Файл: Цель влияние самооценки на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте Объект исследования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 10274
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность профессионального самоопределения в юношеском возрасте
1.2. Понятие самооценки в современной психологической науке
1.3. Психологические характеристики юношеского возраста
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В
2.1. Организация и описание исследования
2.2. Анализ результатов исследования влияния самооценки на
Л. С: «именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению» [33; 88].
Ильясов М. В. в своей книге «профориентация в свете новых ценностей образования» описывает множество типологий и теории к пониманию профессиональной ориентации. Например, Б.Д. Парыгин считает, что «профессиональная ориентация – это осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе». В.Д.Брагина делает основной акцент в профессиональном самоопределение на познании и самооценке профессиональных качеств и отношении к ним. П.А. Шавир трактует это понятие, как «избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную задаче профессионального самоопределения; осознание себя, как субъекта своей профессиональной деятельности». Подобные интерпретации термина «профессиональная ориентация» не противоречат друг другу, а скорее взаимодополняют, отражая различные аспекты этого широкого понятия [17; 73-76].
По мнению А.К. Марковой, профессиональная ориентация включает:
-
осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии, как эталонов для осознания своих качеств; -
осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактом или конкретным коллегой; -
учет оценки себя как профессионала со стороны коллег; -
самооценивание человеком своих отдельных сторон – понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя. Профессиональное самосознание опирается здесь на профессиональную самооценку – ретроспективную, актуальную, потенциальную, идеальную; -
положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной « Яконцепции».
У профессионала, обладающего таким уровнем самосознания, повышается уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией, возрастает стремление к самореализации.
При этом, как указывает А.К. Маркова: «в процессе профессионализации меняется и профессиональное самосознание. Оно расширяется, меняются сами критерии оценивания своих профессиональных возможностей» [27; 33-35].
Как считает Е. А. Климов профессиональное становление личности проходит в своем развитии четыре стадии:
-
формирование профессиональных намерений; -
профессиональное обучение; -
профессиональная адаптация; -
частичная или полная реализация личности в профессиональной ориентации. [18; 509].
Второй подход к изучению профессиональной ориентации личности разрабатывался И.С. Коном, выделяющим в качестве одного из главных показателей морально-психологической зрелости способность трудиться ради будущего. Согласно этому подходу, важнейшим аспектом становления «Я» является формирование жизненных планов личности. По утверждению автора способности: «склонности и интересы присутствуют на начальной стадии профессионального выбора. Более обобщенная ценностная ориентация, как общественная – осознание социальной ценности той или иной профессии, так и личное формирование системы личных ценностей, того, что человек хочет для самого себя, складывается позднее» [21; 132].
Таким образом, особое значение связи между общим социальным развитием личности и ее профессиональной ориентации, в изучении профессиональной ориентации существуют этапы этого процесса, связанные с изменениями профессионально-ориентированных отношений и индивидуально-психологических особенностей личности. Это и является основной для развития третьего подхода к проблеме выбора профессии.
По мнению Е.А. Климова, «профессиональное самоопределение, понимаемое как одно из важнейших проявлений субъекта деятельности, может рассматриваться на двух взаимосвязанных, но различимых уровнях: гностическом (в форме перестройки сознания, включая самосознание) и практическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека в системе взаимоотношений)» [18].
В работах А. Н. Овчинникова: «профессиональное самоопределение связывается со всесторонним развитием личности и ее общественной активностью» [30; 59].
О. В. Зубакиной были выделены основные задачи профессионального самоопределения:
-
формирование общей готовности к самоопределению; -
а для старшеклассников и выпускников школ – это помощь в конкретном выборе. [16; 39-40].
Типологическая теория профессиональной ориентации Дж. Голланда, который исходил в своей классификации из того, что выбор человеком профессионального пространства является выражением его личности. Достижения человеком в том или ином виде карьеры зависят от соответствия характеристик личности и характеристик профессиональной среды. Им были выделены шесть типов личности и шесть типов профессиональной среды (профессиональный выбор обусловлен сформированным типом личности: реалистический, исследовательский, социальный, предприимчивый, конвенциальный, художественный).
Реалистический тип профессиональной ориентации указывает на то, что люди ориентированы на действие, принятие решений, неэмоциональные, обладающие атлетическими или механическими способностями, любят технику, умеют рисковать. Деятельность, связанная с манипулированием инструментами, с техникой. А также большинство «мужских» профессий.
Исследовательский тип профессиональной ориентации свидетельствует о том, что люди, ориентированы на познавательную деятельность, любящие наблюдать, анализировать, исследовать, решать.
Социальный тип профессиональной ориентации чаще всего описывает людей, ориентированных на общение, на отношения с другими людьми, ранимые, чувствительные, склонные к альтруизму, не любят систематической деятельности, любят коллективный характер работы, имеют коммуникативные способности.
Конвенциональный тип профессиональной ориентации относятся люди, ориентированные на систематизацию и репродуцирование информации, манипуляцию данными. Мало эмоциональны, точны, пунктуальны, педантичны, исполнительны.
Предприимчивый тип профессиональной ориентации свидетельствует о наличии у людей таких качеств как: амбиции, ориентированы на влияние, на создание и реализацию собственных идей, управление, поиск решений, высокую социальную активность.
Художественный тип профессиональной ориентации выбирают люди, ориентированные на самовыражение и внимание окружающих, творческие, экспрессивные, оригинальные, обладают богатой интуицией и воображением, неформальны [23; 170].
Таким образом, профессиональное тесным образом связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.
В нашей работе мы опирались на типологическую теорию профессиональной ориентации Дж. Голланда, который исходил в своей классификации из того, что выбор человеком профессионального пространства является выражением его личности.
1.2. Понятие самооценки в современной психологической науке
В современной психологической науке понятие «самооценки» является одним из самых популярных терминов. В психологии самооценку рассматривают в качестве центрального компонента личности, как основное личностное образование, которое непосредственно принимает участие в роли регулятора поведением человека, оценивание самого себя, своих потенциалов, личностных качеств, отношение к своим успехам и неудачам, а также своего положения среди других людей.
Самооценке отводится ведущая роль в общем контексте формирования личности – её потенциалов, устремленности, инициативности, социальной значимости, также ей отводится центральная роль в области изучения вопросов самосознания. Основная функция самосознания – это сделать доступными для человека его собственные мотивы, а также следствия его действий, поступков и предоставить возможность осмыслить, каким он является на самом деле, знать свой внутренний мир, ощущать его, оценивать и определенным образом относиться к самому себе.
В современной психологии имеется ряд теоретических подходов, которые связанны с проблемами самооценки, с природой её создания и развития. В отечественной науке в основу фундаментальных положений теории Л.С. Выготского анализируют самооценку в роли компонента самосознания личности в деятельности и общении: «Все процессы самосознания несут опосредованный характер, потому что они формируются в деятельности и общении с другими людьми»., опираясь на работы отечественных исследователей Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, в теоретических и методологических аспектах рассматривал проблему о становлении самооценки и самосознания развития личности. Данные отечественные авторы раскрывают самооценку сложным и многогранным компонентом самосознания, который является прямым выражением оцениванием других лиц, участвующих в развитии личности [6; 100].
Всякий человек имеет какою-либо Я – концепцию, набор представлений о себе, единым образом «Я», не лишенным разногласий, выступающих установкой по отношению к самому себе. Я – концепция, в целом не только определяет, что представляет собой индивид, а также то, что он сам о себе мыслит, как он может оценивать свою деятельность своё возможное развитие.
Я – концепция – это относительно стабильная, более или менее осмысленная, ощущаемая, как неповторимая система суждений индивида о самом себе, на основании которой он выстраивает взаимодействие с другими людьми, и отношение к себе [5].
Существуют некоторые отличия в подходах к структуре «Я», выбор той или иной модели чаще всего отображает теоретические ориентации исследователя но, в общем, эти модели дополняют друг друга. Одна из распространенных схем содержит в себе 3 компонента:
-
когнитивный или познавательный компонент (сведения о себе: о своих определенных качествах, способностях, внешности, социальной значимости); -
эмоциональный (самолюбие, самоунижение, самоуважение); -
поведенческий или оценочно- волевой компонент (взгляд на себя:
устремленность, желание быть лучше, повышение своей самооценки, завоевать уважение, т.е. иметь регулятивную функцию).
Самооценку, являющейся составляющей Я – концепции относят к рефлексивным, исключительным или категориальным «Я». Роберт Бернс говорил, что в узком смысле «Я – концепция» и есть самооценка.
Самооценка близко объединена с уровнем притязаний человека, с желанным уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», который проявляется в степени трудности целей, которые человек устанавливает перед собой. Психолог У. Джемс ввел формулу:
Самооценка = Успех / Уровень притязаний, она показывает зависимость самооценки личности от его притязаний [8; 296].
Данная формула указывает, что склонность к повышению самооценки может быть реализована двумя вариантами. Индивид может или увеличить притязания, дабы пережить наибольший успех, или уменьшить их, для того чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний часто увеличивается, человек выражает готовность находить решение более сложных задач, при неуспехе – снижается. Уровень притязаний индивида в конкретной деятельности может быть установлен достаточно верно.
Охарактеризовав самооценку личности, выделяют адекватную, завышенную или заниженную, т.е. неоптимальную, неадекватную.
По взгляду многих авторов, при адекватной самооценке личность, верно, сопоставляет собственные способности, качества, в достаточной мере критикует себя, пытается истинно смотреть на свои неуспехи и удачи, стремится устанавливать перед собой достижимые цели, осуществляемые на деле. Именно эта самооценка является оптимальной для определенных ситуаций, условий и обстоятельств.