Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 352
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Ослики»
84
Анализ упражнения:
Какие варианты выхода из этого «конфликта» были найдены осликами?
В каких случаях кому из осликов было комфортнее?
Какие чувства испытывали ослики, решая проблему тем или иным способом?
Мы вместе с нашими осликами нашли огромное количество решений проблемы. Давай-
те поговорим о том, какие существуют варианты выхода из конфликтов.
Мы возьмем одну конфликтную ситуацию и посмотрим, какими способами можно из нее выйти.
Ситуация: сын поздно вернулся домой – отец кричит на него.
1. Уклонение
Стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая её. Часто уклонение пред-
полагает молчание, игнорирование собеседника, физический уход. Линия поведения
типа «ни да, ни нет».
Давайте попробуем разыграть эту конфликтую ситуацию и выход из нее под названи-
ем «Уклонение». Для этого нужны 2 добровольца. Если у вас будут возникать затруд-
нения в обдумывании ситуации, мы будем вам помогать.
Добровольцы изображают сына и отца в данной ситуации.
Анализ.
Вопрос группе:
Удалось ли изобразить уклонение?
z
Вопросы добровольцам:
Что чувствовал «сын» во время конфликта и после уклонения?
z
Что испытывал «отец», когда начинал кричать и после того, как «сын» ушел от
z
конфликта?
Комментарий:
график нарисовать на доске, а далее добавлять в него новые блоки, чтобы в конце получился один полный график.
2. Уступка
Подстройка под собеседника, отказ от своих интересов. Один собеседник уступает
Теория: «Способы
выхода из конфликта»
`DI
;G;HR
:G
J9
E9
EN
;BE8;A6
dE??DI;G;HR
'2
'2
'#(
jabed[d_[
85
Разрешаем конфликты
другому. При этом приспосабливающийся часто делает вид, что ничего не произошло,
скрывая свои негативные эмоции.
Давайте разыграем эту же ситуацию и «уступку» со стороны сына.
Добровольцы изображают сына и отца в данной ситуации, у которой теперь другой финал.
Сын поздно вернулся домой – отец кричит на него, требуя, чтобы тот приходил домой
не позднее 21 часа. Подросток соглашается с отцом, признает свою полную неправоту
и, подчиняясь требованиям отца, обещает, что это было в последний раз.
Анализ.
Вопрос группе:
Удалось ли изобразить уступку?
z
Вопросы добровольцам:
Что чувствовал «сын» во время конфликта и после уступки?
z
Что испытывал «отец», когда начинал кричать, и после того, как «сын» уступил?
z
3. Компромисс
Решение конфликта - через взаимные уступки. Разрешая конфликт таким образом,
оба участника не полностью получают желаемое. Оба участника стремятся по-
лучить что-то для себя, но и немного уступают другому ради сохранения отноше-
ний.
Давайте теперь разыграем компромисс.
Те же самые добровольцы изображают сына и отца в данной ситуации, у которой теперь должен быть новый финал. Если они затрудняются, ведущий и группа могут им что-то под- сказать.
Сын поздно вернулся домой – отец кричит на него, требуя, чтобы тот приходил домой
не позднее 21 часа. Подросток предлагает отцу компромисс-взаимоуступку: с поне-
дельника до четверга он приходит домой в 21.00, но в пятницу и субботу отец позволя-
ет ему приходить в 23.00 часа.
Анализ.
Вопрос группе:
Удалось ли изобразить компромисс?
z
Вопросы добровольцам:
Трудно ли было найти компромисс?
z
Что чувствовал «сын» во время конфликта и после предложения компромисса?
z
Что испытывал «отец», когда начинал кричать, и после того, как принял условия
z
компромисса?
`DI
;G;HR
:G
J9
E9
EN
;BE8;A6
dE??DI;G;HR
'2
'2
'#(
jhijfaV
jabed[d_[
86
4. Подавление
Это открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции с полным иг-
норированием интересов партнера. Часто в этом случае победу пытаются взять
«силой», перехитрить собеседника, сделать все, чтобы отстоять свой и только свой
интерес.
Подавление – это та линия поведения, которую каждый раз пытается реализовать
отец (не забываем, что речь идет только о нашей ситуации, а в жизни так бывает не
всегда!). Давайте теперь разыграем подавление как стратегию поведения сына.
Те же самые добровольцы изображают конфликтную ситуацию. Если они затрудняются, ве- дущий и группа могут им что-то подсказать.
Сын поздно вернулся домой – отец кричит на него, требуя, чтобы тот приходил домой
не позднее 21 часа. Подросток, игнорируя требования отца, говорит ему в ответ, что
виноватым он себя не чувствует, что он уже взрослый и будет и впредь возвращаться,
когда захочет.
Анализ.
Вопрос группе:
Удалось ли «сыну» подавить «отца»?
z
Вопросы добровольцам:
Что чувствовал «сын» во время конфликта и после того, как он «победил»?
z
Что испытывал «отец», когда начинал кричать, и после того, как его «победили»?
z
5. Сотрудничество
Предполагает поиск решения, которое бы не только удовлетворило интересы обеих
сторон, но и позволило бы им извлечь пользу из конфликта. Иногда для этого необхо-
`DI
;G;HR
:G
J9
E9
EN
;BE8;A6
dE??DI;G;HR
'2
'2
'#(
jhijfaV
aecfgec_hh jabed[d_[
`DI
;G;HR
:G
J9
E9
EN
;BE8;A6
dE??DI;G;HR
'2
'2
'#(
jhijfaV
aecfgec_hh feZVXb[d_[
jabed[d_[
87
Разрешаем конфликты
димо отложить получение желаемого результата на некоторое время.
Итак, это последняя стратегия выхода из конфликта, и, я думаю, ее будет сложнее все-
го придумать и показать. Давайте еще раз попросим наших добровольцев это сделать.
Те же самые добровольцы изображают конфликтную ситуацию. Если они затрудняются, ве- дущий и группа могут им что-то подсказать.
Сын поздно вернулся домой – отец кричит на него, требуя, чтобы тот приходил домой
не позднее 21 часа. Подросток (или отец) предлагает разобраться в ситуации. Каждый
объясняет, почему для него важно поступать именно так (желание почувствовать себя
самостоятельным или просто забывчивость – для сына, тревога за жизнь ребенка –
для отца). Затем отец и сын договариваются об эксперименте: неделю они делают так:
с воскресенья по четверг сын будет возвращаться домой в 21.00. В пятницу и субботу
– не позже 23.00. Начиная с 19.30, один раз в час сын будет САМ звонить отцу и сооб-
щать, все ли в порядке. Отец не будет звонить сыну во время его прогулок, не будет
делать никаких замечаний и кричать. В воскресенье – по завершению эксперимента –
они вместе поедут на рыбалку, на которую уже давно собирались.
Анализ.
Вопрос группе:
Удалось ли изобразить сотрудничество?
z
Вопросы к добровольцам:
Трудно ли было прийти к взаимовыгодному сотрудничеству?
z
Что испытывал «сын» во время конфликта, после того как он узнал о чувствах
z
собеседника, после заключения «мирного соглашения»?
Что испытывал «отец», когда начинал кричать, когда узнал о чувствах сына и по-
z
сле того, как были приняты условия сотрудничества?
Общий анализ инсценировки ситуаций.
Вопросы к добровольцам:
В каком или каких из 5 случаев «сын» чувствовал себя наиболее комфортно?
z
А «отец»?
z
Вопросы к группе:
z
С какими линиями поведения в конфликте вы сталкиваетесь чаще всего в жизни?
z
Можете привести примеры компромисса и сотрудничества (в конфликтных си-
z
туациях) из вашей жизни?
Выводы.
Давайте подведем итоги:
Таким образом, в конфликте возможны 5 линий поведения:
`DI
;G;HR
:G
J9
E9
EN
;BE8;A6
dE??DI;G;HR
'2
'2
'#(
jhijfaV
heigjZd_n[hiXe aecfgec_hh feZVXb[d_[
jabed[d_[
88
Уклонение
✓
– это не решение конфликта, а бегство, уход от него, и ничьи интересы
тут не учитываются;
если я «забиваю» на свои интересы, а интересы другого человека учитываю по мак-
✓
симуму, то это
Уступка;
если я учитываю только свои интересы по максимуму, а чужие - по минимуму или
✓
вообще их в расчет не беру, то это
Подавление, или противоборство. (Внимание!
Эта линия поведения вовсе не подразумевает грубую форму!).
Компромисс
✓
– это когда каждый из участников конфликта чем-то жертвует, что-
бы что-то получить. Это взаимоуступка;
−и, наконец,
✓
Сотрудничество – такое поведение в конфликте, когда интересы каж-
дого из участников учитываются по максимуму.
Сказать, какая линия поведения эффективна, можно только ДОСКОНАЛЬНО проанали-
зировав, продумав все, что касается ситуации конфликта и его участников.
Например, отец предъявляет претензии сыну, будучи нетрезвым. Говорить с ним,
когда он в таком состоянии – бесполезно. Наиболее эффективной линией поведения
сына в этом случае будет
Уклонение. Или: сын опоздал потому, что на час застрял
в лифте (можно позвонить, куда надо, и там подтвердят факт аварии). В такой си-
туации со стороны сына будет допустима линия поведения
Подавление; он скажет о
недопустимости претензий и криков, если
объективные обстоятельства вмешались
в ситуацию, и о том, что ВСЕГДА будет опаздывать, когда будет попадать в подобные
форс-мажорные обстоятельства.
Считается, что
Компромисс и Сотрудничество – это самые эффективные способы
выхода из конфликта, но реализовать их бывает очень трудно.
Пояснение:
Это упражнение хо- рошо тем, что участники не только начинают лучше разбираться в способах выхода из конфликтной ситуации, но и учатся находить оптимальный выход для конкрет- ной ситуации, а также распозна- вать эти стратегии.
Ведущий предлагает для обсуж- дения несколько примеров кон- фликтных ситуаций. Вся группа делится на пары. Если в группе нечетное количество участников, то ведущий-волонтер также участвует в упражнении.
Инструкция:
В этом упражнении мы с вами будем разрешать конфликтные ситуа-
ции. Сейчас каждая пара получит карточку с описанием конфликтной ситуации. Вы
должны будете обсудить ее, найти оптимальный, с вашей точки зрения, способ выхо-
да из конфликта и разыграть эту ситуацию. Итак, вы выбираете 1 из 5-ти известных
вам:
уклонение, уступка, подавление, компромисс, сотрудничество. На подготовку
вам дается 10 минут. После подготовки каждая из пар разыграет перед остальной
Упражнение «Разреша-
ем конфликты»
89
Разрешаем конфликты
группой свою ситуацию. Остальные участники должны будут понять, какой именно
способ был отражен в инсценировке. Время пошло.
Каждой паре выдается карточка с написанной на ней конфликтной ситуацией (описание ситуаций см. ниже).
Хочу обратить ваше внимание, что в каждой ситуации – 2 персонажа: 1-й – тот, кто
совершает действие (или высказывает просьбу, упрек, предложение), и 2-й – тот,
кто на них реагирует. Так вот, мы будем выбирать оптимальную стратегию для 2-го
игрока. Дается 10 минут на подготовку. После подготовки 1-ая пара показывает свою ситуа- цию. Сразу после показа сценки группа пытается догадаться, какой выход из конфликта был продемонстрирован. После этого пара должна объяснить, почему именно этот способ они считают оптимальным. Группа высказывает свои соображения – соглашается или нет. Как только обсуждение 1-ой пары завершено, свой показ начинает вторая пара и т.д.
Варианты ситуаций:
Молодой человек курит в присутствии своей девушки. Она хочет, чтобы он бросил ку-
рить. Ей очень не нравится запах дыма.
Приятель на вечеринке предлагает расслабиться при помощи «травки». Вы считаете,
что наркотики употребляют только дегенераты.
Молодой человек настаивает на сексе. Девушка отказывается, утверждая, что еще не
готова к таким отношениям.
Мама ругается, что сын, вместо того чтобы спать, полночи смотрит телевизор. Сын
утверждает, что ночью показывают самые интересные фильмы.
Мама против, чтобы ее сын дружил с определенной девушкой, говорит, что она «легкого
поведения». Он так не считает, и ему она очень нравится.
Девушка сразу же после знакомства просит молодого человека купить ей пива и пачку
сигарет. Молодому человеку вообще-то не нравятся девушки, которые пьют и курят.
Одноклассница уже 3 часа сидит у Вас дома за компьютером и играет в разные игры. Вам
это порядком надоело.
Анализ упражнения:
Все ли способы выхода из ситуации были угаданы верно?
z
Что вызвало наибольшее затруднение? Почему?
z
Почему не все конфликтные ситуации можно и нужно разрешать с помощью компро-
мисса и сотрудничества?
Назрел интересный вопрос: конфликт – это, по-вашему, хорошо или плохо? Как вы
считаете?
Для наглядности можно разделить доску на две части, в одной записывать минусы, в другой
– полюсы. После обсуждения ведущий подводит итог сказанному участниками и называет свои плюсы и минусы конфликтов, которые ещё не были названы.
Минусы:
Конфликт может быть связан с насильственными методами;
z может способствовать подавленности, пессимизму, негативному настроению;
z
Дискуссия «Плюсы и
минусы конфликтов»
90
84
Анализ упражнения:
Какие варианты выхода из этого «конфликта» были найдены осликами?
В каких случаях кому из осликов было комфортнее?
Какие чувства испытывали ослики, решая проблему тем или иным способом?
Мы вместе с нашими осликами нашли огромное количество решений проблемы. Давай-
те поговорим о том, какие существуют варианты выхода из конфликтов.
Мы возьмем одну конфликтную ситуацию и посмотрим, какими способами можно из нее выйти.
Ситуация: сын поздно вернулся домой – отец кричит на него.
1. Уклонение
Стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая её. Часто уклонение пред-
полагает молчание, игнорирование собеседника, физический уход. Линия поведения
типа «ни да, ни нет».
Давайте попробуем разыграть эту конфликтую ситуацию и выход из нее под названи-
ем «Уклонение». Для этого нужны 2 добровольца. Если у вас будут возникать затруд-
нения в обдумывании ситуации, мы будем вам помогать.
Добровольцы изображают сына и отца в данной ситуации.
Анализ.
Вопрос группе:
Удалось ли изобразить уклонение?
z
Вопросы добровольцам:
Что чувствовал «сын» во время конфликта и после уклонения?
z
Что испытывал «отец», когда начинал кричать и после того, как «сын» ушел от
z
конфликта?
Комментарий:
график нарисовать на доске, а далее добавлять в него новые блоки, чтобы в конце получился один полный график.
2. Уступка
Подстройка под собеседника, отказ от своих интересов. Один собеседник уступает
Теория: «Способы
выхода из конфликта»
`DI
;G;HR
:G
J9
E9
EN
;BE8;A6
dE??DI;G;HR
'2
'2
'#(
jabed[d_[
85
Разрешаем конфликты
другому. При этом приспосабливающийся часто делает вид, что ничего не произошло,
скрывая свои негативные эмоции.
Давайте разыграем эту же ситуацию и «уступку» со стороны сына.
Добровольцы изображают сына и отца в данной ситуации, у которой теперь другой финал.
Сын поздно вернулся домой – отец кричит на него, требуя, чтобы тот приходил домой
не позднее 21 часа. Подросток соглашается с отцом, признает свою полную неправоту
и, подчиняясь требованиям отца, обещает, что это было в последний раз.
Анализ.
Вопрос группе:
Удалось ли изобразить уступку?
z
Вопросы добровольцам:
Что чувствовал «сын» во время конфликта и после уступки?
z
Что испытывал «отец», когда начинал кричать, и после того, как «сын» уступил?
z
3. Компромисс
Решение конфликта - через взаимные уступки. Разрешая конфликт таким образом,
оба участника не полностью получают желаемое. Оба участника стремятся по-
лучить что-то для себя, но и немного уступают другому ради сохранения отноше-
ний.
Давайте теперь разыграем компромисс.
Те же самые добровольцы изображают сына и отца в данной ситуации, у которой теперь должен быть новый финал. Если они затрудняются, ведущий и группа могут им что-то под- сказать.
Сын поздно вернулся домой – отец кричит на него, требуя, чтобы тот приходил домой
не позднее 21 часа. Подросток предлагает отцу компромисс-взаимоуступку: с поне-
дельника до четверга он приходит домой в 21.00, но в пятницу и субботу отец позволя-
ет ему приходить в 23.00 часа.
Анализ.
Вопрос группе:
Удалось ли изобразить компромисс?
z
Вопросы добровольцам:
Трудно ли было найти компромисс?
z
Что чувствовал «сын» во время конфликта и после предложения компромисса?
z
Что испытывал «отец», когда начинал кричать, и после того, как принял условия
z
компромисса?
`DI
;G;HR
:G
J9
E9
EN
;BE8;A6
dE??DI;G;HR
'2
'2
'#(
jhijfaV
jabed[d_[
86
4. Подавление
Это открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции с полным иг-
норированием интересов партнера. Часто в этом случае победу пытаются взять
«силой», перехитрить собеседника, сделать все, чтобы отстоять свой и только свой
интерес.
Подавление – это та линия поведения, которую каждый раз пытается реализовать
отец (не забываем, что речь идет только о нашей ситуации, а в жизни так бывает не
всегда!). Давайте теперь разыграем подавление как стратегию поведения сына.
Те же самые добровольцы изображают конфликтную ситуацию. Если они затрудняются, ве- дущий и группа могут им что-то подсказать.
Сын поздно вернулся домой – отец кричит на него, требуя, чтобы тот приходил домой
не позднее 21 часа. Подросток, игнорируя требования отца, говорит ему в ответ, что
виноватым он себя не чувствует, что он уже взрослый и будет и впредь возвращаться,
когда захочет.
Анализ.
Вопрос группе:
Удалось ли «сыну» подавить «отца»?
z
Вопросы добровольцам:
Что чувствовал «сын» во время конфликта и после того, как он «победил»?
z
Что испытывал «отец», когда начинал кричать, и после того, как его «победили»?
z
5. Сотрудничество
Предполагает поиск решения, которое бы не только удовлетворило интересы обеих
сторон, но и позволило бы им извлечь пользу из конфликта. Иногда для этого необхо-
`DI
;G;HR
:G
J9
E9
EN
;BE8;A6
dE??DI;G;HR
'2
'2
'#(
jhijfaV
aecfgec_hh jabed[d_[
`DI
;G;HR
:G
J9
E9
EN
;BE8;A6
dE??DI;G;HR
'2
'2
'#(
jhijfaV
aecfgec_hh feZVXb[d_[
jabed[d_[
87
Разрешаем конфликты
димо отложить получение желаемого результата на некоторое время.
Итак, это последняя стратегия выхода из конфликта, и, я думаю, ее будет сложнее все-
го придумать и показать. Давайте еще раз попросим наших добровольцев это сделать.
Те же самые добровольцы изображают конфликтную ситуацию. Если они затрудняются, ве- дущий и группа могут им что-то подсказать.
Сын поздно вернулся домой – отец кричит на него, требуя, чтобы тот приходил домой
не позднее 21 часа. Подросток (или отец) предлагает разобраться в ситуации. Каждый
объясняет, почему для него важно поступать именно так (желание почувствовать себя
самостоятельным или просто забывчивость – для сына, тревога за жизнь ребенка –
для отца). Затем отец и сын договариваются об эксперименте: неделю они делают так:
с воскресенья по четверг сын будет возвращаться домой в 21.00. В пятницу и субботу
– не позже 23.00. Начиная с 19.30, один раз в час сын будет САМ звонить отцу и сооб-
щать, все ли в порядке. Отец не будет звонить сыну во время его прогулок, не будет
делать никаких замечаний и кричать. В воскресенье – по завершению эксперимента –
они вместе поедут на рыбалку, на которую уже давно собирались.
Анализ.
Вопрос группе:
Удалось ли изобразить сотрудничество?
z
Вопросы к добровольцам:
Трудно ли было прийти к взаимовыгодному сотрудничеству?
z
Что испытывал «сын» во время конфликта, после того как он узнал о чувствах
z
собеседника, после заключения «мирного соглашения»?
Что испытывал «отец», когда начинал кричать, когда узнал о чувствах сына и по-
z
сле того, как были приняты условия сотрудничества?
Общий анализ инсценировки ситуаций.
Вопросы к добровольцам:
В каком или каких из 5 случаев «сын» чувствовал себя наиболее комфортно?
z
А «отец»?
z
Вопросы к группе:
z
С какими линиями поведения в конфликте вы сталкиваетесь чаще всего в жизни?
z
Можете привести примеры компромисса и сотрудничества (в конфликтных си-
z
туациях) из вашей жизни?
Выводы.
Давайте подведем итоги:
Таким образом, в конфликте возможны 5 линий поведения:
`DI
;G;HR
:G
J9
E9
EN
;BE8;A6
dE??DI;G;HR
'2
'2
'#(
jhijfaV
heigjZd_n[hiXe aecfgec_hh feZVXb[d_[
jabed[d_[
88
Уклонение
✓
– это не решение конфликта, а бегство, уход от него, и ничьи интересы
тут не учитываются;
если я «забиваю» на свои интересы, а интересы другого человека учитываю по мак-
✓
симуму, то это
Уступка;
если я учитываю только свои интересы по максимуму, а чужие - по минимуму или
✓
вообще их в расчет не беру, то это
Подавление, или противоборство. (Внимание!
Эта линия поведения вовсе не подразумевает грубую форму!).
Компромисс
✓
– это когда каждый из участников конфликта чем-то жертвует, что-
бы что-то получить. Это взаимоуступка;
−и, наконец,
✓
Сотрудничество – такое поведение в конфликте, когда интересы каж-
дого из участников учитываются по максимуму.
Сказать, какая линия поведения эффективна, можно только ДОСКОНАЛЬНО проанали-
зировав, продумав все, что касается ситуации конфликта и его участников.
Например, отец предъявляет претензии сыну, будучи нетрезвым. Говорить с ним,
когда он в таком состоянии – бесполезно. Наиболее эффективной линией поведения
сына в этом случае будет
Уклонение. Или: сын опоздал потому, что на час застрял
в лифте (можно позвонить, куда надо, и там подтвердят факт аварии). В такой си-
туации со стороны сына будет допустима линия поведения
Подавление; он скажет о
недопустимости претензий и криков, если
объективные обстоятельства вмешались
в ситуацию, и о том, что ВСЕГДА будет опаздывать, когда будет попадать в подобные
форс-мажорные обстоятельства.
Считается, что
Компромисс и Сотрудничество – это самые эффективные способы
выхода из конфликта, но реализовать их бывает очень трудно.
Пояснение:
Это упражнение хо- рошо тем, что участники не только начинают лучше разбираться в способах выхода из конфликтной ситуации, но и учатся находить оптимальный выход для конкрет- ной ситуации, а также распозна- вать эти стратегии.
Ведущий предлагает для обсуж- дения несколько примеров кон- фликтных ситуаций. Вся группа делится на пары. Если в группе нечетное количество участников, то ведущий-волонтер также участвует в упражнении.
Инструкция:
В этом упражнении мы с вами будем разрешать конфликтные ситуа-
ции. Сейчас каждая пара получит карточку с описанием конфликтной ситуации. Вы
должны будете обсудить ее, найти оптимальный, с вашей точки зрения, способ выхо-
да из конфликта и разыграть эту ситуацию. Итак, вы выбираете 1 из 5-ти известных
вам:
уклонение, уступка, подавление, компромисс, сотрудничество. На подготовку
вам дается 10 минут. После подготовки каждая из пар разыграет перед остальной
Упражнение «Разреша-
ем конфликты»
89
Разрешаем конфликты
группой свою ситуацию. Остальные участники должны будут понять, какой именно
способ был отражен в инсценировке. Время пошло.
Каждой паре выдается карточка с написанной на ней конфликтной ситуацией (описание ситуаций см. ниже).
Хочу обратить ваше внимание, что в каждой ситуации – 2 персонажа: 1-й – тот, кто
совершает действие (или высказывает просьбу, упрек, предложение), и 2-й – тот,
кто на них реагирует. Так вот, мы будем выбирать оптимальную стратегию для 2-го
игрока. Дается 10 минут на подготовку. После подготовки 1-ая пара показывает свою ситуа- цию. Сразу после показа сценки группа пытается догадаться, какой выход из конфликта был продемонстрирован. После этого пара должна объяснить, почему именно этот способ они считают оптимальным. Группа высказывает свои соображения – соглашается или нет. Как только обсуждение 1-ой пары завершено, свой показ начинает вторая пара и т.д.
Варианты ситуаций:
Молодой человек курит в присутствии своей девушки. Она хочет, чтобы он бросил ку-
рить. Ей очень не нравится запах дыма.
Приятель на вечеринке предлагает расслабиться при помощи «травки». Вы считаете,
что наркотики употребляют только дегенераты.
Молодой человек настаивает на сексе. Девушка отказывается, утверждая, что еще не
готова к таким отношениям.
Мама ругается, что сын, вместо того чтобы спать, полночи смотрит телевизор. Сын
утверждает, что ночью показывают самые интересные фильмы.
Мама против, чтобы ее сын дружил с определенной девушкой, говорит, что она «легкого
поведения». Он так не считает, и ему она очень нравится.
Девушка сразу же после знакомства просит молодого человека купить ей пива и пачку
сигарет. Молодому человеку вообще-то не нравятся девушки, которые пьют и курят.
Одноклассница уже 3 часа сидит у Вас дома за компьютером и играет в разные игры. Вам
это порядком надоело.
Анализ упражнения:
Все ли способы выхода из ситуации были угаданы верно?
z
Что вызвало наибольшее затруднение? Почему?
z
Почему не все конфликтные ситуации можно и нужно разрешать с помощью компро-
мисса и сотрудничества?
Назрел интересный вопрос: конфликт – это, по-вашему, хорошо или плохо? Как вы
считаете?
Для наглядности можно разделить доску на две части, в одной записывать минусы, в другой
– полюсы. После обсуждения ведущий подводит итог сказанному участниками и называет свои плюсы и минусы конфликтов, которые ещё не были названы.
Минусы:
Конфликт может быть связан с насильственными методами;
z может способствовать подавленности, пессимизму, негативному настроению;
z
Дискуссия «Плюсы и
минусы конфликтов»
90
может привести к разочарованию в своих способностях, возможностях;
z может привести к отрицательной оценке партнеров по совместной деятельности.
z
Плюсы:
Конфликт это определенная форма разрешения противоречий; разрешив конфликт, мы устраняем z
те недочеты и противоречия, которые привели к нему;
может объединять людей, так происходит сплочение перед лицом внешней угрозы;
z помогает «выпустить пар» и способствует снятию напряженности;
z стимулирует творчество, мобилизует энергию участников на поиск выходов из ситуации;
z позволяет лучше осознать свои потребности, дает опыт;
z может помочь снять напряженность в группе;
z способствует самореализации и самоутверждению личности;
z может служить средством адаптации человека к группе (во время конфликта каждый z
максимально раскрывается, и можно увидеть «кто есть кто»).
Но все эти плюсы могут возникнуть только тогда, когда конфликт разрешается.
Итак, как мы видим, конфликт все же имеет свои плюсы. Он выводит нас на новый
уровень понимания ситуации, а главное - на практике учит нас, как его разрешать и
как предотвращать в будущем.
Завершите занятие традиционными блоками:
В с е м с п а с и б о !
Д о с л е д у щ е й в с т р е ч и ! ! !
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее ак- туальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Если осталось мало времени от занятия и/
или группа устала, нужно провести экспресс- способы рефлексии (см. Введение в про- грамму)
Итоговый вывод:
Сегодня мы с вами узнали, что такое конфликт и откуда он берется. Любой кон-
фликт – это маленькая война, которая может нести и затяжной характер. А
любая войта только разрушает. Поэтому наша задача - не провоцировать кон-
фликт и уж тем более не «подогревать» его и «не подливать масла в огонь». Но
если уж конфликт вспыхнул, надо искать выход из него, ведь после преодоления
конфликта человек становиться мудрее. Хочу завершить наше занятие двумя
афоризмами. Это китайские пословицы: «Причина любой войны – в незнании ее
результатов». И вторая: «Лучший способ выиграть войну – это избежать ее».
Давайте чаще вспоминать эти мудрые слова. Спасибо вам за работу! Удачи вам
в разрешении и, главное, предупреждении всех конфликтов в вашей жизни!
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
91
Разрешаем конфликты
z может привести к отрицательной оценке партнеров по совместной деятельности.
z
Плюсы:
Конфликт это определенная форма разрешения противоречий; разрешив конфликт, мы устраняем z
те недочеты и противоречия, которые привели к нему;
может объединять людей, так происходит сплочение перед лицом внешней угрозы;
z помогает «выпустить пар» и способствует снятию напряженности;
z стимулирует творчество, мобилизует энергию участников на поиск выходов из ситуации;
z позволяет лучше осознать свои потребности, дает опыт;
z может помочь снять напряженность в группе;
z способствует самореализации и самоутверждению личности;
z может служить средством адаптации человека к группе (во время конфликта каждый z
максимально раскрывается, и можно увидеть «кто есть кто»).
Но все эти плюсы могут возникнуть только тогда, когда конфликт разрешается.
Итак, как мы видим, конфликт все же имеет свои плюсы. Он выводит нас на новый
уровень понимания ситуации, а главное - на практике учит нас, как его разрешать и
как предотвращать в будущем.
Завершите занятие традиционными блоками:
В с е м с п а с и б о !
Д о с л е д у щ е й в с т р е ч и ! ! !
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее ак- туальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Если осталось мало времени от занятия и/
или группа устала, нужно провести экспресс- способы рефлексии (см. Введение в про- грамму)
Итоговый вывод:
Сегодня мы с вами узнали, что такое конфликт и откуда он берется. Любой кон-
фликт – это маленькая война, которая может нести и затяжной характер. А
любая войта только разрушает. Поэтому наша задача - не провоцировать кон-
фликт и уж тем более не «подогревать» его и «не подливать масла в огонь». Но
если уж конфликт вспыхнул, надо искать выход из него, ведь после преодоления
конфликта человек становиться мудрее. Хочу завершить наше занятие двумя
афоризмами. Это китайские пословицы: «Причина любой войны – в незнании ее
результатов». И вторая: «Лучший способ выиграть войну – это избежать ее».
Давайте чаще вспоминать эти мудрые слова. Спасибо вам за работу! Удачи вам
в разрешении и, главное, предупреждении всех конфликтов в вашей жизни!
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
91
Разрешаем конфликты