Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1256

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если в науке существует преемственность понятий, идей, законов, категорий, правил, по существу, независимо от того, в какой форме они выражены, то в процессе развития искусства наследуется не только художественные идеи, творческие принципы, эстетические нормы, но и сами произведения искусства в целом.

Другая, весьма важная особенность развития искусства (в отличие от развития науки) состоит в том, что здесь преемственность играет существенно иную роль.

Так, каждое новое по своему значению открытие в науке заставляет подвергнуть пересмотру представления, господствовавшие ранее в данной области знаний. Каждый большой революционный переворот в науке сплошь и рядом превращает сумму старых знаний в достояние исторического архива (конечно, рациональное их содержание, "зерна истины", ложится в фундамент новой теории), тогда как произведения подлинного искусства живут вечно.

Говоря об отличиях процесса преемственности в развитии искусства от подобного процесса в науке, следует иметь в виду, что они не имеют абсолютного характера, их нельзя противопоставлять науке и искусству. Более того, сам процесс взаимодействия научного и художественного творчества (художественно-образной и научно-логической форм мышления) является одной из важнейших закономерностей, присущих развитию мировой культуры, а также важнейшим условием гармоничного развития личности.

Изучение отдельных памятников и различных направлений материальной культуры свидетельствует о том, что, несмотря на отсутствие между ними видимой связи, наличие первоначально нередко существенных различий в технике и материалах исполнения, все они обнаруживают и безусловное единство. Основанием этого единства является всеобщность активного освоения мира человеком.

Глубокая и тонкая, нередко искусно скрытая под покрывалом времени связь прошлого и настоящего не ограничивается различными сферами материальной культуры, прикладного искусства, устного творчества. Она пронизывает и все остальные области духовной жизни человечества. Это наглядно прослеживается в историко-философском процессе возникновения мировых религий: буддизма, христианства, ислама. Последнее особенно интересно, ибо нередко смена религиозных верований, воззрений обретала крайне враждебные формы, часто связанные с попытками уничтожения
предшествующего культа, его атрибутики. В этом аспекте яркий материал для рефлексии дает процесс становления и смены языческих верований христианскими, а язычества на Руси - православием.

Ретроспективный взгляд в прошлое с опорой на хронологические ориентиры позволяет увидеть одно немаловажное обстоятельство: эволюция различных религиозных

представлений, несмотря на крайнюю противоречивость и иногда трагичность процесса, происходила не путем их полной смены, а постепенного, не всегда очевидно наслаивания на сохраняющееся старое нового, порождаемого идеологическими и культовыми формами религий, идущих на смену прежде господствующим и традиционным верованиям.

Несмотря на обособленность, индивидуальность и неповторимость культурно- созидательной деятельности человека-творца, она обладает и очевидной общностью и единством. Именно этим объясняется то, что в продуктах материальной и духовной культуры при всей избирательности творчества, как бы сильно ни проявлялась индивидуальная неповторимость, увлеченность техникой исполнения, всегда живет дух эпохи.

Ценностное отношение людей к миру или культурная система, имеет тенденцию изменяться. В этом, процессе изменения особую роль играют культурные конфликты (периоды перелома, перехода одной системы в другую, периоды по-своему социальному и культурному содержанию получившие название кризисных). Если социальный кризис понимается как глубокая стагнация или даже гибель важных хозяйственных и общественных структур, т.е. структурные изменения, под культурным кризисом понимается смена систем ценностей.

В 90-х годах XIX века Э.Дюркгеймом был впервые употреблен термин "аномия", означающий разрушение культурного единства общества из-за отсутствия чётких социальных норм и общепринятых ценностей (для данного общества). В то время аномия была вызвана ослаблением влияния религии и политики и растущим влиянием торгово- промышленных классов. Эти перемены вызвали распад когда-то прочной системы нравственных ценностей.

В философии, обычно, выделяют ещё два типа культурных

конфликта:

  • - культурное запаздывание и

  • - господство чужой культуры.

Культурное запаздывание происходит тогда, когда изменения материальной сферы опережают возможности нематериальной культуры приспособиться к ним.

Считается, что результатом этого является постоянное несоответствие между материальной и нематериальной культурами.

Еще одна форма культурного конфликта выступает, как следствие господства чужой культуры.

Наиболее отчётливо значение социокультурного анализа выступает в сравнительных исследованиях различных этапов человеческой истории. Так, общепринятые в западной социологии понятия традиционного и современного, закрытого и открытого обществ характеризуют именно культурную ориентацию.

Приведённые понятия указывают на готовность и нежелание тех или иных общественных групп принять социальные изменения или приступить к ним. Эта установка оказывается основной для утверждения того или иного типа взаимодействия.

Для традиционных обществ (закрытых, сверхрелигиозных) характерны высокая структурная устойчивость, традиция как способ социокультурных регуляций, отсутствие или нераспространение письменности, относительная изоляция, этноцентризм, тотальное подчинение индивида обществу, магическое мышление догматизм.

Современные (открытые, светские) общества отличают высокая социальная мобильность, равенство возможностей, рациональное постижение мира, критицизм, индивидуализм.

Подводя итог историческому рассмотрению проблемы связи прошлого, настоящего и будущего, можно отметить следующее:

  1. В основе связи настоящего с прошлым и будущим лежит закономерность преемственности. Суть этой закономерности состоит в том, что при переходе от одних этапов развития культуры к другим происходит сохранение, закрепление и от части формирование исторической предопределенности, возникновения культурного выбора тех или иных феноменов, отдельных сторон, характеристик культурного процесса в целом.

  2. Закономерность преемственности, обладая всеобщностью содержания, проявляется как один из важнейших закономерностей развития материальной и духовной культуры, культуры человеческих отношений.

  3. Проблема преемственности, формирования направленности социокультурного процесса имеет комплексный характер и требует, наряду с историческим экскурсом, уяснения анализа социально-философского среза рассматриваемого явления. В данном аспекте это означает рассмотрение социальных оснований социокультурного процесса, его диалектики и механизмов преемственности культурного развития, обеспечивающих селекцию и сохранение общечеловеческих ценностей.


Преемственность в развитии культуры, как показывает весь историко-культурный процесс, в конечном счете есть история опредмечивания и последовательного раскрытия человека, достижения человеческого совершенства и расширение человеческой свободы.

  1. 1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   52

Культура и формирование личности. Роль религии в жизни человека и общества


Центральной фигурой культуры является человек, ибо культура – это мир человека. Культура - это развитие духовно-практических способностей и потенций человека и их воплощение в индивидуальном развитии людей. Через включение человека в мир культуры, содержанием которой является сам человек во всем богатстве его способностей, потребностей и форм существования, реализуется как самоопределение личности, так и ее развитие.

Оценивая процесс наследования культуры как цель и средство гуманизации человека, выявления его сущностных сил, прогресс в этом процессе можно соотнести:

  • с богатством и глубиной преемственных связей индивида, что в значительной мере определяется степенью духовно-культурной развитости общества;

  • с готовностью каждого члена общества не только щедро поделиться всем лично освоенным в культуре прошлого, но и противостоять любым антикультурным тенденциям;

  • с изменением стиля мышления людей, углублением их интернационалистского подхода к ценностям мировой культуры;

  • с качественным своеобразием и величием идеалов, которыми руководствуется человек в этом процессе.

Каковы же основные пункты этого культивирования? Вопрос сложный, так как эти опорные пункты по своему конкретному содержанию своеобразны в зависимости от исторических условий.

Важнейший момент в этом процессе – это формирование развитого самосознания, т.е. способности к адекватной оценке не только своего места в обществе, но и своих интересов и целей, способности к планированию своего жизненного пути, к реалистической оценке различных жизненных ситуаций, готовности к реализации рационального выбора линии поведения и ответственности за этот выбор, наконец, способности к трезвой оценке своего поведения и своих действий.

Задача формирования развитого самосознания чрезвычайно сложна, особенно если учесть, что надежным ядром самосознания может и должно быть мировоззрение как своеобразное общее ориентирующее начало, помогающее не только разбираться в различных конкретных ситуациях, но и планировать, моделировать свое будущее.