ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1246
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
компьютерного производства, революция в естествознании, НТР, развитие СМИ, заменяющих старые формы коммуникации, выход на арену «нового среднего класса», мощное развитие науки и техники.
Все эти причины оказали глубокое воздействие на мировоззрение и культуру, что и породило новые живопись, литературу, музыку, религиозные искания, философию.
Сама философия из аналитико-рациональной превращается в некое творчество, имеющее целью отразить, интерпретировать, объяснить изменившиеся символы культуры и смысложизненные вопросы человеческого бытия.
Современные философские течения на Западе отражают новые реальности бытия и в особенности радикальной смены мира человека, его переживаний, мировоззрения, мировосприятия, мироощущения, его отношения к природе, к состоянию изменяющегося социума, становлению новых архетипов, производства не только материального, но и духовного.
В конце ХХ века в новом социокультурном контексте, с крахом тоталитарной мысли и идеологии, прорывом к неклассической парадигме, а затем к постнеклассической рациональности, реальностях интеграции и диалога культур возникает ощущение кризиса познавательных возможностей человека, восприятия мира как хаоса, абсурда, не подчиняющегося законам, а следующего игре случая, насилию, террору.
Массовая культура современного мира с её манифестациями создаёт виртуальные реальности и мультиплицированную гетерогенность, которые всё дальше отдаляют субъект от подлинного знания, картины мира и её аутентичной рефлексии. Поэтому закономерно, что современная западная философия становится философской антропологией.
Философия второй половины ХХ века стала более решительно искать теоретико- методологические пути для формирования комплексного изучения человека, в котором были бы объяснены естественнонаучные, научно-технические, гуманитарные дисциплины и значительную роль играли бы широкие мировоззренческие основания истинно философского характера.
Становление современной философии сопровождается глубокими качественными изменениями в содержании и структуре философского мышления по сравнению с его предшествующими формами.
Философия объективирована в языке, в средствах, методах познания и общения. Реальные школы, культурно-религиозные культы генетически, структурно и функционально, культурно-исторически включены в целостную систему научного знания, функционируют в необходимой связи с мировоззренческими, ценностными установками, с нормами общения и социального бытия, предполагают вполне определённого исторически, социально-культурно подготовленного субъекта. Теории – это вещный или знаковый результат деятельности, включённый или выключенный из функционирования.
Общиепонятия.Основныепроблемы,рассматриваемыеэкзистенциализмом.
Экзистенциализм – это направление философии, главным предметом изучения которого стали человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.
Экзистенциализм как направление начал зарождаться ещё в середине ХIХ в., а в 20-е – 70-е годы ХХ в. приобрёл актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.
Причины, способствовашиев20-е70-егг. ХХв. актуальностиирасцвету экзистенциализма:
Проблемы,рассматриваемыеэкзистенциализмом:
ФилософияСьоренаКьеркегора(1813-1855)–зарождениеэкзистенциализма
Основателем экзистенциализма - философии существования - считается датский писатель, теолог Сёрен Кьеркегор (1811 – 1855). Он ввел термин «экзистенция» (лат.existentia – существование) для обозначения внутренней духовной жизни личности, считая именно её, а не внешнюю, доступную постороннему наблюдателю жизнь человека, главным объектом философского анализа. Философия, по Кьеркегору, это не учение о всеобщем, а «диалог уединенной души с собой». Основные работы – «Страх и трепет» (1843), «Понятие страха» (1844), «Болезнь к смерти» (1849).
Кьеркегор поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов – сущности бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами познания – и почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного человека с его внутренним миром, переживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не интересующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах?
Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать своё «Я».
Кьеркегорвыделилследующиепонятия:
Центральным в философии Кьеркегора является учение о трех стадиях духовной эволюции человека (и одновременно о трех образах жизни): эстетической, этической и религиозной.
Учение Сёрена Кьеркегора долгое время существовало как изолированный феномен духовной жизни Скандинавских стран. Формирование экзистенциализма как широкого философского направления приходится на начало ХХ века. В развитии экзистенциальной философии можно выделить три «волны»:
Концепции вышеназванных мыслителей во многом отличаются друг от друга; совпадения зачастую можно проследить лишь в общем стиле философствования. Кроме того, экзистенциализм делят на религиозный (С.Кьеркегор, Л.Шестов, Н.Бердяев, К.Ясперс, Г.Марсель) и «атеистический» (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю).
Общее для всех концепций – это признание «экзистенции» - человеческого бытия,
«бытия в мире» - единственным изначальным и подлинным бытием, непостижимым методами рационалистической философии и науки. Основное онтологическое определение экзистенции – «бытие-между» - дал еще Кьеркегор. Этим подчеркивается промежуточный характер человеческой реальности, ее принципиальная несамостоятельность, зависимость от чего-то иного. Отвлекаясь от индивидуального своеобразия мыслителей, онтологическое учение позднего экзистенциализма можно представить в виде следующей категориальной триады: «мир» – «бытие-в-мире» –
«бытие». Человеческая экзистенция – это средний термин триады, промежуточное звено, соединяющее потустороннее «бытие» с «миром» - повседневным обезличенным существованием.
Постижение экзистенции – подлинной сущности человека возможно лишь через
непосредственное переживание таких феноменов как «страх» (Ясперс, Хайдеггер),
«экзистенциальная тревога», «тошнота» (Сартр), «скука» (Камю). Процесс постижения описывается как «метафизический ужас», потрясающее человека прозрение, в результате которого открывается:
Все эти причины оказали глубокое воздействие на мировоззрение и культуру, что и породило новые живопись, литературу, музыку, религиозные искания, философию.
Сама философия из аналитико-рациональной превращается в некое творчество, имеющее целью отразить, интерпретировать, объяснить изменившиеся символы культуры и смысложизненные вопросы человеческого бытия.
Современные философские течения на Западе отражают новые реальности бытия и в особенности радикальной смены мира человека, его переживаний, мировоззрения, мировосприятия, мироощущения, его отношения к природе, к состоянию изменяющегося социума, становлению новых архетипов, производства не только материального, но и духовного.
В конце ХХ века в новом социокультурном контексте, с крахом тоталитарной мысли и идеологии, прорывом к неклассической парадигме, а затем к постнеклассической рациональности, реальностях интеграции и диалога культур возникает ощущение кризиса познавательных возможностей человека, восприятия мира как хаоса, абсурда, не подчиняющегося законам, а следующего игре случая, насилию, террору.
Массовая культура современного мира с её манифестациями создаёт виртуальные реальности и мультиплицированную гетерогенность, которые всё дальше отдаляют субъект от подлинного знания, картины мира и её аутентичной рефлексии. Поэтому закономерно, что современная западная философия становится философской антропологией.
Философия второй половины ХХ века стала более решительно искать теоретико- методологические пути для формирования комплексного изучения человека, в котором были бы объяснены естественнонаучные, научно-технические, гуманитарные дисциплины и значительную роль играли бы широкие мировоззренческие основания истинно философского характера.
Становление современной философии сопровождается глубокими качественными изменениями в содержании и структуре философского мышления по сравнению с его предшествующими формами.
Философия объективирована в языке, в средствах, методах познания и общения. Реальные школы, культурно-религиозные культы генетически, структурно и функционально, культурно-исторически включены в целостную систему научного знания, функционируют в необходимой связи с мировоззренческими, ценностными установками, с нормами общения и социального бытия, предполагают вполне определённого исторически, социально-культурно подготовленного субъекта. Теории – это вещный или знаковый результат деятельности, включённый или выключенный из функционирования.
Основные школы и течения западной постклассической философии XX-XXI вв..
-
Экзистенциализм: Кьеркегор, Камю, Сартр, Ясперс, Хайдеггер. -
Психоанализ: Фрейд, Адлер, Юнг, Фромм. -
Философская герменевтика: Г. Гадамер, П. Рикёр. -
Современная западная религиозная философия: Жильсон, Маритен, Тейяр де Шарден, Бубер, Бультман, Тиллих. -
Феноменология: Гуссерль и последователи. -
Структурализм и постмодернизм: Леви-Строс, Альтюссер, Фуко, Деррида, Лакан.
Философия экзистенциализма
Общиепонятия.Основныепроблемы,рассматриваемыеэкзистенциализмом.
Экзистенциализм – это направление философии, главным предметом изучения которого стали человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.
Экзистенциализм как направление начал зарождаться ещё в середине ХIХ в., а в 20-е – 70-е годы ХХ в. приобрёл актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.
Причины, способствовашиев20-е70-егг. ХХв. актуальностиирасцвету экзистенциализма:
-
Нравственные, экономические и политические кризисы, охватившие человечество до и во время первой и второй мировых войн и между ними. -
Бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулемёты, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т.д.). -
Опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа). -
Усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагерях, трудовые лагеря). -
Распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность. -
Бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.
Проблемы,рассматриваемыеэкзистенциализмом:
-
Уникальность человеческой личности, глубина чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом человека. -
Разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью. -
Проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я». -
Проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным). -
Проблема бессмысленности жизни. -
Проблема внутреннего выбора. -
Проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни.
ФилософияСьоренаКьеркегора(1813-1855)–зарождениеэкзистенциализма
Основателем экзистенциализма - философии существования - считается датский писатель, теолог Сёрен Кьеркегор (1811 – 1855). Он ввел термин «экзистенция» (лат.existentia – существование) для обозначения внутренней духовной жизни личности, считая именно её, а не внешнюю, доступную постороннему наблюдателю жизнь человека, главным объектом философского анализа. Философия, по Кьеркегору, это не учение о всеобщем, а «диалог уединенной души с собой». Основные работы – «Страх и трепет» (1843), «Понятие страха» (1844), «Болезнь к смерти» (1849).
Кьеркегор поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов – сущности бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами познания – и почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного человека с его внутренним миром, переживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не интересующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах?
Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать своё «Я».
Кьеркегорвыделилследующиепонятия:
-
неподлинное существование – полная подчинённость человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех», «плывя по течению», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания. -
подлинное существование – выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождение себя, превращение в хозяина своей судьбы. Подлинное существование и есть экзистенция.
Центральным в философии Кьеркегора является учение о трех стадиях духовной эволюции человека (и одновременно о трех образах жизни): эстетической, этической и религиозной.
-
Эстетическая стадия - чувственный способ жизнедеятельности, стремление к наслаждениям, удовольствиям. В системе жизненных ценностей личности преобладают внешние достоинства – красота, сила, успех и т.п. Эта стадия свойственна, как правило, молодости, но если вовремя её не преодолеть, погоня за удовольствиями приведет к пресыщению, черной меланхолии, отчаянию и даже к гибели (типичный пример, по Кьеркегору, – Дон Жуан). -
Этическая стадия характеризуется победой личности над чувствами и влечениями, всё подчинено идее долга. Человек начинает в первую очередь ценить нравственные качества: верность, порядочность, гуманность и т.п. Но, по мнению Кьеркегора, и эта стадия не спасает людей от отчаяния и страха перед вечностью. Кроме того, на этом этапе человека подстерегает опасность впасть в грех гордыни, что, как считает Кьеркегор, и погубило Сократа – типичного представителя этой стадии духовной эволюции. Если же развитие личности на этом не остановится, то наступит понимание своего несовершенства, изначальной виновности, что приведёт человека к вере в Бога. -
Религиозная стадия характеризуется Кьеркегором как «подлинное» существование (два первых этапа – «неподлинное»), ибо только вера в Бога способна вырвать человека из абсурда и бессмысленности бытия и снять страх смерти (типичный представитель – библейский Авраам).
Учение Сёрена Кьеркегора долгое время существовало как изолированный феномен духовной жизни Скандинавских стран. Формирование экзистенциализма как широкого философского направления приходится на начало ХХ века. В развитии экзистенциальной философии можно выделить три «волны»:
-
русский экзистенциализм - Лев Шестов (1866 – 1938), Николай Бердяев (1874 – 1948); -
немецкий экзистенциализм - Карл Ясперс (1883 – 1969), Мартин Хайдеггер (1889 – 1976); -
французский экзистенциализм - Жан-Поль Сартр (1905 – 1980), Альбер Камю (1913 – 1960), Габриель Марсель (1908 – 1961) и др.
Концепции вышеназванных мыслителей во многом отличаются друг от друга; совпадения зачастую можно проследить лишь в общем стиле философствования. Кроме того, экзистенциализм делят на религиозный (С.Кьеркегор, Л.Шестов, Н.Бердяев, К.Ясперс, Г.Марсель) и «атеистический» (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю).
Общее для всех концепций – это признание «экзистенции» - человеческого бытия,
«бытия в мире» - единственным изначальным и подлинным бытием, непостижимым методами рационалистической философии и науки. Основное онтологическое определение экзистенции – «бытие-между» - дал еще Кьеркегор. Этим подчеркивается промежуточный характер человеческой реальности, ее принципиальная несамостоятельность, зависимость от чего-то иного. Отвлекаясь от индивидуального своеобразия мыслителей, онтологическое учение позднего экзистенциализма можно представить в виде следующей категориальной триады: «мир» – «бытие-в-мире» –
«бытие». Человеческая экзистенция – это средний термин триады, промежуточное звено, соединяющее потустороннее «бытие» с «миром» - повседневным обезличенным существованием.
Постижение экзистенции – подлинной сущности человека возможно лишь через
непосредственное переживание таких феноменов как «страх» (Ясперс, Хайдеггер),
«экзистенциальная тревога», «тошнота» (Сартр), «скука» (Камю). Процесс постижения описывается как «метафизический ужас», потрясающее человека прозрение, в результате которого открывается: