушения зрения (в частности, проблемы с глазным дном) более чем у 60% детей, находящихся у экрана телевизора больше 1 часа в день75.

Помимо этого специалисты констатируют другие нарушения, связанные с нахождением ребенка у телевизора:

  • нарушение кровоснабжения головного мозга,

  • повышенный тонус,

  • спазмы мышц шеи,

  • повышенная возбудимость и агрессивность поведения,

  • нарушение функционирования ритма зрительного анализатора,

  • телеэкран препятствует формированию речи и артикуляции,

  • блокируются спонтанные, творческие игры и естественное движение, в связи с отсутствием у детей стимулов, столь необходимых им для формирования двигательных навыков и органов чувств.

Как отмечает Райнер Плацлаф76, нехватка многообразия варьирующихся раздражений, идущих от окружающего, может привести к дефициту в формировании функций головного мозга, страдают при этом творческие способности, фантазия и интеллект. Основываясь на многолетнем педагогическом опыте, ученый констатирует, что из-за нехватки первичных стимулирующих раздражений у нынешних детей с все большим трудом формируются функции для восприятия внутренних и внешних состояний — тепла, равновесия, движения, обоняние, осязание и вкус. Этот дефицит только усугубляется недостатком в больших городах пригодных для игр площадок и стимулирующих условий. Поэтому Борбонус призывает создать среду, стимулирующую развитие детей. «Человеческая теплота, игры и движение при этом обязательны», — гласит его вывод77.

Дети оказываются самой уязвимой для данного воздействия группой. Зарубежные исследователи, в частности, А.Море, пишет о том, что воздействие телевидения на детей может быть приравнено к тому, что производит определенный род столбняка – «шперрунг», который сопровождается резким ослаблением зрительного внимания, возникновением «охранительного торможения» и разрушением механизмов произвольной регуляции поведения.

Важно отметить, что дети, идентифицируясь с персонажами, начинают признавать агрессию эффективным и вполне приемлемым средством разрешения конфликтов.