Файл: Лекция 1 Тема Педагогическая психология ее основные характеристики (4 часа) Предмет и объект педагогической психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 681

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Коррекция результатов воспитания.

1.Семейные предпосылки развития неврозов у детей.

2.Коррекция результатов воспитания.

1.Семейные предпосылки развития неврозов у детей

Патогенетически обоснованное определение невроза принадлежит В.Н. Мясищеву. Еще в 1934 году В.Н. Мясищев отмечал, что невроз представляет болезнь личности, в первую очередь болезнь развития личности. Под болезнью личности он понимал ту категорию нервно-психических расстройств, которая вызывается тем, как личность перерабатывает или переживает свою действительность, свое место и свою судьбу в этой действительности. Он уточнил, что невроз - это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающие болезненно-тягостные переживания: неудач в жизненной борьбе, неудовлетворения потребностей, не достигнутой цели, невосполнимой потери. Неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний влечет за собой психическую и физическую дезорганизацию личности.

В последние десять лет врачи активно разрабатываю проблему неврозов у детей и подростков: Захаров А.И.. «Неврозы у детей и подростков: Анализ. этиология и патогенез», 1988; Карвасарский Б.Д.. «Неврозы», 1990; Лебедев С.В., Козловская Г.В. «Совершенствование форм профилактики неврозов у детей // Всесоюзная конференция по организации психиатрической и неврологической помощи детям», 1980.

В настоящее время общепризнанной является точка зрения на неврозы как психогенные заболевания личности В.Д. Карвасарского и А.И. Захарова. Выделяя патогенную роль хронической психотравмирующеи ситуации, отечественные авторы связывают ее в большинстве случаев с наличием конфликтов, неправильным воспитанием в семье и потерей близких (А.И. Захаров, Г.В. Козловская, Л.Ф. Кремневая С.В., Лебедев и др.). Разрабатывая проблему неврозов у детей и подростков, А.И. Захаров выделил следующие факторы: 1) социально-экономические, 2) социально-психологические, 3) социально-культурные.

Теоретическую основу общей нервности у детей и подростков составляют классические взгляды ведущих ученых (А.И. Захаров, Е.В. Каган, Г.В. Козловская, Л.Ф. Кремнева, С.В. Лебедев, Л.В. Соколов и др.).
Установленные ими закономерности возникновения и проявления нервности позволяют не только объяснить их причину, но и предупредить нарушение поведения возбудимого круга - повышенная возбудимость, неуправляемость, расторможенность вместе с агрессивностью, конфликтность. Общепризнанными стимулами, оказывающими влияние на возникновение нервности, являются факты, влияющие на мозг, в том числе при беременности, непосредственно при родах и в первые годы жизни.

Разнообразные формы анализа данной проблемы и рассмотрение ее с точки зрения акушерства проводились в 1987-1997 годах на кафедре акушерства и гинекологии Смоленской государственной медицинской академии под руководством А.Н. Иваняна и С.Б. Крюковского. Была разработана «Программа охраны здоровья населения». Было доказано, что остаточная мозговая органическая недостаточность у детей - результат антенатальной патологии.

Антенатальная патология - выраженная патология второй половины беременности, воздействие алкоголя, наркотиков, никотина в течение всей беременности, вирусные инфекции, резус-несовместимость при наличии антител и т.д. В последние годы увеличилось число детей, причина нервности которых - отдаленный результат патологического воздействия, главным образом, недостатком кислорода на мозг при рождении. Это -преждевременные роды, переношенная беременность, внутриутробная гипоксия плода, асфиксия во время рождения, механические повреждения головки плода в родах. В первые два года жизни воспалительные заболевание, такие как сепсис, грипп, эпидемический паратит и т.д. Механические повреждения - ушибы или сотрясения мозга.

Анализируя проблему невротических расстройств у детей, мы приходим к выводу о том, что выявление детей с ослабленной психикой –представляется актуальной задачей возрастной и педагогической психологии. Необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях ребенка, знать, какое из них может свидетельствовать о начале или проявлении нервно-психического расстройства.

Среди психотравм детского возраста основны­ми являются смерть и болезнь близких, испуг, конф­ликты между родителями, их развод или стремление родителей переделать характер ребенка.

К функциональным заболеваниям нервной сис­темы ведут не любые конфликты и неприятности, а лишь те, которые глубоко затрагивают интересы человека, вызывают у него сильное чувство неудов­летворенности, обиды, эмоциональный стресс.



Причину переживаний, нервного срыва не всег­да легко понять, ребенок иногда с трудом ее форму­лирует или даже осознает. Это особенно касается так называемых внутренних фрустрационных конфликтов с самим собой. К примеру, остро пере­живаются противоречивые чувства к одному и то­му же человеку (любовь и ненависть к бросившему семью отцу), несоответствие между желаниями и возможностями, способностями человека (мечтал стать великим актером, но не хватает таланта, спо­собностей; или несостоятельность честолюбивого, но неопытного руководителя, ученого).

Причины неврозов кроются в самых разнообраз­ных психотравмирующих ситуациях, в остром или хроническом эмоциональном стрессе. Неврозы де­лят на три основных вида: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний. Каждый из них возникает у людей с определенным типом высшей нервной деятельности, при конкретных ошибках в их воспитании и типичных неблагоприятных жиз­ненных ситуациях.

Неврастения (в переводе с латинского - "нерв­ная слабость") - самая частая расплата за неумение преодолевать барьеры общения, и она сама создает новые трудности в межличностных отношениях. Больных неврастенией беспокоит раздражитель­ность по самым незначительным поводам. Им труд­но сосредоточивать свое внимание, они быстро утомляются, у них появляется бессонница, расстраивается половая функция, снижается острота сек­суальных ощущений.

Определенные особенности доминирующего социально-психологического типа характера способ­ствуют появлению неврастении: переоценка собственных возможностей, завышенные требова­ния к себе и другим, излишнее честолюбие, стрем­ление к лидерству, чрезмерная чувствительность к критике и служебным неудачам, внутренний фрустрационный конфликт между высокой самооценкой, уровнем притязаний и недостаточным запасом фи­зических, умственных, эмоциональных возможнос­тей для достижения поставленных целей.

Истерия - наблюдается чаще у женщин. Они подчас представляют себя тяжелобольными, несча­стными, "непонятыми натурами" и глубоко вжива­ются в созданный ими образ. Иногда достаточно случайной неприятности, мелкой семейной ссоры, незначительного служебного конфликта, чтобы больной начал горько рыдать, проклинать все и всех, угрожать покончить с собой. Истерическая реакция начинается обычно тогда, когда больному необходимо
добиться чего-либо от окружающих или наоборот, избавиться от их якобы несправед­ливых иди попросту нежелательных требований. Эти реакции могут проявляться безудержными слезами, обмороками, жалобами на головокруже­ние и тошноту, рвотой, судорожными сведениями пальцев рук, а в целом, - симптомами почти любой болезни, известной данному человеку, может воз­никнуть мнимый паралич, глухота, исчезнет голос. Но при всем этом истерический приступ нельзя считать симуляцией, он чаще всего возникает по­мимо желания человека и заставляет сильно физи­чески морально страдать его самого. Избалован­ность, капризность, чрезмерно высокое самомне­ние и завышенные притязания, неприятие даже слабой критике в свой адрес - такие особенности характера человека провоцируют развитие истерии. Внутренний фрустрационный конфликт меж­ду завышенной самооценкой, самомнением и низ­кой оценкой данного человека со стороны окружа­ющих обусловливает возникновение истерии. Та­кая симптоматика часто встречается у инфантиль­ного социально-психологического типа.

Невроз навязчивых состояний (психастения) - проявляется в виде стойких тревожных мыслей, страхов, например, "заразиться болезнью", поте­рять близкого человека, покраснеть при беседе, ос­таться одному в помещении и т.п. при этом инди­вид хорошо понимает нелогичность своих опасе­ний, но не может от них избавиться. Чтобы хоть как-то снизить уровень тревожности, добиться об­легчения, он часто прибегает к "защитным ритуа­лам", например, стучит по дереву, по 30-40 раз в день тщательно моет руки и т.п. Тревожно мнитель­ный характер, нерешительность при необходимос­ти сделать выбор даже в мелочах ("купить - не ку­пить", "ждать автобус - или идти пешком") - эти свойства способствуют появлению подобного нев­роза. Внутренние фрустрационные конфликты и противоречия "хочу, но нельзя", "не хочу, но надо" и т.п., обусловливают возникновение психастении, часто встречающейся у тревожного социально - психологического типа личности.

Излишняя обидчивость, вспыльчивость боль­ных неврозом то и дело провоцирует конфликты. Так, страдающие неврозом мать или отец не в силах сдержать раздражения из-за малейшего непослу­шания ребенка, начинают кричать на него, а то и с ожесточением отшлепают, хотя уже через 15-20 ми­нут раскаиваются в этом. А малыш рыдает,
считает себя незаслуженно наказанным, постепенно озлоб­ляется или становится "запуганным", плаксивым и в итоге по вине родителей тоже заболевает невро­зом. Таким образом, возникает парадокс: больной неврозом сам постоянно невольно порождает ситу­ации, более сложные, чем те, с которыми сталкивается здоровый человек. В детском возрасте - это за­тяжные конфликты с родителями, одноклассника­ми, учителями, в зрелые годы - с коллегами, начальством, супругом, соседями.

2.Коррекция результатов воспитания

Общий коррекционный подход

Разрабатывая психолого-педагогическую кор­рекцию на современном этапе, следует обратить вни­мание на то, что важную роль в изменении характе­ра играют все-таки не прямые или косвенные воз­действия на психику личности, а, прежде всего, ок­ружающая среда, т. е. воспитатели и коллектив, в котором протекает жизнедеятельность ребенка.

В построении разрабатываемой психолого-педагогической коррекции были использованы те­оретические и практические достижения отечест­венных ученых: К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, П.П.Блонского, Л.П.Буевой, Л.С.Вы­готского, Б.И.Дадонова, Ю.А.Замошкина, И.С.Ко­на, Н.ДЛевитова, А.Н.Леонтьева, Н.И.Монахова, В.Н. Мясищева, Б.Д.Парыгина. О.А.Карабановой, И.В.Дубровиной, Р.В.Овчаровой и др.

Анализ научной литературы показал, что психо­лого-педагогическая коррекция должна быть гуман­ной, не воздействующей прямо на психику ребенка. Только через изменение педагогических условий воздействия на ребенка возможно достижение ус­тойчивых изменений в характере. Главным же вос­питывающим условием в семье являются родители, а в школе - учитель, которые создают огромное поле педагогических ситуаций, где проявления характе­ра, выкристаллизовываются и совершенствуются.

Следовательно, необходима психолого-педаго­гическая коррекция системы отношений между родителями и учениками, а также между учеником и учителем или воспитателями.

Предлагаемые оба направления психолого-педа­гогической коррекции личности строятся на ре­комендациях по изменению следующих форм отно­шений с учащимся и ребенком.

1. Отношение родителей к деятельности ребенка.

2. Отношение родителей к использованию методов поощрения и наказания.

3. Отношение родителей к ребенку.

4. Отношение родителей к окружающим людям.