ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1263
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Философия психоанализа
Интерес к проблеме человека, к внутреннему миру личности нашел весьма своеобразное преломление в философии психоанализа, становление которой можно рассматривать как попытку найти выход из тупика, в который ввели философию, с одной стороны, позитивизм, ориентированный исключительно на естественнонаучное знание, и, с другой стороны, иррационализм, апеллирующий к интуитивным догадкам и внутриличностному постижению бытия.
Основатель психоанализа – австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) создавал свою теорию на базе практической (по 8 – 10 часов ежедневно) врачебной деятельности. Психоанализ – это и разработанный Фрейдом метод лечения психических заболеваний, и философская концепция сущности человека и культуры, изложенная им в работах «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901),
«Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Тотем и табу» (1913), «Я и Оно» (1923) и др.
До Фрейда (в классической философии и науке) считалось, что главным регулятором человеческой жизни является сознание. Фрейд открыл, что под покровом сознания скрываются глубинные, наполненные энергией пласты бессознательных стремлений, желаний, влечений, которые определяют не только личную жизнь человека, но и развитие цивилизации.
Психика человека понимается Фрейдом как состоящая из трех слоев, или инстанций:
«Оно», «Я» и «Сверх-Я».
«Оно» - сфера бессознательного, представляет собой унаследованный человеком от животных предков глубинный слой психики, в котором коренятся основные жизненные инстинкты: инстинкт продолжения рода (источник сексуального влечения и
сексуальной энергии – «либидо») и инстинкт самосохранения (источник агрессивного поведения человека). «Оно» - иррационально и аморально, руководствуется только принципом удовольствия, проявляется в бессознательных импульсах и влечениях человека.
«Я» - важный элемент сознания человека, формируется в результате личного жизненного опыта индивида. «Я» - разумно и руководствуется принципом реальности, стремясь привести бессознательные импульсы «Оно» в соответствии с требованиями
«Сверх-Я».
«Сверх-Я» - та часть сознания, в которой сконцентрирован культурный опыт человечества (правила поведения, нормы нравственности, идеалы и т.п.). «Сверх-Я» формируется в процессе воспитания и образования; это - «контролирующий и наказующий агент» в нашей психике, совесть человека.
Основу человеческой жизни, по Фрейду, составляет вечный конфликт между «Оно»
и «Сверх-Я», который пытается отрегулировать и разрешить «несчастное Я»:
-
«Оно» под действием животных инстинктов как бы говорит: «Хочу!»; -
«Сверх-Я», ориентируясь на заложенные в него нормы нравственности, вопрошает:
«Правильно ли это?»;
-
«Я» пытается найти возможность согласования желаемого и должного так, чтобы и потребности личности были удовлетворены, и конфликт между «хочу» и «нельзя» был снят.
Человеческое «Я», таким образом, оказывается в тисках многообразных противоречий и подверженным троякой угрозе: со стороны аморальных вожделений
«Оно», со стороны внешнего мира, который накладывает запрет на эти вожделения, и со стороны строгого «Сверх-Я» (чувство вины и угрызения совести). Итогом могут стать тяжелые душевные переживания, кризисы, неврозы.
Фрейд отмечал, что на протяжении истории развития научной мысли человеческая самовлюбленность претерпела несколько сокрушительных ударов. Сначала -
«космологический», нанесенный Коперником и сокрушивший представления человека о Земле как центре Вселенной. Затем - «биологический», нанесенный Дарвином, показавшим, что человек – не «вершина божественного творения», а всего лишь
ступенька в эволюции животного мира. Но наиболее ощутимым должен стать, по Фрейду, удар «психологический», исходящий из учения о «несчастном Я», не являющимся хозяином в своем собственном доме. Душевная жизнь человека, по Фрейду, беспрерывно потрясается конфликтами. Основным способом разрешения этих внутриличностных противоречий является процесс сублимации - преобразование сексуальной энергии человека в социально одобряемые виды деятельности, в том числе – в различные виды творчества. Кроме того, Фрейд выделил еще целый ряд защитных механизмов, снимающих конфликт между потребностями личности и осознанием невозможности их удовлетворить:
-
рационализация – ложное интеллектуальное обоснование действия, совершенного под воздействием бессознательного импульса; -
вытеснение (забывание) – перенос в сферу бессознательного травмирующей человека информации; -
фантазия – иллюзорные представления о неосуществимых в реальности желаниях; испытываемые при этом реальные переживания снимают нервное напряжение; и т.п.
Определяющиефакторыпсихикичеловека:
Главные факторы, которые направляют и руководят психикой человек:
-
удовольствия – психика, подобно компасу, так или иначе ищет пути к удовольствию; -
вытеснение – психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещённые желания и идеи (асоциальные, сексуальные); -
вытеснение в бессознательное, не прошедшее «цензуру» желания, мысли подвергаются сублимации – преобразованию в другие, «разрешённые» типы социальной деятельности и культурного творчества.
ПерваяивтораяпсихологическиесистемыФрейда
Согласно первой психологической системе (господствовала с 1905 по 1920 гг.) в основе бессознательного лежит «либидо» - сексуальное влечение, сексуальный инстинкт.
Либидоимеетсвоёвыражение:
-
в сексуальных действиях; -
в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в несексуальную (частой причиной замещения сексуального объекта на сексуальный являются социальные нормы, традиции, запреты).
Сексуальныйимпульс,поФрейду,можетбытьреализовантрояко:
-
«выпущен на свободу» через непосредственные действия, как сексуальные, так и несексуальные; -
вытеснен в бессознательное; -
подавлен, лишён энергии через реактивные образования (стыд, мораль).
Психическая деятельность человека есть процесс превращений его сексуального инстинкта.
В20-егг. ХХв. Фрейдразрабатываетвторуюпсихологическуюсистему, гдепо-новомусмотритнапроблемувозникновенияэнергиибессознательного.
Центральные понятия и суть системы:
-
Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род. -
Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным. -
Жизнь человека – это постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.
Проблемаотношенийчеловека,человеческихмасс,культуры
Особое внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, человеческих масс, культуры.
Особенности:
-
согласно Фрейду человеческое общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри; -
происходит массовая сублимация подавленной энергии и преобразование её в культуру; -
общество создаёт заменитель подавленной энергии – ритуалы; -
ритуал – это коллективное бессознательное – это форма реализации вытесненных желаний. Ритуалов множество – религия, мораль, искусство, поэзия, музыка, зрелища, массовые мероприятия.
Выводы,сделанныеЗ.Фрейдом:
-
по мере развития цивилизации человеческие страсти подавляются всё больше и больше; -
это приводит к массовым психозам, всенародной депрессии; -
а также к необходимости конструирования более сложных, изощрённых ритуалов.
Феноменмассы
Сутьфеномена:
-
Огромное количество людей с подавленными желаниями группируются в массу, толпу и направляют свою энергию на лидера. Происходит процесс идентификации каждого члена группы, массы в целом с групповым лидером. -
Каждый член группы (толпы) автоматически переносит на себя черты лидера
(вождя), а вождь (лидер) переносит на себя черты массы.
-
Объединение людей в массу, идентификация с лидером способствует укоренению в
«бессознательном» толпы иллюзии самооценки, силы (благодаря принадлежности к группе и лидеру), безопасности.
-
Толпа агрессивна, легко заводима, категорична, беспощадна. -
Роль лидера толпы, по Фрейду, может выполнить только личность с ярко выраженными психическими аномалиями, способная поверить в собственную исключительность и повести толпу за собой.
Акцентируя внимание на подавлении культурой сексуальных влечений человека, и соотнося это с ростом невротический заболеваний, Фрейд выражал надежду на то, что когда-нибудь проснется «совесть» буржуазного общества, в результате чего произойдет изменение нравственных норм, способствующее свободному развитию личности.
Концепция Зигмунда Фрейда вызвала неоднозначные оценки в обществе. Критики фрейдизма оспаривают не само учение о бессознательном и его роли в психической жизни, а стремление подчинить тёмным, разрушительным и агрессивным инстинктам всю сознательную жизнь человека