Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 343
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Клиника по
пересадке органов»
50
3. Нельзя оставаться в стороне от обсуждения;
4. Каждый должен в ходе дискуссии высказать своё мнение.
Комментарий:
Возможно, кто-то останется при своем мнении, и к нему даже присоеди- няться другие участники. Тем самым, может стихийно образоваться вторая группа со своим мнением. Сначала ведущий, если есть время, должен попробовать сделать так, чтобы группы смогли найти общее решение, но если это не получается, то оставить, как есть: 2 группы со своими решениями.
Понятно?
Можно добавить 1 мин., сказав об этом всей группе.
Анализ упражнения:
Вопросы необходимо задавать постепенно, а не все сразу.
Почему вы отдали предпочтение именно этому пациенту?
z
Какая разделяемая вами ценность стоит за этим выбором?
z
Какие ценности стояли за отвергнутыми вами вариантами?
z
Как вам кажется, кому бы врачи отдали почку в нашем обществе?
z
Скорее всего, вы столкнетесь с тем, что ребята в ответе на последний вопрос будут осуждать общество, скажут, что для него сейчас основной ценностью являются деньги и врачи отдали бы почку известному актеру или тому, кто больше заплатит. Не спешите их разубеждать.
Просто уверенно и четко придерживайтесь своей точки зрения.
После того, как все выскажутся по поводу упражнения, спросите:
Вы заметили такой факт, что большинство наших ценностей являются социаль-
но одобряемыми. Почему, как вам кажется? Выслушайте ответы ребят.
А не потому ли, что они образовались из общественных ценностей? Может, обще-
ство на самом деле не такое плохое, как вам кажется? Выслушайте ответы ребят.
Да, я вижу, что попотеть нам пришлось сильно, пребывая в роли хирургов и принимая
судьбоносные решения. Главное, что мы узнали из этого упражнения – наши собствен-
ные ценности часто расходятся с общественными, а, точнее, общественные ценности
вмешиваются в наши и тем самым создают внутри нас противоречия и конфликты.
Увы, с этим мы будем сталкиваться почти всю свою жизнь. А особенно часто это
происходит в нашем возрасте, так как мы именно сейчас пытаемся примерить на
себя общественные ценности, и некоторые из них нам не нравятся. И тут дилемма:
если исходишь только из собственных ценностей – ты обречен на одиночество. Если
хочешь быть с людьми – надо уважать их ценности, ведь общественные ценности
складываются десятилетиями, а иногда и веками.
Давайте сделаем сейчас упражнение, которое поможет нам в кое в чем разобраться.
Пояснение:
В этом упражнении участники готовят и разыгрывают сценки малыми груп- пами. Необходимо разбить группу на 2-4 подгруппы. Каждая подгруппа получает задание
– разыграть конфликт между ценностями в различных возрастных группах (подростки – взрослые).
Инструкция:
Вы разбились на команды. Сейчас каждая команда получит задание.
Упражнение
«Конфликт ценностей»
51
Жизненные ценности
Ваша задача – придумать и разыграть коротенькую сценку о том, как проявляется
конфликт ценностей взрослых и подростков. На обдумывание сценки вам даётся 5
минут, на подготовку сценки – 7 минут, а на её проигрывание – 3 минуты. Если во-
просов больше нет, подходите ко мне за карточками (карточки нужно заранее распе-
чатать). В каждой карточке есть описание конкретной ситуации.
Карточки для подгрупп:
После показа сценки (какой бы она ни была), обязательно надо поблагодарить группу апло- дисментами.
Комментарий:
Если у вас мало времени для разыгрывания сценок, можно ограничиться про- сто обсуждением каждой ситуации.
Анализ упражнения:
Обсуждение прово- дится после показа каждой сценки по следую- щим вопросам.
Вопрос подгруппе, которая смотрела сценку:
Какая ценность лежала в основе поведе-
z
ния взрослых?
А какая – в основе поведения подростков?
z
Для ответа на эти вопросы можно обратиться к списку ценностей (на доске).
В чем выражался конфликт ценностей в сценке, которую вы увидели?
z
Ситуация 1
Отец хочет, чтобы сын уделял больше времени учебе, т.к. в следующем году ему по- ступать вуз. А сын, между тем, тратит много времени на общение с друзьями: ходит гулять, приводит друзей домой.
Ситуация 2
Родители считают, что «девушку украшает скромность», а их дочь одевается «сексу- ально» и пользуется косметикой.
Ситуация 3
Родители и дедушки-бабушки хотят, чтобы их сын и внук поступал на юридический факультет. Сын хочет быть музыкантом, все вечера он проводит на репетициях своей начинающей рок-группы.
Ситуация 4
Соседи жалуются родителям подростков на то, что те шумят поздно вечером под их окнами. Подростки не считают, что они в чем-то виноваты.
52
Вопрос подгруппе, которая показывала сценку (задается только тогда, когда все из первой подгруппы ответили на вопрос):
Что вы хотели показать этой сценкой?
Согласны ли вы с мнениями «зрителей»?
Конфликт каких ценностей вы хотели изобразить?
Вопрос ко всем:
Сталкивались ли вы с подобными ситуациями в вашей жизни?
Приведите свои примеры ситуаций, в которых конфликтуют ценности подрост-
ков и взрослых.
Обычно люди с разными системами ценностей тяжело уживаются друг с другом. От-
казаться от того, что для нас значимо – такой вариант нас не устраивает. Это ведь
наша ценность (вспомните ромашку, которую мы делали в самом начале нашего за-
нятия). Единственным выходом из подобного противоречия является поиск некоего
третьего, нейтрального для обеих конфликтующих сторон варианта. Это может
быть компромисс или решение, построенное на взаимоуважении ценностей друг дру-
га. Подробнее о том, как преодолевать разного рода конфликты, мы поговорим на за-
нятии «Разрешаем конфликты».
Завершите занятие традиционными блоками:
В с е м с п а с и б о !
Д о с л е д у щ е й в с т р е ч и ! ! !
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее ак- туальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Если осталось мало времени от занятия и/
или группа устала, нужно провести экспресс- способы рефлексии (см. Введение в про- грамму)
Итоговый вывод:
Сегодня мы столкнулись со сложной темой, которая затрагивает каждого из
нас, потому что у всех нас есть ценности. Мы живем, и, значит, у нас уже есть
то, что мы не хотим потерять. Это и есть ценность.
Как мы сегодня узнали, ценности бывают разными: более значимыми и менее
значимыми, общественными, личными и групповыми. Ценности формируются
на протяжении всей нашей жизни. Это своеобразный фундамент, на котором
мы стоим и живем. Именно поэтому одна из важных ценностей - это здоровье.
Без этой ценности все человечество бы уже давно вымерло. И мы бы с вами
сегодня здесь не встретились и не размышляли бы о наших жизненных ценно-
стях. Давайте об этом помнить. Удачи!
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
53
Жизненные ценности
Приложение к упражнению «Ромашка»
54
Жизненные ценности
ЭМОЦИИ
Эмоции
План занятия
Время
Примечания
Вводные слова
1-2 мин
Разминка
Упражнение «Пожарные»
10 мин
Блок «Вспомним все»
Что было на предыдущем занятии?
5 мин
Основная часть занятия
Упражнение «Рассмеши» и ввод в тему. Обсуждение
20 мин
Упражнение «Изобрази эмоцию»
10 мин
Теория «Эмоциональные состояния»
15 мин
Приложение распечатать всем участникам
Перерыв
Упражнение «Рисунки на спине»
15 мин
Заготовить заранее рисунки
Упражнение «Коробочка»
10 мин
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Итоговый вывод
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
Необходимый материал:
1. Мячик (как для большого тенниса);
2. Карандаши – 5 шт;
3. Музыка динамичная, под которую можно бегать, длительностью до 10 мин;
4. Музыка медитативная, спокойная и красивая, длительностью не менее 30 мин;
5. Приложение (распечатать, как указано в упражнении);
6. Рисунки (дом, елка, часы, цветок в вазе и т.д.);
7. Листы формата А4 – 5 шт.
Задачи тренинга:
1. Объяснить, что такое эмоции, какими они бывают, прояснить позитивное и не- гативное влияние эмоций на развитие жизненных ситуаций;
2. Сформировать внимательное отношение к эмоциям как «предупредительным сигналам»;
3. Научить определять свое эмоциональное состояние.
56
Я рад(-а) всех приветствовать на нашем занятии! Как у вас настроение?
Давайте, пожалуй, начнем.
Что новенького и интересного произошло с вами за то время, пока мы не виделись?
Ответы участников.
Начнем, как всегда, с разминки, поэтому давайте встанем и поставим стулья в круг
спинками внутрь.
Пояснение:
Стулья расставляются по количеству участников в круг спинками внутрь (или больше на 2-3 стула). Участники встают каждый около какого-либо стула. Для упражнения потребуется динамичная музыка.
Инструкция:
Пока будет звучать музыка, вы должны бегать по кругу. Когда музыка
остановится, каждый из вас должен остановиться напротив какого-либо стула (сту-
льев хватит всем) и снять одну свою вещь (это может быть какой-то аксессуар: часы,
заколка, цепочка, или одежда: пиджак, шарф и т.д., или обувь). Только, дамы и господа,
давайте вести себя в рамках приличия
☺
. Затем я опять включаю музыку, и вы опять
продолжаете бегать по кругу до прекращения музыки. После остановки вы снимаете
вторую вещь и также оставляете ее на стуле, рядом с которым вы остановились. Там
уже может лежать чужая вещь, вы ее не трогаете, а только рядом с ней кладете свою.
Таких кругов будет несколько. И как только вы услышите слово: «ПОЖАР!!!», вы должны
как можно быстрее собрать все свои вещи и надеть их на себя. После этого издать по-
бедный крик индейца. Кто сделал это первым, тот победил. Всем понятно? Побежали.
Рекомендация ведущему:
инструкцию лучше всего давать дозированно: сначала сказать, что когда музыка звучит, все бегут, когда не звучит – встают напротив какого-либо стула. После начала упражнения и первой остановки - попросить снять одну вещь. Сколько вещей будет снято, решать вам, но обычно это 3-4 вещи, чтобы никому не было неловко и не пришлось раздеваться. Вы также должны следить, чтобы участники останавливались напро- тив разных стульев, может, даже диаметрально противоположных. Под конец упражнения, после последней остановки, вы рассказываете про сигнал «Пожар!» и включаете музыку в последний раз. Если группа стеснительная, ведущему лучше тоже участвовать.
А сейчас давайте вспомним, что было у нас на предыдущем занятии.
По окончании блока ведущий должен связать эту тему с темой предыдущих занятий.
Чтобы лучше понять тему нашего сегодняшнего занятия, давайте сделаем сначала
«смешное» – в буквальном смысле - упражнение.
Пояснение:
Отодвиньте стулья по краям помещения, чтобы центр был свободен.
Инструкция:
Итак, нужен один доброволец (выбирается доброволец). Все остальные
Разминка
«Пожарные»
Блок «Вспомним все»
Упражнение
«Рассмеши»
57
Эмоции
сейчас у нас будут неподвиж-
ными, как статуи, или «за-
мороженными». Вы должны
замереть в какой-либо позе и
ни на что не реагировать. За-
крывать глаза нельзя. Добро-
волец постарается вызвать
у вас какие-нибудь эмоции,
рассмешить или разговорить
вас. Те, кого «рассмешили –
разморозили», переходят в
команду добровольца и по-
могают ему «рассмешить
– разморозить» оставшихся.
Трогать друг друга нельзя.
Так можно поиграть несколько раз, выбирая всегда нового до- бровольца.
Анализ упражнения:
Сложно ли было «размораживать» людей?
Кто оказался самым стойким?
(можно поаплодировать ему в конце упражнения)
А сложно ли было сдерживаться?
Как вы думаете, почему одним было труднее сдерживаться и они «раскалывались»
быстро, а кто-то держался намного дольше?
Дело в том, что разные люди по-разному эмоциональны: кого-то можно быстро рас-
смешить, а кого-то очень трудно. То же относится и к другим нашим эмоциям. А все
из-за того, что мы по-разному умеем контролировать наши эмоции. Вот об этом и
будет наше сегодняшнее занятие.
Есть такое утверждение: «Полнота жизни определяется по одному единственному
критерию: сколько чувств в этой самой жизни».
Вы согласны с ним?
Выслушайте мнения участников.
А вообще, как вы считаете, полезны или вредны эмоции?
Обсудите разные позиции.
Эмоции отражают наше отношение к миру, к возникшей ситуации, к нашей роли в ней
и другим людям.
Почему возникают эмоции?
Выслушайте ответы и запишите их кратко на доске, подбодрите отвечающих, дополните своими ответами, которые также запишите на доске.
Условия возникновения эмоций:
Удовлетворенность/неудовлетворенность желания z
Неожиданная ситуация (может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции)
z
Конфликтная ситуация/разрешение конфликтной ситуации z
Существование угрозы и невозможность ее избежать z
Сопереживание другому человеку или когда кто-то сопереживает вам z
Везение/невезение z
58
Пояснение:
Это упражнение-пантомима
Инструкция:
Мне нужен один доброволец.
Сейчас так, чтобы никто не слышал, я на-
зову добровольцу какую-либо эмоцию (вос- пользуйтесь Приложением, но не показывайте его участникам), которую ему нужно будет
изобразить с помощью пантомимы, т.е.
без слов, а вы будете зрителями и попы-
таетесь угадать, что это за эмоция. Кто
первый угадает, тот будет показывать
следующую эмоцию. Итак, давайте начнем.
Рекомендации ведущему:
Если вы хо- тите, чтобы все могли поучаствовать в этом упражнении, сделайте так, чтобы каждый смог показать эмоцию (например, раздайте всем карточки с разными эмоциями или попросите всех участников по очереди показать то, что вы скажете «на ушко» первому). Желательно начать с легких (для изображения) эмоций из Приложения – «Счастье», «Печаль», «Злость»,
«Страх», «Радость», а потом переходить к более сложным.
Анализ упражнения:
Трудно ли было понять, какую эмоцию показывает человек?
Трудно ли было вам показывать эмоцию? Почему?
Есть люди эмоциональные и рациональные.
Эмоциональные люди лучше понимают и проявляют эмоции, а главное - могут вы-
z
разить свою эмоцию в тот момент, когда ее испытывают.
Рациональные люди легче сдерживают себя и контролируют свои эмоции, они при-
z
выкли решать проблему, а не утешать и сочувствовать. Когда же они остаются
одни, и никто их не видит, при этом есть эмоциональный раздражитель (напри-
мер, фильм или музыка), они могут позволить себе минуту слабости.
На протяжении всех занятий мы будем анализировать, что почувствовали после того
или иного упражнения. Этот процесс называется рефлексией или самонаблюдением. Это
очень важно делать и по жизни, потому что тогда мы сможем справиться с испытания-
ми, свалившимися на нас. Все важные решения нужно принимать на «холодную голову», а
не «на эмоциях». Самонаблюдение помогает нам «остудить» себя, помогает понять, по-
чему мы поступили так, а не иначе, почему нас это задевает. После такого самоанализа
легче принять правильное решение и найти путь, по которому стоит идти.
Чтобы лучше понять, что мы чувствуем, нужно, как минимум, знать, какие эмоции
бывают, а потом – научиться понимать эмоции.
Упражнение
«Изобрази эмоцию»
Теория «Эмоциональ-
ные состояния»
59
Эмоции
Комментарий:
Далее весь материал надо изучить и его суть пересказать участникам.
Раздайте «Таблицу чувств» каждому участнику (см. Приложение). Проанализируйте ее вме- сте с участниками.
Обратите их внимание на то, что:
основных эмоций всего четыре (счастье, печаль, злость, страх);
z все они различаются по степени выраженности (счастье: удовольствие-радость-экстаз; z
страх: растерянность-боязнь-паника; печаль: грусть-тоска-горе и др.).
Наши эмоции очень разнообразны в своих проявлениях. Мы можем тихо радоваться, а
можем кричать от счастья. Мы можем слегка загрустить, а можем рыдать от боли.
Иногда мы даже не понимаем, что чувствуем в данный момент. Нужно научиться
понимать свои эмоции, осознавать их. Это первый шаг к тому, чтобы научиться по-
могать самому себе, если эмоция негативная. Иногда мы чувствуем, что нам плохо, а
почему и что именно портит нам настроение, что конкретно мы испытываем – не
понимаем. А стоит осознать, что мы ревнуем, или злимся, или обижены, или боимся, и
уже можно идти дальше – подумать о том, что нужно сделать, чтобы этого мешаю-
щего нам чувства не было.
Скажите, а какие эмоции вам сложнее побороть в себе?
Пусть участники назовут эти эмоции и приведут свои примеры из жизни.
Поощрите отвечающих.
Смотрите, какие, оказывается, бывают эмоции! Они все разные, но самое интересное,
что выражение этих эмоций и чувства от них у всех одинаковы. Именно поэтому мы
можем понимать друг друга. Можно даже сказать, что эмоции являются универсаль-
ным эталонным языком, который без слов может понять любой человек на земле.
Поэтому, если овладеть этим языком, будет легче понимать других людей, их чувства
и ощущения.
Давайте при помощи следующего упражнения поучимся прислушиваться к своим
ощущениям. Это позволит нам в дальнейшем быть наблюдательными и понять свои
собственные эмоции, чтобы изучить эмоциональный язык.
Пояснение:
Это своеобразная и увлекательная игра, способствующая развитию тонкости восприятия и умения прислушиваться к своим ощущениям. Кроме того, эта игра обеспечи- вает определенный уровень физической и психологической близости между участниками.
Группа сплачивается, участники становятся бодрыми и веселыми. Когда они в достаточной степени овладеют игрой, они смогут использовать в ней любые образы, в том числе и свя- занные с тематикой данной программы.
Инструкция:
Разбейтесь, пожалуйста, на группы по 5-6 человек в каждой (это может быть 2-3 группы, в которых
обязательно должно быть одинаковое количество человек).
Пусть каждая группа сядет сейчас на стулья «паровозиком», так, чтобы все, кроме пер-
вого человека, могли видеть спину соседа. А сейчас я объясню вам, что мы будем делать.
Я подзову из каждой группы (паровозика) последних участников и покажу им рисунок.
(Рисунки следует заготовить заранее. Каждой команде – свой рисунок, где изображены, на- пример, дом, елка, часы, цветок в вазе и т.д.). Этот рисунок им нужно будет изобразить
на спине сидящего перед ними участника, который постарается «прочитать» своей
Упражнение
«Рисунки на спине»
60
пересадке органов»
50
3. Нельзя оставаться в стороне от обсуждения;
4. Каждый должен в ходе дискуссии высказать своё мнение.
Комментарий:
Возможно, кто-то останется при своем мнении, и к нему даже присоеди- няться другие участники. Тем самым, может стихийно образоваться вторая группа со своим мнением. Сначала ведущий, если есть время, должен попробовать сделать так, чтобы группы смогли найти общее решение, но если это не получается, то оставить, как есть: 2 группы со своими решениями.
Понятно?
Можно добавить 1 мин., сказав об этом всей группе.
Анализ упражнения:
Вопросы необходимо задавать постепенно, а не все сразу.
Почему вы отдали предпочтение именно этому пациенту?
z
Какая разделяемая вами ценность стоит за этим выбором?
z
Какие ценности стояли за отвергнутыми вами вариантами?
z
Как вам кажется, кому бы врачи отдали почку в нашем обществе?
z
Скорее всего, вы столкнетесь с тем, что ребята в ответе на последний вопрос будут осуждать общество, скажут, что для него сейчас основной ценностью являются деньги и врачи отдали бы почку известному актеру или тому, кто больше заплатит. Не спешите их разубеждать.
Просто уверенно и четко придерживайтесь своей точки зрения.
После того, как все выскажутся по поводу упражнения, спросите:
Вы заметили такой факт, что большинство наших ценностей являются социаль-
но одобряемыми. Почему, как вам кажется? Выслушайте ответы ребят.
А не потому ли, что они образовались из общественных ценностей? Может, обще-
ство на самом деле не такое плохое, как вам кажется? Выслушайте ответы ребят.
Да, я вижу, что попотеть нам пришлось сильно, пребывая в роли хирургов и принимая
судьбоносные решения. Главное, что мы узнали из этого упражнения – наши собствен-
ные ценности часто расходятся с общественными, а, точнее, общественные ценности
вмешиваются в наши и тем самым создают внутри нас противоречия и конфликты.
Увы, с этим мы будем сталкиваться почти всю свою жизнь. А особенно часто это
происходит в нашем возрасте, так как мы именно сейчас пытаемся примерить на
себя общественные ценности, и некоторые из них нам не нравятся. И тут дилемма:
если исходишь только из собственных ценностей – ты обречен на одиночество. Если
хочешь быть с людьми – надо уважать их ценности, ведь общественные ценности
складываются десятилетиями, а иногда и веками.
Давайте сделаем сейчас упражнение, которое поможет нам в кое в чем разобраться.
Пояснение:
В этом упражнении участники готовят и разыгрывают сценки малыми груп- пами. Необходимо разбить группу на 2-4 подгруппы. Каждая подгруппа получает задание
– разыграть конфликт между ценностями в различных возрастных группах (подростки – взрослые).
Инструкция:
Вы разбились на команды. Сейчас каждая команда получит задание.
Упражнение
«Конфликт ценностей»
51
Жизненные ценности
Ваша задача – придумать и разыграть коротенькую сценку о том, как проявляется
конфликт ценностей взрослых и подростков. На обдумывание сценки вам даётся 5
минут, на подготовку сценки – 7 минут, а на её проигрывание – 3 минуты. Если во-
просов больше нет, подходите ко мне за карточками (карточки нужно заранее распе-
чатать). В каждой карточке есть описание конкретной ситуации.
Карточки для подгрупп:
После показа сценки (какой бы она ни была), обязательно надо поблагодарить группу апло- дисментами.
Комментарий:
Если у вас мало времени для разыгрывания сценок, можно ограничиться про- сто обсуждением каждой ситуации.
Анализ упражнения:
Обсуждение прово- дится после показа каждой сценки по следую- щим вопросам.
Вопрос подгруппе, которая смотрела сценку:
Какая ценность лежала в основе поведе-
z
ния взрослых?
А какая – в основе поведения подростков?
z
Для ответа на эти вопросы можно обратиться к списку ценностей (на доске).
В чем выражался конфликт ценностей в сценке, которую вы увидели?
z
Ситуация 1
Отец хочет, чтобы сын уделял больше времени учебе, т.к. в следующем году ему по- ступать вуз. А сын, между тем, тратит много времени на общение с друзьями: ходит гулять, приводит друзей домой.
Ситуация 2
Родители считают, что «девушку украшает скромность», а их дочь одевается «сексу- ально» и пользуется косметикой.
Ситуация 3
Родители и дедушки-бабушки хотят, чтобы их сын и внук поступал на юридический факультет. Сын хочет быть музыкантом, все вечера он проводит на репетициях своей начинающей рок-группы.
Ситуация 4
Соседи жалуются родителям подростков на то, что те шумят поздно вечером под их окнами. Подростки не считают, что они в чем-то виноваты.
52
Вопрос подгруппе, которая показывала сценку (задается только тогда, когда все из первой подгруппы ответили на вопрос):
Что вы хотели показать этой сценкой?
Согласны ли вы с мнениями «зрителей»?
Конфликт каких ценностей вы хотели изобразить?
Вопрос ко всем:
Сталкивались ли вы с подобными ситуациями в вашей жизни?
Приведите свои примеры ситуаций, в которых конфликтуют ценности подрост-
ков и взрослых.
Обычно люди с разными системами ценностей тяжело уживаются друг с другом. От-
казаться от того, что для нас значимо – такой вариант нас не устраивает. Это ведь
наша ценность (вспомните ромашку, которую мы делали в самом начале нашего за-
нятия). Единственным выходом из подобного противоречия является поиск некоего
третьего, нейтрального для обеих конфликтующих сторон варианта. Это может
быть компромисс или решение, построенное на взаимоуважении ценностей друг дру-
га. Подробнее о том, как преодолевать разного рода конфликты, мы поговорим на за-
нятии «Разрешаем конфликты».
Завершите занятие традиционными блоками:
В с е м с п а с и б о !
Д о с л е д у щ е й в с т р е ч и ! ! !
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее ак- туальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Если осталось мало времени от занятия и/
или группа устала, нужно провести экспресс- способы рефлексии (см. Введение в про- грамму)
Итоговый вывод:
Сегодня мы столкнулись со сложной темой, которая затрагивает каждого из
нас, потому что у всех нас есть ценности. Мы живем, и, значит, у нас уже есть
то, что мы не хотим потерять. Это и есть ценность.
Как мы сегодня узнали, ценности бывают разными: более значимыми и менее
значимыми, общественными, личными и групповыми. Ценности формируются
на протяжении всей нашей жизни. Это своеобразный фундамент, на котором
мы стоим и живем. Именно поэтому одна из важных ценностей - это здоровье.
Без этой ценности все человечество бы уже давно вымерло. И мы бы с вами
сегодня здесь не встретились и не размышляли бы о наших жизненных ценно-
стях. Давайте об этом помнить. Удачи!
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
53
Жизненные ценности
Приложение к упражнению «Ромашка»
54
Жизненные ценности
ЭМОЦИИ
Эмоции
План занятия
Время
Примечания
Вводные слова
1-2 мин
Разминка
Упражнение «Пожарные»
10 мин
Блок «Вспомним все»
Что было на предыдущем занятии?
5 мин
Основная часть занятия
Упражнение «Рассмеши» и ввод в тему. Обсуждение
20 мин
Упражнение «Изобрази эмоцию»
10 мин
Теория «Эмоциональные состояния»
15 мин
Приложение распечатать всем участникам
Перерыв
Упражнение «Рисунки на спине»
15 мин
Заготовить заранее рисунки
Упражнение «Коробочка»
10 мин
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Итоговый вывод
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
Необходимый материал:
1. Мячик (как для большого тенниса);
2. Карандаши – 5 шт;
3. Музыка динамичная, под которую можно бегать, длительностью до 10 мин;
4. Музыка медитативная, спокойная и красивая, длительностью не менее 30 мин;
5. Приложение (распечатать, как указано в упражнении);
6. Рисунки (дом, елка, часы, цветок в вазе и т.д.);
7. Листы формата А4 – 5 шт.
Задачи тренинга:
1. Объяснить, что такое эмоции, какими они бывают, прояснить позитивное и не- гативное влияние эмоций на развитие жизненных ситуаций;
2. Сформировать внимательное отношение к эмоциям как «предупредительным сигналам»;
3. Научить определять свое эмоциональное состояние.
56
Я рад(-а) всех приветствовать на нашем занятии! Как у вас настроение?
Давайте, пожалуй, начнем.
Что новенького и интересного произошло с вами за то время, пока мы не виделись?
Ответы участников.
Начнем, как всегда, с разминки, поэтому давайте встанем и поставим стулья в круг
спинками внутрь.
Пояснение:
Стулья расставляются по количеству участников в круг спинками внутрь (или больше на 2-3 стула). Участники встают каждый около какого-либо стула. Для упражнения потребуется динамичная музыка.
Инструкция:
Пока будет звучать музыка, вы должны бегать по кругу. Когда музыка
остановится, каждый из вас должен остановиться напротив какого-либо стула (сту-
льев хватит всем) и снять одну свою вещь (это может быть какой-то аксессуар: часы,
заколка, цепочка, или одежда: пиджак, шарф и т.д., или обувь). Только, дамы и господа,
давайте вести себя в рамках приличия
☺
. Затем я опять включаю музыку, и вы опять
продолжаете бегать по кругу до прекращения музыки. После остановки вы снимаете
вторую вещь и также оставляете ее на стуле, рядом с которым вы остановились. Там
уже может лежать чужая вещь, вы ее не трогаете, а только рядом с ней кладете свою.
Таких кругов будет несколько. И как только вы услышите слово: «ПОЖАР!!!», вы должны
как можно быстрее собрать все свои вещи и надеть их на себя. После этого издать по-
бедный крик индейца. Кто сделал это первым, тот победил. Всем понятно? Побежали.
Рекомендация ведущему:
инструкцию лучше всего давать дозированно: сначала сказать, что когда музыка звучит, все бегут, когда не звучит – встают напротив какого-либо стула. После начала упражнения и первой остановки - попросить снять одну вещь. Сколько вещей будет снято, решать вам, но обычно это 3-4 вещи, чтобы никому не было неловко и не пришлось раздеваться. Вы также должны следить, чтобы участники останавливались напро- тив разных стульев, может, даже диаметрально противоположных. Под конец упражнения, после последней остановки, вы рассказываете про сигнал «Пожар!» и включаете музыку в последний раз. Если группа стеснительная, ведущему лучше тоже участвовать.
А сейчас давайте вспомним, что было у нас на предыдущем занятии.
По окончании блока ведущий должен связать эту тему с темой предыдущих занятий.
Чтобы лучше понять тему нашего сегодняшнего занятия, давайте сделаем сначала
«смешное» – в буквальном смысле - упражнение.
Пояснение:
Отодвиньте стулья по краям помещения, чтобы центр был свободен.
Инструкция:
Итак, нужен один доброволец (выбирается доброволец). Все остальные
Разминка
«Пожарные»
Блок «Вспомним все»
Упражнение
«Рассмеши»
57
Эмоции
сейчас у нас будут неподвиж-
ными, как статуи, или «за-
мороженными». Вы должны
замереть в какой-либо позе и
ни на что не реагировать. За-
крывать глаза нельзя. Добро-
волец постарается вызвать
у вас какие-нибудь эмоции,
рассмешить или разговорить
вас. Те, кого «рассмешили –
разморозили», переходят в
команду добровольца и по-
могают ему «рассмешить
– разморозить» оставшихся.
Трогать друг друга нельзя.
Так можно поиграть несколько раз, выбирая всегда нового до- бровольца.
Анализ упражнения:
Сложно ли было «размораживать» людей?
Кто оказался самым стойким?
(можно поаплодировать ему в конце упражнения)
А сложно ли было сдерживаться?
Как вы думаете, почему одним было труднее сдерживаться и они «раскалывались»
быстро, а кто-то держался намного дольше?
Дело в том, что разные люди по-разному эмоциональны: кого-то можно быстро рас-
смешить, а кого-то очень трудно. То же относится и к другим нашим эмоциям. А все
из-за того, что мы по-разному умеем контролировать наши эмоции. Вот об этом и
будет наше сегодняшнее занятие.
Есть такое утверждение: «Полнота жизни определяется по одному единственному
критерию: сколько чувств в этой самой жизни».
Вы согласны с ним?
Выслушайте мнения участников.
А вообще, как вы считаете, полезны или вредны эмоции?
Обсудите разные позиции.
Эмоции отражают наше отношение к миру, к возникшей ситуации, к нашей роли в ней
и другим людям.
Почему возникают эмоции?
Выслушайте ответы и запишите их кратко на доске, подбодрите отвечающих, дополните своими ответами, которые также запишите на доске.
Условия возникновения эмоций:
Удовлетворенность/неудовлетворенность желания z
Неожиданная ситуация (может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции)
z
Конфликтная ситуация/разрешение конфликтной ситуации z
Существование угрозы и невозможность ее избежать z
Сопереживание другому человеку или когда кто-то сопереживает вам z
Везение/невезение z
58
Пояснение:
Это упражнение-пантомима
Инструкция:
Мне нужен один доброволец.
Сейчас так, чтобы никто не слышал, я на-
зову добровольцу какую-либо эмоцию (вос- пользуйтесь Приложением, но не показывайте его участникам), которую ему нужно будет
изобразить с помощью пантомимы, т.е.
без слов, а вы будете зрителями и попы-
таетесь угадать, что это за эмоция. Кто
первый угадает, тот будет показывать
следующую эмоцию. Итак, давайте начнем.
Рекомендации ведущему:
Если вы хо- тите, чтобы все могли поучаствовать в этом упражнении, сделайте так, чтобы каждый смог показать эмоцию (например, раздайте всем карточки с разными эмоциями или попросите всех участников по очереди показать то, что вы скажете «на ушко» первому). Желательно начать с легких (для изображения) эмоций из Приложения – «Счастье», «Печаль», «Злость»,
«Страх», «Радость», а потом переходить к более сложным.
Анализ упражнения:
Трудно ли было понять, какую эмоцию показывает человек?
Трудно ли было вам показывать эмоцию? Почему?
Есть люди эмоциональные и рациональные.
Эмоциональные люди лучше понимают и проявляют эмоции, а главное - могут вы-
z
разить свою эмоцию в тот момент, когда ее испытывают.
Рациональные люди легче сдерживают себя и контролируют свои эмоции, они при-
z
выкли решать проблему, а не утешать и сочувствовать. Когда же они остаются
одни, и никто их не видит, при этом есть эмоциональный раздражитель (напри-
мер, фильм или музыка), они могут позволить себе минуту слабости.
На протяжении всех занятий мы будем анализировать, что почувствовали после того
или иного упражнения. Этот процесс называется рефлексией или самонаблюдением. Это
очень важно делать и по жизни, потому что тогда мы сможем справиться с испытания-
ми, свалившимися на нас. Все важные решения нужно принимать на «холодную голову», а
не «на эмоциях». Самонаблюдение помогает нам «остудить» себя, помогает понять, по-
чему мы поступили так, а не иначе, почему нас это задевает. После такого самоанализа
легче принять правильное решение и найти путь, по которому стоит идти.
Чтобы лучше понять, что мы чувствуем, нужно, как минимум, знать, какие эмоции
бывают, а потом – научиться понимать эмоции.
Упражнение
«Изобрази эмоцию»
Теория «Эмоциональ-
ные состояния»
59
Эмоции
Комментарий:
Далее весь материал надо изучить и его суть пересказать участникам.
Раздайте «Таблицу чувств» каждому участнику (см. Приложение). Проанализируйте ее вме- сте с участниками.
Обратите их внимание на то, что:
основных эмоций всего четыре (счастье, печаль, злость, страх);
z все они различаются по степени выраженности (счастье: удовольствие-радость-экстаз; z
страх: растерянность-боязнь-паника; печаль: грусть-тоска-горе и др.).
Наши эмоции очень разнообразны в своих проявлениях. Мы можем тихо радоваться, а
можем кричать от счастья. Мы можем слегка загрустить, а можем рыдать от боли.
Иногда мы даже не понимаем, что чувствуем в данный момент. Нужно научиться
понимать свои эмоции, осознавать их. Это первый шаг к тому, чтобы научиться по-
могать самому себе, если эмоция негативная. Иногда мы чувствуем, что нам плохо, а
почему и что именно портит нам настроение, что конкретно мы испытываем – не
понимаем. А стоит осознать, что мы ревнуем, или злимся, или обижены, или боимся, и
уже можно идти дальше – подумать о том, что нужно сделать, чтобы этого мешаю-
щего нам чувства не было.
Скажите, а какие эмоции вам сложнее побороть в себе?
Пусть участники назовут эти эмоции и приведут свои примеры из жизни.
Поощрите отвечающих.
Смотрите, какие, оказывается, бывают эмоции! Они все разные, но самое интересное,
что выражение этих эмоций и чувства от них у всех одинаковы. Именно поэтому мы
можем понимать друг друга. Можно даже сказать, что эмоции являются универсаль-
ным эталонным языком, который без слов может понять любой человек на земле.
Поэтому, если овладеть этим языком, будет легче понимать других людей, их чувства
и ощущения.
Давайте при помощи следующего упражнения поучимся прислушиваться к своим
ощущениям. Это позволит нам в дальнейшем быть наблюдательными и понять свои
собственные эмоции, чтобы изучить эмоциональный язык.
Пояснение:
Это своеобразная и увлекательная игра, способствующая развитию тонкости восприятия и умения прислушиваться к своим ощущениям. Кроме того, эта игра обеспечи- вает определенный уровень физической и психологической близости между участниками.
Группа сплачивается, участники становятся бодрыми и веселыми. Когда они в достаточной степени овладеют игрой, они смогут использовать в ней любые образы, в том числе и свя- занные с тематикой данной программы.
Инструкция:
Разбейтесь, пожалуйста, на группы по 5-6 человек в каждой (это может быть 2-3 группы, в которых
обязательно должно быть одинаковое количество человек).
Пусть каждая группа сядет сейчас на стулья «паровозиком», так, чтобы все, кроме пер-
вого человека, могли видеть спину соседа. А сейчас я объясню вам, что мы будем делать.
Я подзову из каждой группы (паровозика) последних участников и покажу им рисунок.
(Рисунки следует заготовить заранее. Каждой команде – свой рисунок, где изображены, на- пример, дом, елка, часы, цветок в вазе и т.д.). Этот рисунок им нужно будет изобразить
на спине сидящего перед ними участника, который постарается «прочитать» своей
Упражнение
«Рисунки на спине»
60