Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1263

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Философия психоанализа


Интерес к проблеме человека, к внутреннему миру личности нашел весьма своеобразное преломление в философии психоанализа, становление которой можно рассматривать как попытку найти выход из тупика, в который ввели философию, с одной стороны, позитивизм, ориентированный исключительно на естественнонаучное знание, и, с другой стороны, иррационализм, апеллирующий к интуитивным догадкам и внутриличностному постижению бытия.

Основатель психоанализа – австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) создавал свою теорию на базе практической (по 8 – 10 часов ежедневно) врачебной деятельности. Психоанализ – это и разработанный Фрейдом метод лечения психических заболеваний, и философская концепция сущности человека и культуры, изложенная им в работах «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901),

«Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Тотем и табу» (1913), «Я и Оно» (1923) и др.

До Фрейда классической философии и науке) считалось, что главным регулятором человеческой жизни является сознание. Фрейд открыл, что под покровом сознания скрываются глубинные, наполненные энергией пласты бессознательных стремлений, желаний, влечений, которые определяют не только личную жизнь человека, но и развитие цивилизации.

Психика человека понимается Фрейдом как состоящая из трех слоев, или инстанций:

«Оно», «Я» и «Сверх-Я».

«Оно» - сфера бессознательного, представляет собой унаследованный человеком от животных предков глубинный слой психики, в котором коренятся основные жизненные инстинкты: инстинкт продолжения рода (источник сексуального влечения и
сексуальной энергии – «либидо») и инстинкт самосохранения (источник агрессивного поведения человека). «Оно» - иррационально и аморально, руководствуется только принципом удовольствия, проявляется в бессознательных импульсах и влечениях человека.

«Я» - важный элемент сознания человека, формируется в результате личного жизненного опыта индивида. «Я» - разумно и руководствуется принципом реальности, стремясь привести бессознательные импульсы «Оно» в соответствии с требованиями

«Сверх-Я».

«Сверх-Я» - та часть сознания, в которой сконцентрирован культурный опыт человечества (правила поведения, нормы нравственности, идеалы и т.п.). «Сверх-Я» формируется в процессе воспитания и образования; это - «контролирующий и наказующий агент» в нашей психике, совесть человека.

Основу человеческой жизни, по Фрейду, составляет вечный конфликт между «Оно»

и «Сверх-Я», который пытается отрегулировать и разрешить «несчастное Я»:

  • «Оно» под действием животных инстинктов как бы говорит: «Хочу!»;

  • «Сверх-Я», ориентируясь на заложенные в него нормы нравственности, вопрошает:

«Правильно ли это?»;

  • «Я» пытается найти возможность согласования желаемого и должного так, чтобы и потребности личности были удовлетворены, и конфликт между «хочу» и «нельзя» был снят.

Человеческое «Я», таким образом, оказывается в тисках многообразных противоречий и подверженным троякой угрозе: со стороны аморальных вожделений

«Оно», со стороны внешнего мира, который накладывает запрет на эти вожделения, и со стороны строгого «Сверх-Я» (чувство вины и угрызения совести). Итогом могут стать тяжелые душевные переживания, кризисы, неврозы.

Фрейд отмечал, что на протяжении истории развития научной мысли человеческая самовлюбленность претерпела несколько сокрушительных ударов. Сначала -

«космологический», нанесенный Коперником и сокрушивший представления человека о Земле как центре Вселенной. Затем - «биологический», нанесенный Дарвином, показавшим, что человек – не «вершина божественного творения», а всего лишь

ступенька в эволюции животного мира. Но наиболее ощутимым должен стать, по Фрейду, удар «психологический», исходящий из учения о «несчастном Я», не являющимся хозяином в своем собственном доме. Душевная жизнь человека, по Фрейду, беспрерывно потрясается конфликтами. Основным способом разрешения этих внутриличностных противоречий является процесс сублимации - преобразование сексуальной энергии человека в социально одобряемые виды деятельности, в том числе – в различные виды творчества. Кроме того, Фрейд выделил еще целый ряд защитных механизмов, снимающих конфликт между потребностями личности и осознанием невозможности их удовлетворить:

  • рационализация – ложное интеллектуальное обоснование действия, совершенного под воздействием бессознательного импульса;

  • вытеснение (забывание) – перенос в сферу бессознательного травмирующей человека информации;

  • фантазия – иллюзорные представления о неосуществимых в реальности желаниях; испытываемые при этом реальные переживания снимают нервное напряжение; и т.п.

Определяющиефакторыпсихикичеловека:

Главные факторы, которые направляют и руководят психикой человек:

  • удовольствия – психика, подобно компасу, так или иначе ищет пути к удовольствию;

  • вытеснение – психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещённые желания и идеи (асоциальные, сексуальные);

  • вытеснение в бессознательное, не прошедшее «цензуру» желания, мысли подвергаются сублимации – преобразованию в другие, «разрешённые» типы социальной деятельности и культурного творчества.


ПерваяивтораяпсихологическиесистемыФрейда

Согласно первой психологической системе (господствовала с 1905 по 1920 гг.) в основе бессознательного лежит «либидо» - сексуальное влечение, сексуальный инстинкт.

Либидоимеетсвоёвыражение:

  • в сексуальных действиях;

  • в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в несексуальную (частой причиной замещения сексуального объекта на сексуальный являются социальные нормы, традиции, запреты).



Сексуальныйимпульс,поФрейду,можетбытьреализовантрояко:

  1. «выпущен на свободу» через непосредственные действия, как сексуальные, так и несексуальные;

  2. вытеснен в бессознательное;

  3. подавлен, лишён энергии через реактивные образования (стыд, мораль).

Психическая деятельность человека есть процесс превращений его сексуального инстинкта.


В20-егг. ХХв. Фрейдразрабатываетвторуюпсихологическуюсистему, гдепо-новомусмотритнапроблемувозникновенияэнергиибессознательного.

Центральные понятия и суть системы:


  1. Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род.

  2. Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным.

  3. Жизнь человека это постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.


Проблемаотношенийчеловека,человеческихмасс,культуры

Особое внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, человеческих масс, культуры.

Особенности:

  1. согласно Фрейду человеческое общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри;

  2. происходит массовая сублимация подавленной энергии и преобразование её в культуру;

  3. общество создаёт заменитель подавленной энергии ритуалы;

  4. ритуал – это коллективное бессознательное – это форма реализации вытесненных желаний. Ритуалов множество – религия, мораль, искусство, поэзия, музыка, зрелища, массовые мероприятия.


Выводы,сделанныеЗ.Фрейдом:

  • по мере развития цивилизации человеческие страсти подавляются всё больше и больше;

  • это приводит к массовым психозам, всенародной депрессии;

  • а также к необходимости конструирования более сложных, изощрённых ритуалов.


Феноменмассы

Сутьфеномена:

  1. Огромное количество людей с подавленными желаниями группируются в массу, толпу и направляют свою энергию на лидера. Происходит процесс идентификации каждого члена группы, массы в целом с групповым лидером.

  2. Каждый член группы (толпы) автоматически переносит на себя черты лидера

(вождя), а вождь (лидер) переносит на себя черты массы.

  1. Объединение людей в массу, идентификация с лидером способствует укоренению в

«бессознательном» толпы иллюзии самооценки, силы (благодаря принадлежности к группе и лидеру), безопасности.

  1. Толпа агрессивна, легко заводима, категорична, беспощадна.

  2. Роль лидера толпы, по Фрейду, может выполнить только личность с ярко выраженными психическими аномалиями, способная поверить в собственную исключительность и повести толпу за собой.


Акцентируя внимание на подавлении культурой сексуальных влечений человека, и соотнося это с ростом невротический заболеваний, Фрейд выражал надежду на то, что когда-нибудь проснется «совесть» буржуазного общества, в результате чего произойдет изменение нравственных норм, способствующее свободному развитию личности.

Концепция Зигмунда Фрейда вызвала неоднозначные оценки в обществе. Критики фрейдизма оспаривают не само учение о бессознательном и его роли в психической жизни, а стремление подчинить тёмным, разрушительным и агрессивным инстинктам всю сознательную жизнь человека