ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1255
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция 8
Русская философия как особый феномен мировой философской мысли
-
Этапы развития и специфика русской философии -
Философская мысль ХI –XVIII вв. -
Становление самобытной русской философии: славянофилы и западники -
«Серебряный век» русской философии. Философские идеи в русской литературе ХIХ в. -
Философия «положительного всеединства» В.С. Соловьева -
Философия конца XIX - начала XX века. Русский космизм -
Советский период в развитии русской философии
Этапы развития и специфика русской философии
Под русской философией понимают совокупность философских идей и теорий, которые возникли на территории Русского государства, то есть представляют собой интеллектуальное творчество на русском языке и в рамках русской духовной культуры. В оценке русской философии как интеллектуального феномена существуют две точки зрения:
-
русская философия – чисто национальное явление, изолированное от европейской и мировой философской традиции; -
русская философия – часть мирового историко-философского процесса.
Подобные крайности при характеристике русской философии обусловлены, главным образом, тем, что до XVIII века русская мысль развивалась практически независимо от западноевропейской, хотя в русле единой для европейской культуры христианской традиции. И в более поздний период, восприняв стиль мышления новоевропейского рационализма
, русская философия продолжала поддерживать тесный контакт с сугубо русскими, православно-религиозными теоретическими установками и философскими практиками.
Тем не менее, несмотря на спорность (причем, не только значимости, но и самого бытия русской философии как специфического духовного феномена), ее изучение не только плодотворно для личности, но и обязательно для глубокого уяснения специфики русской культуры.
Русская философия на всем протяжении своего развития имела ярко выраженную национальную специфику, довольно сильно отличавшую ее от учений, популярных в других странах. Главные особенности русской философии.
Первая особенность русской философии связана со спецификой социальной жизни древнерусской народности и развитием классовой структуры общества. У населения, занимавшего территорию Древней Руси, как и у многих других славянских народов, произошел переход от родового строя сразу к феодальному. Рабовладельческой формации у славян не сложилось (хотя отдельные черты рабовладения, как выяснили историки, все же существовали). По этой причине древнегреческая философия, выражавшая идеи и настроения классического рабовладельческого общества, была чужда древнерусской общественной мысли и не получила распространения в нашей стране. Идеология Российского государства складывалась сначала на основе языческого мировоззрения, а затем, после крещения Руси, — на основе христианства в его православной, византийской версии.
Вторая особенность русской философии — более длительное, чем на Западе, господство в ней религиозного сознания. Это объяснялось общей отсталостью страны, возникшей в результате монгольского нашествия и почти двухсотлетней зависимости от Золотой Орды. Православие, оказавшееся в положении привилегированной
государственной идеологии, имело возможность эффективно противодействовать формированию любых нерелигиозных воззрений. Вплоть до XVII в. русская мысль развивалась замкнуто. Из всех внешних сил и идейных течений на нее оказали заметное воздействие только религиозные взгляды монахов Афона. Возникновение светской культуры, естествознания и философии, свободной от религиозных представлений, запоздало в России на 200-300 лет по сравнению с наиболее развитыми европейскими странами. Начиная
с XVIII в. русская мысль вынуждена была в кратчайшие сроки наверстывать упущенное, усваивая западноевропейские культурные ценности. С этого времени философия в России развивалась в тесной связи с философией западноевропейских народов. Укрепление такой связи напрямую зависело от преобразований эпохи Петра I.
Третья особенность русской философии обусловлена длительным сохранением в России феодально-крепостнических отношений и самодержавия. В XVIII-XIX вв. страны Западной Европы уже переходили к буржуазной политической системе, а в некоторых из них даже установился республиканский строй. Затяжное господство крепостничества и самодержавия в России вызвало к жизни особые формы философии и идеологии, которые в других странах либо отсутствовали, либо не получили заметного развития. Это идеология дворянских революционеров (декабристов); революционный крестьянский демократизм, включавший в себя народничество; славянофильство, почвенничество и западничество; толстовство. Неизбежное сопоставление условий русской жизни с жизнью передовых стран Европы породило острую специфическую проблему общественной мысли нашей страны — проблему взаимоотношений России и Запада. Противоположные подходы к ее решению предлагали, например, западники и славянофилы.
Отставание России от ведущих стран Запада привело к формированию еще одной особенности русской философской мысли — к широкому усвоению идей и концепций, первоначально разработанных в других, более развитых странах. Русские мыслители использовали идейный материал, возникший на более развитой европейской социокультурной основе, переосмысливали его и включали в духовные структуры национального происхождения.
Если проследить процесс становления отечественно интеллектуальной мысли по эпохам, то можно выделить следующие этапы развития русской философии:
-
X в. - начало XIX в. – «Предыстория» русской философии, в которой можно отметить несколько периодов:
-
X-XI вв. – замена языческого мировоззрения христианским после крещения Руси; -
XII-XIII вв. – возникновение раннесредневековой русской религиозной философии и теологии; -
XIV-XVI вв. – развитие философско-религиозной мысли в постмонгольский период; -
XVII в. – начало замены древнерусского типа мышления новоевропейским; -
XVIII – начало XIX в. – период активного усвоения западных философских концепций;
Вторая половина ХIХ в. – возникновение самобытных российских философских концепций (славянофилы и западники);
Конец ХIХ – начало ХХ в. – расцвет отечественной философии, ее «Серебряный
век»;
-
Начало ХХ в. – 1991г. – развитие философии в рамках марксистско-ленинской
традиции и, одновременно, продолжение традиций «Серебряного века» в творчестве философов русского зарубежья;
-
После 1991 г. – отказ от марксистско-ленинской идейной парадигмы, освоение бывшей до этого под запретом западной философии (в том числе – и русской религиозной философии «Серебряного века»), воссоединение с традициями мировой философской мысли.
Таким образом, русская философия окончательно сложилась как специфический феномен мировой философской мысли только в Х1Х веке, тогда же сформировались ее характерные черты:
-
критическое отношение к абстрактности классической западноевропейской философской мысли, ее «голому» рационализму и сциентизму; -
стремление придать философским доктринам не только творческий, но и практический смысл, связать их с задачами нравственной эволюции человека, переустройства социума; -
концентрация внимания на проблемах человеческой личности и общества (так называемый «антропосоциоцентризм» русской философии), поэтому «чистые» онтология и гносеология практически не встречаются в концепциях русских мыслителей; -
глубокая связь с религиозной, христианской проблематикой, творческое переосмысление христианских мифологем в соответствии с реалиями новой эпохи.
Предмет русской философии:
-
Проблема человека. -
Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма). -
Проблемы морали и нравственности. -
Проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии). -
Проблема власти. -
Проблема государства. -
Проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан»
значительный пласт русской философии).
-
Проблема идеального общества. -
Проблема будущего.