Файл: Педагогические условия развития у детей 23 лет положительного отношения к детскому саду.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- физиологическое состояние детей, поведенческие реакции (послеполуденный сон; аппетит; активность);

- особенности психологического состояния (настроение, наличие тревоги и страха);

- особенности социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Описание критериев и показателей диагностики развития положительного отношения детей раннего дошкольного возраста к детскому саду представлено в таблице 1.

На основании предложенных критериев и показателей определены уровни развития положительного отношения детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада: низкий, средний, высокий.
Таблица 1 – Критерии и показатели развития положительного отношения детей раннего дошкольного возраста к детскому саду

Критерий

Уровень развития

Показатель

Физиологическое состояние детей

Высокий

(3 балла)

Ребенок хорошо засыпает, сон не нарушен, соответствует по длительности возрастным рамках. Аппетит не нарушен, активное бодрствование

Средний

(2 балла)

Ребенок хорошо засыпает, сон не нарушен, по длительности в пределах возраста Аппетит нарушен или слабо нарушен. Фиксируются заболевания (острая респираторная инфекция)

Низкий

(1 балл)

Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; Аппетит снижен, может наблюдаться стойкий отказ от еды

Отмечаются простудные заболевания, а также ребенок может повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

Особенности психологического состояния (настроение, наличие тревоги и страха)

Высокий

(3 балла)

Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Настроение бодрое или спокойное, заинтересованное

Средний

(2 балла)

Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, иногда наблюдаем утренний плач. Настроение спокойное, иногда подавленное, интерес к окружающему нарушен незначительно

Низкий

(1 балл)

Отсутствие близких, вызывает тревогу и плач. Постоянное ожидание родных.

Настроение безучастное, подавленное, ребенок много и длительно плачет. Либо раздраженное криками Отмечаются признаки невротических реакций. Иногда – истерические реакции; тремор пальчиков.

Особенности социального взаимодействия

Высокий

(3 балла)

Ребенок относительно легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь воспитателя

Положительно относится к окружающим, с интересом активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены

Средний

(2 балла)

У ребенка имеются небольшие трудности в умении вступать в общение. Вхождение в общение инициируется воспитателем. Безразлично относится к окружающим, возможна бездеятельность или деятельность неустойчива, может вступать в конфликт. Ребенок понимает речь, обращенную к нему, иногда замыкается

Низкий

(1 балл)

Нет контакта с педагогами и с детьми. Речью не пользуется. Общение только в определенных условиях: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности



Высокий уровень (8-9 баллов). Ребенок хорошо засыпает, сон не нарушен, соответствует по длительности возрастным рамкам. Аппетит не нарушен, активное бодрствование. Настроение бодрое или спокойное, заинтересованное. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Существует потребность в сотрудничестве со взрослыми и детьми. Положительно относится к окружающим, с интересом активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены. Относительно легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми; активен в общении, умеет слушать и понимать речь воспитателя. Ребёнок не болеет в течение периода исследования.

Средний уровень (5-7 баллов). Ребенок хорошо засыпает, сон не нарушен, по длительности в пределах возраста Аппетит не нарушен или нарушен слабо, активное бодрствование. Фиксируются заболевания (острая респираторная инфекция). Настроение спокойное, иногда подавленное, интерес к окружающему нарушен незначительно. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, иногда наблюдаем утренний плач.

Иногда безразлично относится к окружающим, возможна бездеятельность или деятельность неустойчива, может вступать в конфликт. У ребенка имеются небольшие трудности в умении вступать в общение. Вхождение в общение инициируется воспитателем. Ребенок понимает речь, обращенную к нему, иногда замыкается

Низкий уровень (4 балла и ниже). Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижен, может наблюдаться стойкий отказ от еды. Настроение безучастное, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения); либо раздраженное криками и орами. Дети не умеют самостоятельно играть, снижен уровень речевой активности. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное (плач, крик расставании и встрече). Отмечаются признаки невротических реакций: невротическая рвота, функциональные нарушения стула, наличие страха и тревоги. Иногда – стремление спрятаться от взрослых; истерические реакции; тремор подбородка, пальчиков. Наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность. Отмечаются простудные заболевания, а также ребенок может повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

Имеются трудности контактирования со взрослыми и сверстниками. Речью не пользуется.

Ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии. Ребенок отказывается от участия в деятельности.

Описание диагностики.

В целях выбора диагностического инструментария мы использовали разработки Л. А. Баландиной [15], Л.А. Мингалевой [29], связанные с проблемой адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада. При отборе заданий учитывалась: разработанность материала, обеспечение естественных для диалогической речи условий, соответствие заданий возрастным особенностям, познавательным возможностям и интересам детей раннего дошкольного возраста. Во время проведения методик исследования использовали метод наблюдения за общением дошкольников со сверстниками и педагогом.

Для решения задач на каждом этапе были выделены показатели и определены соответствующие диагностические методики (таблица 2).

Диагностика уровней развития положительного отношения к детскому саду у детей раннего дошкольного возраста включает несколько методик, направленные на выявление уровня физиологического (сон; аппетит; характер бодрствования) и психологического (настроение, эмоциональное состояние) состояния, а также особенности поведенческих реакций и анализа общения/взаимодействия детей раннего школьного возраста со сверстниками и взрослыми.

Таблица 2 – Диагностическая карта констатирующего этапа исследования

Цель

Показатели

Методики

Выявить уровень адаптации детей в детском саду

послеполуденный сон; аппетит; эмоциональное состояние, социальные контакты

Лист поведенческой и психологической адаптации

Выявить особенности отношения детей к дошкольному учреждению, ко сверстникам и воспитателям

Активность в контактах с другими, об эмоциональном отношении к посещению детского сада

Анкетирование родителей данных детей


1. Лист поведенческой и психологической адаптации

Цель: выявить уровень адаптации (физиологического и психологического состояния ) детей в детском саду.

Карта наблюдения представляет собой адаптационный лист, который воспитатель заполняет каждый день на каждого ребенка, оценивая его общее состояние, настроение, самочувствие в группе. Наблюдая за детьми и внося данные своих наблюдений в специальный протокол, воспитатель делает вывод об уровнях адаптации каждого ребенка. Оцениваются физиологическое и психологическое состояние детей, поведенческие реакции, эмоциональное состояние, социальное взаимодействие по следующим шкалам.


В ходе исследования оценивали детей в течение 6 дней. Далее выводилась средняя оценка по показателям и уровню физиологического и психологического состояния каждого ребенка в детском саду

Аппетит ребёнка оценивали по шкале: 4 – очень хороший аппетит, съедает все; 3 – аппетит выборочный, но насыщенный; 2 – ест долго, неохотно; 1 - отказывается от еды, капризничает.

Сон ребёнка оценивали по шкале: 4 – сон спокойный, глубокий, 3 – засыпает не скоро, спит спокойно; 2 – засыпает с плачем, долго; 1 – отсутствие сна, плач.

Эмоциональное состояние и настроение оценивали по шкале: 4– весел. Активен подвижен; 3 – улыбается, настроение хорошее; 2 – иногда задумчив, замкнут; 1 – хныканье, плачет за компанию

Особенности социального взаимодействия оценивали по шкале: 4 – охотно общается; 3 – сдержан, неохотно общается; 2 – невесел, с детьми и со взрослыми не контактирует, даже если вовлечён в игру; 1 – агрессивен. Со взрослыми нет контакта.

После подсчета баллов рассчитывали средний балл и выявляли уровень физиологического и психологического состояния ребенка (по каждому показателю): 4-3 – высокий; 2,6- 3 – средний; 1- 2,5 – низкий. А затем оценивали по общему среднему баллу общий уровень физиологического и психологического состояния ребенка.

2. Анкетирование родителей детей

Цель анкеты – оценить особенности отношения ребенка к детскому саду посредством анализа его поведения в кругу семьи. Вопросы касаются активности в контактах с другими, об эмоциональном отношении к посещению детского сада. Текст анкеты представлен в Приложении А.

Таким образом, нами была составлена программа экспериментальной работы, осуществлён подбор методик констатирующего эксперимента, выделены критерии и показатели уровня развития положительного отношения детей 2-3 лет к детскому саду. Результаты обследования мы проанализировали и сделали выводы об уровне развития положительного отношения детей раннего дошкольного возраста к детскому саду.

В ходе констатирующего эксперимента было проведено наблюдение за детьми в течении 6 дней – март 2019 года, составлены листы адаптации (представленные в Приложении Б). На основании полученных данных и проведенных расчетов были составлены таблица 3 распределения детей по уровням развития физиологического и психологического состояния и сводная таблица 3, наглядно данные представлены на рисунке 1.


Таблица 3 –Распределение детей по уровням развития физиологического и психологического состояния. Констатирующий эксперимент

\показатели

уровни

дети

Аппетит

Сон

Эмоциональное состояние

Социальное взаимодействие

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

Маша И.




+







+







+




+







Аня Ю.







+







+







+







+

Кира З.







+







+







+







+

Максим Ч

+







+







+







+







Коля А




+







+







+







+




Алиса Г

+







+










+







+




Ира П.

+










+







+







+




Юля Д.




+







+










+







+

Дима М.




+







+










+




+




Сережа Н.




+







+







+










+

Итого

3

5

2

2

6

2

1

5

4

2

4

4