ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1249
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
способом толкования, понимания культурно-исторической ситуации и человеческого бытия вообще. «Понимание и истолкование текстов, - пишет Гадамер, - является не только научной задачей, но и очевидным образом относится ко всей совокупности человеческого опыта в целом».
Основныепринципыгерменевтики:
случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста.
Основныевопросыгерменевтики:
Фундаментальныепонятиягерменевтики:
С точки зрения Хайдеггера бытие (понимаемое в экзистенциальном смысле, как человеческое «бытие-в-мире») проявляется в языке. Философия должна заниматься изучением языка, так как ее интересует человек, а человек – не просто живой организм, а язык. Именно через язык, в стихии языка осуществляется понимание людьми и окружающего мира, и самих себя, и других. Понимание, необходимое в любом исследовании – это языковая интерпретация прежде всего самого языка, образующего тексты.
Взгляды раннего Хайдеггера совмещают в себе герменевтику и экзистенциализм и посвящены бытийной (
онтологической), а не познавательной (гносеологической) стороне герменевтики.
Человеческое бытие, по Хайдеггеру, изначально герменевтично (основано на понимании).
Экзистенциалы – это условия человеческого существования. Это:
Перу Гадамера принадлежит наиболее фундаментальный научный труд этого направления – «Истина и метод. Основы философской герменевтики». Опираясь на труды предшественников, он придал герменевтике универсальный смысл, превратив проблему понимания в саму суть философии. Предметом философского знания считается мир человека, трактуемый как область человеческого общения. Именно в этой сфере протекает повседневная жизнь людей, создаются культурные и научные ценности. Процесс понимания – необходимое условие и механизм существования этого мира.
Осовныеположения:
(гносеологии) перешла на позиции понимания (герменевтики).
Основныеположения:
XX в. выявил немалое количество западных философов, которых по праву можно отнести к ярким представителям религиозной мысли. Среди них:
католические философы – Жак Маритен, Этьен Жильсон, Габриель Марсель, Тейяр де Шарден,
протестанские мыслители – Карл Барт, Пауль Тиллих, Рейнгольд Нибур, Альберт Швейцер,
философию иудаизма представляет Мартин Бубер.
По самой своей сути религиозная мысль – это мысль консервативная, ориентированная на интерпретацию догматов, ценностей и принципов определенной веры и конкретной конфессии. Но философско-религиозную мысль XX в. в целом отличает поворот к новому, неортодоксальному, а для наиболее известных религиозных философов
XX в. характерно явное стремление к преобразованию религиозной философии в соответствии с постоянно возникающими новыми запросами социума, потребностями современного человека, духом времени.
Для религиозной философии XX в. характерна переориентация, состоящая в том, что религиозные мыслители, преимущественно сохраняя традиционную «иерархию проблем», фактически ставят в центр своей философской проблематики социальные, этические проблемы или вопрос о человеке. Проблемы общества, человека и науки все шире и активнее вовлекаются в сферу философско-религиозной рефлексии XX в.
Следует отметить, что в целом западная религиозная философия XX в., в том числе и чисто христианская, не являет собой единый монолитный блок, а представлена большим количеством концепций, идей и принципов, которые зачастую отличны не только от откровенно анти- и нерелигиозных философских концепций, но и даже сильно различаются внутри конфессиональных христианских концепций
Неотомизм
– это господствующее течение в философии современного католицизма и современная философская версия томизма, т.е. учения Фомы Аквинского (1225–1274). Неотомизм является ответвлением неосхоластической философии. Как показали Д. Реали и Д. Антисери, можно выделить много причин рождения неосхоластики. Среди них реакция: и на просвещенческий рационализм, и на идеалистический имманентизм, и на материалистический позитивизм, и на некоторые аспекты политического либерализма, эксцессы обмирщения духовной жизни общества. Возникновение неотомизма связано с официальным католичеством. Зарождение неотомизма началось еще в 70-е гг. XIX в. под влиянием принятой на I Ватиканском соборе «Догматической конституции католической веры» (1870).
Цельнеотомизма:
Основныечастиучения:
Основныеидеи:
Другиенаправлениясовременнойтеологическойфилософии
Эволюция неотомизма XX в. тесно связана с именем выдающегося французского философа Жака Маритена. Именно благодаря его усилиям многие основоположения томизма («вечной философии») приобрели современное звучание и были проинтерпретированы в соответствии с контекстом социокультурной ситуации XX в. Сам
Основныепринципыгерменевтики:
-
Главная идея герменевтики: существовать –значит быть понятым; -
Предметом исследования, как правило, является текст; -
Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтических ситуаций –
случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста.
Основныевопросыгерменевтики:
-
Как возможно понимание? -
Как устроено бытие, существо которого состоит в понимании?
Фундаментальныепонятиягерменевтики:
-
«Герменевтический треугольник» - это взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем. -
«Герменевтический круг» - это циклический характер процесса понимания.
-
Учение об экзистенциалах М.Хайдеггера (1889-1976).
С точки зрения Хайдеггера бытие (понимаемое в экзистенциальном смысле, как человеческое «бытие-в-мире») проявляется в языке. Философия должна заниматься изучением языка, так как ее интересует человек, а человек – не просто живой организм, а язык. Именно через язык, в стихии языка осуществляется понимание людьми и окружающего мира, и самих себя, и других. Понимание, необходимое в любом исследовании – это языковая интерпретация прежде всего самого языка, образующего тексты.
Взгляды раннего Хайдеггера совмещают в себе герменевтику и экзистенциализм и посвящены бытийной (
онтологической), а не познавательной (гносеологической) стороне герменевтики.
Человеческое бытие, по Хайдеггеру, изначально герменевтично (основано на понимании).
Экзистенциалы – это условия человеческого существования. Это:
-
положенность - человеческое бытие определено не мышлением, а фактом своего пребывания в мире (человек вначале «положен», т. е. он есть, а уже затем мыслит); -
понимание – человек обнаруживает, что он есть, становится понимающим, а понимание – это истолкование и интерпретация (человек истолковывает своё бытие в мире определённым образом, и это истолкование – понимание человеком смысла своей жизни, своего места в мире.
-
Теория Ганса Гадамера (1900 – 1999).
Перу Гадамера принадлежит наиболее фундаментальный научный труд этого направления – «Истина и метод. Основы философской герменевтики». Опираясь на труды предшественников, он придал герменевтике универсальный смысл, превратив проблему понимания в саму суть философии. Предметом философского знания считается мир человека, трактуемый как область человеческого общения. Именно в этой сфере протекает повседневная жизнь людей, создаются культурные и научные ценности. Процесс понимания – необходимое условие и механизм существования этого мира.
Осовныеположения:
-
Ганс Гадамер призывал к тому, чтобы философия с позиций познания
(гносеологии) перешла на позиции понимания (герменевтики).
-
В течение жизни человек, во-первых, накапливает опыт (причём большую его часть составляет опыт, наработанный другими поколениями, - «опыт мира»), во- вторых, вносит свою частицу в «опыт мира». -
Передача «опыта мира» от прошлых поколений к настоящим и от настоящих к будущим осуществляется, главным образом, через книги – тексты, «язык». -
Следовательно, толкование языка текстов, его понимание должно стать одним из ведущих направлений философии.
-
Теория П.Рикёра (1913 - ).
Основныеположения:
-
Центральное понятие философии Поля Рикёра – личность.Личность – творец всей человеческой культуры. -
Цель философии – разработать метод понимания человеческой субъективности. -
В качестве данного метода предлагается «регрессивно-прогрессивный», означающий понимание человека через его три измерения – прошлое, настоящее, будущее. -
По Рикёру, человеческая личность телеологична – направлена на будущее.
Современная религиозная философия
XX в. выявил немалое количество западных философов, которых по праву можно отнести к ярким представителям религиозной мысли. Среди них:
католические философы – Жак Маритен, Этьен Жильсон, Габриель Марсель, Тейяр де Шарден,
протестанские мыслители – Карл Барт, Пауль Тиллих, Рейнгольд Нибур, Альберт Швейцер,
философию иудаизма представляет Мартин Бубер.
По самой своей сути религиозная мысль – это мысль консервативная, ориентированная на интерпретацию догматов, ценностей и принципов определенной веры и конкретной конфессии. Но философско-религиозную мысль XX в. в целом отличает поворот к новому, неортодоксальному, а для наиболее известных религиозных философов
XX в. характерно явное стремление к преобразованию религиозной философии в соответствии с постоянно возникающими новыми запросами социума, потребностями современного человека, духом времени.
Для религиозной философии XX в. характерна переориентация, состоящая в том, что религиозные мыслители, преимущественно сохраняя традиционную «иерархию проблем», фактически ставят в центр своей философской проблематики социальные, этические проблемы или вопрос о человеке. Проблемы общества, человека и науки все шире и активнее вовлекаются в сферу философско-религиозной рефлексии XX в.
Следует отметить, что в целом западная религиозная философия XX в., в том числе и чисто христианская, не являет собой единый монолитный блок, а представлена большим количеством концепций, идей и принципов, которые зачастую отличны не только от откровенно анти- и нерелигиозных философских концепций, но и даже сильно различаются внутри конфессиональных христианских концепций
Неотомизм
Неотомизм
– это господствующее течение в философии современного католицизма и современная философская версия томизма, т.е. учения Фомы Аквинского (1225–1274). Неотомизм является ответвлением неосхоластической философии. Как показали Д. Реали и Д. Антисери, можно выделить много причин рождения неосхоластики. Среди них реакция: и на просвещенческий рационализм, и на идеалистический имманентизм, и на материалистический позитивизм, и на некоторые аспекты политического либерализма, эксцессы обмирщения духовной жизни общества. Возникновение неотомизма связано с официальным католичеством. Зарождение неотомизма началось еще в 70-е гг. XIX в. под влиянием принятой на I Ватиканском соборе «Догматической конституции католической веры» (1870).
Цельнеотомизма:
-
доказать правильность, истинность католицизма и католической философии; -
приспособить католицизм к современным условиям; -
приблизить католицизм к простым людям.
Основныечастиучения:
-
общая метафизика, состоящая из онтологии и природной теологии (философского учения о Боге; -
прикладная метафизика – учение об окружающем мире и человеке; -
гносеология; -
натурфилософия.
Основныеидеи:
-
креационизм (сотворение окружающего мира Богом); -
откровение (Бога о себе – в Библии); -
разделение сущности и существования (эссенции и экзистенции); -
единство сущности и существования в Боге; -
подобие человека Богу; -
человек – единство материальной и духовной субстанции.
Другиенаправлениясовременнойтеологическойфилософии
Жак Маритен (1882-1973)
Эволюция неотомизма XX в. тесно связана с именем выдающегося французского философа Жака Маритена. Именно благодаря его усилиям многие основоположения томизма («вечной философии») приобрели современное звучание и были проинтерпретированы в соответствии с контекстом социокультурной ситуации XX в. Сам