ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1261
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
возникновение человека, -
соотношение в нем биологического и социального начал, -
сущность человека, -
смысл его бытия в мире, -
наличие или отсутствие в его бытии свободы и др.
-
История антропологических взглядов и учений
Размышления о человеке, возможностях его деятельности, ценностно-смысловой ориентации, надеждах на будущее составляют основное содержание философии. Начиная с древнейших времен, возникает проблема человека, заключающая неисчерпаемое многообразие аспектов и подходов своего рассмотрения
Как известно, традиции европейской философской антропологии зародились в античный период. Одним из последовательных представителей материалистического монизма в учении о человеке являлся Демокрит. Он утверждал, что тело и душа состоят из атомов и разрушаются после смерти. Главная цель в жизни заключается в достижении счастья, хорошего, радостного расположения духа (эвтюмия). Средство ее достижения – это размеренное отношение к миру и самому себе (мера во всем), достигаемое с помощью разума.
Платон, напротив, определяющим признаком человека считает бессмертную душу, которая и предопределяет его качества, социальный статус и предназначение. В бессмертии души и смертности тела заключен, по Платону, извечный трагизм человеческого существования. Впоследствии эта идея была систематически развита в средневековом (христианском) мировоззрении.
Аристотель в определении человека обращает внимание на его социальную (общественную) природу и способность к мышлению. Отсюда: человек – это общественное животное, наделенное разумом.
В учении Аристотеля обращалось внимание на определяющую роль общественных отношений на формирование личности, подчеркивался приоритет социального целого над индивидом. Одновременно проповедовались
идеи так называемого разумного эгоизма, нашедшие свое дальнейшее развитие в последующих теориях (например, Эпикур).
Средневековая трактовка человека связана с именами Августина Блаженного и
Фомы Аквинского.
Аврелий Августин, являясь последователем Платона, противопоставляет материальное и духовное в человеке и определяющую роль отводит душе. В автобиографическом труде «Исповедь» рассматривает собственное становление как личности. Здесь мы находим и глубокий самоанализ, и убедительные примеры внутренних противоречий. Представители экзистенциализма рассматривают Августина как своего непосредственного предшественника.
Фома Аквинский рассматривает душу и тело в нераздельном единстве и использует для обоснования христианского учения о человеке философию Аристотеля. Душа – двигатель тела, его активная, творческая форма, которая, в свою очередь, получает окончательное осуществление только лишь через и посредством телесной организации.
Философская антропология философии Нового времени развивается под воздействием нарождающихся раннебуржуазных отношений, развивающегося научного знания. Возникает новая культура, получившая название гуманизма. Ее представители с антропоцентрических позиций пытаются разрешить проблемы человека на земной основе и, в противоположность учению об изначальной греховности, утверждают и обосновывают его естественное стремление к добру и счастью. Возрастает также внимание к изучению интересов, жизненных установок личности, ее индивидуальных запросов и потребностей.
Индивидуалистическая концепция человека представлена в трудах Т.Гоббса. В противоположность Аристотелю он отрицал общественный характер личности и главными признаками считал индивидуализм и агрессивный эгоизм – «война всех против всех» . Ему принадлежит классическая формула, гласящая «человек человеку – волк».
Подобное состояние является, по мнению Гоббса, следствием конкуренции между людьми в условиях развивающихся новых экономических (капиталистических) отношений.
Основателем новоевропейского антропологического рационализма по праву считается Р.Декарт. Он утверждает, что мышление является единственно достоверным критерием человеческого существования.
Психофизическую проблему философ рассматривает через дуализм души и тела – различных субстанций, составляющих единство и взаимодействующих друг с другом.
Тело рассматривается как некий механизм; сознание воздействует на него и, в свою очередь испытывает обратное влияние.
Механистический взгляд на человека наиболее полное выражение получил в механистическом материализме, согласно которому существует лишь одна материальная субстанция, а человеческий организм – это самозаводящаяся машина, сравнимая с часовым механизмом.
Подобная позиция характерна для французских материалистов XVIII века (Гольбах, Гельвеций, Дидро). Они также утверждали, что человек и его поступки абсолютно детерминированы природой и поэтому отрицали свободу воли. Человек, в учениях этих философов, провозглашался лишенным первоначальной греховности и изначально наделен добротой.
Новая страница в исследовании проблемы человека была открыта немецкой классической философией.
По И. Канту вопрос о том, что есть человек, выступает в философии в качестве основного. Его рассмотрению философ предваряет методологическую установку, состоящую в утверждении нравственно-природного дуализма.
Основная мысль последнего заключается в том, что человек как составная часть чувственного мира подчинен природной необходимости, а как носитель духовности нравственно свободен, автономен и независим. Всякая личность, в силу этого, является самоцелью и не может служить только лишь средством для достижения сколь угодно благих целей и намерений.
Исходным принципом поведения должен быть категорический императив – это внутреннее формальное повеление. Главная задача антропологии заключается в выявлении того, что «делает или должен делать из себя самого» человек как свободное существо, тогда как физиология изучает, что делает из человека природа.
В человеке, по мнению философа, сочетается склонность ко злу и задатки добра. Задача нравственного воспитания – это преодоление зла добром. Признаком последнего является чувство вины, которое овладевает людьми.
Человек со спокойной совестью и уверенностью в постоянной правоте не может быть моральным. Самосознание, по Канту, порождает эгоизм в различных формах, с которым необходимо бороться до преодоления.
Антропологическая концепция Г. Гегеля тесно связана с рационализмом. Именно мышление отличает человека от природного мира и является основанием и причиной всех человеческих качеств. Развитие, становление личности Гегель связывает с осознанием индивидом себя как существа «бесконечного, всеобщего, свободного». В социальном
плане это утверждение означает признание приоритета общественного целого над индивидом.
Проповедником материалистического монизма выступил Л.Фейербах,
рассматривающий человека как чувственно-телесное существо, часть природы.
Антропологический материализм Фейербаха, направленный против идеализма Гегеля, в тоже время не учитывал реальных социальных связей и деятельностей и сводил их лишь к отношению Я и ТЫ. Такое абстрактное понимание не раскрывало всего богатства человеческой природы.
Русская религиозная философия главное внимание уделяла рассмотрению сущности человека.
Так, Ф.М. Достоевский исходит из двойственности человеческой природы, сочетающей в себе противоположные начала: добро и зло, бога и дьявола. Особенно сильно эти начала проявляются тогда, когда человек «отпущен на свободу».
Русские философы религиозного направления подлинный смысл человеческой жизни видели в соединении человека и бога. Эта традиционная проблема рассматривалась через соотношение понятий богочеловека и человекобога.
По В.Соловьеву эти понятия выражают совершенно различные существа.
Богочеловек – это единство божественной и человеческой природы Иисуса Христа, явление духовного человека, объемлющего собой все возрожденное человечество, идеальный и недостижимый прообраз будущего человечества.
Человекобог знаменует высшую ступень развития человечества, постоянно восходящего к своему идеалу. Диалектика этого процесса рассматривается В.Соловьевым в концепции всеединства.