Файл: 1. 1 Хореографическое искусство как средство художественноэстетического воспитания детей 6.doc
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
участников на приобретение новых знаний, умений и навыков (30, c. 13).
Наличие гуманистически ориентированной творческой среды, обеспечивающей осуществление целенаправленной педагогической поддержки в развитии художественно-эстетического воспитания участников, возможность самоуправления с элементами включенности актива, позволяют эффективнее реализовать участникам свои индивидуальные интересы и получить определенные знания, умения и навыки.
Объем, глубина и прочность знаний, умений и навыков определяют успех в активизации самореализации участников хореографических коллективов. Их формирование и развитие составляет важнейшую часть учебно-воспитательного процесса, в котором значительное место занимают содержание хореографии, механизм составных элементов хореографического мастерства.
В процессе опытно - экспериментальной работы практическое обучение начиналось с разъяснения заданий, правил, которые представляли собой систему требований определенных практических действий. Осознание участниками этих разъяснений, заданий, требований - непременное условие их продвижения в обучении, формирования знаний, умений и навыков.
Для процесса активизации самореализации участников хореографических коллективов особенно важен тот факт, что каждое действие не только реализует сложившиеся ранее в каждой возрастной группе знания, умения и навыки, но и обеспечивает их возникновение, закрепление и совершенствование.
В.И. Уральская отмечет, что здесь проявляется одна из важнейших закономерностей, состоящая в том, что деятельность участника является источником и средством развития его обще-эстетических, собственно хореографических и творческих знаний, умений и навыков. Повторение в одной и той же последовательности хореографических упражнений участником (хореографический экзерсис), приводит к образованию своеобразной интеграции отдельных законченных навыков, актов художественно-эстетического воспитания в один целостный акт (30, c. 14).
В процессе внедрения инновационной образовательной программы участникам осваивали технологии исполнения различных танцевальных движений и хореографических упражнений, комбинаций, запоминание их последовательности. Все это требовало от участников каждой возрастной группы значительных усилий, поскольку, чем сложнее хореографический материал, тем сложнее вырабатываемое умение.
Каждое задание, упражнение, несло в себе определенную целевую установку, описание и комментарий. Овладение хореографическими упражнениями - процесс длительный и сложный, но вместе с тем, это процесс творческий. Испытав радость от того, что получается, участник открывал в себе новые резервы, импульсы, ведущие к проявлению и активизации самореализации личности. Согласно данным тестирования, у участников экспериментальной группы показатели активности и восприятия учебного материала значительно увеличились, повысился уровень владения коммуникативно-речевыми умениями, в то время, как в контрольной группе эти показатели значительно не изменились.
Интеграция организационно-педагогических условий позволила участникам не только овладеть искусством танца, улучшить физическое состояние своего тела, но и приобрести культуру поведения, общеэстетическое развитие.
Избранный подход позволил получить необходимый и достаточный набор организационных и педагогических условий для реализации процесса активизации самореализации участников хореографических коллективов в учреждении дополнительного образования детей.
Важным фактором эффективности активизации самореализации участников хореографических коллективов, выступает художественно-эстетическое воспитание педагогов, детей хореографических коллективов. Педагогическое руководство представляет собой целостную педагогическую организованную структуру, направленную на целенаправленную активизацию самореализации участников хореографических коллективов, а также регуляцию творческой, воспитательной, коммуникативной и организационной деятельности участников, обеспечивающую самосовершенствование личности (30, c. 5).
Педагогу хореографического коллектива в условиях дополнительного образования, опираясь на ведущие концепции личностно-ориентированного, деятельностного, технологического подходов следует выстраивать систему учебно-воспитательного процесса включающего общеэстетический, собственно хореографический художественно-эстетическое воспитание участников хореографического коллектива, руководствуясь дидактическими принципами отбора методов, форм и средств, обеспечивающих процессуально - содержательный контекст активизации самореализации участников хореографического коллектива.
Эффективность интеграции организационно-педагогических условий в процессе активизации самореализации участников проявляется в модернизации учебно-творческого процесса хореографических коллективов, связанного с освоением художественных умений и навыков, которые обеспечиваются системообразующим базовым состоянием обучения, позволяющим одновременно осуществлять специальную хореографическую подготовку, а также потребности к самореализации и развивать общую познавательную культуру.
Таким образом, интеграция организационно-педагогических условий способствует эффективной активизации самореализации участников хореографических коллективов, обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса, последовательность и преемственность всех структурных компонентов образовательного процесса.
На уроке классического установилась последовательность прохождения определенных движений. Изучив основные движения экзерсиса (1-2 класс) педагог начинает комбинировать их. Комбинированные задания или учебные комбинации помогают ученикам развить определенную технику исполнения, танцевальное мастерство, мышечную память, координацию.
Сначала комбинируется не более двух движений простейшей формы.
В последующих классах надо постепенно увеличивать количество движений в комбинациях и их ритмическое разнообразие.
Соединение одних элементов с другими в различном сочетании и различном порядке, исполненных на определенную, законченную музыкальную фразу, используя пространство, называется танцевальной комбинацией.
Танцевальная комбинация связана с мелодией, раскрывает её характер, имеет четкое и определенное хореографическое и динамическое развитие, определенное завершение, акцент или концовку, то есть хореографическую точку. Механические соединять нельзя. Построение заданий не имеет стабильного метода это опыт и творчество педагога. Учебные комбинированные задания обязательно имеют определенную учебную цель.
Н.Г. Смирнова пишет, что при постановке должно учитываться (25, c. 25):
- срок обучения;
- задачи учебной программы;
- возраст и способности учащихся.
В.И. Уральская указывает, что при составлении комбинаций нужно придерживаться такого порядка (30 , c. 11):
1. Определить движение, из которого будет состоять комбинация.
2. Установить последовательность исполнения с постепенным усложнением. Вспомогательные движения вводим очень осторожно, движения, взятые в основу должны быть четко выделены.
3. Учебные задания должны соответствовать музыкальной фразе. Концертмейстер зная характер, ритм и основные элементы задания должен подобрать соответственно размер, ритм, тему, акценты.
4. Движения, из которых слагаются задания должны обязательно в нем повторяться. Ученик прорабатывает движения, педагог устраняет ошибки.
Нельзя вводить в задание большое количество разнообразных движений. Пусть будет короче, предельно лаконично и целенаправленно в своем развитии.
Движение, находящееся в стадии разучивания, не должно применяться в комбинации. Построение комбинации не должно перегружать внимание учащихся. Он должен думать о главном, как и с какой целью, он выполняет данное движение. Наиболее правильно составленными заданиями можно считать такие, при выполнении которых учащиеся преодолевают трудности, не превышающие их возможности и их физическую подготовку.
Можно сочетать малые движения с большими - это придает заданию контрастности и разнообразия.
Все задания урока должны иметь общую линию развития. Все должно быть взаимосвязано и работать на методическую целостность урока.
Вести работу над комбинированными заданиями рекомендуется определенными периодами:
- усвоение нового материала;
- повторение с некоторыми усложнениями;
- повторение пройденного с сокращением периода отдыха.
Такой метод обычно затрудняет преподавателя самостоятельно составлять комбинированные задания, поэтому в начале надо пользоваться теми, которые он выполнял сам в годы обучения и записывал. Также надо посещать и записывать уроки опытных педагогов. Однако переносить комбинации надо очень осторожно. Лучше учиться самому составлять анализируя опыт других педагогов.
Особенности танца – это не только красивые движения, это и развитие женственности, и умение владеть своим телом, и специфическое влияние особых ритмов на самочувствие и настроение, и развитие художественно-эстетического воспитания.
Умение педагога использовать эти особенности для развития творческой гармоничной личности будет особенно важно в работе с, так как именно в этом возрасте дети особенно восприимчивы ко всему новому, прекрасному, непосредственны в восприятии привычных для взрослых вещей.
Для девочек особенно важно учиться женственности, плавности, гибкости, умению подбирать одежду, подчеркивающую достоинства.
Для любого ребенка, ребенка важно умение владеть своим телом, расслабляться, сотрудничать, работать в парах, небольших коллективах-командах, выступать перед публикой, подать себя в наиболее выгодном свете. Кроме того, прослушивание мелодичной, ритмичной музыки, постановка танцев под разные виды музыки способствует формированию хорошего музыкального вкуса. А умение хорошо танцевать может пригодиться и далее в жизни (20, c. 63).
Итак, программы подразумевает использование здоровьесберегающих технологий.
Это реализуется за счет:
- проведения инструктажа по технике безопасности (по сезону);
- постепенного увеличения нагрузки в период всего курса обучения;
- начала занятий с разминки на каждую часть тела, на каждую группу мышц;
- учета особенностей возраста, роста, веса учащегося в выполнении упражнения, танца;
- чередования интенсивных упражнений с плавными;
- возможности отдыха учащегося в любое время;
- отслеживания состояния и выявления возможных недомоганий всех участниц студии одновременно за счет зеркал в хореографическом зале.
Кроме физиологического аспекта здоровьесберегающих технологий, важно отметить и психологический аспект (20, c. 23):
- умение владеть своим телом дарит учащемуся положительные эмоции;
- работа в паре, в команде дает возможность развивать навыки конструктивного и позитивного диалога, что немаловажно для развития психологически здоровой личности;
- положительное подкрепление успешного выполнения движений, танца от педагога также позитивно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка.
Важно заметить, что ритмы музыки имеют терапевтический эффект за счет особого чередования акцентов, сильных и слабых долей.
Новые методы включают в себя следующие направления:
Чаще всего все эти приемы представляет собой комплексный подход, и основываются на возрастных особенностях детей.
Наличие гуманистически ориентированной творческой среды, обеспечивающей осуществление целенаправленной педагогической поддержки в развитии художественно-эстетического воспитания участников, возможность самоуправления с элементами включенности актива, позволяют эффективнее реализовать участникам свои индивидуальные интересы и получить определенные знания, умения и навыки.
Объем, глубина и прочность знаний, умений и навыков определяют успех в активизации самореализации участников хореографических коллективов. Их формирование и развитие составляет важнейшую часть учебно-воспитательного процесса, в котором значительное место занимают содержание хореографии, механизм составных элементов хореографического мастерства.
В процессе опытно - экспериментальной работы практическое обучение начиналось с разъяснения заданий, правил, которые представляли собой систему требований определенных практических действий. Осознание участниками этих разъяснений, заданий, требований - непременное условие их продвижения в обучении, формирования знаний, умений и навыков.
Для процесса активизации самореализации участников хореографических коллективов особенно важен тот факт, что каждое действие не только реализует сложившиеся ранее в каждой возрастной группе знания, умения и навыки, но и обеспечивает их возникновение, закрепление и совершенствование.
В.И. Уральская отмечет, что здесь проявляется одна из важнейших закономерностей, состоящая в том, что деятельность участника является источником и средством развития его обще-эстетических, собственно хореографических и творческих знаний, умений и навыков. Повторение в одной и той же последовательности хореографических упражнений участником (хореографический экзерсис), приводит к образованию своеобразной интеграции отдельных законченных навыков, актов художественно-эстетического воспитания в один целостный акт (30, c. 14).
В процессе внедрения инновационной образовательной программы участникам осваивали технологии исполнения различных танцевальных движений и хореографических упражнений, комбинаций, запоминание их последовательности. Все это требовало от участников каждой возрастной группы значительных усилий, поскольку, чем сложнее хореографический материал, тем сложнее вырабатываемое умение.
Каждое задание, упражнение, несло в себе определенную целевую установку, описание и комментарий. Овладение хореографическими упражнениями - процесс длительный и сложный, но вместе с тем, это процесс творческий. Испытав радость от того, что получается, участник открывал в себе новые резервы, импульсы, ведущие к проявлению и активизации самореализации личности. Согласно данным тестирования, у участников экспериментальной группы показатели активности и восприятия учебного материала значительно увеличились, повысился уровень владения коммуникативно-речевыми умениями, в то время, как в контрольной группе эти показатели значительно не изменились.
Интеграция организационно-педагогических условий позволила участникам не только овладеть искусством танца, улучшить физическое состояние своего тела, но и приобрести культуру поведения, общеэстетическое развитие.
Избранный подход позволил получить необходимый и достаточный набор организационных и педагогических условий для реализации процесса активизации самореализации участников хореографических коллективов в учреждении дополнительного образования детей.
Важным фактором эффективности активизации самореализации участников хореографических коллективов, выступает художественно-эстетическое воспитание педагогов, детей хореографических коллективов. Педагогическое руководство представляет собой целостную педагогическую организованную структуру, направленную на целенаправленную активизацию самореализации участников хореографических коллективов, а также регуляцию творческой, воспитательной, коммуникативной и организационной деятельности участников, обеспечивающую самосовершенствование личности (30, c. 5).
Педагогу хореографического коллектива в условиях дополнительного образования, опираясь на ведущие концепции личностно-ориентированного, деятельностного, технологического подходов следует выстраивать систему учебно-воспитательного процесса включающего общеэстетический, собственно хореографический художественно-эстетическое воспитание участников хореографического коллектива, руководствуясь дидактическими принципами отбора методов, форм и средств, обеспечивающих процессуально - содержательный контекст активизации самореализации участников хореографического коллектива.
Эффективность интеграции организационно-педагогических условий в процессе активизации самореализации участников проявляется в модернизации учебно-творческого процесса хореографических коллективов, связанного с освоением художественных умений и навыков, которые обеспечиваются системообразующим базовым состоянием обучения, позволяющим одновременно осуществлять специальную хореографическую подготовку, а также потребности к самореализации и развивать общую познавательную культуру.
Таким образом, интеграция организационно-педагогических условий способствует эффективной активизации самореализации участников хореографических коллективов, обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса, последовательность и преемственность всех структурных компонентов образовательного процесса.
На уроке классического установилась последовательность прохождения определенных движений. Изучив основные движения экзерсиса (1-2 класс) педагог начинает комбинировать их. Комбинированные задания или учебные комбинации помогают ученикам развить определенную технику исполнения, танцевальное мастерство, мышечную память, координацию.
Сначала комбинируется не более двух движений простейшей формы.
В последующих классах надо постепенно увеличивать количество движений в комбинациях и их ритмическое разнообразие.
Соединение одних элементов с другими в различном сочетании и различном порядке, исполненных на определенную, законченную музыкальную фразу, используя пространство, называется танцевальной комбинацией.
Танцевальная комбинация связана с мелодией, раскрывает её характер, имеет четкое и определенное хореографическое и динамическое развитие, определенное завершение, акцент или концовку, то есть хореографическую точку. Механические соединять нельзя. Построение заданий не имеет стабильного метода это опыт и творчество педагога. Учебные комбинированные задания обязательно имеют определенную учебную цель.
Н.Г. Смирнова пишет, что при постановке должно учитываться (25, c. 25):
- срок обучения;
- задачи учебной программы;
- возраст и способности учащихся.
В.И. Уральская указывает, что при составлении комбинаций нужно придерживаться такого порядка (30 , c. 11):
1. Определить движение, из которого будет состоять комбинация.
2. Установить последовательность исполнения с постепенным усложнением. Вспомогательные движения вводим очень осторожно, движения, взятые в основу должны быть четко выделены.
3. Учебные задания должны соответствовать музыкальной фразе. Концертмейстер зная характер, ритм и основные элементы задания должен подобрать соответственно размер, ритм, тему, акценты.
4. Движения, из которых слагаются задания должны обязательно в нем повторяться. Ученик прорабатывает движения, педагог устраняет ошибки.
Нельзя вводить в задание большое количество разнообразных движений. Пусть будет короче, предельно лаконично и целенаправленно в своем развитии.
Движение, находящееся в стадии разучивания, не должно применяться в комбинации. Построение комбинации не должно перегружать внимание учащихся. Он должен думать о главном, как и с какой целью, он выполняет данное движение. Наиболее правильно составленными заданиями можно считать такие, при выполнении которых учащиеся преодолевают трудности, не превышающие их возможности и их физическую подготовку.
Можно сочетать малые движения с большими - это придает заданию контрастности и разнообразия.
Все задания урока должны иметь общую линию развития. Все должно быть взаимосвязано и работать на методическую целостность урока.
Вести работу над комбинированными заданиями рекомендуется определенными периодами:
- усвоение нового материала;
- повторение с некоторыми усложнениями;
- повторение пройденного с сокращением периода отдыха.
Такой метод обычно затрудняет преподавателя самостоятельно составлять комбинированные задания, поэтому в начале надо пользоваться теми, которые он выполнял сам в годы обучения и записывал. Также надо посещать и записывать уроки опытных педагогов. Однако переносить комбинации надо очень осторожно. Лучше учиться самому составлять анализируя опыт других педагогов.
Особенности танца – это не только красивые движения, это и развитие женственности, и умение владеть своим телом, и специфическое влияние особых ритмов на самочувствие и настроение, и развитие художественно-эстетического воспитания.
Умение педагога использовать эти особенности для развития творческой гармоничной личности будет особенно важно в работе с, так как именно в этом возрасте дети особенно восприимчивы ко всему новому, прекрасному, непосредственны в восприятии привычных для взрослых вещей.
Для девочек особенно важно учиться женственности, плавности, гибкости, умению подбирать одежду, подчеркивающую достоинства.
Для любого ребенка, ребенка важно умение владеть своим телом, расслабляться, сотрудничать, работать в парах, небольших коллективах-командах, выступать перед публикой, подать себя в наиболее выгодном свете. Кроме того, прослушивание мелодичной, ритмичной музыки, постановка танцев под разные виды музыки способствует формированию хорошего музыкального вкуса. А умение хорошо танцевать может пригодиться и далее в жизни (20, c. 63).
Итак, программы подразумевает использование здоровьесберегающих технологий.
Это реализуется за счет:
- проведения инструктажа по технике безопасности (по сезону);
- постепенного увеличения нагрузки в период всего курса обучения;
- начала занятий с разминки на каждую часть тела, на каждую группу мышц;
- учета особенностей возраста, роста, веса учащегося в выполнении упражнения, танца;
- чередования интенсивных упражнений с плавными;
- возможности отдыха учащегося в любое время;
- отслеживания состояния и выявления возможных недомоганий всех участниц студии одновременно за счет зеркал в хореографическом зале.
Кроме физиологического аспекта здоровьесберегающих технологий, важно отметить и психологический аспект (20, c. 23):
- умение владеть своим телом дарит учащемуся положительные эмоции;
- работа в паре, в команде дает возможность развивать навыки конструктивного и позитивного диалога, что немаловажно для развития психологически здоровой личности;
- положительное подкрепление успешного выполнения движений, танца от педагога также позитивно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка.
Важно заметить, что ритмы музыки имеют терапевтический эффект за счет особого чередования акцентов, сильных и слабых долей.
Новые методы включают в себя следующие направления:
-
Современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей. -
Педагогические приемы творческой деятельности. -
Методы развития межличностного общения в коллективе. -
Интеграцию в процессе создания коллективного художественно-эстетического воспитания танцевального коллектива. -
Методы создания художественной среды средствами хореографии.
Чаще всего все эти приемы представляет собой комплексный подход, и основываются на возрастных особенностях детей.
-
Теория включает в себя разъяснение правил выполнения танцевальных движений. -
Практика позволяет закреплять разучиваемые движения, путем многократного повторения материала, при этом включается в работу мышечная память, логическое мышление. -
Просмотр видеозаписей существенно помогает в практических занятиях для анализа и сравнения, это позволяет оценить достоинства и недостатки работы.