Файл: Цель влияние самооценки на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте Объект исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 10270

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методами исследования послужили:

  1. Теоретический метод (анализ, систематизация и обобщение научной литературы).

  2. Эмпирический метод (тестирование, опрос, шкалирование).

  3. Метод математической обработки данных (корреляционный анализ Пирсона, критерий Краскела-Уоллиса).

В исследовании мы применили следующие методики:

  1. Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда (модификация А. А. Азбель, при участии А.Г. Грецова).

  2. Методика измерения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн).

В 1966 г. Дж. Голланд разработал психологическую концепцию, которая объединила теорию личности с теорией выбора профессии. Эта концепция и созданная на ее основе классификация профессий получили широкое распространение за рубежом. Дж. Голланд исходил из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими компонентами направленности, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы. На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации – Дж.Голланд выделил шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции), предприимчивый и художественный. Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду: реалистический - на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств; интеллектуальный – на умственный труд; социальный – на взаимодействие с социальной средой; конвенциональный - на четко структурированную деятельность; предприимчивый - на руководство людьми и бизнес; художественный - на творчество. Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.

Приведенная методика профессионального самоопределения Дж. Голланда (модификация А. А. Азбель, при участии А.Г. Грецова) позволила определить, к какому из этих типов принадлежит человек (приложение 1).

Испытуемым давалась инструкция: предположим, что после соответствующего обучения ты сможешь выполнять любую работу. В таблице приведены сгруппированные по парам специальности, из каждой пары надо выбрать одну, которую ты считаешь более подходящей для себя. Рядом с названием специальности стоит ее код - цифра от 1 до 6. Записывай коды специальностей, выбранных в каждой из пар.


Чтобы определить свой тип профессиональной ориентации, следует подсчитать количество (не сумму, а именно количество) выборов каждого из кодов: сколько раз выбраны профессии с кодом «1», сколько раз с кодом «2» и так далее по всем шести группам. Тебе лучше всего будет соответствовать та характеристика, по которой набрано наибольшее количество баллов. Описания характеристик представителей различных типов профессиональной ориентации описаны следующим образом:

  1. Реалистичный тип.

Ты - практик, склонный заниматься конкретными делами. Предпочитаешь работу, дающую ощутимые результаты для себя и для других. Тебя не пугает физический труд. Тебя интересует работа с техникой, требующая практического склада ума, сформированных двигательных умений и навыков. Ты хорошо умеешь подчиняться и исполнять инструкции.

Твоя сильная сторона – практическая исполнительность.

  1. Интеллектуальный тип.

Ты, скорее, теоретик, чем практик. Тебе нравится заниматься изучением, исследованием какой-либо проблемы, получением новых знаний. Ты предпочитаешь работу, приносящую радость познания, а иногда и радость открытия; работу, требующую абстрактного мышления, способностей к анализу и систематизации информации, широкого кругозора. В подчинении работаешь хуже, чем самостоятельно. Твоя сильная сторона - способность проявлять творческий подход к решению различных проблем.

  1. Социальный тип.

Ты - «коммуникатор». Любишь работать с людьми и для людей, поэтому тебя, вероятно, заинтересует работа, связанная с обучением, воспитанием, обслуживанием клиентов, оказанием помощи, нуждающимся и т. п. Тебе интересна эмоционально насыщенная, живая работа, предполагающая интенсивное взаимодействие с людьми и умение общаться. Твоя сильная сторона - умение убеждать, объяснять, влиять на поведение людей.

  1. Конвенциональный тип.

Тебе нравится работать с документами, текстами, цифрами, в том числе с использованием компьютерных средств. Подходит работа спокойная, без особого риска, с четким кругом обязанностей. Она может быть связана с обработкой информации, с расчетами, вычислениями, требующими точности, аккуратности, усидчивости. Тебе хотелось бы избежать частого общения, необходимости управлять другими людьми и отвечать за их действия. Твои сильные стороны - спокойствие, терпеливость, желание и способность к логической обработке информации и к глубокому изучению вопросов.



  1. Предприимчивый тип.

Ты - организатор, ориентированный на активную преобразовательную деятельность. Ты предпочитаешь работу, дающую относительную свободу, самостоятельность, обеспечивающую положение в обществе, превосходство над другими, материальное благополучие; работу азартную и рискованную, требующую инициативности, предприимчивости, воли, умения брать ответственность на себя. Твоя сильная сторона - лидерские качества, смелость и решительность в решении различных вопросов.

6.Художественный тип.

Ты, вероятно, склонен быть «свободным художником». Тебе подходят виды деятельности, дающие возможность творческого самовыражения в ситуациях, где нет жесткого режима, формальностей. Тебе нравится работа, дающая простор фантазии, воображению, требующая развитого эстетического вкуса, творческих способностей (художественных, литературных, музыкальных). Твоя сильная сторона – оригинальность восприятия действительности, умение видеть жизнь не так, как все.

Вторая методика, которую мы применяли в исследовании, методика измерения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн), основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Учащимся предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание (Приложение 2).

Данная методика применяется с целью определения уровня самооценки (завышенной, адекватной, заниженной) старших школьников и взрослых.

Инструкция к методике: каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер. Условно эту оценку можно изобразить в виде вертикальной линии, нижняя точка которой указывает на самую низкую оценку, а верхняя - на самую высокую.

Здесь нарисовано 7 таких линий и написано, размером 100 мм, представляющих собой биполярные шкалы. Верхняя и нижняя линия отмечены черточками, середина – точкой. Каждая линия имеет название сверху и снизу:

0– здоровый/больной;

  1. – хороший характер/плохой характер;

  2. – умный/глупый;

  3. – способный/неспособный;

  4. – авторитетен у сверстников/презирается сверстниками;

  5. – красивый/некрасивый;

  6. – уверенный в себе/не уверенный в себе.


Оцените себя по каждому из предложенных здесь качеств, сторон личности и черточкой (-) отметьте на каждой линии эту самооценку.

После этого представьте, каким должно было бы быть это качество, сторона личности, чтобы вы были удовлетворены собой, чувствовали гордость за себя. Отметьте это на каждой линии знаком (х).

Методика может проводиться фронтально – с целым классом или группой учащихся - и индивидуально с каждым школьником.

При фронтальной работе после раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого учащимся предлагается выполнить задание на первой шкале (здоровый/больной). Затем следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, обращая внимание на правильность использования значков, точное понимание инструкции, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции – 10-15 мин.

Интерпретация результатов проводится после подсчета количества баллов.

Уровень притязаний (УП): реалистичный уровень притязаний, считается нормой, результат представляет собой от 60 до 89 баллов. Более оптимальным - относительно высоким уровнем является набранное количество баллов от 75 до 89 баллов, свидетельствующий оптимальное представление о своих собственных потенциалах, это проявляется значимым фактором личностного развития человека. Результат от 90 до 100 баллов - часто свидетельствует о нереалистическом, некритическом взгляде человека к личным потенциалам. А испытуемые набравшие меньше 60 баллов обладают заниженным уровнем притязаний, он – источник неблагоприятного развития личности.

Данные об уровне самооценки описываются следующим образом:

Сумма баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) заверяют о реалистической (адекватной) самооценке. Сумма баллов от 75 до 100 и более указывает на завышенную самооценку, а также указывает на определенные отклонения в личности в её формировании. Завышенная самооценка говорит о личностной незрелости индивида, неумение точно дать оценку своим результатам и своей деятельности, сравнение себя с другими людьми; эта самооценка может указывать на главные искажения в формировании индивида – «закрытость для опыта», не восприятие своих ошибок, поражений, замечаний и оценки окружающих. Сумма баллов ниже 45 свидетельствует о заниженной самооценке (недооценка своей личности) и указывает о большом неблагополучии в развитии и формировании личности. Такие ученики чаще всего составляют «группу риска», обычно их, мало. За низкой самооценкой могут таиться два абсолютно различных психологических явления: неподдельная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (себе самому) личного неумения, отсутствие способностей и т.п. разрешает не применять никаких стараний.