Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1246

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
компьютерного производства, революция в естествознании, НТР, развитие СМИ, заменяющих старые формы коммуникации, выход на арену «нового среднего класса», мощное развитие науки и техники.

Все эти причины оказали глубокое воздействие на мировоззрение и культуру, что и породило новые живопись, литературу, музыку, религиозные искания, философию.

Сама философия из аналитико-рациональной превращается в некое творчество, имеющее целью отразить, интерпретировать, объяснить изменившиеся символы культуры и смысложизненные вопросы человеческого бытия.

Современные философские течения на Западе отражают новые реальности бытия и в особенности радикальной смены мира человека, его переживаний, мировоззрения, мировосприятия, мироощущения, его отношения к природе, к состоянию изменяющегося социума, становлению новых архетипов, производства не только материального, но и духовного.

В конце ХХ века в новом социокультурном контексте, с крахом тоталитарной мысли и идеологии, прорывом к неклассической парадигме, а затем к постнеклассической рациональности, реальностях интеграции и диалога культур возникает ощущение кризиса познавательных возможностей человека, восприятия мира как хаоса, абсурда, не подчиняющегося законам, а следующего игре случая, насилию, террору.

Массовая культура современного мира с её манифестациями создаёт виртуальные реальности и мультиплицированную гетерогенность, которые всё дальше отдаляют субъект от подлинного знания, картины мира и её аутентичной рефлексии. Поэтому закономерно, что современная западная философия становится философской антропологией.

Философия второй половины ХХ века стала более решительно искать теоретико- методологические пути для формирования комплексного изучения человека, в котором были бы объяснены естественнонаучные, научно-технические, гуманитарные дисциплины и значительную роль играли бы широкие мировоззренческие основания истинно философского характера.


Становление современной философии сопровождается глубокими качественными изменениями в содержании и структуре философского мышления по сравнению с его предшествующими формами.

Философия объективирована в языке, в средствах, методах познания и общения. Реальные школы, культурно-религиозные культы генетически, структурно и функционально, культурно-исторически включены в целостную систему научного знания, функционируют в необходимой связи с мировоззренческими, ценностными установками, с нормами общения и социального бытия, предполагают вполне определённого исторически, социально-культурно подготовленного субъекта. Теории – это вещный или знаковый результат деятельности, включённый или выключенный из функционирования.

Основные школы и течения западной постклассической философии XX-XXI вв..


    1. Экзистенциализм: Кьеркегор, Камю, Сартр, Ясперс, Хайдеггер.

    2. Психоанализ: Фрейд, Адлер, Юнг, Фромм.

    3. Философская герменевтика: Г. Гадамер, П. Рикёр.

    4. Современная западная религиозная философия: Жильсон, Маритен, Тейяр де Шарден, Бубер, Бультман, Тиллих.

    5. Феноменология: Гуссерль и последователи.

    6. Структурализм и постмодернизм: Леви-Строс, Альтюссер, Фуко, Деррида, Лакан.




Философия экзистенциализма


Общиепонятия.Основныепроблемы,рассматриваемыеэкзистенциализмом.

Экзистенциализм – это направление философии, главным предметом изучения которого стали человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.

Экзистенциализм как направление начал зарождаться ещё в середине ХIХ в., а в 20-е – 70-е годы ХХ в. приобрёл актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.

Причины, способствовашиев20-е70-егг. ХХв. актуальностиирасцвету экзистенциализма:

      1. Нравственные, экономические и политические кризисы, охватившие человечество до и во время первой и второй мировых войн и между ними.

      2. Бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулемёты, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т.д.).

      3. Опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа).

      4. Усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагерях, трудовые лагеря).

      5. Распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность.

      6. Бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.


Проблемы,рассматриваемыеэкзистенциализмом:

  1. Уникальность человеческой личности, глубина чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом человека.

  2. Разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью.

  3. Проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я».

  4. Проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным).

  5. Проблема бессмысленности жизни.

  6. Проблема внутреннего выбора.

  7. Проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни.



ФилософияСьоренаКьеркегора(1813-1855)зарождениеэкзистенциализма

Основателем экзистенциализма - философии существования - считается датский писатель, теолог Сёрен Кьеркегор (1811 – 1855). Он ввел термин «экзистенция» (лат.existentia – существование) для обозначения внутренней духовной жизни личности, считая именно её, а не внешнюю, доступную постороннему наблюдателю жизнь человека, главным объектом философского анализа. Философия, по Кьеркегору, это не учение о всеобщем, а «диалог уединенной души с собой». Основные работы – «Страх и трепет» (1843), «Понятие страха» (1844), «Болезнь к смерти» (1849).

Кьеркегор поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов – сущности бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами познания – и почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного человека с его внутренним миром, переживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не интересующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах?

Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать своё «Я».
Кьеркегорвыделилследующиепонятия:

    1. неподлинное существование – полная подчинённость человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех», «плывя по течению», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания.

    2. подлинное существование – выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождение себя, превращение в хозяина своей судьбы. Подлинное существование и есть экзистенция.

Центральным в философии Кьеркегора является учение о трех стадиях духовной эволюции человека (и одновременно о трех образах жизни): эстетической, этической и религиозной.

  1. Эстетическая стадия - чувственный способ жизнедеятельности, стремление к наслаждениям, удовольствиям. В системе жизненных ценностей личности преобладают внешние достоинства – красота, сила, успех и т.п. Эта стадия свойственна, как правило, молодости, но если вовремя её не преодолеть, погоня за удовольствиями приведет к пресыщению, черной меланхолии, отчаянию и даже к гибели (типичный пример, по Кьеркегору, – Дон Жуан).

  2. Этическая стадия характеризуется победой личности над чувствами и влечениями, всё подчинено идее долга. Человек начинает в первую очередь ценить нравственные качества: верность, порядочность, гуманность и т.п. Но, по мнению Кьеркегора, и эта стадия не спасает людей от отчаяния и страха перед вечностью. Кроме того, на этом этапе человека подстерегает опасность впасть в грех гордыни, что, как считает Кьеркегор, и погубило Сократа – типичного представителя этой стадии духовной эволюции. Если же развитие личности на этом не остановится, то наступит понимание своего несовершенства, изначальной виновности, что приведёт человека к вере в Бога.

  3. Религиозная стадия характеризуется Кьеркегором как «подлинное» существование (два первых этапа – «неподлинное»), ибо только вера в Бога способна вырвать человека из абсурда и бессмысленности бытия и снять страх смерти (типичный представитель – библейский Авраам).


Учение Сёрена Кьеркегора долгое время существовало как изолированный феномен духовной жизни Скандинавских стран. Формирование экзистенциализма как широкого философского направления приходится на начало ХХ века. В развитии экзистенциальной философии можно выделить три «волны»:

  • русский экзистенциализм - Лев Шестов (1866 – 1938), Николай Бердяев (1874 – 1948);

  • немецкий экзистенциализм - Карл Ясперс (1883 – 1969), Мартин Хайдеггер (1889 – 1976);

  • французский экзистенциализм - Жан-Поль Сартр (1905 – 1980), Альбер Камю (1913 – 1960), Габриель Марсель (1908 – 1961) и др.

Концепции вышеназванных мыслителей во многом отличаются друг от друга; совпадения зачастую можно проследить лишь в общем стиле философствования. Кроме того, экзистенциализм делят на религиозный (С.Кьеркегор, Л.Шестов, Н.Бердяев, К.Ясперс, Г.Марсель) и «атеистический» (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю).

Общее для всех концепций это признание «экзистенции» - человеческого бытия,

«бытия в мире» - единственным изначальным и подлинным бытием, непостижимым методами рационалистической философии и науки. Основное онтологическое определение экзистенции – «бытие-между» - дал еще Кьеркегор. Этим подчеркивается промежуточный характер человеческой реальности, ее принципиальная несамостоятельность, зависимость от чего-то иного. Отвлекаясь от индивидуального своеобразия мыслителей, онтологическое учение позднего экзистенциализма можно представить в виде следующей категориальной триады: «мир» «бытие-в-мире»

«бытие». Человеческая экзистенция – это средний термин триады, промежуточное звено, соединяющее потустороннее «бытие» с «миром» - повседневным обезличенным существованием.

Постижение экзистенции подлинной сущности человека возможно лишь через

непосредственное переживание таких феноменов как «страх» (Ясперс, Хайдеггер),

«экзистенциальная тревога», «тошнота» (Сартр), «скука» (Камю). Процесс постижения описывается как «метафизический ужас», потрясающее человека прозрение, в результате которого открывается: