Файл: Лекция 1 Тема Педагогическая психология ее основные характеристики (4 часа) Предмет и объект педагогической психологии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 690
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Этапы профессионального становления педагога.
Профессиональное становление можно подразделить на несколько этапов.
Так, насущной задачей на первом этапе является освоение хотя бы элементарных норм осуществления данной деятельности, применяемых в сообществе, - без них человек не может, не имеет морального права считать себя принадлежащим к данной корпорации. Быть не хуже других, не быть смешным, не быть беспомощным – таковы основные установки. Защитные механизмы психики на этом этапе действуют особенно активно, человек крайне уязвим, раним, принимает все на свой счет, самое невинное замечание может показаться ему осуждением или насмешкой, адресованной ему. С уязвимостью сочетается иногда агрессивность – как правило, она проявляется в ответ на внешнее воздействие. Человек страдает тем, что можно бы назвать комплексом самозванства: он сам не способен признать в себе нормального, реального субъекта деятельности.
В таком случае самоутверждение происходит за чужой счет, поэтому достаётся всем – ученикам, домашним, коллегам. Всё это продолжается до тех пор, пока не будет приобретена хотя бы элементарная, на нижнем уровне, компетентность.
Второй этап освоения профессиональной деятельности можно назвать этапом самореализации.
Он начинается, когда проходит болезненная доминантность области «Я в профессии». На этом этапе происходит своего рода коллекционирование приёмов и упорядочивание собственного опыта. Постепенно апробируются и фиксируются разные способы деятельности, заводятся картотеки, осваиваются различные технические средства.
Учитель на втором этапе начинает постепенно чувствовать, что знает, чему следует учить и как это следует делать. Основное содержание этого деятельного этапа составляет освоение всякого рода техники и технологий. Компетентность уверенно растет, приближаясь к высшему уровню принятой в профессиональном сообществе нормы. Учителю на волне успешности и профессионального признания начинает казаться, что он может научить чему угодно и кого угодно.
Третий этап профессионального становления предполагает этап постижение смысла деятельности, когда учитель задаёт вопрос: «Кому все это надо?»
Уход со второго этапа связан как раз с выявлением общечеловеческого контекста данной деятельности, её смысла и сути. Начинается мучительный процесс переосмысления ценностей профессии. Собственная способность научить кого угодно, чему угодно представляется уже не такой существенной, центр тяжести перемещается в сторону воспитанника, конкретного ученика – что ему необходимо для жизни, для счастья, для психологического созревания, для становления и развития его индивидуального образования.
Фундаментальным условием профессионального развития специалистов, работающих с людьми, является осознание этими специалистами необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиска новых возможностей самоосуществления в профессиональном труде, то есть повышение уровня профессионального самосознания.
Профессиональное самосознание учителя предполагает осознание педагогом себя,
во-первых, в системе профессиональной деятельности;
во-вторых, в системе педагогического обучения;
в-третьих, в системе собственной личности.
Исходя из результатов исследования, проводимых профессором Митиной, можно сказать, что показатели степени социальной адаптации у учителей ниже, чем у представителей других профессий. Следовательно, можно говорить о том, что способность противостоять разного рода жизненным трудностям снижается с увеличением стажа работы в школе. В связи с этим повторяющиеся фрустрации формируют такие свойства личности, как несдержанность, неуверенность в своих силах, тревожность. Интерес представляет и тот факт, что у педагогов ниже, чем у представителей других профессий, и самооценка. А заниженная самооценка, как правило, способствует развитию комплекса неполноценности.
В работах по профессиональному становлению личности (Э.Ф.Зеера, Б.З.Вульфова, В.А.Сластенина) отражена модель кризисного поведения личности, связанная с профессиональной деструкцией, которая, скажем ещё раз, неизбежна. Это, прежде всего, сложившиеся штампы в поведении. Профессиональное развитие личности воспринимается нами только как рост, совершенствование, то есть со знаком плюс, однако у этого процесса есть и обратный отчет – движение вспять, от достигнутого к деформации. Профессиональная деструкция – это изменение или деформация сложившейся в процессе профессиональной деятельности психологической структуры личности, когда снижается качество работы, что вызывает психологический и социальный дискомфорт как у окружающих, так и у самого человека, дезадаптирует профессионала в его некогда родной среде.
У разных людей этот кризис вызывает разные эмоциональные проявления: кто-то агрессивен, кто-то чрезмерно обидчив и потому постоянно вступает в конфликты. Почти всем, подошедшим к этому порогу, свойственен авторитарный стиль, завышенная самооценка, предметная экспансия, проявляющаяся в преувеличении роли и значения своего предмета, демонстративность, стремление быть всегда на виду, потребность постоянно слышать своё имя с положительной оценкой. А ещё характерные черты: социальная пассивность, социальное лицемерие, эмоциональная сухость, морализация по поводу не всегда правильного поведения учащихся.
У других педагогов с большим стажем работы профессиональная деформация проявляется в выученной беспомощности (определение Д.А.Циринга), в привычке жить, не оказывая сопротивления, не принимая ответственности на себя. Симптомы такого состояния: пассивность, грусть, тревога, скрытая враждебность. К тому же мешает боязнь попросить помощи, посоветоваться с коллегами.
Предвестником возникновения эмоционального выгорания служит отсутствие положительных эмоций, связанных с удовлетворением от труда, от осознания своей ненужности. Учитель понимает бесполезность собственных усилий и затрат, он не в силах соответствовать ожиданиям окружающих.
Психологическая незащищенность учительства – тоже проблема. Мы не можем, не умеем, не научены переживать личностное горе, эмоциональные поражения.
Анализ результатов отечественных и зарубежных исследований профессиональных компетенций учителя позволило выделить блок профессионально важных качеств учителя.
Профессионально важные качества учителя |
|
Ценностные ориентации учителя |
Психоэмоциональное состояние |
Самооценка |
Стиль преподавания |
Уровень субъективного контроля |
На основе этих параметров был создан психологический портрет учителя. Хороший учитель справедлив и честен перед собой, своими учениками и коллегами, он чувствует состояние другого человека, умеет наладить контакт с каждым учеником. Настоящий учитель гибок. Он
умеет задавать вопросы, может показать свою компетентность в преподаваемом предмете, устанавливает четкие процедуры проверки знаний учеников, при этом, демонстрируя желание помочь учащимся. Любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы. Хорошему учителю свойственно положительное восприятие самого себя, учеников, коллег. Суммируя качества, необходимые для эффективной работы учителя, выделим следующие:
1. Принятие каждого ученика, признание и уважение его как личности.
2. Благополучное психоэмоциональное состояние.
3.Позитивное самовосприятие.
4.Личностно ориентированное преподавание, гибкость, спонтанность поведения.
5. Ответственность.
6. Психологические основы саморегуляции и способы саморегуляции психического состояния педагога.
Предложенный ниже метод включает в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп. Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления. Противопоказаниями для выполнения отдельных упражнений по расслаблению является патология соответствующих органов, болезни костно-мышечной системы.
С целью снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции можно выполнить ряд упражнений, таки как «Сосулька», «Муха», «Лимон», «Воздушный шар» и др.
Упражнение «Муха».
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на лоб, то на рот, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаза и не поднимая рук с колен, согнать назойливое насекомое.
Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запоминайте ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.
Упражнение «Воздушный шар»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
И, наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20-30 приседаний, либо 15-20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.
Лекция 6
Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: МОТИВЫ, СТРУКТУРА, СТИЛИ, СПОСОБНОСТИ