Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1259

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ценностей и даже внести вклад в исследование проблемы человека, (её разработке уделяется огромное внимание в западной философии). Было предпринято диалектико- материалистическое осмысление новейших открытий в области физики, химики, биологи, кибернетики, космологии, психологии.

В развития советской философской науки проявились и тенденции, свойственные ряду направлений мировой философии в 19б0-1980-х годах. Сказанное относится, например, к разработке философских и методологических проблем науки и, прежде всего, естествознания.

На рубеже 70-80-х годов рассматриваемое направление отечественной философской мысли включило в себя новую ветвь, связанную с разработкой проблем философии техники и технических наук. Стали также активно разрабатываться и вопросы социологического и культурологического анализа науки. Эти процессы развернулись в советской философской науке в унисон с широкомасштабным обращением западных философов к анализу социокулътурных факторов, воздействующих на рост научного знания.

После распада СССР в 1991 г. усилился драматический процесс переоценки ценностей, пересмотра отношения к марксизму вообще и марксистской философии в частности. В философских исследованиях, равно как и в других областях культуры, идут трудные поиски элементов нового мировоззрения, духовно-мировоззренческих оснований происходящих реформ в контексте цивилизационных перемен в современном мире.

В философской жизни страны возобладало мнение о необходимости преодоления тотального господства какой-либо одной доктрины, отказа от оценок марксизма как

«единственно верного учения». Культурную ценность представляет все богатство мировой философской мысли, составной частью которой является и русская философия.

Проблематика философских исследований в современной России в какой-то мере определяется и теми подходами, которые были достигнуты в предшествующий период и шли вразрез с догматическими тенденциями официального марксизма. Эвристический потенциал этих достижений сочетается с новым, более углубленным осмыслением и переосмыслением творческого наследия русской философии и зарубежных мыслителей.

В условиях, когда в современном мире растет потребность во взаимодействии различных культур, поиске новых путей цивилизационного развития, важное значение в философии приобретают исследования диалога философских культур, взаимодополнительности типов философствования на Западе и Востоке.


Проблема диалога в философии обрела особую актуальность в изучении роли несиловых взаимодействий в сложных самоорганизующихся системах

Импульсы к исследованиям этики ненасилия обусловливаются не только социальным и политическим развитием, но и логикой познания в современных естественных науках — физике элементарных частиц в ее связи с космологией, в термодинамике неравновесных систем и т. д. В результате формируется новая концепция Вселенной как саморазвивающейся системы, в которой человек не просто противостоит объекту познания как чему-то внешнему, а включается своей деятельностью в систему. При этом увеличение энергетического и силового воздействия человека на систему может вызвать не только желательные, но и нежелательные, а то и катастрофические последствия.

В этой связи особое значение приобретает осмысление тех идей в истории русской философии, которые созвучны современным исследованиям как в России, так и за рубежом, в том числе в традиционных восточных культурах. Речь идет, в частности, об идеях русского космизма Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, перекликающихся с современными представлениями о взаимосвязанном

развитии человека и природы, о феномене жизни на Земле как результате космической эволюции.

Русские философы предостерегали от чисто технологического, хищнического отношения к природе. Обсуждая проблему объединения различных подходов к идеям космизма, концепцию выживания и устойчивости развития в современную эпоху, некоторые ученые истолковывают русский космизм как фундаментальное мировоззрение, истоки которого прослеживаются в традициях не только русской, но и мировой культуры.

В целом философские исследования в современной России связаны с отказом от устаревших подходов в методологии и теории, поисками идей, которые в перспективе привели бы к обновлению мировоззренческих позиций.

Использование гибких подходов — цивилизационного и культурологического способов мышления, развитие диалога и взаимодействия духовных традиций Востока и Запада способствуют выработке обновленной системы ценностей, ориентированных на перспективу вступления человечества в постиндустриальную эпоху.

Лекция 9.


Онтология как система главных философских теорий, базовых принципов, категорий и методов философии

1.Введение

  1. 1. Понятие бытия как основа философской категориальной системы

  1. 2. Основные типы философского учения о бытии.

  2. Исторические этапы развития мышления о бытии

  3. Бытие как проблема. Проблематика бытия в контексте научной картины мира.

    1. Способы и формы существования бытия. Системные связи между атрибутами бытия.

    2. Бытие и сущее (сущность как основа бытия).

    3. Основные онтологические категории




      1. Введение.

Одной из функций философии является прояснение, осмысление, разбор категорий, которые используются практически всеми философами. Это такие понятия, как бытие, материя, природа, человек, сознание, познание, общество, наука, культура и т.д.

"Бытие" - фундаментальное понятие, которое многие мыслители считают основанием философии. При этом издавна в него вкладывался различный смысл; вокруг "бытия" и учения о бытии (онтологии) всегда велись и до сих пор ведутся острые философские дискуссии. При рассмотрении бытия мысль достигает предела обобщенности, абстрагирования от единичного, частного, преходящего. В то же время философское осмысление бытия подводит к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным вопросам, которые человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил. Под бытием в самом широком смысле, этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы. Бытие есть все то, что есть



  1. 1. Понятие бытия как основа философской категориальной системы

Понятие бытия дает представление об одном из основных философских категорий;
являясь одним из центральных понятий философии, оно дает представление об основах философских теорий, главных философских учениях, категориях и методах.

Онтология - (греч. ontos – сущее и logos – учение) – учение о бытии, относится к числу фундаментальных концепций, от характера которых зависит тип философской теории. Материализм и идеализм (объективный или субъективный), монизм, дуализм или плюрализм, - все это различные типы онтологических представлений о бытии, различные типы видения мира. И хотя термин «онтология» вошел в философский язык только в ХVII веке, проблема бытия была одной из главных уже у античных мыслителей.

Онтология изучает следующие вопросы:

    1. происхождение и длительность (границы) бытия;

    2. структуру (виды, формы, сферы и их соотношение) бытия;

    3. движение и развитие бытия;

    4. субстанцию бытия;

    5. фундаментальные законы бытия;

    6. что есть дух?

    7. что есть материя?

    8. что есть жизнь?

    9. что есть сознание и разум?

    10. в чём смысл жизни?

Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты, а именно их существования, что задаёт миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления. Бытие есть всё то, что есть. Это и материальные вещи, это и процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения – всё это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия.

Следовательно, бытие – это все, что существует, все, что есть в действительности. Поскольку мир многообразен, имеет смысл говорить о многообразии форм бытия, то есть, о различных типах существования явлений, имеющих свои, специфические закономерности функционирования и развития.

Антитезой бытия является Небытие (Ничто).

Небытие – это полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие – это стояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.


Бытие и Небытие не могут существовать друг без друга: если их разделить так, чтобы они не могли переходить друг в друга, то всё исчезло бы. Почему? А потому, что перестало бы двигаться: сущее лишилось бы одного из своих фундаментальных и неотъемлемых атрибутов, без которых оно рассыпалось бы в «пыль небытия». Бытие вещей, как бы много времени оно ни продолжалось, приходит к концу и «уплывает» в небытие как данная качественная определённость, например, именно этот человек. Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращения его в иную форму бытия. Точно так же возникающая форма бытия есть результат перехода всего из ничего. Так что небытие мыслиться как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет. Абсолютное бытие противостоит небытию как тому, что было и чего уже нет или ещё не стало, а может, и никогда не станет.

Особое положение категории бытия в философской мысли обуславливается двумя обстоятельствами:

  1. способностью охватывать в себе весь окружающий человека мир как некоторую целостность, нечто, что извечно есть – существует, бытийствует. Тем самым, ставя проблемы бытия, философия рассматривает мир и место в нём человека в предельно общем виде, что позволяет её очертить себя как самостоятельную сферу духовной деятельности человека (наряду с религией, наукой, искусством);

  2. свойством является для философии «простейшим (а из доказуемых – единственным) способом мыслимости абсолюта», поскольку из содержащегося в категории бытия представления о реальности, действительности окружающего человека мира явственно

вытекает идея о том, что мир существует не как бесформенная куча никак не связанных между собой фрагментов, но как что-то взаимосвязанное, единое. Таким образом, философское размышление оказывается перед необходимостью поиска за внешней, чувственно-воспринимаемой данностью каких-то всеобщих, вечных, абсолютных, объективных, постигаемых исключительно с помощью абстрактно-логического мышления оснований, позволяющих миру в целом – быть.



  1. 2. Основные типы философского учения о бытии