Файл: Цель влияние самооценки на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте Объект исследования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 10278
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность профессионального самоопределения в юношеском возрасте
1.2. Понятие самооценки в современной психологической науке
1.3. Психологические характеристики юношеского возраста
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В
2.1. Организация и описание исследования
2.2. Анализ результатов исследования влияния самооценки на
Также самооценка бывает неоптимальной – излишне завышенной или сильно заниженной. На основании неадекватной самооценки у индивида появляется ошибочное суждение о себе, идеализация образа своей личности и потенциалов, своей значимости для окружающих, социума. В таковых случаях личность идет на игнорирование неуспехов, чтобы сохранить завышенную самооценку. Происходит эмоциональное отторжение всего, что разрушает привычное представление о себе. Восприятие реальности искажается, отношение к ней делается неадекватным – только эмоциональным [34].
А. В. Захарова, высказывая свою точку зрения, утверждал, что: «индивид с завышенной неадекватной самооценкой не хочет осмысливать, что все это– последствие личных ошибок, таких как лень, недостаток знаний свои способностей и неверного поведения. В связи с этим рождается трудное эмоциональное состояние – эффект неадекватности, основной причиной которого является устойчивость сформировавшегося стереотипа завышенного оценивания своей личности». Самооценка также бывает и заниженной, т.е. ниже настоящих потенциалов человека. Часто это приводит к неуверенности в себе, стыдливости и отсутствие стремлений, неисполнимости реализовывать собственный потенциал, способности и возможности [14; 20].
Люди с заниженной неадекватной самооценкой не пытаются ставить перед собой труднодостижимые цели, ограничивают свои решения повседневных задач, чрезмерно критичны к себе.
Излишне заниженная или не в меру высокая самооценка разрушают процесс самоуправления, искривляет самоконтроль. Особенно это видно в процессе общении, где личности с высокой и низкой самооценкой являются основанием конфликтов.
При завышенной самооценке конфликтные ситуации завязываются изза пренебрежительного взгляда к другим индивидам и неуважительного обращения с ними, чрезмерно резкие и необоснованные высказывания в их сторону, нетерпимость к посторонней точки зрения, проявление гордыни и зазнайства. Малая критичность к себе препятствует им обнаруживать, как они оскорбляют других людей своим высокомерием и неоспоримостью своих суждений [15; 41].
С низкой самооценкой конфликты могут быть в результате чрезвычайной критичности этих людей. Они весьма требовательны к другим, не прощают единого просчета или ошибок, расположены непрерывно подчеркивать недостатки других.
Завышенная самооценка непосредственно связана с завышенными притязаниями, с переоценкой своих возможностей, талантов и перспектив. Заниженная самооценка отражается в невысоком уровне притязаний, появляется в ожидании неудач, неуспеха, снижении активности.
А.И. Липкина утверждает, что: «личная самооценка является ключевым фактором в том, что творится в духовном мире человека, в его взаимоотношениях с другими людьми».В своей теории она полагает, что высокая и низкая самооценки в равноправной мере являются неблагоприятными потому, что в первом случае есть опасность формирования и хранения множества негативных качеств, таких как нетерпимость к взглядам других, высокомерность, во втором – трудности в общении с другими людьми, отсутствие инициативности [26; 35].
Самооценка личности связана с одной из главных потребностей человека – потребность в самоутверждении, стремление человека отыскать свое место в жизни, утвердиться как член общества в глазах социума и в личном своем суждении. Самооценке отводят центральную роль во всеобщем контексте формирования личности – ее потенциалов, возможностей, направления, активности, социальной значимости. Ценностные ориентации, которыми обладает личность, составляет основу самооценки обусловливающие специфику её функционирования как механизма регуляции и усовершенствования. Самооценка, пребывая когнитивной составляющей Я -концепции, принимает участие в ходе выбора мотивов, отвечающих личностным ценностям, появляясь в некоторой степени психологическим регулятором отношений между индивидом и обществом, таким способом, воздействуя на связи между людьми.
Склонность к какому - либо определенному виду самооценки является довольно устойчивым личностным качеством. Множество из того, что человек выполняет или отказывается выполнять, зависит от его уровня самооценки. У людей, которые не считают себя весьма одаренными, отсутствует стремление к достаточно высоким целям не проявляют расстройства, когда у них не получается что-либо выполнить хорошо. Индивид, который считает себя никчемным, ничего не представляющим из себя, чаще всего нехотя применяет старания, для того чтобы усовершенствовать свою личную жизнь. С другой стороны, те, кто значительно себя оценивают, часто склонны действовать с высоким напряжением. Такие люди полагают ниже своего достоинства делать недостаточно хорошо [30; 72].
Индивид с завышенным уровнем самооценки воспринимает самого себя как более достойную и способную личность, чем человек с заниженным уровнем самооценки. Интересен факт того, что негативное самовосприятие приводит к наиболее предсказуемому поведению, чем позитивное [24].
Таким образом, в современной психологической науке понятие «самооценки» выделяют как сложную систему, которая определяет характер отношения человека к самому себе, оценивание самого себя, своих потенциалов, личностных качеств, отношение к своим успехам и неудачам, а также своего положения среди других людей. Самооценка выступает в качестве центрального компонента личности, как основное личностное образование, которое непосредственно принимает участие в роли регулятора поведением человека. Высокая самооценка непосредственно связана с завышенными притязаниями, с переоценкой своих возможностей, талантов и перспектив. Низкая самооценка отражается в невысоком уровне притязаний, проявляется в ожидании неудач, неуспеха, снижении активности, безынициативность. В данном исследовании мы будем придерживаться позиции А.И.Липкиной, в своей теории она полагает, что высокая и низкая самооценки в равноправной мере являются неблагоприятными потому, что в первом случае есть опасность формирования и хранения множества негативных качеств, таких как нетерпимость к взглядам других, высокомерность, во втором – трудности в общении с другими людьми, отсутствие инициативности.
1.3. Психологические характеристики юношеского возраста
Юность рассматривают как психологический возраст перехода к самостоятельности, независимости, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданскойзрелости, формирования мировоззрения, нравственного сознания и самосознания. Многие ученые выделяют разные возрастные рамки этого периода. И.Ю. Обозова выделяет старший школьный возраст – ранняя юность 16-17 лет, юность – от 17 до 2023 лет. B.C. Мухина определяет юность как период после отрочества до взрослости (возрастные границы от 15-16 до 21-25 лет).
Юность – это пора выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности, дальнейшее обучение в вузе, создание семьи, для юношей – служба в армии [29; 210].
Социальная ситуация развития характеризуется в главном моменте, старшие школьники стоят на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ф. А. Райс отмечал, что «юношей и девушек ожидает трудовая деятельность и найти свое место в жизни (хочется отметить, что эти процессы очень вариативны)». Поэтому меняются запросы к старшим школьникам и условия, при которых совершается его формирование как личности: они должны быть подготовлены к работе, к семейной жизни, к исполнению гражданских обязанностей [35; 129].
Юность, с точки зрения В.И. Слободчикова, – завершающая стадия периода персонализации. «Главными новообразованиями юношеского возраста являются – саморефлексия, осмысление собственной индивидуальности, построение жизненных планов, готовность самоопределиться, установка на осознанное построение собственной жизни, поэтапное вхождение в многообразные сферы жизни» [32; 204].
Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, – присущая черта юношества. Выбор профессии приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, увлечений, так и от других различных мотивов, вызываемых ситуацией выбора.
Ведущая деятельность - учебно-профессиональная. Мотивация, связанная с будущим, начинает побуждать учебную деятельность. Начинает, проявляется высокая избирательность к определенным учебным предметам. Основным мотивом познавательной деятельности выступает стремление приобрести профессию.
В юношеском возрасте мышление обретает личностный эмоциональный характер. Возникает интерес к теоретическим и мировоззренческим вопросам. Эмоциональное состояние выражается в особенностях переживаний по поводу своих личных возможностей, способностей и личностных качеств. Интеллектуальное развитие проявляется в стремление обобщать, поиск закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Возрастают концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абстрактно
-логическое мышление. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность, неприятие лицемерия, ханжества, грубости [35].
Юность является решающим этапом формирования мировоззрения. Мировоззрение, как отмечает Ю.Н. Володина: «это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, волнение, которое сопровождается чувством их искренности, правильности». Именно поэтому мировоззрение объединено с решением в юности жизненных проблем. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним [9; 65-70].
Мировоззренческий поиск содержит в себе социальную ориентацию личности, осмысление себя в качестве частицы социальной общности (социальной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.
Это всё связанно с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией формирования интеллекта, с раскрытием своего духовного мира.
Открытие своего духовного мира, его эмансипация от взрослых основное приобретение юности. Весь внешний мир воспринимает через себя. Появляется стремление к самоанализу и потребность обобщать, систематизировать свои знания о себе (понять свой характер, свои чувства, действия, поступки). Происходит соотношение себя с идеалом, проявляется возможность самовоспитания. Усиливается волевая регуляция, а также стремление к самоутверждению.
Происходит самооценивание своей внешности (в особенности у девушек). Юноши сильно испытывают наблюдаемые у себя признаки реального или мнимого лишнего веса, слишком большого или слишком маленького, как им кажется, роста, другие элементы внешности.
Одна из значимых психологических характеристик юности – самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я» [10].
Большую роль в восприятии мира юношей и девушек начинает играть то социальное пространство, в котором они живут. Здесь, в живом общении, познается жизнь и деятельность взрослых.
Семья остается тем местом, где они себя ощущают наиболее спокойно и уверенно. С родителями обсуждаются животрепещущие перспективы, главным образом профессиональные. Жизненные