Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1262

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
; кроме того, понимание того, как устроен познавательный процесс человека необходимо, в частности, и для межкультурной коммуникации.

  1. Сенсуализм. Основу человеческого познания составляют чувства.

  2. Эмпиризм. Основу человеческого познания составляет опыт.

  3. Рационализм. Основу человеческого познания составляет разум.

  4. Интуитивизм. Основу человеческого познания составляет интуиция

(иррациональные способности сознания).

  1. Синтетическая концепция. Человеческое познание основано на действии чувств, разума и интуиции.

В основе накопления и углубления сведений о мире лежат способности к чувственному и рациональному отражению действительности, в соответствии с которым выделяются различные уровни сознания: эмпирический и теоретический, абстрактный и конкретный.

Центральной проблемой гносеологии является проблема истины, под которой понимается соответствие знаний действительности. В качестве основного критерия истины (признак, по которому определяется достоверность знания) выступает деятельность человека, понятая как общественно-историческая практика.

Познание – это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуются внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, т.е. самого себя.

Гносеология – это теория, или учение о познании. Современная гносеология в основном базируется на принципах гностицизма.

Гносеологияизучаетследующиевопросы:

    1. Познаваем ли мир?

    2. Способности познания человека.

    3. Как человек познаёт мир?

    4. Что есть истина?

    5. Каковы критерии истины?

    6. Что такое знание?

    7. Фундаментальные законы познания.

    8. Различные вида познания (религиозное, научное и т.д.).




Исторические этапы развития взглядов на познание


История гносеологии показывает главные исторические этапы развития научного мышления и познания, а также предоставляет возможность учиться аналитической работе с информацией; гносеология дает обильный материал для овладения навыками анализа и синтеза информации.

Необходимость ориентирования в процессе общественно-исторической практики обусловила специфическую деятельность человека – познание, которое заключается в приобретении и расширении адекватных сведений об окружающем мире.

И хотя понятие “теория познания” сравнительно недавнее приобретение философии (введено шотландским философом Дж. Феррером в 1854 г.), собственно проблема познания возникла еще в античный период.

Исторически гносеология развивалась в тесной связи с другими разделами философского знания – онтологией, антропологией, аксиологией, моралью. Так, в эпоху античности и средневековья вопросы познания, как правило, рассматривались с позиций определенной онтологической концепции, установки.

Платон сущность познания определял как “припоминание” бессмертной души о своем инобытии в мире идей.

В средневековье ведущей стороной познавательной деятельности утверждалась интерпретация священных текстов (экзегетика) как все более глубокое постижение воли творца – Бога. Познавательные отношения формировались исходя из некоторой онтологической картины мира, недостаточно рационально обоснованной, но, тем не менее, облаченной в статус непререкаемости.

Впоследствии, начиная с XVII века (Новое время) философы все чаще ставят под сомнение первенство онтологии над гносеологией, формируется новая познавательная установка.

Декарт, Локк, Лейбниц, Беркли, Юм, Кант и другие усматривали основания познавательной деятельности в самих человеческих чувствах, разуме и во взаимоотношении между ними. Поэтому одной из главных задач гносеологии становится овладение “человеческой природой” (выражение Юма). В связи с этим человекознание (антропология) занимает существенное место в разрешении проблем теории познания. Эта ситуация в прошлом получила название “коперниканского переворота”, которое подчеркивало радикальность происходящих перемен в гносеологии.


Но, несмотря на внутреннюю связь с различными сторонами взаимодействия мира и человека, гносеология остается относительно самостоятельной частью философского учения, решает свои специфические задачи.

Главный вопрос теории познания познаваем ли мир?

В соответствии с ответом на него сложились две позиции:

  • познавательно-реалистическая и

  • агностическая.

Агностицизм (проявляющийся в истории философии в форме скептицизма или критицизма) подвергает отрицанию (или сомнению) принципиальную познаваемость природной или социальной реальности.

Крупнейшими представителями агностицизма XVIII века, оказавшими значительное влияние на дальнейшее развитие философского знания, являются Д.Юм и И.Кант.

Агностицизм Юма основывался на утверждении, согласно которому человек может судить о чем бы то ни было только на основании тех впечатлений, которые есть в его сознании, а выход за их границы является теоретически незаконным. В силу этого такие понятия, как “причина”, “материя” и другие не имеют объективного содержания, а являются продуктами наших впечатлений, привычек и т.д.

Кант критически относился к подобным взглядам. Но, доказывая возможность неограниченного и достоверного познания явлений, одновременно утверждал принципиальную непознаваемость сущности вещей, мира.

Агностические идеи Канта в различной интерпретации были использованы последующими направлениями западной философии. К ним можно отнести: “физиологический идеализм” (И.Мюллер), “теорию символов” (Г.Гельмгольц, К.Пирсон), конвенционализм (А.Пуанкаре, К.Поппер) и другие.

Агностические концепции возникают в сфере науки, философии как отражение противоречивого характера процессов, протекающих в материальной и духовной реальности. Сторонники этих концепций подчеркивали сложность и неоднозначность познавательного процесса, выступали против безосновательного гносеологического оптимизма и тем самым внесли немалый вклад в развитие теории познания.

Современные философские направления относительно познаваемости мира.

Современные подходы к гносеологической проблеме в западной философии можно разделить на два направления:


  1. сциентистское (неореализм, постпозитивизм, аналитическая философия, структурализм ипостструктурализм) и

  2. антисциентистское (экзистенциализм, философская антропология, герменевтика, эволюционная эпистемология, феноменология, философско- религиозные направления).

Кратко рассмотрим некоторые из них.

Неореализм – это направление в философии, возникшее на рубеже 19-20 вв. В гносеологии неореализм развивает концепцию непосредственного познания, согласно которой объект, существуя независимо от познания, схватывается мыслью. Наиболее крупный представитель современного этапа неореализма – А. Уайтхел.

Постпозитивизм – это современная форма западной позитивистской философии, вытеснившая логический позитивизм. Это направление, прежде всего, связано с такими именами как К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, М. Полани.

Основные черты этого учения - это ослабление внимания к проблемам формальной логики; активное обращение к истории науки; отказ от жестких разграничений эмпирий и теории; стремление представить развитие знания как единство количественных и качественных изменений.

Структурализм и постструктурализм – исследовали философское и гуманитарное знание. Структуралисты (Леви-Строс, Лакан, Фуко) обращали внимание на структуру указанных видов знания.

Постструктуралисты (Деррида, Делез) пытались осмыслить структуру и все

"неструктурное" в знании с точки зрения их генезиса исторического развития.

Оба названных подхода изучали специфику и методы гуманитарного знания, общие механизмы его функционирования, отличия от естественнонаучного познания, единства синхронного и асинхронного в познании тех или иных социокультурных формообразований (язык, искусство, литература, мораль и др.).

Герменевтика главное внимание сосредоточила на изучении особенности гуманитарного знания, способах его достижения и отличия от естествознания, на выявление сходства и различия познания (объяснения) и понимания.

Философская герменевтика как качественно новое духовное формообразование расслоилась на

  • онтологическое (М. Хайдеггер, Г. Гадамер),

  • методологическое (Бетти) и

  • гносеологическое (Риккер) направления.