Файл: Цель влияние самооценки на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте Объект исследования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 10273
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность профессионального самоопределения в юношеском возрасте
1.2. Понятие самооценки в современной психологической науке
1.3. Психологические характеристики юношеского возраста
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В
2.1. Организация и описание исследования
2.2. Анализ результатов исследования влияния самооценки на
ВВЕДЕНИЕ
Проблема влияния самооценки на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте приобрела в наше время особую актуальность, ведь именно самооценка является одним из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии. Самооценка – это способность сознания человека составлять представление о себе и своих действиях, а также судить о своих навыках, умениях, личных качествах, достоинствах и недостатках. Как писал С.Л. Рубинштейн: «Подлинная личность, отражаясь в собственном самосознании, осмысливает себя как «Я», как личность своей деятельности». Он утверждал, что человек, в первую очередь нам раскрывается его отношением к собственной трудовой деятельности, вследствие этого его самооценка определяется тем, что он как общественная личность делает для общества. Именно это осознанное общественное отношение к труду, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, является ядром самосознания личности. И в наше время данное высказывание великого ученого остается актуальным.
Проблемой профессионального самоопределения в юношеском возрасте занимались такие ученые как, Е.А. Климов, Ю.А. Забродин, Б.А. Федоришин, В.Д. Шадриков, К.М. Гуревич, В.Д. Небылицин, Б.М. Теплов, Н.С. Пряжников и другие. Понятие самооценки в юношеском возрасте теоретически обосновали следующие ученые: С.Л. Рубинштейн, А.В. Захарова, Л.И Божович, Л.В Бороздина, А.Н Леонтьев, они утверждали, что самооценка в юношеском возрасте является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать уровню требований, окружающих и соответствовать уровню собственных личностных оценок.
Цель - влияние самооценки на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте
Объект исследования - профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.
Предмет исследования - влияние уровня самооценки на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи
- Изучить научную литературу по проблеме исследования особенностей профессионального самоопределения студентов;
- Подобрать методы и методики исследования;
- Провести исследование, обработать результаты, сделать выводы.
Гипотеза - уровень самооценки влияет на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте
Методы исследования:
- среди организационных методов: сравнительный;
- среди эмпирических методов: тестирование;
- среди методов обработки данных: количественные и качественные.
Методики исследования:
1.Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда (модификация А. А. Азбель, при участии А. Г. Грецова).
2.Методика измерения самооценки (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн).
Эмпирическая база исследования: МБОУ «СОШ № 6»
В исследовании принимали участие учащиеся юношеского возраста 9-11 классов, количество испытуемых 12 человек в возрасте 15-17 лет.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Сущность профессионального самоопределения в юношеском возрасте
Профессиональное самоопределение личности - сложный и продолжительный процесс, захватывающий важный период жизни человека. Его результативность определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также формирования у личности способности приспосабливаться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Профессиональное самоопределение близким образом связано с понятием «профессиональная ориентация» (это единая система научной деятельности социальных институтов, отвечающих за подготовку подрастающего поколения к избранию профессии и разрешающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико- физиологических задач способствующих формированию у школьников профессионального самоопределения, отвечающего личным особенностям человека и требованиям общества в кадрах высокой квалификации).
Журавлева О. В. полагала, что «следствием процесса профессионального самоопределения старшеклассников является избрание будущей профессии. Содействие учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей знания о себе и о мире профессий с последующим сравнением знаний о себе со знаний о профессиональной деятельности. Данные компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе избрания профессии» [13; 22
-
28].
В ходе формирования профессионального самоопределения современной молодежи Бедов А. Н. выделяет следующие этапы: фантазийный этап (отвечает дошкольному возрасту); этап предварительного выбора профессии (7-10 лет); этап пробного выбора профессии (11-14 лет); этап реального выбора профессии (15-17 лет); этап профессионального обучения и этап профессионализации. Каждый этап профессионального самоопределения характеризуется многообразной степенью сформированности [3].
Рассмотрим ряд направлений, оказывающих содействие по решению практических вопросов профессионального самоопределения современной молодежи. К ним относят: система профориентации, дающая школьникам нужные знания для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои личные особенности; диагностические методики изучения личности старшеклассников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии; теоретические и методические начала профессионального консультирования молодежи, банк профессиональных карт; системный подход к профориентации школьников; общественно-значимые мотивы выбора профессии.
Тем не менее, некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих важнейших целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, отвечающего индивидуальным особенностям каждой личности и требованиям общества в кадрах, его запросам к современному работнику [34; 10].
Для ранней юности характерно стремление к будущему. Если же в пятнадцать лет жизнь кардинально не изменилась, и старший подросток продолжил обучение в школе, то этим самым он отложил на два года выход в зрелую жизнь и выбор будущего пути. В этот сравнительно недолгий срок необходимо сформировать жизненную позицию - разрешить вопросы, кем стать (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или нравственное самоопределение). Старшеклассники должны не просто думать о своём будущем в общих чертах, а понимать способы достижения поставленных жизненных целей и планов [1].
На пороге выпуска со школы старшеклассники сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно подразумевает ограничение, отказ от подростковых вымыслов, в которых он мог стать представителем любой профессии. Старшеклассникам доводится ориентироваться в разных профессиях, что совсем не просто для них, так как взгляд к специальностям лежит не свой личный, а посторонний опыт
– сведения, приобретенные от родных, товарищей, знакомых, из СМИ, различных средств передачи информации и т.д. Данный опыт обычно абстрактен, не прочувствован, не выстрадан. Кроме этого, необходимо точно оценить свои объективные возможности - степень учебной подготовки, здоровья, материальных условий семьи и, основное, свои способности и склонности [25].
Тартышная М. А. утверждала следующее: «насколько престижной окажется избранная профессия или ВУЗ, в который старшеклассник планирует поступать, зависит от его уровня притязаний. Существует четкая тенденция, проявляющаяся на протяжении старших классов: чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов, ниже уровень притязания. Это может быть результатом рассудительного отказа от напрасных надежд и проявлением малодушия, боязнью перед ответственным шагом» [25; 115].
Профессиональное самоопределение становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие себя в нем.
Ведь в старшем школьном возрасте возникают желания и планы, осуществление которых отложена, а в юности существенны коррективы, временами новообразованием считается не само самоопределение, а психологическая готовность к нему [33; 221].
Направленность на будущее лишь тогда благотворно сказывается на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. При благоприятных условиях развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что там впереди будет еще лучше.
Начинает развиваться нравственная устойчивость личности. В поведении старшеклассники всё больше ориентируется на личные позиции, взгляды, убеждения, которые формируются на основании полученных знаний и собственного жизненного опыта. Запас знаний об окружающем мире и морально-этических нормах объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция старшеклассника становится более полной и осмысленной [28; 51].
Процесс профессионального самоопределения охватывает развитие самосознания, развитие системы ценностных ориентаций, планирование собственного будущего, построение эталонов в облике идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе усвоения общественно сформированных представлений об идеалах, нормах деятельности людей. В настоящее время общественная ориентация определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональный выбор и профессиональное самоопределение [31; 29].
Реализация себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе избрания круга профессиональной деятельности.
Образ будущей профессии довольно сложное образование, содержащее эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоциональнооценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и истинным. Для обоснованности профессионального предпочтения нужно также, чтобы запросы со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В обратном случае в самосознании человека накапливается негативный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения всходящих перед ним задач – игнорирование проблем, их избегание и т.д. [19; 41- 43].
У молодежи, обеспокоенной своим профессиональным будущим, стремящихся обучаться в профессиональном учебном заведении или приобрести профессию в процессе работы, отмечается опережающее развитие в оценивание своих личностных качеств по сопоставлению с оценкой своих профессиональных качеств. Учащиеся лучше представляют себя как личность, то есть в совокупности нравственных, физиологических, умственных качеств, своих кругозоров и влечений, но в меньшей степени имеют представления о собственном профессиональном «Я» [35; 129].
Существующие отличия в самооценке, прежде всего, касаются ее содержательных компонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше; определенные качества личности, способности, значительные на данный момент, подвергнуты оценке и анализу, другие, в силу их неактуальности, человеком не оцениваются (хотя и могут быть оценены по ряду параметров). Имеются такие личностные качества и свойства, которые не включают сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценивать себя по ряду параметров.
Еще один момент, связанный с профессиональным самоопределением, – изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональную, начинают анализировать учебу как потребную базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, важнейшим образом, те предметы, которые им пригодятся в дальнейшем. Если они приняли решение продолжить образование, их снова начинает волновать успеваемость. Отсюда и недостаточный интерес к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. Как считает Пряжников