Файл: Цель влияние самооценки на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте Объект исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 10285

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
планы дети могут обсуждать и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно.

Важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. Общение со сверстниками – это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта [11].

Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, усиливается потребность в сотрудничестве с людьми, фиксируются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место среди других привязанностей. Однако потребность в интимности в это время практически не насыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. Повышается требование к дружбе, усложняются ее критерии. Юность считается привилегированным возрастом дружбы, но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой [37].

Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Юношеская любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу.

В юности происходит гормональная перестройка, сопровождающая половое созревание, что приводит к усилению сексуальных переживаний. Для большинства юношей характерен резкий рост сексуального возбуждения. Наблюдается существенный рост сексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам. Большое значение придается выраженности принадлежности к определенному полу. Развитие половой идентификации представляет психосоциальный процесс усвоения индивидом половой роли и признания ее обществом.

Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления.

Кризис возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни.

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев кризис юности связывают со становлением авторства в собственной жизни (17-21 год), со вступлением в самостоятельную жизнь [33; 83].

Социально-психологические свойства этой возрастной группы зависят от социально-профессионального положения.

Кризис проявляется в крушении жизненных планов (не поступил в вуз), в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании. В кризисе юности молодые люди сталкиваются с кризисом смысла жизни.


Отсутствие духовных средств разрешения кризиса приводит к развитию негативных явлений, например, наркомании, алкоголизму. Авторы усматривают в кризисе юности негативные и позитивные стороны. Негативные моменты связаны с утратой налаженных форм жизни взаимоотношений с другими, способов и форм учебной деятельности, привычных условий жизнедеятельности и т.п. и вступлением в новый период жизни; позитивные с новыми возможностями становления индивидуальности человека, формирования гражданской ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования [25].

Таким образом, центральной проблемой становится нахождение молодым человеком индивидуальности (отношение к своей культуре, к социальной реальности, к своему времени), авторство в становлении своих способностей, в определении своего собственного взгляда на жизнь. «Обособляясь от образа себя в глазах ближайшего окружения, преодолевая профессионально-позиционные и политические детерминации поколения, объективируя многие свои качества как «Я», человек становится ответственным за собственную субъектность, которая зачастую складывалась не по воле и без ведома ее носителя. Этот мотив пристрастного и неустанного рассекречивания собственной самости, переживание чувств утраты прежних ценностей, представлений, интересов и связанное с этим разочарование и позволяет квалифицировать этот период как критический – кризис юности. Юность, с точки зрения В.И. Слободчикова, завершающая стадия периода персонализации. «Главными новообразованиями юношеского возраста являются саморефлексия, осмысление собственной индивидуальности, построение жизненных планов, готовность самоопределиться, установка на осознанное построение собственной жизни, поэтапное вхождение в многообразные сферы жизни»

На основании рассмотренного нами теоретического материала по проблеме влияния самооценки на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте было установлено следующее. Рассмотрев сущность понятия профессионального самоопределения в юношеском возрасте, мы узнали, что именно в ранней юности профессиональное самоопределение становится центральным новообразованием. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие себя в нем.

Профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации нравственных и физических возможностей, формирования им адекватных



профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала. В нашей работе мы опирались на типологическую теорию профессиональной ориентации Дж. Голланда, который исходил в своей классификации из того, что выбор человеком профессионального пространства является выражением его личности. Достижения человеком в том или ином виде карьеры зависят от соответствия характеристик личности и характеристик профессиональной среды. Им были выделены шесть типов личности и шесть типов профессиональной среды: реалистический, исследовательский, социальный, предприимчивый, конвенциальный, художественный).

В работах отечественных исследователей Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, А.И. Липкиной в теоретических и методологических аспектах рассмотрена проблема о становлении самооценки и самосознания развития личности. В данном исследовании мы будем придерживаться позиции А.И. Липкиной, в своей теории она полагает, что высокая и низкая самооценки в равноправной мере являются неблагоприятными потому, что в первом случае есть опасность формирования и хранения множества негативных качеств, таких как нетерпимость к взглядам других, высокомерность, во втором трудности в общении с другими людьми, отсутствие инициативности.

Таким образом, в современной психологической науке понятие «самооценки» выделяют как сложную систему, которая определяет характер отношения человека к самому себе, оценивание самого себя, своих потенциалов, личностных качеств, отношение к своим успехам и неудачам, а также своего положения среди других людей. Самооценка выступает в качестве центрального компонента личности, как основное личностное образование, которое непосредственно принимает участие в роли регулятора поведением человека. Высокая самооценка непосредственно связана с завышенными притязаниями, с переоценкой своих возможностей, талантов и перспектив. Низкая самооценка отражается в невысоком уровне притязаний, проявляется в ожидании неудач, неуспеха, снижении активности, безынициативность.

Изучив психологические характеристики юношеского возраста, мы отметили, что период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления. Кризис возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни. В нашей работе мы будем придерживаться точки зрения В.И. Слободчикова, юность
завершающая стадия периода персонализации. В.И. Слободчиков кризис юности связывают со становлением авторства в собственной жизни

(17-21 год), со вступлением в самостоятельную жизнь.


ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В

ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ



2.1. Организация и описание исследования


Эмпирической базой исследования послужила: МБОУ «СОШ № 6»

В исследовании принимали участие учащиеся юношеского возраста 9-11 классов, количество испытуемых 12 человек в возрасте 15-17 лет.

Цель исследования: изучение влияния самооценки личности на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.

Объект исследования - профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.

Предмет исследования - влияние уровня самооценки на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.

Гипотеза - уровень самооценки влияет на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте

Задачи эмпирического исследования следующие:

  1. Изучить научную литературу по проблеме исследования особенностей профессионального самоопределения студентов;

  2. Подобрать методы и методики исследования;

  3. Провести исследование, обработать результаты, сделать выводы.


Этапы исследования: исследование включает в себя ряд необходимых этапов. Так на первом этапе был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Результатом исследования стало уточнение понятия «профессиональное самоопределение», условия и факторы, оказывающие влияние на профессиональное самоопределение.

На втором этапе с опорой на теоретико-методологическую основу был осуществлен подбор методов и методик исследования. Так в банк диагностических процедур вошли методы и методики адекватные цели исследования и проверенные теорией и практикой психолого-педагогической науки.

На третьем этапе проведено эмпирическое исследование на предмет особенностей профессионального самоопределения.

На четвертом этапе проведена обработка полученного фактического материала и сделаны выводы об особенностях профессионального самоопределения.
2.2. Обоснование и выбор методов и методик исследования
Проблемой профессионального самоопределения в юношеском возрасте занимались такие ученые как, Е.А. Климов, Ю.А. Забродин, Б.А. Федоришин, В.Д. Шадриков, К.М. Гуревич, В.Д. Небылицин, Б.М. Теплов, Н.С. Пряжников и другие. Понятие самооценки в юношеском возрасте теоретически обосновали следующие ученые: С.Л. Рубинштейн, А.В. Захарова, Л.И Божович, Л.В Бороздина, А.Н Леонтьев, они утверждали, что самооценка в юношеском возрасте является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать уровню требований, окружающих и соответствовать уровню собственных личностных оценок.