Файл: Цель влияние самооценки на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте Объект исследования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 10277
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность профессионального самоопределения в юношеском возрасте
1.2. Понятие самооценки в современной психологической науке
1.3. Психологические характеристики юношеского возраста
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В
2.1. Организация и описание исследования
2.2. Анализ результатов исследования влияния самооценки на
2.2. Анализ результатов исследования влияния самооценки на
профессиональное самоопределение в юношеском возрасте
Влияния самооценки личности на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте исследовали с помощью учащихся 9-11 классов в возрасте 15-17 лет, количество 12 человека.
После проведения методики профессионального самоопределения Дж. Голланда (модификация А. А. Азбель, при участии А.Г. Грецова), направленной на соотнесение склонностей, способностей и интеллекта с различными профессиями для благополучного выбора профессии, нами были получены следующие результаты по выявлению профессиональной ориентации личности. Для наглядности представим выраженность типов профессиональной ориентации учащихся 9-11 классов на рисунке 2.1.
Рис.2.1. Выраженность типов профессиональной ориентации учащихся 9-11 классов (%)
Исходя из полученных данных, мы видим, что реалистичный тип профессиональной ориентации выбирают 18 % испытуемых, эти испытуемые являются практиками, склонными заниматься конкретными делами. Предпочитающие работу, дающую ощутимые результаты для себя и для других. Их не пугает физический труд, интересует работа с техникой, требующая практического склада ума, сформированных двигательных умений и навыков. Хорошо умеют подчиняться и исполнять инструкции. Сильная сторона – практическая исполнительность.
Второй тип профессиональной ориентации интеллектуальный тип, выбрали наибольшее количество испытуемых 20 %.
Чаще такие люди, скорее, теоретики, чем практики. Им нравится заниматься изучением, исследованием какой-либо проблемы, получением новых знаний. Предпочитают работу, приносящую радость познания, а иногда и радость открытия; работу, требующую абстрактного мышления, способностей к анализу и систематизации информации, широкого кругозора.
Третий, социальный тип профессиональной ориентации выбрало 15 % испытуемых, это люди «коммуникаторы». Любят работать с людьми и для людей, поэтому тебя, вероятно, заинтересует работа, связанная с обучением, воспитанием, обслуживанием клиентов, оказанием помощи нуждающимся и т. п. Интерес вызывает эмоционально насыщенная, живая работа, предполагающая интенсивное взаимодействие с людьми и умение общаться. Сильная сторона таких людей – умение убеждать, объяснять, влиять на поведение людей.
Конвенциональному типу профессиональной ориентации отдали предпочтение 17 % испытуемых. Данному типу свойственно работать с документами, текстами, цифрами, в том числе с использованием компьютерных средств. Подходит работа спокойная, без особого риска, с четким кругом обязанностей. Она может быть связана с обработкой информации, с расчетами, вычислениями, требующими точности, аккуратности, усидчивости.
Предприимчивый тип характеризуется как организаторский, ориентированный на активную преобразовательную деятельность. Этот тип выбрало 15 % испытуемых. Предпочтение работы, дающую относительную свободу, самостоятельность, обеспечивающую положение в обществе, превосходство над другими, материальное благополучие; работу азартную и рискованную, требующую инициативности, предприимчивости, воли, умения брать ответственность на себя. Сильная сторона – лидерские качества, смелость и решительность в решении различных вопросов.
Последний, шестой художественный тип профессиональной ориентации выбрало 15% испытуемых, которые склонны быть «свободными художниками». Подходят виды деятельности, дающие возможность творческого самовыражения в ситуациях, где нет жесткого режима, формальностей. Данным людям нравится работа, дающая простор фантазии, воображению, требующая развитого эстетического вкуса, творческих способностей (художественных, литературных, музыкальных).
После проведения методики измерения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн) для подростков и юношей, с целью с целью определения уровня самооценки (завышенной, адекватной, заниженной, низкой), а также уровень притязаний, стремление к достижениюцелитой степени сложности, на которую человек считает себя способным. Нами были получены следующие результаты, которые представлены на рисунке.2.2
Рис.2.2. Выраженность уровня самооценки у испытуемых 9-11 классов (%)
Исходя из полученных нами данных, можно сделать вывод, что у 43% испытуемых адекватный уровень самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Завышенный уровень самооценки выявлен у 27% испытуемых, количество баллов от 75 до 100 более указывает на завышенную самооценку, а также указывает на определенные отклонения в личности в её формировании. Завышенная самооценка говорит о личностной незрелости индивида, неумение точно дать оценку своим результатам и своей деятельности,
сравнение себя с другими людьми; эта самооценка может указывать на главные искажения в формировании индивида – «закрытость для опыта», не восприятие своих ошибок, поражений, замечаний и оценки окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку, у 25% свидетельствует о заниженной самооценке (недооценка своей личности) и указывает о большом неблагополучии в развитии и формировании личности. Такие ученики чаще всего составляют «группу риска», обычно их, мало. За низкой самооценкой могут таиться два абсолютно разных психологических явления: неподдельная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (себе самому) личного неумения, отсутствие способностей и т.п. разрешает не применять никаких старанийС Низким уровнем самооценки оказалось всего 5% учащихся. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.
Уровень притязаний «самооценка в действии»: Высокий уровень притязаний указывает на то, что человек хочет многого достичь в жизни, подняться по социальной или профессиональной лестнице, завоевать свое место под солнцем. Он готов для этого рисковать и браться за трудные задачи. Низкий уровень притязаний бывает у людей, для которых важнее не потерять достигнутое, избежать неудачи.
На уровень притязаний оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельности, ниже для наглядности на рисунке 2.3. покажем распределение уровня притязаний учащихся 9-11 классов
Рис.2.3. Распределение по уровню притязаний учащихся 9-11 классов (%)
Норму, реалистический УП характеризует результат «средние» притязания 43% испытуемых. При этом наиболее оптимальный является сравнительно «высокий» уровень, что свидетельствует об оптимистическом представлении о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития 15% испытуемых. «Очень высокий» УП имеют 17% испытуемых – обычно свидетельствует о нереалистическом, некритическом отношении школьника к собственным возможностям. Особого внимания в этом плане заслуживают такие случаи, когда УП отмечается выше максимально возможного значения, крайней верхней точки шкалы /100б/. «Низкий» уровень притязаний часто свидетельствует о том, что школьник не умеет правильно ставить перед собой цели, таких учащихся оказалось 25%. Для старшего школьного возраста это неблагоприятный показатель, поскольку как известно, основное психологическое содержание данного периода составляет самоопределение, предъявляющее к такому умению достаточно высокие требования. Наличие нереалистического УП может свидетельствовать о личностной незрелости. Естественно, что чем ниже УП, тем более данный показатель свидетельствует о неблагополучии. Если очень высокий или очень низкий УП отмечен по какой-либо одной шкале, то это может характеризовать повышенную значимость того или иного качества для школьника. Следует отметить, что по количеству баллов оцениваются только те случаи, когда УП оказывается выше уровня самооценки.
Полученные данные по двум методикам, каждого испытуемого представлены в таблице (Приложение 3).
Сводные данные по результатам двух проведенных методик предоставим в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Сводная таблица полученных данных (%).
Для подтверждения гипотезы нашего исследования: уровень самооценки влияет на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте: среди юношей с адекватной самооценкой преобладает реалистичный и интеллектуальный тип профессиональной ориентации, а среди юношей с неадекватной самооценкой – конвенциональный и предприимчивый тип, с помощью критерия Краскела-Уоллиса мы выявили, что существуют статистически достоверные различия в преобладании типа профессиональной ориентации у испытуемых с различным уровнем самооценки (приложение 4).
Реалистический тип H=8,7 (p≤0,05).
Интеллектуальный тип Н=14,4 (р≤0,01).
Конвенциальный тип Н=18,9 (р≤0,001).
Предприимчивый тип Н=16,3 (р≤0,001).
Выяснилось, что:
-
в группе с адекватным уровнем самооценки у учащихся слабо выражен выбор по отношению к социальному, конвенциональному, предприимчивому и художественному типу профессиональной ориентации; -
у испытуемых с завышенным и высоким уровнем самооценки среди всех предоставленных шести типов профессиональной ориентации преобладает предприимчивый тип; -
а с низким уровнем самооценки испытуемые отвергли предприимчивый и реалистический тип, отдав предпочтения конвенциональному типу профессиональной ориентации.
Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что уровень самооценки влияет на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте: среди юношей с адекватной самооценкой преобладает реалистичный и интеллектуальный тип профессиональной ориентации, а среди юношей с неадекватной самооценкой – конвенциональный и предприимчивый тип, подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный нами теоретический анализ литературы дал нам понять, что неверная самооценка в юношеском возрасте является причиной большинства проблем. Когда мы не уважаем себя и не любим - мы отдаём предпочтение работе, слишком простой для наших потенциалов и возможностей, делаем множество ошибок, в начале которых, находится наше собственное мнение, что мы достойны всего этого".
Успехом всегда выступает основа не внешних причин, а внутренних. Сама помощь в достижении успеха человеком, находится в нем самом, в его внутреннем самооценивании, признании самого себя. К данным внутренним симптомам, отличающих людей успешных от не успешных, относят, в основную очередь самооценку личности. Самооценка помогает обрести свое место в обществе, в окружении. Человек с заниженной или низкой самооценкой, всегда считает хуже себя в сравнении с его окружающими людьми.
Также теоретический анализ литературы показал, что именно в период юношества, впервые формируется профессиональное самосознание, характеризующее определенный уровень самоопределения старшеклассника. Юноши и девушки, сделавшие выбор в плане профессиональной ориентации, -личности, осознающие свои жизненные планы и цели, объединенные с самореализацией в профессиональной сфере, профессиональные намерения (чего они хотят), свои физические и личностные качества (что они представляют собой как профессионалы), свои потенциалы, способности, возможности (чего они могут добиться, границы его самосовершенствования), запросы, предъявляемые деятельностью, профессиональной группой.
В результате проведенного эмпирического исследования мы выявили
с помощью критерия Краскела-Уоллиса, что существуют статистически достоверные различия между типами профессиональной ориентации у испытуемых с адекватным и неадекватным (Приложение 4).
Гипотеза о том, что уровень самооценки влияет на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте: среди юношей с адекватной самооценкой преобладает реалистичный и интеллектуальный тип профессиональной ориентации, а среди юношей с неадекватной самооценкой – конвенциональный и предприимчивый тип подтвердилась.