ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1259
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ценностей и даже внести вклад в исследование проблемы человека, (её разработке уделяется огромное внимание в западной философии). Было предпринято диалектико- материалистическое осмысление новейших открытий в области физики, химики, биологи, кибернетики, космологии, психологии.
В развития советской философской науки проявились и тенденции, свойственные ряду направлений мировой философии в 19б0-1980-х годах. Сказанное относится, например, к разработке философских и методологических проблем науки и, прежде всего, естествознания.
На рубеже 70-80-х годов рассматриваемое направление отечественной философской мысли включило в себя новую ветвь, связанную с разработкой проблем философии техники и технических наук. Стали также активно разрабатываться и вопросы социологического и культурологического анализа науки. Эти процессы развернулись в советской философской науке в унисон с широкомасштабным обращением западных философов к анализу социокулътурных факторов, воздействующих на рост научного знания.
После распада СССР в 1991 г. усилился драматический процесс переоценки ценностей, пересмотра отношения к марксизму вообще и марксистской философии в частности. В философских исследованиях, равно как и в других областях культуры, идут трудные поиски элементов нового мировоззрения, духовно-мировоззренческих оснований происходящих реформ в контексте цивилизационных перемен в современном мире.
В философской жизни страны возобладало мнение о необходимости преодоления тотального господства какой-либо одной доктрины, отказа от оценок марксизма как
«единственно верного учения». Культурную ценность представляет все богатство мировой философской мысли, составной частью которой является и русская философия.
Проблематика философских исследований в современной России в какой-то мере определяется и теми подходами, которые были достигнуты в предшествующий период и шли вразрез с догматическими тенденциями официального марксизма. Эвристический потенциал этих достижений сочетается с новым, более углубленным осмыслением и переосмыслением творческого наследия русской философии и зарубежных мыслителей.
В условиях, когда в современном мире растет потребность во взаимодействии различных культур, поиске новых путей цивилизационного развития, важное значение в философии приобретают исследования диалога философских культур, взаимодополнительности типов философствования на Западе и Востоке.
Проблема диалога в философии обрела особую актуальность в изучении роли несиловых взаимодействий в сложных самоорганизующихся системах
Импульсы к исследованиям этики ненасилия обусловливаются не только социальным и политическим развитием, но и логикой познания в современных естественных науках — физике элементарных частиц в ее связи с космологией, в термодинамике неравновесных систем и т. д. В результате формируется новая концепция Вселенной как саморазвивающейся системы, в которой человек не просто противостоит объекту познания как чему-то внешнему, а включается своей деятельностью в систему. При этом увеличение энергетического и силового воздействия человека на систему может вызвать не только желательные, но и нежелательные, а то и катастрофические последствия.
В этой связи особое значение приобретает осмысление тех идей в истории русской философии, которые созвучны современным исследованиям как в России, так и за рубежом, в том числе в традиционных восточных культурах. Речь идет, в частности, об идеях русского космизма Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, перекликающихся с современными представлениями о взаимосвязанном
развитии человека и природы, о феномене жизни на Земле как результате космической эволюции.
Русские философы предостерегали от чисто технологического, хищнического отношения к природе. Обсуждая проблему объединения различных подходов к идеям космизма, концепцию выживания и устойчивости развития в современную эпоху, некоторые ученые истолковывают русский космизм как фундаментальное мировоззрение, истоки которого прослеживаются в традициях не только русской, но и мировой культуры.
В целом философские исследования в современной России связаны с отказом от устаревших подходов в методологии и теории, поисками идей, которые в перспективе привели бы к обновлению мировоззренческих позиций.
Использование гибких подходов — цивилизационного и культурологического способов мышления, развитие диалога и взаимодействия духовных традиций Востока и Запада способствуют выработке обновленной системы ценностей, ориентированных на перспективу вступления человечества в постиндустриальную эпоху.
Онтология как система главных философских теорий, базовых принципов, категорий и методов философии
1.Введение
Одной из функций философии является прояснение, осмысление, разбор категорий, которые используются практически всеми философами. Это такие понятия, как бытие, материя, природа, человек, сознание, познание, общество, наука, культура и т.д.
"Бытие" - фундаментальное понятие, которое многие мыслители считают основанием философии. При этом издавна в него вкладывался различный смысл; вокруг "бытия" и учения о бытии (онтологии) всегда велись и до сих пор ведутся острые философские дискуссии. При рассмотрении бытия мысль достигает предела обобщенности, абстрагирования от единичного, частного, преходящего. В то же время философское осмысление бытия подводит к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным вопросам, которые человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил. Под бытием в самом широком смысле, этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы. Бытие есть все то, что есть
Понятие бытия дает представление об одном из основных философских категорий;
являясь одним из центральных понятий философии, оно дает представление об основах философских теорий, главных философских учениях, категориях и методах.
Онтология - (греч. ontos – сущее и logos – учение) – учение о бытии, относится к числу фундаментальных концепций, от характера которых зависит тип философской теории. Материализм и идеализм (объективный или субъективный), монизм, дуализм или плюрализм, - все это различные типы онтологических представлений о бытии, различные типы видения мира. И хотя термин «онтология» вошел в философский язык только в ХVII веке, проблема бытия была одной из главных уже у античных мыслителей.
Онтология изучает следующие вопросы:
Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты, а именно их существования, что задаёт миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления. Бытие есть всё то, что есть. Это и материальные вещи, это и процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения – всё это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия.
Следовательно, бытие – это все, что существует, все, что есть в действительности. Поскольку мир многообразен, имеет смысл говорить о многообразии форм бытия, то есть, о различных типах существования явлений, имеющих свои, специфические закономерности функционирования и развития.
Антитезой бытия является Небытие (Ничто).
Небытие – это полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие – это стояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.
Бытие и Небытие не могут существовать друг без друга: если их разделить так, чтобы они не могли переходить друг в друга, то всё исчезло бы. Почему? А потому, что перестало бы двигаться: сущее лишилось бы одного из своих фундаментальных и неотъемлемых атрибутов, без которых оно рассыпалось бы в «пыль небытия». Бытие вещей, как бы много времени оно ни продолжалось, приходит к концу и «уплывает» в небытие как данная качественная определённость, например, именно этот человек. Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращения его в иную форму бытия. Точно так же возникающая форма бытия есть результат перехода всего из ничего. Так что небытие мыслиться как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет. Абсолютное бытие противостоит небытию как тому, что было и чего уже нет или ещё не стало, а может, и никогда не станет.
Особое положение категории бытия в философской мысли обуславливается двумя обстоятельствами:
вытекает идея о том, что мир существует не как бесформенная куча никак не связанных между собой фрагментов, но как что-то взаимосвязанное, единое. Таким образом, философское размышление оказывается перед необходимостью поиска за внешней, чувственно-воспринимаемой данностью каких-то всеобщих, вечных, абсолютных, объективных, постигаемых исключительно с помощью абстрактно-логического мышления оснований, позволяющих миру в целом – быть.
В развития советской философской науки проявились и тенденции, свойственные ряду направлений мировой философии в 19б0-1980-х годах. Сказанное относится, например, к разработке философских и методологических проблем науки и, прежде всего, естествознания.
На рубеже 70-80-х годов рассматриваемое направление отечественной философской мысли включило в себя новую ветвь, связанную с разработкой проблем философии техники и технических наук. Стали также активно разрабатываться и вопросы социологического и культурологического анализа науки. Эти процессы развернулись в советской философской науке в унисон с широкомасштабным обращением западных философов к анализу социокулътурных факторов, воздействующих на рост научного знания.
После распада СССР в 1991 г. усилился драматический процесс переоценки ценностей, пересмотра отношения к марксизму вообще и марксистской философии в частности. В философских исследованиях, равно как и в других областях культуры, идут трудные поиски элементов нового мировоззрения, духовно-мировоззренческих оснований происходящих реформ в контексте цивилизационных перемен в современном мире.
В философской жизни страны возобладало мнение о необходимости преодоления тотального господства какой-либо одной доктрины, отказа от оценок марксизма как
«единственно верного учения». Культурную ценность представляет все богатство мировой философской мысли, составной частью которой является и русская философия.
Проблематика философских исследований в современной России в какой-то мере определяется и теми подходами, которые были достигнуты в предшествующий период и шли вразрез с догматическими тенденциями официального марксизма. Эвристический потенциал этих достижений сочетается с новым, более углубленным осмыслением и переосмыслением творческого наследия русской философии и зарубежных мыслителей.
В условиях, когда в современном мире растет потребность во взаимодействии различных культур, поиске новых путей цивилизационного развития, важное значение в философии приобретают исследования диалога философских культур, взаимодополнительности типов философствования на Западе и Востоке.
Проблема диалога в философии обрела особую актуальность в изучении роли несиловых взаимодействий в сложных самоорганизующихся системах
Импульсы к исследованиям этики ненасилия обусловливаются не только социальным и политическим развитием, но и логикой познания в современных естественных науках — физике элементарных частиц в ее связи с космологией, в термодинамике неравновесных систем и т. д. В результате формируется новая концепция Вселенной как саморазвивающейся системы, в которой человек не просто противостоит объекту познания как чему-то внешнему, а включается своей деятельностью в систему. При этом увеличение энергетического и силового воздействия человека на систему может вызвать не только желательные, но и нежелательные, а то и катастрофические последствия.
В этой связи особое значение приобретает осмысление тех идей в истории русской философии, которые созвучны современным исследованиям как в России, так и за рубежом, в том числе в традиционных восточных культурах. Речь идет, в частности, об идеях русского космизма Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, перекликающихся с современными представлениями о взаимосвязанном
развитии человека и природы, о феномене жизни на Земле как результате космической эволюции.
Русские философы предостерегали от чисто технологического, хищнического отношения к природе. Обсуждая проблему объединения различных подходов к идеям космизма, концепцию выживания и устойчивости развития в современную эпоху, некоторые ученые истолковывают русский космизм как фундаментальное мировоззрение, истоки которого прослеживаются в традициях не только русской, но и мировой культуры.
В целом философские исследования в современной России связаны с отказом от устаревших подходов в методологии и теории, поисками идей, которые в перспективе привели бы к обновлению мировоззренческих позиций.
Использование гибких подходов — цивилизационного и культурологического способов мышления, развитие диалога и взаимодействия духовных традиций Востока и Запада способствуют выработке обновленной системы ценностей, ориентированных на перспективу вступления человечества в постиндустриальную эпоху.
Лекция 9.
Онтология как система главных философских теорий, базовых принципов, категорий и методов философии
1.Введение
-
1. Понятие бытия как основа философской категориальной системы
-
2. Основные типы философского учения о бытии. -
Исторические этапы развития мышления о бытии -
Бытие как проблема. Проблематика бытия в контексте научной картины мира.-
Способы и формы существования бытия. Системные связи между атрибутами бытия. -
Бытие и сущее (сущность как основа бытия). -
Основные онтологические категории
-
-
Введение.
Одной из функций философии является прояснение, осмысление, разбор категорий, которые используются практически всеми философами. Это такие понятия, как бытие, материя, природа, человек, сознание, познание, общество, наука, культура и т.д.
"Бытие" - фундаментальное понятие, которое многие мыслители считают основанием философии. При этом издавна в него вкладывался различный смысл; вокруг "бытия" и учения о бытии (онтологии) всегда велись и до сих пор ведутся острые философские дискуссии. При рассмотрении бытия мысль достигает предела обобщенности, абстрагирования от единичного, частного, преходящего. В то же время философское осмысление бытия подводит к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным вопросам, которые человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил. Под бытием в самом широком смысле, этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы. Бытие есть все то, что есть
-
1. Понятие бытия как основа философской категориальной системы
Понятие бытия дает представление об одном из основных философских категорий;
являясь одним из центральных понятий философии, оно дает представление об основах философских теорий, главных философских учениях, категориях и методах.
Онтология - (греч. ontos – сущее и logos – учение) – учение о бытии, относится к числу фундаментальных концепций, от характера которых зависит тип философской теории. Материализм и идеализм (объективный или субъективный), монизм, дуализм или плюрализм, - все это различные типы онтологических представлений о бытии, различные типы видения мира. И хотя термин «онтология» вошел в философский язык только в ХVII веке, проблема бытия была одной из главных уже у античных мыслителей.
Онтология изучает следующие вопросы:
-
происхождение и длительность (границы) бытия; -
структуру (виды, формы, сферы и их соотношение) бытия; -
движение и развитие бытия; -
субстанцию бытия; -
фундаментальные законы бытия; -
что есть дух? -
что есть материя? -
что есть жизнь? -
что есть сознание и разум? -
в чём смысл жизни?
Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты, а именно их существования, что задаёт миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления. Бытие есть всё то, что есть. Это и материальные вещи, это и процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения – всё это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия.
Следовательно, бытие – это все, что существует, все, что есть в действительности. Поскольку мир многообразен, имеет смысл говорить о многообразии форм бытия, то есть, о различных типах существования явлений, имеющих свои, специфические закономерности функционирования и развития.
Антитезой бытия является Небытие (Ничто).
Небытие – это полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие – это стояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.
Бытие и Небытие не могут существовать друг без друга: если их разделить так, чтобы они не могли переходить друг в друга, то всё исчезло бы. Почему? А потому, что перестало бы двигаться: сущее лишилось бы одного из своих фундаментальных и неотъемлемых атрибутов, без которых оно рассыпалось бы в «пыль небытия». Бытие вещей, как бы много времени оно ни продолжалось, приходит к концу и «уплывает» в небытие как данная качественная определённость, например, именно этот человек. Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращения его в иную форму бытия. Точно так же возникающая форма бытия есть результат перехода всего из ничего. Так что небытие мыслиться как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет. Абсолютное бытие противостоит небытию как тому, что было и чего уже нет или ещё не стало, а может, и никогда не станет.
Особое положение категории бытия в философской мысли обуславливается двумя обстоятельствами:
-
способностью охватывать в себе весь окружающий человека мир как некоторую целостность, нечто, что извечно есть – существует, бытийствует. Тем самым, ставя проблемы бытия, философия рассматривает мир и место в нём человека в предельно общем виде, что позволяет её очертить себя как самостоятельную сферу духовной деятельности человека (наряду с религией, наукой, искусством); -
свойством является для философии «простейшим (а из доказуемых – единственным) способом мыслимости абсолюта», поскольку из содержащегося в категории бытия представления о реальности, действительности окружающего человека мира явственно
вытекает идея о том, что мир существует не как бесформенная куча никак не связанных между собой фрагментов, но как что-то взаимосвязанное, единое. Таким образом, философское размышление оказывается перед необходимостью поиска за внешней, чувственно-воспринимаемой данностью каких-то всеобщих, вечных, абсолютных, объективных, постигаемых исключительно с помощью абстрактно-логического мышления оснований, позволяющих миру в целом – быть.
-
2. Основные типы философского учения о бытии