Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 346

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Часть I
Пояснение:
Ведущий на листе ватмана или на доске фиксирует ответы участников.
Инструкция:
Часто нам бывает сложно
подойти к человеку и заговорить с ним. Мы
не знаем, что сказать. Предлагаю сейчас
устроить мозговой штурм и постараться
придумать как можно больше фраз, с кото-
рыми можно подойти к незнакомому чело-
веку. А, кроме того, подумайте о том, с какой фразой, вы бы хотели, чтобы подошли к
вам. Давайте её тоже озвучим. Я буду записывать ваши идеи.
Ведущий записывает предложенные фразы. После того как запас идей иссякнет, предлага- ется порассуждать о том, в каких ситуациях уместны фразы, которые записаны на доске или ватмане. Ситуации также записываются второй колонкой.
Надеюсь, эта информация поможет вам знакомиться с людьми противоположного
пола и не бояться этого. Но пока это, действительно, просто информация. Давайте
потренируемся пользоваться ею во второй части этого упражнения.
Часть II
Пояснение:
Во второй части упражнения группа образует 2 круга – внешний и внутрен- ний. Участники внешнего и внутреннего кругов стоят лицом друг к другу.
Инструкция:
Теперь вы знаете много фраз, которые помогают нам знакомиться, и
ситуаций, в которых их можно использовать. Сейчас вы стоите в кругу лицом друг к
другу, образуя пары. Представьте, что вы не знакомы и попробуйте познакомиться,
используя одну из фраз, которые, например, записаны на доске. Поговорите с партне-
ром пару минут. Итак, вам все понятно. У вас на знакомство есть 2 мин.
Как только время прошло, внутренний круг сдвигается на одного человека вправо.
У вас образовались новые пары. Повторите это задание в новых парах».
Далее смена партнеров происходит около 5-6 раз (Смотрите за динамикой работы группы).
Анализ упражнения:
Сложно ли было придумывать фразы?

Какие фразы «работали», а какие – нет?

Использовали ли вы какие-нибудь из них в жизни?

Сложно ли вам было знакомиться с другим человеком?

Что испытывали девушки, когда им нужно было заговаривать с юношами первыми?

Упражнение
«Знакомство»
70

Что испытывали юноши, когда с ними хотели познакомиться девушки?

Как вы думаете, сохранилось ли в наши дни «негласное» правило: инициатива в зна-

комстве должна исходить от мужчин?
Эти фразы не панацея, а просто подсказка. Хочу вам дать еще одну подсказку. Есть
такая очень известная формула – АIDA, расшифровывается она так: A – attention,
I – interest, D – desire, A – action , а по-русски:
внимание – интерес – желание – дей-
ствие. Вообще-то формула была выведена рекламистами и используется именно в
этой области. Но – честное слово! - при знакомстве она тоже работает. Допустим,
вы – молодой человек, который решил познакомиться с понравившейся ему девушкой.
Смотрите сами: сначала вам нужно привлечь к себе
внимание уверенно подойти и
сказать «Привет!». Затем вызвать к себе
интерес первой фразой, которая должна
быть не избитой и не банальной. Затем вам нужно вызвать
желание познакомиться
с вами. Здесь вы должны проявить искреннюю заинтересованность в человеке. Теперь
уже можно перейти к
действию, например, попросить номер телефона или предло-
жить прогуляться.
И последний совет: когда вы реально будете знакомиться с человеком, действуйте по
ситуации, чувствуйте обстановку, слушайте свою интуицию.
Теперь мы умеем знакомиться, но одного этого недостаточно, если люди понравились
друг другу. Когда возникает взаимная симпатия, мы хотим продолжать отношения.
Все мы знаем, что существует такая вещь, как свидание.
Пояснение:
Участники делятся на 2 группы – юношей и девушек.
Инструкция:
Сейчас каждая подгруппа обдумает и напишет письмо другу или под-
руге на тему «Идеальное свидание». Речь в нем будет не об абстрактном свидании, а
об идеальном (ну, или, во всяком случае, очень удачном) свидании, с точки зрения вас,
юноши, и вас, девушки. Итак, мужская половина нашей группы пишет письмо от лица
юноши своему другу. Женская половина – от лица девушки своей подруге. Начать мож-
но так: «Привет, … Вчера у меня было классное свидание! …».
На обсуждение и написание писем вам дается 10-15 минут, а потом мы их послушаем и
обсудим. Когда группы готовы, они по очереди зачитывают письма. После этого участники снова садятся в круг, и идет обсуждение.
Анализ упражнения:
Понравились ли вам описанные свидания?

Были ли у вас такие идеальные свидания?

Что нужно сделать, чтобы свидание удалось?

Чего юноши ждут от девушек?

А чего

девушки от юношей?
Важно ли, чтобы свидание понравилось не только вам, но и другому человеку?

Почему часто наши взаимоотношения не соответствуют идеальным, и партнер

не делает того, чего бы нам хотелось?
Очень часто мы ждем, что партнер угадает все наши желания, поймет, чего мы хо-
тим, без слов. И когда этого не происходит, мы разочаровываемся. Как выйти из этой
Упражнение
«Идеальное свидание»
71
Мужчина и женщина


ситуации? Помните, что ваш партнер – не телепат, он не умеет читать мысли.
Поэтому очень важно говорить друг другу о своих желаниях и ожиданиях, а также о
том, что нам не нравится.
«Любовь – это когда тебя понимают…». Чтобы понимать любимого человека, нужно
слушать и слышать его, строить диалог, обсуждать с ним ваши интересы, желания и
потребности.
Пояснение:
Группа делится на пары, в каждой паре выбираются
«слепой» и «поводырь». «Слепо- му» завязывают глаза повязкой
(или плотным платком, шарфом),
«поводырь» встает сзади и при- держивает «слепого» за руку, за плечи или спину (как удобнее
«слепому»).
И н с т ру к ц и я :
Выберите в па-
рах, кто будет первым, а кто -
вторым. Отлично! Теперь пусть
первые номера завяжут себе
глаза повязками – вы будете
«слепыми», а вторые номера становятся вашими «поводырями». Задача «поводыря»
дать «слепому» почувствовать и узнать как можно больше о предметах окружаю-
щего пространства, как в этой комнате, так и за ее пределами. «Поводырь» должен
помогать «слепому» изучать мир, а не водить тупо его за руку за собой. Понятно?
На это у вас 10 минут. После отведенного времени вы поменяетесь ролями и повтори-
те упражнение.
Ведущий должен проконтролировать, чтобы все пары успели побыть в двух ролях и вернуть- ся в назначенное время в помещение.
Анализ упражнения:
Доверял ли «слепой» своему «поводырю»? Что делал «поводырь», чтобы этого до-

биться?
Удалось ли «слепому» взглянуть на мир с новой стороны и каковы впечатления от

этого?
Проведите параллели с нашей жизнью.
Очень важно во взаимоотношениях доверять друг другу, и не менее важно поддержи-
вать доверие друг в друге.
Задайте вопрос:
Что было бы, если бы у каждого «поводыря» было несколько «слепых»?

Выслушайте ответы ребят.
Скорее всего, он не смог бы уделять каждому столько времени, сколько это необходимо
и «слепые» бы попали в опасность. Но, как сказал Сент-Экзюпери, «мы в ответе за
Упражнение
«Слепой и поводырь»
72

тех, кого приручили». Поэтому даже если ваши чувства к человеку охладели, не рвите
отношения так, как будто это он в чем-то виноват. Будьте терпеливы, чутки. По-
старайтесь не причинить много боли. Помогите ему.
Когда у нас начинаются отношения, мы несем за них ответственность, несем ответ-
ственность за другого человека (нашего партнера). Мы должны уважать его, пока мы
с ним.
Что еще важно для вас лично, кроме уважения?

Дождитесь, когда кто-то скажет про верность.
Да, конечно же, верность. Верность – это основа доверия. Верность – от слова «верю».
Я верю каждому твоему слову, каждому поступку. В моей душе нет места сомнению.
Наверное, это и есть счастье?
Все мы знаем, что в отношениях между влюбленными возникает и физическое влечение.
В следующем упражнении мы разберем одну непростую, но очень жизненную ситуацию.
Пояснение:
Группа (любым способом) делится на 2 подгруппы, которые обсуждают одну и ту же ситуацию, но обдумывают, как помочь принять правильное решение 2-м разным участникам этой ситуации – Вите и Алене. После этого каждая подгруппа зачитывает от- вет всей группе, и идет общее обсуждение. В конце упражнения ведущий делает выводы и корректирует ответы подгрупп.
Инструкция:
Сейчас мы с вами познакомимся с одной ситуацией, в которой есть
2 действующих лица – Витя и Алена. Первая группа, обсудив эту ситуацию, должна
будет сформулировать совет Вите, вторая – Алене. У вас будет 3-5 минут, чтобы
обсудить ситуацию и сформулировать совет. Потом вы представите свой совет на
суд всей группы.
Комментарий:
Выслушайте «советы» каждой из подгрупп. Во время общего обсуждения старайтесь, чтобы прозвучали и те важные моменты, которые не были названы. Направляй- те обсуждение с помощью своих вопросов и дополнений.
Ответы и выводы, к которым нужно направлять участников:
Совет Вите
Нельзя манипулировать другим человеком, особенно дорогим для тебя. Ты пытаешься заставить твою девушку сделать выбор против ее собственной воли. Это психологическое насилие. Отне- сись к ее решению с уважением и пониманием. Подожди. Сексуальный контакт – не единственный способ выразить свою любовь. Кроме того, партнеры могут доставить друг другу удовольствие с помощью безопасных сексуальных контактов, таких как объятия, поцелуи, взаимные ласки.
У п р а ж н е н и е «Помоги
принять решение»
Витя и Алена встречаются уже несколько месяцев. Они нравятся друг другу и
много времени проводят вместе. Но когда Витя завел разговор о сексе, Алена
сказала, что к этому она пока не готова. Витя не знает, почему она отказы-
вается заниматься сексом и что он должен делать. Алена боится потерять
Витю, это первые в ее жизни серьезные отношения. Подружки убеждают ее,
что если она не согласится, Витя бросит ее.
73
Мужчина и женщина


Совет Алене
Часто бывает, что молодой человек убеждает девушку вступить в сексуальный контакт, к которому та не готова. В этот момент он ею манипулирует: заставляет почувствовать себя неловко, принуждает к сексу. Девушки часто начинают сомневаться и думать:
«Если я скажу «нет», то могу его потерять». z
«Я люблю его, но я не готова к сексу. Поэтому я не знаю, что делать». z
«Я не знаю, как сказать ему «нет» так, чтобы не разозлить или не задеть его». z
НО! У тебя всегда есть право выбора. И если парень по-настоящему любит тебя, то он будет уважать твое мнение. Это твоя жизнь и твой выбор. Ты имеешь право сказать «нет!». Зани- майся сексом, только если ты этого хочешь и чувствуешь себя готовой к нему.
В заключение этого упражнения давайте обсудим, с помощью каких фраз чаще всего
оказывается давление в подобных ситуациях и как противостоять такому давлению.
Сначала ведущий записывает на доске или ватмане
ТОЛЬКО первую колонку таблицы «Спо- собы давления», участники предлагают варианты ответов для заполнения второй колонки.
Ведущий помогает группе и корректирует ответы участников. Во второй колонке даны воз- можные варианты ответов, которые ведущий может использовать в дискуссии.
Способы давления
Как отвечать
Секс – не доказательство любви. Любовь – это забота о человеке, понимание, умение ждать.
Время не имеет значения, главное – осознан- ное решение и защита.
Взрослость – это способность считаться с чужим мнением и принимать ответственные решения.
Все это мифы, не имеющие никакого отноше- ния к реальности.
Сексуальные отношения – это естественная часть отношений между любящими
людьми, поэтому очень важно, чтобы юноша и девушка были готовы к этим отноше-
нием, доросли до них и физически, и психологически, научились со всей ответственно-
стью относиться и к своему здоровью, и к здоровью своего партнера.
Особенно важно, чтобы сексуальные отношения не обернулись разочарованием, пси-
хологическими проблемами, а самое главное – болезнями, передаваемыми половым
путем, и ВИЧ-инфекцией.
Как вы думаете, что нужно делать, чтобы не заразиться болезнями, передаваемыми
половым путем, и ВИЧ-инфекцией? Давайте теперь все, что мы сейчас назвали, пере-
формулируем в правила. Это будут правила безопасного сексуального поведения. Да-
вайте посмотрим, что мы назвали, а что упустили.
Докажи, что ты действительно меня любишь.
Мне тяжело ждать, пока ты ре- шишь, что готова/готов.
Мы ведь уже не дети, можем вести себя по-взрослому.
Сдерживать себя опасно для здо- ровья (может привести к импотен- ции и т.д.).
Правила безопасного сексуального поведения
74


Правила можно заранее написать на листе ватмана.
Если у вас есть вопросы и сомнения, НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ обращаться за консультацией к
специалисту, только он может ответить на ваши вопросы и разрешить сомнения, а
при необходимости поставить диагноз и назначить лечение. Это надежнее, чем поль-
зоваться слухами или доверяться советам друзей.
Информация д ля ведущего:
сейчас во многих городах России создаются Центры охраны репродуктивного здоровья подростков, где оказываются все виды медицинской и психологической помощи в области репродуктивного здоровья. Узнайте, есть ли подобный центр в вашей местности. Если он существует, найдите и имейте при себе контактную ин- формацию (визитки, буклеты и др.), которую вы могли бы предоставить участникам.
Завершите занятие традиционными блоками:
1. Воздержание
Воздерживаться от сексуальных контактов - это не «детство», не «патология» и не «глу- пость». Это разумное, взрослое желание взять время на размышление. Существует до- статочно возможностей получать удовольствие и доставлять его любимому человеку, не занимаясь сексом. Это поцелуи, взаимные объятия, забота друг о друге.
2.
Верность
Необходимо хранить верность своему партнеру. Это не означает, что одну неделю или месяц человек «верен» одному партнеру, а следующую неделю или месяц - другому. Чем реже мы меняем половых партнеров, тем ниже риск заражения ВИЧ и другими ИППП
(инфекциями, передающимися половым путем).
3.
Использование презерватива
Необходимо использовать презерватив при каждом сексуальном контакте - от начала и до конца полового акта. Даже будучи уверенным в любимом человеке и его верности на все сто процентов, нельзя пренебрегать правилами безопасного секса – партнер может быть заражен ВИЧ и даже не знать об этом.
4.
Забота о своем здоровье
Прежде чем вступать в сексуальные отношения, партнерам следует пройти медицинское об- следование, включая тесты на ВИЧ и другие ИППП, и в дальнейшем повторять его регулярно.
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее ак- туальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Если осталось мало времени от занятия и/
или группа устала, нужно провести экспресс- способы рефлексии (см. Введение в про- грамму)
75
Мужчина и женщина


В с е м с п а с и б о !
Д о с л е д у щ е й в с т р е ч и ! ! !
Итоговый вывод:
Тема, которую мы с вами обсуждали на сегодняшнем занятии, очень сложная и
очень интересная.
Давайте еще раз вспомним главные выводы нашего занятия:
Учитесь уважать себя и партнера. Помните, что мы в ответственности за
тех, кого приручили.
«Любовь – это когда тебя понимают…». Чтобы понимать любимого человека,
нужно слушать и слышать его, строить диалог, обсуждать с ним ваши интере-
сы, желания и потребности.
Любовь не начинается с секса и не сводится к нему. Есть множество способов
проявить свою любовь.
Никогда не соглашайтесь переходить к интимным отношениям, если вы к
этому не готовы или не хотите этого. Не настаивайте на сексе, если этого не
хочет ваш партнер.
Если вы решили вступить в сексуальные отношения, ВСЕГДА помните о прави-
лах безопасного сексуального поведения.
Даже если вам кажется, что вы на 100% доверяете партеру, не пренебрегайте
правилами безопасного сексуального поведения. Многие инфекции, в том числе
ВИЧ, могут не иметь никаких внешних симптомов, а ваш партнер может про-
сто не знать о своем заболевании.
Репродуктивное здоровье – очень важный аспект здоровья. От него зависит и
ваше личное здоровье, и здоровье вашего партнера, и здоровье ваших будущих
детей. Ваша беспечность ставит всё это под угрозу.
Если у вас есть вопросы и сомнения, НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ обращаться за консульта-
цией к специалисту, только он может ответить на ваши вопросы и разрешить
сомнения, а при необходимости поставить диагноз и назначить лечение. Это
надежнее, чем пользоваться слухами или доверяться советам друзей.
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
76
Мужчина и женщина

РАЗРЕшАЕМ
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   33