ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1262
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
; кроме того, понимание того, как устроен познавательный процесс человека необходимо, в частности, и для межкультурной коммуникации.
(иррациональные способности сознания).
В основе накопления и углубления сведений о мире лежат способности к чувственному и рациональному отражению действительности, в соответствии с которым выделяются различные уровни сознания: эмпирический и теоретический, абстрактный и конкретный.
Центральной проблемой гносеологии является проблема истины, под которой понимается соответствие знаний действительности. В качестве основного критерия истины (признак, по которому определяется достоверность знания) выступает деятельность человека, понятая как общественно-историческая практика.
Познание – это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуются внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, т.е. самого себя.
Гносеология – это теория, или учение о познании. Современная гносеология в основном базируется на принципах гностицизма.
Гносеологияизучаетследующиевопросы:
История гносеологии показывает главные исторические этапы развития научного мышления и познания, а также предоставляет возможность учиться аналитической работе с информацией; гносеология дает обильный материал для овладения навыками анализа и синтеза информации.
Необходимость ориентирования в процессе общественно-исторической практики обусловила специфическую деятельность человека – познание, которое заключается в приобретении и расширении адекватных сведений об окружающем мире.
И хотя понятие “теория познания” сравнительно недавнее приобретение философии (введено шотландским философом Дж. Феррером в 1854 г.), собственно проблема познания возникла еще в античный период.
Исторически гносеология развивалась в тесной связи с другими разделами философского знания – онтологией, антропологией, аксиологией, моралью. Так, в эпоху античности и средневековья вопросы познания, как правило, рассматривались с позиций определенной онтологической концепции, установки.
Платон сущность познания определял как “припоминание” бессмертной души о своем инобытии в мире идей.
В средневековье ведущей стороной познавательной деятельности утверждалась интерпретация священных текстов (экзегетика) как все более глубокое постижение воли творца – Бога. Познавательные отношения формировались исходя из некоторой онтологической картины мира, недостаточно рационально обоснованной, но, тем не менее, облаченной в статус непререкаемости.
Впоследствии, начиная с XVII века (Новое время) философы все чаще ставят под сомнение первенство онтологии над гносеологией, формируется новая познавательная установка.
Декарт, Локк, Лейбниц, Беркли, Юм, Кант и другие усматривали основания познавательной деятельности в самих человеческих чувствах, разуме и во взаимоотношении между ними. Поэтому одной из главных задач гносеологии становится овладение “человеческой природой” (выражение Юма). В связи с этим человекознание (антропология) занимает существенное место в разрешении проблем теории познания. Эта ситуация в прошлом получила название “коперниканского переворота”, которое подчеркивало радикальность происходящих перемен в гносеологии.
Но, несмотря на внутреннюю связь с различными сторонами взаимодействия мира и человека, гносеология остается относительно самостоятельной частью философского учения, решает свои специфические задачи.
Главный вопрос теории познания – познаваем ли мир?
В соответствии с ответом на него сложились две позиции:
Агностицизм (проявляющийся в истории философии в форме скептицизма или критицизма) подвергает отрицанию (или сомнению) принципиальную познаваемость природной или социальной реальности.
Крупнейшими представителями агностицизма XVIII века, оказавшими значительное влияние на дальнейшее развитие философского знания, являются Д.Юм и И.Кант.
Агностицизм Юма основывался на утверждении, согласно которому человек может судить о чем бы то ни было только на основании тех впечатлений, которые есть в его сознании, а выход за их границы является теоретически незаконным. В силу этого такие понятия, как “причина”, “материя” и другие не имеют объективного содержания, а являются продуктами наших впечатлений, привычек и т.д.
Кант критически относился к подобным взглядам. Но, доказывая возможность неограниченного и достоверного познания явлений, одновременно утверждал принципиальную непознаваемость сущности вещей, мира.
Агностические идеи Канта в различной интерпретации были использованы последующими направлениями западной философии. К ним можно отнести: “физиологический идеализм” (И.Мюллер), “теорию символов” (Г.Гельмгольц, К.Пирсон), конвенционализм (А.Пуанкаре, К.Поппер) и другие.
Агностические концепции возникают в сфере науки, философии как отражение противоречивого характера процессов, протекающих в материальной и духовной реальности. Сторонники этих концепций подчеркивали сложность и неоднозначность познавательного процесса, выступали против безосновательного гносеологического оптимизма и тем самым внесли немалый вклад в развитие теории познания.
Современные философские направления относительно познаваемости мира.
Современные подходы к гносеологической проблеме в западной философии можно разделить на два направления:
Кратко рассмотрим некоторые из них.
Неореализм – это направление в философии, возникшее на рубеже 19-20 вв. В гносеологии неореализм развивает концепцию непосредственного познания, согласно которой объект, существуя независимо от познания, схватывается мыслью. Наиболее крупный представитель современного этапа неореализма – А. Уайтхел.
Постпозитивизм – это современная форма западной позитивистской философии, вытеснившая логический позитивизм. Это направление, прежде всего, связано с такими именами как К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, М. Полани.
Основные черты этого учения - это ослабление внимания к проблемам формальной логики; активное обращение к истории науки; отказ от жестких разграничений эмпирий и теории; стремление представить развитие знания как единство количественных и качественных изменений.
Структурализм и постструктурализм – исследовали философское и гуманитарное знание. Структуралисты (Леви-Строс, Лакан, Фуко) обращали внимание на структуру указанных видов знания.
Постструктуралисты (Деррида, Делез) пытались осмыслить структуру и все
"неструктурное" в знании с точки зрения их генезиса исторического развития.
Оба названных подхода изучали специфику и методы гуманитарного знания, общие механизмы его функционирования, отличия от естественнонаучного познания, единства синхронного и асинхронного в познании тех или иных социокультурных формообразований (язык, искусство, литература, мораль и др.).
Герменевтика главное внимание сосредоточила на изучении особенности гуманитарного знания, способах его достижения и отличия от естествознания, на выявление сходства и различия познания (объяснения) и понимания.
Философская герменевтика как качественно новое духовное формообразование расслоилась на
-
Сенсуализм. Основу человеческого познания составляют чувства. -
Эмпиризм. Основу человеческого познания составляет опыт. -
Рационализм. Основу человеческого познания составляет разум. -
Интуитивизм. Основу человеческого познания составляет интуиция
(иррациональные способности сознания).
-
Синтетическая концепция. Человеческое познание основано на действии чувств, разума и интуиции.
В основе накопления и углубления сведений о мире лежат способности к чувственному и рациональному отражению действительности, в соответствии с которым выделяются различные уровни сознания: эмпирический и теоретический, абстрактный и конкретный.
Центральной проблемой гносеологии является проблема истины, под которой понимается соответствие знаний действительности. В качестве основного критерия истины (признак, по которому определяется достоверность знания) выступает деятельность человека, понятая как общественно-историческая практика.
Познание – это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуются внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, т.е. самого себя.
Гносеология – это теория, или учение о познании. Современная гносеология в основном базируется на принципах гностицизма.
Гносеологияизучаетследующиевопросы:
-
Познаваем ли мир? -
Способности познания человека. -
Как человек познаёт мир? -
Что есть истина? -
Каковы критерии истины? -
Что такое знание? -
Фундаментальные законы познания. -
Различные вида познания (религиозное, научное и т.д.).
Исторические этапы развития взглядов на познание
История гносеологии показывает главные исторические этапы развития научного мышления и познания, а также предоставляет возможность учиться аналитической работе с информацией; гносеология дает обильный материал для овладения навыками анализа и синтеза информации.
Необходимость ориентирования в процессе общественно-исторической практики обусловила специфическую деятельность человека – познание, которое заключается в приобретении и расширении адекватных сведений об окружающем мире.
И хотя понятие “теория познания” сравнительно недавнее приобретение философии (введено шотландским философом Дж. Феррером в 1854 г.), собственно проблема познания возникла еще в античный период.
Исторически гносеология развивалась в тесной связи с другими разделами философского знания – онтологией, антропологией, аксиологией, моралью. Так, в эпоху античности и средневековья вопросы познания, как правило, рассматривались с позиций определенной онтологической концепции, установки.
Платон сущность познания определял как “припоминание” бессмертной души о своем инобытии в мире идей.
В средневековье ведущей стороной познавательной деятельности утверждалась интерпретация священных текстов (экзегетика) как все более глубокое постижение воли творца – Бога. Познавательные отношения формировались исходя из некоторой онтологической картины мира, недостаточно рационально обоснованной, но, тем не менее, облаченной в статус непререкаемости.
Впоследствии, начиная с XVII века (Новое время) философы все чаще ставят под сомнение первенство онтологии над гносеологией, формируется новая познавательная установка.
Декарт, Локк, Лейбниц, Беркли, Юм, Кант и другие усматривали основания познавательной деятельности в самих человеческих чувствах, разуме и во взаимоотношении между ними. Поэтому одной из главных задач гносеологии становится овладение “человеческой природой” (выражение Юма). В связи с этим человекознание (антропология) занимает существенное место в разрешении проблем теории познания. Эта ситуация в прошлом получила название “коперниканского переворота”, которое подчеркивало радикальность происходящих перемен в гносеологии.
Но, несмотря на внутреннюю связь с различными сторонами взаимодействия мира и человека, гносеология остается относительно самостоятельной частью философского учения, решает свои специфические задачи.
Главный вопрос теории познания – познаваем ли мир?
В соответствии с ответом на него сложились две позиции:
-
познавательно-реалистическая и -
агностическая.
Агностицизм (проявляющийся в истории философии в форме скептицизма или критицизма) подвергает отрицанию (или сомнению) принципиальную познаваемость природной или социальной реальности.
Крупнейшими представителями агностицизма XVIII века, оказавшими значительное влияние на дальнейшее развитие философского знания, являются Д.Юм и И.Кант.
Агностицизм Юма основывался на утверждении, согласно которому человек может судить о чем бы то ни было только на основании тех впечатлений, которые есть в его сознании, а выход за их границы является теоретически незаконным. В силу этого такие понятия, как “причина”, “материя” и другие не имеют объективного содержания, а являются продуктами наших впечатлений, привычек и т.д.
Кант критически относился к подобным взглядам. Но, доказывая возможность неограниченного и достоверного познания явлений, одновременно утверждал принципиальную непознаваемость сущности вещей, мира.
Агностические идеи Канта в различной интерпретации были использованы последующими направлениями западной философии. К ним можно отнести: “физиологический идеализм” (И.Мюллер), “теорию символов” (Г.Гельмгольц, К.Пирсон), конвенционализм (А.Пуанкаре, К.Поппер) и другие.
Агностические концепции возникают в сфере науки, философии как отражение противоречивого характера процессов, протекающих в материальной и духовной реальности. Сторонники этих концепций подчеркивали сложность и неоднозначность познавательного процесса, выступали против безосновательного гносеологического оптимизма и тем самым внесли немалый вклад в развитие теории познания.
Современные философские направления относительно познаваемости мира.
Современные подходы к гносеологической проблеме в западной философии можно разделить на два направления:
-
сциентистское (неореализм, постпозитивизм, аналитическая философия, структурализм ипостструктурализм) и -
антисциентистское (экзистенциализм, философская антропология, герменевтика, эволюционная эпистемология, феноменология, философско- религиозные направления).
Кратко рассмотрим некоторые из них.
Неореализм – это направление в философии, возникшее на рубеже 19-20 вв. В гносеологии неореализм развивает концепцию непосредственного познания, согласно которой объект, существуя независимо от познания, схватывается мыслью. Наиболее крупный представитель современного этапа неореализма – А. Уайтхел.
Постпозитивизм – это современная форма западной позитивистской философии, вытеснившая логический позитивизм. Это направление, прежде всего, связано с такими именами как К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, М. Полани.
Основные черты этого учения - это ослабление внимания к проблемам формальной логики; активное обращение к истории науки; отказ от жестких разграничений эмпирий и теории; стремление представить развитие знания как единство количественных и качественных изменений.
Структурализм и постструктурализм – исследовали философское и гуманитарное знание. Структуралисты (Леви-Строс, Лакан, Фуко) обращали внимание на структуру указанных видов знания.
Постструктуралисты (Деррида, Делез) пытались осмыслить структуру и все
"неструктурное" в знании с точки зрения их генезиса исторического развития.
Оба названных подхода изучали специфику и методы гуманитарного знания, общие механизмы его функционирования, отличия от естественнонаучного познания, единства синхронного и асинхронного в познании тех или иных социокультурных формообразований (язык, искусство, литература, мораль и др.).
Герменевтика главное внимание сосредоточила на изучении особенности гуманитарного знания, способах его достижения и отличия от естествознания, на выявление сходства и различия познания (объяснения) и понимания.
Философская герменевтика как качественно новое духовное формообразование расслоилась на
-
онтологическое (М. Хайдеггер, Г. Гадамер), -
методологическое (Бетти) и -
гносеологическое (Риккер) направления.